1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Анна сказала:
«Возрадовалось сердце моё в Господе! Я силы полна в Боге моём! Я смеюсь над моими врагами. Я счастлива в своей победе!
2 Нет Бога столь святого, как Господь. Кроме Тебя, другого Бога нет! И нет твердыни, подобной Богу нашему.
3 Не продолжайте речей хвастливых! Не говорите дерзких слов, так как Господь Бог знает всё! Он ведёт и судит народы.
4 Луки могучих воинов ломаются! И слабые становятся сильными!
5 Кто раньше был сыт, работает, хлеб добывая. Кто раньше голодал, сейчас еды имеет вдоволь! Женщина, которая была бесплодна, сейчас имеет семеро детей! А многодетная изнемогает, потеряв своих детей.
6 Господь даёт людям смерть и дарует жизнь, низвергает в могилу и снова к жизни возводит.
7 Господь одних делает нищими, а другим приносит богатство; Он унижает и возвышает людей.
8 Господь из праха поднимает бедных. Он возвышает их до уровня вельможи усаживает их на места для гостей почётных. Господь сотворил весь мир, поэтому мир принадлежит Ему!
9 Господь покровительствует святым Своим и не даёт им оступиться. Беззаконные же будут уничтожены и исчезнут во тьме; их сила не поможет им.
10 Господь стирает с лица земли врагов Своих. Бог Всевышний с небес разразится громом против них. Господь будет судить во всех концах земли, даст могущество Своему царю и избранному Им царю даст силу».
11 Елкана с семьёй пошёл домой в Раму, а мальчик остался в Силоме служить Господу при священнике Илии.
12 Сыновья Илия были плохими людьми: они не любили Господа
13 и не заботились о долге священника перед народом. Вот что священники должны были делать: каждый раз, когда кто-либо приносил жертву, священник должен был положить мясо в котёл с кипящей водой. Затем помощник священника приносил специальную вилку с тремя зубцами
14 и этой вилкой доставал немного мяса из котла. Священник брал себе только то мясо, которое накололось на вилку. Так священники должны были поступать во время каждого жертвоприношения в Силоме.
15 Но сыновья Илия не делали этого. Даже прежде чем жир сжигался на алтаре, слуги священника говорили людям, приносившим жертву:
«Дай священнику мяса на жаркое. Священник не примет у тебя варёного мяса, а только сырое».
16 И если люди, приносившие жертву, говорили:
«Сожгите сначала жир, а потом можете брать себе всё, что хотите», то слуги священника отвечали:
«Нет, дай нам мяса сейчас, а если не дашь, то мы силой возьмём его у тебя!»
17 Таким образом Офни и Финеес показывали своё пренебрежение к жертвоприношениям Господу и тем самым совершали великий грех!
18 А Самуил служил Господу. Он был молодым помощником, который носил ефод.
19 Каждый год мать Самуила шила ему маленькую верхнюю одежду и приносила её, когда приходила с мужем в Силом для приношения ежегодной жертвы.
20 Илий благословил Елкану и его жену такими словами:
«Пусть Господь даст тебе ещё детей от Анны, и они займут место мальчика, о котором молилась Анна и которого ты отдал Господу».
Елкана и Анна вернулись домой.
21 Господь был добр к Анне, и она родила еще трёх сыновей и двух дочерей. А мальчик Самуил рос возле Господа.
22 Илий был очень стар. Он слышал о том, как поступают его сыновья со всеми израильтянами в Силоме. Он слышал и о том, что его сыновья спят с женщинами, которые служат у входа в шатёр собрания.
23 Илий сказал сыновьям:
«Я слышал от всего народа плохие речи о вас. Почему вы позволяете себе это?
24 Дети мои, не поступайте так! Плохая молва идёт о вас среди народа Господа.
25 Если человек согрешит против другого человека, Бог может помочь ему. Но, если человек согрешит против Господа, кто тогда сможет ему помочь?»
26 Мальчик Самуил продолжал расти и радовал Господа и людей.
27 Человек Божий пришёл к Илию и сказал ему:
«Так говорит Господь: „Я явился Твоим предкам, когда они были рабами в семье фараона.
28 Из всех израильских родов Я выбрал твой род. Я выбрал их Себе в священники, чтобы они приносили жертвы на Моём алтаре, сжигали благовонное курение и носили ефод. Я давал твоей семье мясо от всех жертв, которые народ Израиля приносил Мне.
29 Так почему же вы не чтите эти жертвы и приношения? Ты предпочитаешь Мне своих сыновей и жиреешь от лучших частей мяса, которое народ Израиля приносит Мне”».
30 Затем человек Божий сказал:
«Господь, Бог Израиля, обещал, что семья твоего отца будет вечно служить Ему. Но сейчас Господь говорит: „Этого никогда не будет! Я прославлю тех, кто прославляет Меня, но плохо будет тому, кто отказывается Меня почитать.
31 Наступит время, когда Я уничтожу всех твоих потомков, и никто в твоей семье не доживёт до старости.
32 Израиль будет процветать, но ты будешь видеть бедствия дома своего. Никто в твоей семье не доживёт до старости.
33 Лишь одного человека Я оставлю служить священником у Моего алтаря, и только он доживёт до глубокой старости. Он будет жить, пока его глаза не ослепнут и пока силы не оставят его. Все твои потомки умрут от меча.
34 Я дам тебе знамение, которое покажет, что всё это совершится. Оба твои сына, Офни и Финеес, умрут в один и тот же день.
35 Я выберу себе верного священника, который будет слушать Меня и поступать так, как Я захочу. Я сделаю его род сильным, и он вечно будет служить перед Моим помазанником.
36 Тогда каждый оставшийся из твоей семьи придёт к этому священнику и низко поклонится ему, и будет умолять его дать немного денег или кусок хлеба. Он скажет: „Позволь мне исполнять обязанности священника, чтобы только мне иметь пропитание”».

Комментарии МакДональда

Б. Песня Анны (2:1−10)

Преданность жены и сына Елканы выделяется на фоне порочности семьи Илия. Посвятив своего сына Господу, Анна излила свое сердце в благодарении. Ее слова открывают глубокое познание Бога, Его характера и Его дел. Складывается впечатление, что в молитве упрекается Феннана за все колкости, которые она говорила Анне, но у этой молитвы есть также и пророческое значение, которое выходит за пределы этой домашней склоки, касается победы Израиля над врагами и ведет к правлению Христа.

На песню Марии, часто называемую Гимном (Лк 1:46−55), очевидно повлияло то, что она знала песню Анны.

В. Илий и его негодные сыновья (2:11−36)

2:11−17 Теперь повествование обращается к нечестивым сынам Илия. Они не знали Господа в том смысле, что они не были спасены по вере. За ними значатся три вещи: они обирали людей, когда те приносили мирные жертвы, не довольствуясь только туком с грудью и правым плечом (см. Лев 7:28−34). Они требовали мяса еще до того, как тук приносился в жертву Богу, таким образом увиливая от закона. И третье, они хотели мясо жарить, а не варить, ставя свой плотский аппетит на первое место. Если кто-то противился, они брали мясо силой. Их грех был велик, потому что они неуважительно относились к жертвоприношениям Господа.

2:18−21 Противовесом их нечестию была преданность ребенка Самуила и верность родителей Самуила в посещении ежегодных праздников. Благодаря тому, что первый плод чрева Анны был посвящен Господу, она была благословлена еще тремя сыновьями и двумя дочерьми. Это является хорошей иллюстрацией обетования Господа: «Давайте, и дано будет вам».

2:22−26 Только после того, как Илий услышал о порочности своих сыновей, он наконец их упрекнул. Но было уже слишком поздно для того, чтобы его словесные упреки возымели какой-либо эффект. Их сердца ожесточились, и были ожесточены Господом, как в случае с фараоном, потому что Бог уже решил предать их смерти. В это время Самуил тихо возрастал, а его чистота и доброта были в благоволении, как у Господа, так и у людей. Если учесть, что это происходило в период правления судей, неудивительно, что священству не удалось избежать морального упадка этого времени.

2:27−36 Упрек Господа Илию был настолько же суров, насколько был мягок его упрек собственным сыновьям. Явился безымянный человек Божий и предрек участь, которая постигнет священнический дом Илия. Пророк начал с Божьего призвания семьи Аарона быть Его священником, и его щедрости в том, как Он позволял им питаться жертвенным мясом. Затем он упрекнул Илия в том, что тот ставил аппетиты своих сыновей выше требований Бога (ст. 29). Предыдущее обещание Господа, касающееся вечного священства, предполагало, что священники будут приличными людьми. Но благодаря нечестию Илия и его дома, им уже больше не будет позволено служить в качестве священников; никто из его семьи не доживет до старости; храм в Силоме придет в упадок; а потомки Илия принесут стыд и печаль.

Более того, как Офни, так и Финеес умрут в один день в ознаменование того, что все эти наказания на самом деле произойдут.

Суд Божий на дом Илия исполнился следующим образом: Саул убил Ахимелеха и всех его сыновей (кроме Авиафара) (ст. 31; 22:16−20); Авиафар был исключен из священства Соломоном (ст. 32−33; 3Цар 2:27); Офни и Финеес умерли (ст. 34; 4:11). Илий принадлежал к роду Ифамара, и, когда Соломон убрал Авиафара, священство вернулось к дому Елеазара, которому оно и должно было принадлежать все это время. Финееса, сына Илии, не нужно путать с Финеесом, внуком Аарона (Чис 25:7−8).

Верный священник, обещанный в 35-м стихе, это Садок, принадлежавший дому Елеазара, служивший при Давиде и Соломоне. Его священство продлится даже во время Тысячелетнего Царства Христа (Иез 44:15). Но потомки Илия хотели получить чин священника не для того, чтобы служить Господу, а чтобы иметь пропитание (ст. 36). Многие усматривают в верном священнике, упомянутом в 35-м стихе, намек на Мессию, частично в силу того, что там говорится «во все дни».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.