«Знай, что ты и твои люди должны пойти с моей армией против Израиля».
«Конечно! Ты сам увидишь, на что способен твой слуга!» Анхус сказал:
«Очень хорошо, тогда я сделаю тебя своим пожизненным телохранителем».
«Найдите мне женщину, которая занимается спиритизмом, и я пойду к ней и спрошу, чему суждено быть».
Слуги ответили ему:
«Здесь в Ен-Доре есть одна».
«Я хочу, чтобы ты вызвала духа, который скажет мне, что произойдёт в будущем. Ты должна вызвать дух того, кого я назову».
«Ты ведь знаешь, что сделал Саул. Он выгнал из страны всех гадателей и всех, занимающихся спиритизмом. Ты расставляешь мне западню, чтобы убить меня».
«Также верно, как то, что Господь жив, ты не будешь наказана за это».
«Кого мне для тебя вызвать?»
Саул ответил:
«Вызови Самуила».
«Зачем ты обманул меня? Ты — Саул!»
«Не бойся! Что ты видишь?»
Женщина сказала:
«Я вижу дух, выходящий из земли».
«На кого он похож?»
Женщина ответила:
«Он похож на старца в длинных одеждах».
Тогда Саул понял, что это был Самуил. Саул поклонился, упав лицом на землю.
«Зачем ты тревожишь меня? Зачем ты вызвал меня сюда?»
Саул ответил:
«Я в великой беде! Филистимляне воюют против меня, а Бог отвернулся от меня и больше не отвечает мне ни через пророков, ни во сне. Поэтому я и вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что делать!»
«Почему ты беспокоишь меня сейчас, когда Господь отвернулся от тебя и стал твоим врагом?
«Смотри, я, слуга твоя, послушалась тебя. Я подвергла свою жизнь опасности и исполнила то, что ты мне велел.
«Я не буду есть».
Тогда слуги Саула вместе с женщиной стали уговаривать его поесть, и Саул послушался их. Он встал с земли и сел на ложе.
2. Предсказание судьбы Саула (Гл. 28)
28:1−2 Теперь положение Давида чрезвычайно осложнилось. Филистимляне собирались на войну против Израиля, и царь приказал Давиду к ним присоединиться. Казалось, что он на это согласился, хотя его слова во втором стихе могут иметь двоякое значение — «Ты узнаешь, что сделает раб твой, чтобы тебе помочь» или «Ты узнаешь, что сделает раб твой, чтобы тебя перехитрить!» Анхус предпочел первое значение и сделал Давида членом своей личной охраны.
28:3−8 Соперничающие армии собрались на северо-западе Израиля в Изреельской долине (долине Армагеддон). Филистимляне стали станом в Соаме, а Израиль — в Гелвуе. Когда Саулу не удалось получить ответ у Господа, во сне, или через Урим, или пророков, он обратился к гадалке. Ранее он приказал убить или изгнать всех медиумов из Израиля, согласно закону. А теперь, когда гадалка находилась в близлежащем городе Аэндор, Саул переоделся и пошел к ней, чтобы вопросить мертвых.
28:9−10 В первую очередь гадалка беспокоилась о своей собственной безопасности. Она напомнила своему посетителю об указе царя против волшебников и гадателей. Как Саул мог обещать защиту во имя Господа, который приказал умерщвлять таких личностей, и как гадалка могла быть уверена в безопасности благодаря клятве, данной этому Богу, остается загадкой.
28:11−14 Библейские комментаторы не могут прийти к единогласному мнению касательно того, что произошло далее. Некоторые считают, что в облике Самуила явился злой дух, в то время, как другие считают, что Бог неожиданно прервал сеанс появлением настоящего Самуила. Последняя версия более предпочтительна по следующим причинам: ворожею испугало внезапное появление Самуила вместо знакомых духов, с которыми она привыкла общаться. Также, в тексте говорится, что это был Самуил. И последнее, дух произнес точное пророчество о том, что произойдет на следующий день.
28:15−19 Саул объяснил Самуилу, зачем он вызвал его из царства мертвых. Укор Самуила, должно быть, глубоко ранил царя. Он действительно считал, что Самуил сможет ему помочь, в то время как Бог, которому служил Самуил, хранил молчание? Вместо этого Самуил подтвердил самые большие страхи Саула. Царство будет отнято у него и отдано Давиду, как было сказано ранее. На следующий день Филистимляне поразят Израиль, а Саул и его сыновья присоединятся к Самуилу в царстве мертвых. Это не означает, что их постигла одна и та же участь в вечности. Если судить по плодам, то окажется, что Саул был неверующим, тогда как Ионафан был мужем веры.
28:20−25 Все грехи Саула ему аукнутся еще до наступления ночи. С трудом удалось убедить его поесть прежде, чем он отправится в путь. Закололи откормленного теленка, но не для праздника. Окруженный гнетущей тишиной, обреченный человек принял пищу в последний раз и растворился в ночи.