«Давид скрывается на холме Гахила, напротив Иесимона».
«Кто пойдёт со мной к Саулу в лагерь?»
Авесса ответил:
«Я пойду с тобой».
«Сегодня Бог отдаёт врага в твои руки. Позволь, я пригвозжу его копьём к земле одним ударом, мне не придётся два раза ударять!»
«Не убивай Саула! Кто поднимет руку на избранного Господом царя, тот будет наказан!
«Отвечай, Авенир!» Авенир ответил:
«Кто ты такой, чтобы так обращаться к царю?»
«Ты — уважаемый человек! Кто может сравниться с тобой в Израиле? Так почему же ты не бережёшь господина твоего, царя? Простой человек приходил в стан, чтобы убить царя, господина твоего.
«Твой ли это голос, сын мой, Давид?»
Давид ответил:
«Да, это мой голос, господин мой царь».
«Господин мой, за что ты преследуешь меня? Что я сделал? В чём виноват я?
«Я согрешил. Возвратись, сын мой, Давид. Я не буду больше делать тебе зла, так как сегодня ты показал, что тебе дорога жизнь моя. Я вёл себя глупо и совершил большую ошибку».
«Вот копьё царя. Пусть один из юношей придёт сюда и возьмёт его.
«Да благословит тебя Бог, сын мой Давид. Ты будешь творить великие дела, и успех будет тебе во всём».
И пошёл Давид своим путём, а Саул возвратился домой.
7. Саул пощажен во второй раз (Гл. 26)
26:1−4 Зифеи в очередной раз донесли Саулу о местонахождении Давида (см. также 23:19). Саул поспешно собрал войско, в пять раз превышающее немногочисленную шайку Давида, и отправился в пустыню Зиф. Здесь не говорится о том, что вновь спровоцировало Саула. Когда эти двое расставались последний раз, казалось, что они более-менее примирились (гл. 24). Может быть, злые люди снова разбередили чувство ненависти Саула (см. стих 19).
26:5−12 Давид выследил стан Саула, и вечером вместе со своим родственником Авессой проник в стан и подошел к тому месту, где спал Саул. Это стало возможно благодаря сверхъестественному сну, который навел на него Господь. Авесса хотел убить царя одним ударом, но Давид запретил подобные действия, потому что, несмотря на то, что Саул был злым человеком, он являлся помазанником Божиим. Ответственность за то, чтобы с ним разобраться, лежала на Боге. Давид взял копье Саула и кувшин с водой и ушел.
26:13−16 Когда Давид отошел на безопасное расстояние от лагеря, он возвысил голос и стал дразнить Авенира за его нерадивую охрану царя. Такая халатность заслуживала смерти. Сосуд и копье, которые взял Давид, указали Саулу на то, что он во второй раз избежал смерти от руки Давида.
26:17−20 Давид все еще был озадачен тем, почему Царь Саул его без устали преследует, когда он доказал, что не желает причинить ему вреда. Если Господь возбудил Саула против Давида, тогда Давид может Его ублажить жертвоприношением. Но если враждебность Саула спровоцировали люди, то они должны быть прокляты за то, что изгнали Давида из единственного святилища, где он мог поклониться Богу. Выражение: «Ступай, служи богам чужим» (ст. 19б) — это то, что говорили эти нечестивые люди если не словами, то своими поступками. Саул гонялся за блохой, как гоняются за куропаткой по горам.
26:21−25 Видимо Саул покаялся, осознав, что Давид опять пощадил его жизнь. Он признал, что Давид был более праведен, чем он сам, так как он без причины хотел отобрать у Давида жизнь, в то время как Давид пощадил его жизнь, несмотря на то, что мог убить царя в качестве самообороны. Давид в последний раз попросил Господа обратить внимание на его праведность. Тогда Саул ответил Давиду благословением и пророчеством о грядущем величии своего «сына Давида». Давид пошел своим путем, а Саул вернулся в свой город.