Судьи 4 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 После смерти Аода народ Израиля стал снова творить дела, которые Господь считал злом.
2 Господь позволил Иавину, царю ханаанскому, захватить народ Израиля. Иавин царствовал в городе Асор. Военачальником у него был Сисара, который жил в городе Харошеф-Гоим.
3 У Сисары было девятьсот железных колесниц, и он двадцать лет жестоко угнетал израильский народ. Поэтому израильтяне стали молить Господа о помощи.
4 В то время судьёй в Израиле была пророчица по имени Девора, жена Лапидофа.
5 Однажды, когда она сидела под пальмой Деворы между городами Рама и Вефиль в горной стране Ефрема, к ней пришли сыны Израиля спросить, что им делать с Сисарой.
6 Девора позвала к себе Варака, сына Авиноама, из города Кедес, который располагался в земле Неффалима, и сказала ему:
«Господь, Бог Израиля, повелевает тебе: „Пойди и собери десять тысяч человек из семей Неффалима и Завулона и поведи их на гору Фавор.
7 А Я приведу к тебе Сисару, военачальника царя Иавина. Я приведу Сисару, его колесницы и всё его войско к реке Киссон. Там Я помогу тебе одолеть его”».
8 Тогда Варак сказал Деворе:
«Если ты пойдёшь со мной, то я пойду и сделаю это, а если не пойдёшь со мной, то и я не пойду».
9 Девора ответила:
«Я пойду с тобой, но тогда не тебя будут чествовать, когда Сисара будет разбит. Господь позволит женщине одолеть Сисару».
И Девора пошла с Вараком в город Кедес.
10 Там Варак собрал десять тысяч человек из семей Неффалима и Завулона и повёл их за собой, и Девора тоже пошла с ним.
11 Был там в то время кенеянин по имени Хевер, отделившийся от своего народа. (Кенеяне были потомками Ховава, родственника Моисея). Хевер раскинул свой шатёр у дубравы в местечке, которое называлось Цананним, недалеко от Кедеса.
12 Сисаре донесли, что Варак, сын Авиноама, взошёл на гору Фавор.
13 Сисара собрал свои девятьсот железных колесниц и всю свою армию, и они пошли из города Харошеф-Гоим к реке Киссон.
14 Девора сказала Вараку:
«Сегодня Господь поможет тебе разбить Сисару. Ты ведь знаешь, что Господь пойдёт впереди и освободит тебе дорогу».
Варак повёл десять тысяч человек с горы Фавор
15 и напал на Сисару. Во время сражения Господь привёл Сисару и его войско в замешательство, и они не знали, что им делать. Тогда Сисара бросил свою колесницу и побежал с поля, где происходило сражение.
16 А Варак и его воины продолжали преследовать колесницы Сисары и его армию до Харошеф-Гоима, сокрушая их своими мечами, и никого не осталось в живых.
17 Сисара же прибежал к шатру, в котором жила Иаиль, жена Хевера. Хевер был кенеянином, и его дом был в мире с Иавином, царём асорским.
18 Иаиль увидела приближающегося Сисару и вышла ему навстречу. Она сказала:
«Господин, зайди ко мне, зайди и не бойся».
Сисара зашёл к ней в шатёр, и Иаиль накрыла его ковром.
19 Сисара сказал ей:
«Я очень хочу пить. Пожалуйста, принеси мне немного воды».
Иаиль хранила молоко в мехах, сделанных из шкуры животного. Она дала Сисаре напиться молока и снова накрыла его ковром.
20 Затем Сисара приказал Иаили:
«Стань у входа в шатёр и, если тебя спросят, есть ли здесь кто, ответь, что никого нет».
21 Сисара очень устал и заснул. А Иаиль взяла кол от шатра и молот, тихо подошла к Сисаре, приложила кол к виску Сисары и ударила по нему молотом. Кол вонзился так глубоко, что приколол голову Сисары к земле, и он умер.
22 В это время Варак подошёл к шатру Иаили, разыскивая Сисару. Иаиль вышла ему навстречу и сказала:
«Зайди сюда, и я покажу тебе того, кого ты ищешь».
Варак вошёл с ней в шатёр и увидел на земле мёртвого Сисару с колом в виске.
23 В тот день Господь покорил Иавина, царя ханаанского, народу Израиля.
24 А народ Израиля становился сильнее и сильнее, пока полностью не истребил ханаанского царя Иавина.

Комментарии МакДональда

Г. Девора и Варак (Гл. 4−5)

1. Их история в прозе (Гл. 4)

4:1−3 Следующим захватчиком был Иавин, царь Ханаанской крепости в Асоре. Военачальником его армии был Сисара. Со своими девятью сотнями военных колесниц, предметом его гордости, он двадцать лет господствовал над Израильтянами.

4:4−9 На этот раз Бог не поставил мужчину. Он поставил у власти представительницу «слабого пола», пророчицу по имени Девора. (Обычно женщины не занимают такие посты духовенства, но это происходило во время упадка. Ее не нужно использовать как пример роли женщины в церкви в наши дни, т.к. она является не правилом, а исключением. Также, это происходило в Израиле, а не в церкви). Девора послала Варака на север, чтобы напасть на армию Сисары, но он отказался идти без нее. Так как он не захотел возглавить армию, ему было сказано, что Сисара будет побежден женщиной, а не им.

4:10−16 Девора проявила инициативу, призвав Варака и приказав ему вовлечь в бой Сисару согласно повелению Бога. Но в послании Евреям 11:32 восхваляется вера Варака, а не Деворы. Несмотря на то, что он вначале колебался, он верой послушался Господа и освободил Израиль. Ховав в 11 стихе является зятем Моисея, а не тестем, как значится в некоторых переводах Библии.

Варак показал в открытую свою десятитысячную армию на южном склоне горы Фавор. Сисара клюнул на приманку. Он и его колесницы перешли вброд по иссохшему дну реку Киссон чуть южнее Харошеф-Гоима. А затем помчались на юго-восток вдоль древней дороги, ведущей к Цаанниму. Израильтяне с юга страны, из колена Ефрема, зашли в долину у города Дженин (5:14) и объединили силы с Вараком и его северными войсками в долине под Цааннимом, южнее Киссона. Девора призвала к нападению (14). Пехота против колесниц! В решающий момент пошел дождь, превратив долину в болото, что привело колесницы и лошадей в полное замешательство (5:4). Теперь пехота имела полное преимущество. Варак перешел в наступление. Сисара оказался отрезанным от своей армии и бежал. Войско, оставшееся без командира и не привыкшее сражаться на ногах, бросилось в укрытие. Дождь продолжался, и река Киссон превратилась в мощный поток. Те, кто не погиб от рук Израильтян, бросившихся в погоню, были унесены течением Киссона, когда они пытались переправиться через реку у Харошеф-Гоима (ст. 10−16; см. также 5:20−21). (Каждодневные заметки Союза Писания).

4:17−24 В поисках укрытия в шатре Иаиль, Кенеянки, Сисару накормили и приютили. Пока он спал, Иаиль вонзила кол от шатра ему в висок. Когда Варак проходил мимо в погоне за Сисарой, Иаиль пригласила его внутрь, чтобы показать труп его врага. Таким образом исполнилось пророчество Деворы из 9 стиха. Бог использовал простую пчелу (Девора), чтобы низвергнуть человеческие помыслы (Иавин), превознесшиеся выше познания Бога. Суд поразил врага как молния (Варак). Иаиль (скалолаз) воспользовалась колышком от шатра (признак жизни странника), чтобы низвергнуть намерения сильных мира сего. Молот символизирует Слово (Иер 23:29).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.