От Матфея 17 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Шесть дней спустя Иисус взял Петра, Иакова и брата его Иоанна, повёл их на высокую гору и уединился там с ними.
2 И там, у них на глазах, Его облик изменился. Лицо Иисуса засияло подобно солнцу, и одежды Его стали ослепительно белыми.
3 Внезапно явились им Моисей и Илия и стали беседовать с Ним.
4 И сказал Пётр Иисусу:
«Господи, как хорошо, что мы здесь! Если хочешь, я поставлю здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии».
5 И пока он это говорил, на них опустилось светлое облако, и оттуда раздался голос, говоривший:
«Вот Сын Мой возлюбленный, к Которому Я благоволю. Повинуйтесь Ему!»
6 Услышав это, ученики так испугались, что пали на землю ниц.
7 Тогда Иисус подошёл, коснулся их и сказал:
«Встаньте, не бойтесь!»
8 И когда они подняли глаза, то не увидели никого, кроме Иисуса.
9 Когда ученики спускались с горы, Иисус приказал им:
«Никому не рассказывайте о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых!»
10 Тогда ученики спросили Его:
«Почему же законоучители говорят, что сначала должен прийти Илия?»
11 Иисус ответил им:
«Известно, что Илия должен прийти и навести во всем порядок.
12 Но говорю вам, Илия уже приходил, но люди не узнали его и плохо обошлись с ним. Так же и Сын Человеческий пострадает от их рук».
13 Тогда они поняли, что Иисус говорит им об Иоанне Крестителе.
14 Когда Иисус и Его ученики вернулись к народу, к Нему подошёл один человек и, опустившись перед Ним на колени,
15 взмолился:
«Господи, смилуйся над моим сыном! Он ужасно мучается от припадков и часто падает в огонь и в воду.
16 Я привёл его к Твоим ученикам, но они не смогли его исцелить».
17 Иисус ответил ему:
«О, вы, неверные, идущие неверными путями! Сколько ещё Мне придётся оставаться с вами? Как долго ещё придётся Мне терпеть вас? Приведите его ко Мне!»
18 Иисус приказал бесу выйти, и нечистый дух вышел из мальчика, и он исцелился в тот же миг.
19 Ученики подошли к Иисусу, когда Он был один, и спросили:
«Почему же мы не смогли изгнать беса?»
20 Он ответил:
«Из-за того, что у вас слишком мало веры. Правду вам говорю: даже если бы ваша вера была не больше горчичного зерна, вы могли бы приказать горе этой: „Передвинься отсюда туда!” — и она передвинулась бы, и не было бы для вас ничего невозможного.
21 [Этот дух изгоняется только молитвой и постом»].
22 Когда они все вместе пришли в Галилею, Иисус сказал им:
«Сына Человеческого выдадут людям,
23 которые убьют Его, но на третий день Он воскреснет».
Услышав эти слова, ученики Иисуса очень опечалились.
24 Когда Иисус и Его ученики пришли в Капернаум, к Петру подошли сборщики храмового налога и спросили:
«Твой учитель платит двухдрахмовый налог на храм?»
25 Пётр ответил:
«Платит!» — и вошёл в дом. Прежде чем Пётр успел что-либо сказать, Иисус спросил его:
«Как ты думаешь, Симон, с кого владыки этого мира берут пошлины и налоги? Со своего народа или с чужого?»
26 Пётр ответил:
«С чужого».
Иисус сказал:
«Значит, царский народ свободен от налога.
27 Но, чтобы не раздражать власти, пойди к озеру, забрось удочку и у первой рыбы, которую поймаешь, открой рот. Четырёхдрахмовую монету, которую ты найдёшь там, отдай сборщикам храмового налога за Меня и за себя».

Новый Библейский Комментарий

17:1−13 Видение славы Иисуса (см.: Мк 9:2−13; Лк 9:28−36). Указание точного времени (по прошествии дней шести), вероятно, призвано связать этот эпизод со словами Иисуса в 16:28, то есть здесь (1) в течение нескольких мгновений некоторые из тех, кто был с Иисусом, узрели Его царственную славу. Вся история рассказывается как первое откровение ученикам об истинной природе Иисуса. В противовес мрачным заявлениям в 16:21 и далее, это служит им ободрением. Верных после смерти ожидает слава, и трое учеников имели преимущество видеть ее за завесой, которая была временно поднята перед их взором. Заявление Иисуса дополняется тремя штрихами, представляя Его чем-то большим, чем просто Мессией-человеком.

Во-первых, Его преображение, осиянность светом (2) и появление облака светлого (5) показывают, что Он не просто говорит от имени Бога, но отличается от других пророков по Своей природе.

Во-вторых, Он связан с Моисеем и Илией, двумя величайшими личностями, через которых Бог спасал и говорил со Своим народом в прошлом (даже при том, что оба они, как и Иисус, пострадали, будучи отвергнуты народом Божьим). Оба они, как считалось в народе, должны были вернуться в начале мессианского века, так что их появление здесь — тоже в какой-то мере провозглашение Иисуса Мессией.

В-третьих, при крещении Иисуса (3:17) Бог Сам подтверждает, что это Его Сын. Если это так, то ученики должны слушать Его, однако они были напуганы тогда и, возможно, только позднее поняли Его слова (см.: 16:21 и дал.).

Все это было слишком трудно осознать. Неуместное предложение Петра сделать три кущи для Иисуса и Его высоких гостей было тактично проигнорировано! Эти три ученика, действительно, очень испугались, и им было запрещено рассказывать о сем видении (9; ср.: 16:20). Легко представить, каких неблагоприятных последствий можно было ожидать в результате неверного истолкования этого величественного зрелища.

В ст. 10−13 говорится, что ученики все же пытались понять смысл происшедшего: было ли это мимолетное видение обетованным возвращением Илии (Мал 4:5, 6)? Иисус указывал, что реальное исполнение этого пророчества уже произошло в проповеди и страданиях Иоанна Крестителя.

Таким образом, тема неизбежных страданий, которые, как они надеялись, должны миновать, самим этим видением славы была подтверждена вновь.

Примечания. Ст. 1 На гору высокую. О какой горе идет речь, неизвестно. Возможно, это была гора Ермон — самая высокая в данном районе, расположенная вблизи Кесарии Филипповой (16:13). Однако есть и другие предположения.

Ст. 4 Предложение Петра можно рассматривать как непроизвольное желание проявить гостеприимство, но может означать и то, что он хотел более основательно сосредоточиться на видении.

17:14−20 Сила веры (см.: Мк 9:14−29; Лк 9:37−43). После преображения на горе Иисус возвращается к теме страдания и неверия. Больной человек, вероятно, страдал эпилепсией (симптомы этой болезни описываются в греч. редким словом, которое означает букв. «подвержен воздействию новолуния», «в новолуния беснуется», однако по всем признакам это могла быть эпилепсия), но Иисус исцеляет его как одержимого бесами. Неверие было характерно для всего рода неверного и развращенного, но Иисус сосредоточивает внимание на неудачной попытке учеников исцелить страждущего. Причина — в их слабой вере, скорее даже в ее отсутствии, так как в ст. 20 прямо говорится, что их веру нельзя сравнить и с горчичным зерном. Речь не идет о великой вере, малейшего проявления ее достаточно. Важно, что Бог, Которому посвящена эта вера, может совершить поистине невозможное (передвинуть горы).

17:22−23 Второе предупреждение о смерти Иисуса (см.: Мк 9:30−32; Лк 9:43−45). Этот фрагмент перекликается с 16:21, хотя здесь уже появляется зловещая тень предательства. Как и ранее, и в 17:9, Иисус говорит и о воскресении, и смерти, но по реакции учеников видно, что они не сосредоточились на этой части предсказания.

17:24−27 Налог на храм. Хотя большинство иудеев возмущалось римским налогообложением, ежегодный налог в размере двух драхм на содержание и обслуживание храма был для них делом национальной чести. Вопрос о пошлинах позволяет полагать, что Иисус теперь не выглядел выступающим против социальных установлений. И хотя как Сын Божий Он был свободен от разного рода налогов (ср.: 12:5, 6: «Тот, Кто больше храма»), Он намеренно заплатил храмовый налог, чтобы «не соблазнить» других. Иисус мог прибегнуть при надобности и к обвинениям (см.: 15:12−14 и особенно гл. 23), но здесь был не тот случай.

Мы не знаем, пошел ли Петр и удалось ли ему поймать рыбу Внимание сосредоточено здесь не на совершении чуда, а на отношении Иисуса к бытовавшим в обществе условностям.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.