«Что сделал я? В чём моя вина? Чем согрешил я перед твоим отцом? Почему он хочет убить меня?»
«Это неправда, мой отец не желает твоей смерти! Мой отец не делает ни большого, ни малого дела, не сказав сначала мне. Так почему бы он стал скрывать от меня, что хочет убить тебя? Нет, это неправда!»
«Твой отец хорошо знает, что я нашёл твоё благоволение, и поэтому сказал сам себе: „Ионафан не должен знать об этом, потому что обязательно расскажет об этом Давиду”. Но как то истинно, что ты и Господь живы, мне грозит неминуемая смерть!»
«Я сделаю всё, что ты пожелаешь».
«Завтра праздник Новолуния и я должен обедать с царём, но отпусти меня, и я скроюсь в поле до вечера.
«Не будет этого! Если я узнаю наверняка, что мой отец задумал причинить тебе зло, я предупрежу тебя».
«Кто предупредит меня, если твой отец ответит тебе сурово?»
«Пойдём, выйдем в поле».
И они вместе вышли в поле.
«Клянусь перед Господом, Богом Израиля: я завтра выясню, благосклонно ли мой отец расположен к тебе. И если он благосклонен, то через три дня я пошлю гонца с сообщением к тебе в поле.
«Пусть Господь накажет всех, кто не сдержит условий этого договора».
«Завтра, во время празднества Новолуния, мой отец увидит, что твоё место за торжественным столом будет пусто.
«Наверное, что-то случилось с Давидом, и он не очистился».
«Почему сын Иессея не пришёл на празднество ни вчера, ни сегодня?»
«Давид попросил меня отпустить его в Вифлеем.
«Ты — сын упрямой и непокорной рабыни! Я знаю, что ты на стороне Давида, и тем самым ты навлечёшь позор на себя и на свою мать!
«За что он должен умереть? Что он сделал?»
«Беги, найди стрелы, которые я пускаю».
Мальчик побежал, а Ионафан пускал стрелы так, что они пролетали над его головой.
«Стрела впереди тебя».
«Скорей беги! Не останавливайся!» Мальчик собрал стрелы и вернулся к хозяину.
«Отнеси его обратно в город».
«Иди с миром. Мы поклялись именем Господа, что будем друзьями. Мы говорили, что Господь будет свидетелем между тобой и мной, и между твоими и моими потомками навек».
20:1−3 Оставив Наваф, Давид пришел к Ионафану и попытался узнать, зачем Саул пытается его убить. Очевидно, Ионафан ничего не знал о том, что его отец продолжает свои попытки отнять жизнь у Давида. Давид объяснил ему, что царь не делится своими планами с Ионафаном, потому что знает о его дружбе с Давидом.
20:4−9 Был предложен тест, который показал бы, угрожает ли Давиду опасность. Вместо того, чтобы занять свое место за царским столом на ежемесячном пире, Давид его пропустит. Если Саул спросит о причине его отсутствия, Ионафан скажет, что он пошел на ежегодное жертвоприношение в Вифлеем. (Это могло быть правдой, несмотря на то, что этот поход не описан в Библии. Если это была ложь, она просто записана, как факт, который Бог не одобряет). Если Саул не выскажет возражений, это укажет на то, что Давид в безопасности; но если царь разозлится из-за того, что Давид в очередной раз выскользнул у него из рук, тогда Ионафан будет знать, что Давид в смертельной опасности.
20:10−17 Ионафан пообещал, что он выйдет в поле на третий день и даст Давиду знак, который укажет ему, как обстоят дела. Возможно, предвидя исход, Ионафан попросил Давида показать преданную любовь Господа ему и его дому, когда он встанет у власти. Из стихов 14−17 ясно, что Ионафан верил в то, что Давид еще станет царем; но он подтвердил свою любовь Давиду, несмотря на то, что понимал, что принадлежавшее ему право на трон будет отдано Давиду. Какая бескорыстная преданность!
20:18−23 В этих стихах описывается знак, посредством которого Давид будет извещен об отношении царя. Ионафан выйдет в поле и пустит стрелы к тому камню, где будет прятаться Давид. Направление, которое он укажет отроку, приносящему стрелы, будет знаком Давиду, спасаться ли ему бегством или вернуться в царский двор, где ему ничто не угрожает. Нас может удивить, зачем Ионафан подготовил весь этот спектакль для того, чтобы известить Давида, когда позже он все равно пошел и сам поговорил с ним. Однако, в то время, он мог не знать, что сможет связаться с Давидом, не будучи замечен.
20:24−34 В первый день праздника Саул ничего не сказал по поводу отсутствия Давида, решив, что, вероятно, Давид еще ритуально не очистился. Но на второй день, выпытав у Ионафана местонахождение Давида и узнав, что тот ушел в Вифлеем, Саул разгневался, обвинив Ионафана в том, что он подружился с человеком, который обесчестит его и его мать. Его манеры были еще грубее его языка, когда он попытался пригвоздить к стене своего собственного сына, мгновенно перенеся свою ненависть к Давиду на Ионафана.
Преследование Давида Саулом
1. Давид бежит из Гива к Самуилу в Раму (1Цар 19:18)
2. Давид отправляется в Номву (1Цар21:1−9)
3. Давид идёт в Геф (1Цар 21:10)
4. Давид бежит от Филистимлян в пещеру Одолламскую (1Цар 22:1)
5. Давид препровождает свою семью в безопасное место — в Моав (1Цар 2:23)
6. Давид идёт в Моав (1Цар 22:4)
7. Давид направляется в лес Херет (1Цар 2:25)
8. Давид и его люди атакуют Филистимлян, опустошая Кеиль (1Цар 23:5)
9. Давид отступает в пустыню Зиф (1Цар 23:14)
10. Давид удаляется в пустыню Маон (1Цар 23:24)
11. Преследования Саула приводят Давида в Ен-Геди (1 Цар 24:1)
12. Пощадив жизнь Саула, Давид возвращается в Моав (1Цар 24:22)
13. Давид возвращается на Кармиль в Маоне, женится на Авигее (1Цар 25)
14. Вновь сохранив Саулу жизнь, Давид возвращается в Геф (1Цар 26:1 — 27:2)
15. Давиду дан Секелаг Анхусом, царём Гефским, филистимлянином (1Цар 27)
16. Давид и его люди в Афек, примкнув к войскам Филистимлян (1Цар 29:1−3)
17. Отвержение Давида филистимлянскими князьями заставляет его вернуться в Секелаг (1Цар 30)
18. После смерти Саула Давид возвращается в Хеврон, где его помазывают на царствование (2Цар 1−2)
20:35−42 Утром третьего дня был дан соответствующий знак, и страхи Давида подтвердились. Мужчины поплакали в объятиях друг друга; теперь они вынуждены идти разными путями и не будут больше получать удовольствие от дружеского общения друг с другом. Давид начал скрываться, что являлось необходимой составляющей Божьего плана, чтобы приготовить его к престолу. Ионафан вернулся в царский двор, сохранив верность своему отцу, но зная в глубине души, что он не станет следующим царем Израиля. Нужно ли ему было уйти с Давидом? Правильно ли он поступил, сохранив верность своему отцу, несмотря на то, что Господь отверг Саула, отстранив его от царства?