Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Иеффай из семьи Галаада был храбрым воином. Его мать была блудницей и родила его от человека по имени Галаад.
2 У жены Галаада было несколько сыновей. Когда они выросли, они невзлюбили Иеффая и выгнали его из родного города. Они сказали ему:
«Ты ничего не получишь в наследство от нашего отца, потому что ты сын другой женщины».
3 И убежал Иеффай от братьев в землю Тов. Там вокруг него собрались преступные люди и следовали за ним.
4 Через некоторое время аммонитяне напали на Израиль.
5 Старейшины Галаада пошли к Иеффаю, так как хотели, чтобы он покинул землю Тов и вернулся в Галаад.
6 Старейшины сказали Иеффаю:
«Будь нашим вождём, чтобы мы могли сразиться с аммонитянами».
7 Но Иеффай сказал старейшинам Галаада:
«Вы возненавидели меня и выгнали из дома моего отца. Зачем же вы пришли ко мне теперь, когда вы в беде?»
8 Галаадские старейшины ответили Иеффаю:
«Мы пришли для того, чтобы ты пошёл с нами, и сразился с аммонитянами, и стал у нас начальником над всеми жителями Галаада».
9 Иеффай сказал старейшинам:
«Хорошо, если я вернусь, чтобы сразиться с аммонитянами, и, если Господь поможет мне разбить их, тогда я стану вашим начальником».
10 И галаадские старейшины сказали Иеффаю:
«Господь свидетель всему сказанному нами, и мы обещаем делать всё, что ты скажешь нам».
11 Иеффай пошёл с галаадскими старейшинами, и народ сделал его своим вождём и начальником, и Иеффай повторил все свои слова перед Господом в городе Мицфа.
12 Иеффай отправил послов к аммонитскому царю с вопросом:
«О чём спор между нами? Почему ты пришёл воевать на нашей земле?»
13 Аммонитский царь ответил послам Иеффая:
«Когда народ Израиля шёл из Египта, он забрал мою землю от реки Арнон до реки Иавок и реки Иордан. А теперь отдайте мою землю с миром».
14 Послы передали его слова Иеффаю, и Иеффай снова отправил их к аммонитскому царю
15 с таким ответом:
«Вот что говорит Иеффай: „Израиль не взял Моавскую и Аммонитскую землю.
16 Народ Израиля вышел из Египта, пошёл в пустыню к Красному морю и пришёл в Кадес.
17 И израильтяне отправили послов к царю едомскому с просьбой. Они сказали: „Разреши нам пройти через твою землю”. Но едомский царь не разрешил им. Они также отправили послов к моавскому царю. Но и он не позволил пройти через свою землю. И остался народ Израиля в Кадесе.
18 Затем народ Израиля пошёл через пустыню и обошёл Едомскую и Моавскую землю. Израильтяне подошли к восточной границе Моавской земли и разбили лагерь за рекой Арнон. Они не пересекли границу Моава, так как река Арнон и есть граница Моавской земли.
19 Затем народ Израиля отправил послов в город Есевон к Сигону, аморрейскому царю. Послы сказали Сигону: „Позволь народу Израиля пройти по твоей земле. Мы хотим пройти на свою землю”.
20 Но Сигон, аморрейский царь, не доверял израильтянам и не соглашался пропустить Израиль через свою землю. Он собрал свой народ, разбил лагерь в Иааце и сразился с народом Израиля.
21 Но Господь, Бог Израиля, позволил израильтянам разбить Сигона и его войско. Так Израиль получил всю землю, где жили аморреи.
22 Народ Израиля получил землю, которая тянулась от реки Арнон до реки Иавок и от пустыни до реки Иордан. Это была земля аморреев.
23 Это Господь, Бог Израиля, прогнал аморреев с их земли и отдал её народу Израиля, а ты хочешь взять эту землю?
24 Вы живёте на земле, которую вам дал ваш бог Хамос. Так и мы будем жить на земле, которую нам дал Господь, Бог наш!
25 Разве ты лучше моавского царя Валака, сына Сепфора? Ссорился ли он с Израилем, воевал ли он с ним?
26 Израильтяне уже триста лет живут в Есевоне, Ароере, в окружающих их городах и во всех городах вокруг Арнона. Так почему же вы не пытались забрать их всё это время?
27 Израильтяне не сделали тебе ничего плохого, а ты делаешь им зло, выступая войной против них. Так пусть Господь, истинный Судья, решит, кто прав: народ Израиля или аммонитяне”».
28 Но царь аммонитский отказался выслушать послов Иеффая.
29 Затем на Иеффая снизошёл Дух Божий, и Иеффай прошёл через Галаад и Манассию, а из Мицфы Галаадской направился к земле аммонитян.
30 Иеффай дал обет Господу. Он сказал:
«Если Ты позволишь мне разбить аммонитян,
31 то, когда я вернусь с победой, первое, что выйдет мне навстречу из ворот моего дома, я отдам Тебе, Господи, и принесу это в жертву всесожжения».
32 Затем Иеффай пошёл и сразился с аммонитянами, и Господь помог ему разбить их.
33 Он уничтожил двадцать городов, от города Ароер и до Минифа, и дальше до города Авел-Керамим. Это было великое поражение аммонитян, и они смирились перед народом Израиля.
34 Иеффай вернулся в Мицфу. И вот навстречу ему с бубном и танцами вышла из дома его дочь. Она была единственной дочерью Иеффая, других детей у него не было.
35 Когда Иеффай увидел, что дочь первая вышла ему навстречу, он разорвал на себе одежду, чтобы показать своё горе, и сказал:
«Ах, дочь моя! Ты сразила меня! Ты сделала меня очень несчастным! Я дал обет Господу и не могу изменить его!»
36 И сказала Иеффаю дочь:
«Отец, ты дал Господу обет, так сделай со мной то, что обещал. Ведь Господь помог тебе разбить твоих врагов, аммонитян».
37 Затем она сказала отцу:
«Только сделай для меня вот что: отпусти меня одну на два месяца. Я пойду в горы и с подругами буду оплакивать то, что никогда не выйду замуж и не буду иметь детей».
38 Иеффай отпустил дочь на два месяца, и она ушла с подругами в горы, и там они горевали о том, что она никогда не выйдет замуж и не будет иметь детей.
39 А через два месяца она вернулась к отцу, и он сделал то, что обещал Господу. Так дочь Иеффая не познала мужчину, а в Израиле появился обычай:
40 каждый год женщины Израиля вспоминают дочь Иеффая и оплакивают её четыре дня в году.

Комментарии МакДональда

2. Защита Израиля Иеффайем (11:1−28)

11:1−3 Иеффай стал человеком дня. Из описания следует, что он родом из Галаада, бесстрашный воин и сын блудницы. Будучи отвергнут своими соотечественниками, он забрел в землю Тов (вероятно, находившуюся в Сирии), где возглавил банду отчаянных изгоев.

11:4−11 Старейшины Галаада попросили Иеффая возглавить Израильскую армию в сражении против Аммонитян, пообещав признать его вождем, если он поразит врага.

В некотором роде Иеффай напоминает нам Господа Иисуса. Его рождение было сомнительным, и он был отвергнут своими братьями. Оказавшись в рабстве, они вспомнили о нем и обратились к нему за спасением. Согласившись помочь жителям Галаада, Иеффай согласился стать их спасителем, но также настоял и на том, чтобы стать их господином.

11:12−28 Первым делом Иеффай послал гонцов к Аммонитскому царю, предоставив ему возможность объяснить свою агрессию. Царь пожаловался на то, что Израиль украл у него землю по пути из Египта в Ханаан. Иеффай доходчиво объяснил, что это было не так. Господь дал указание Своему народу не связываться с Едомитянами (Втор 2:4−5), Моавитянами (Втор 2:9) или Аммонитянами (Втор 2:19) — все они являлись дальними родственниками Иудеев. Поэтому Израильтяне прошли мимо земли Едомской и земли Моавитской. Но когда они ступили на территорию Аммонитян, ее уже захватили Аморреи под предводительством царя Сигона. Израиль отвоевал эту землю у Аморреев.

Когда царь Аммонитский не захотел отказаться от своих претензий на землю, Иеффай стал готовиться к войне.

3. Клятва Иеффая (11:29−40)

11:29−40 До начала сражения Иеффай дал поспешный обет, что посвятит Господу первое, что выйдет ему на встречу, если вернется победителем. Господь дал ему победу над Аммонитянами, и, когда он вернулся домой, ему навстречу вышла его дочь. Поэтому Иеффай отдал ее Господу.

Существует значительное расхождение во мнениях касательно того, что Иеффай сделал со своей дочерью. Одна точка зрения заключается в том, что он ее убил и принес в жертву Господу во всесожжение. Возможно, это самое очевидное значение этого текста, несмотря на то, что мысль о человеческой жертве вызывает отвращение, и никогда не одобрялась Богом (Втор 18:9−14). В жертву приносились только животные, людей же посвящали, а затем выкупали за деньги (Исх 13:12−13; Лев 27:1−8).

Другая распространенная точка зрения заключается в том, что Иеффай отдал свою дочь на служение Иегове, оставив ее навечно девственницей. Те, кто придерживается этой точки зрения, утверждают, что Иеффай поклялся в том, что первое, что выйдет из дверей его дома, «будет Господу, или вознесу сие на всесожжение» (ст. 31). Версию о вечной девственности подтверждают стихи 37−39. В любом случае, урок для нас состоит в том, что не нужно давать необдуманные обещания.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.