От Матфея 4 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 И тогда Дух повёл Иисуса в пустыню, чтобы подвергнуть Его искушению дьяволом.
2 Иисус постился сорок дней и ночей и был очень голоден.
3 Тогда к Нему пришёл дьявол и сказал:
«Если Ты Сын Божий, то прикажи, чтобы эти камни превратились в хлеб».
4 Но Иисус ответил: «В Писаниях сказано: „Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих”».
5 Тогда дьявол взял Его с собой в святой Иерусалим, вознёс Его на самую высокую башню храма
6 и сказал: «Если Ты Сын Божий, то бросься вниз, потому что сказано в Писаниях: „Велит Он Ангелам Своим охранять Тебя, и снесут они Тебя на руках, чтобы ноги Твои не коснулись камня!”»
7 Иисус ответил ему:
«Но в Писаниях также сказано: „Не искушай Господа, Бога твоего!”»
8 После этого дьявол перенёс Христа на высокую гору и показал Ему все царства мира во всём их великолепии.
9 Он сказал Иисусу:
«Я дам Тебе всё это, если Ты падёшь предо мной ниц и поклонишься мне».
10 И тогда Иисус ответил: «Отойди от Меня, сатана! В Писаниях сказано: „Поклоняйся Господу, Богу твоему, и служи Ему одному!”»
11 Тогда дьявол оставил Иисуса, и пришли к Нему Ангелы, и стали Ему служить.
12 Когда Иисус услышал, что Иоанна взяли под стражу, Он отправился обратно в Галилею.
13 Однако Он не остался в Назарете, а пошёл и поселился в Капернауме, неподалёку от Галилейского озера, в окрестностях Завулона и Неффалима.
14 Это случилось во исполнение того, что было сказано устами пророка Исаии:
15 «Земля Завулона и земля Неффалима, по пути к морю, за рекой Иордан! Галилея, земля язычников —
16 люди, живущие во тьме духовной, увидели яркий свет, и для тех, кто живёт на земле в тени смерти, воссиял свет».
17 С того времени Иисус начал проповедовать людям, наставляя их:
«Покайтесь, так как Царство Небесное близко».
18 Проходя мимо Галилейского озера, Иисус увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и его брата Андрея. Они были рыбаками и в это время забрасывали в озеро сеть.
19 Иисус сказал им:
«Следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей».
20 Они сразу же оставили свои сети и последовали за Ним.
21 А Иисус пошёл дальше вдоль озера и увидел двух других братьев: Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна. Увидев их вместе с их отцом Зеведеем в лодке, где они чинили сети, Он позвал их.
22 Они тотчас же оставили лодку и своего отца и пошли за Ним.
23 Иисус пошёл по всей Галилее, проповедуя в синагогах, благовествуя о Царстве и исцеляя людей от всех болезней и недугов.
24 Весть о Нём распространилась по всей Сирии, и люди приносили к Нему всех больных, поражённых разными недугами, мучимых болями и одержимых бесами, эпилептиков и паралитиков, и Иисус исцелял всех.
25 Множество народа следовало за Ним из Галилеи, Десятиградия, Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана.

Новый Библейский Комментарий

4:1−16 Искушение и подготовка

4:1−11 Искушение Иисуса в пустыне (см.: Мк 1:12−13; Лк 4:1−13). Слово «искушение» указывает скорее на отрицательные переживания, однако Иисусу было предопределено Богом (1) пройти этот подготовительный путь перед дальнейшим служением. Греч. слово имеет общее значение «испытание», которое служит более точным переводом данного места.

В центре внимания стоит утверждение об Иисусе как Сыне Божьем (3:17; 4:3, 6). В чем же значение этого положения в Его отношениях с Отцом? Три испытания вскрывают различные стороны этих отношений и то, каким образом злоупотребление Своим высоким званием могло бы разрушить служение Иисуса. Он должен был оказаться готовым терпеть лишения в исполнении замысла Божьего относительно Него, не используя «привилегий» Своего статуса (2−4); доверять воле Отца, не пытаясь проверить, спасет ли Его Бог в случае опасности (5−7); не искать «легких путей» для исполнения Своего назначения, достигая тем самым цели и повинуясь Отцу (8−10).

Каждое предложение отвергается с помощью текстов Писания, которые восходят ко Втор. 6−8. В этом отрывке говорится об испытаниях израильского народа в пустыне («как человек учит сына своего», Втор 8:5; ср.: 8:2), и приводимые цитаты говорят о тех уроках, которые должен был усвоить Израиль посредством этих испытаний. Ныне новый «Сын Божий» готовится к Своему пути, и служение Иисуса, «нового Израиля», должно основываться на тех же принципах повиновения, которые не смог усвоить израильский народ.

Примечания. Ст. 1 Диавол преследовал свои цели, искушая Иисуса неправедно воспользоваться Своим положением, но его враждебные цели были использованы Богом для испытания Своего Сына.

Ст. 2 То, что Иисус постился и взалкал, показывает нам, что Ему не были чужды человеческие страдания.

Ст. 6 Дьявол достаточно точно цитирует место из Пс 90:11, 12 (и несомненно, что испытание доказало бы его истинность), но даже точная цитата из Писания может быть неверно применена.

Ст. 8 Сравните с 28:18, где через Свое послушание Иисус получает всю власть не только на земле, но и на небе!

4:12−16 Иисус переходит в Галилею (ср.: Мк 1:14; Лк 4:14). Заключение Иоанна под стражу сделало пребывание Иисуса, как единомышленника Иоанна, опасным на юге и одновременно открыло Ему путь к началу собственного служения. Галилея отныне становится ареной действий Иисуса до времени Его последнего путешествия в Иерусалим в гл. 21. Именно в Галилее должен был просиять свет (о котором пророчествовал Исайя в 9:1, 2), а проповедь Иисуса должна была укрепиться и набрать силу. Иерусалиму, напротив, суждено было стать местом отвержения и смерти. Такое противопоставление проходит через все Евангелие, получая завершение в возвращении Иисуса из Иерусалима в Галилею, откуда Он посылает Своих учеников проповедовать Евангелие в гл. 28.

Галилея {языческая) была географически и политически отделена от Иудеи, и евреи занимали не такую большую часть среди ее населения. Иудеи считали ее жителей невежественными и нерелигиозными людьми, и есть очевидные свидетельства напряженных отношений между двумя провинциями в новозаветные времена. Галилеянин Иисус в сущности был в Иерусалиме чужеземцем.

4:17 — 16:20 Общественноеслужение в Галилее и вокруг нее

4:17−25 Начало общественного служения

4:17 Призыв Иисуса (см.: Мк 1:14−15). В «Кратком содержании» говорилось, что этот стих служит указанием на начало нового этапа служения. Связь с Иоанном Крестителем см. в: 3:2. Тема Царства Небесного занимает центральное место в проповеди Иисуса: Бог — это Царь, Чье правление отныне входит в полную силу.

4:18−22 Призвание первых апостолов (см.: Мк 1:16−20; ср.: Лк 5:1−11). Помощники Иисуса в Его служении не могли быть просто Его «соработниками», они сами должны были стать ловцами человеков, приводя людей к Богу. Эти стихи показывают, что полное посвящение Иисусу требует абсолютной преданности.

Симон, Иаков и Иоанн (и в меньшей степени Андрей) составляли ядро апостольской группы. Их призвание и готовность откликнуться на призыв, видимо, характеризуют всю группу в целом.

4:23−25 Краткий обзор служения Иисуса (ср.: Мк 1:39; 3:7−12; Лк 4:44; 6:17−19). Это краткое заключение показывает, что Иисус был принят в синагогах (противостояние ждало Его еще впереди) и широко известен как Учитель и особенно как Исцелитель — Его проповедь в Галилее имела весьма большой успех. Хотя служение Иисуса было ограничено Галилеей, о Нем узнали в «большой Палестине» (которая составляла часть римской провинции Сирия). То, что Иисус исцелял людей, показывает, что служение Иоанна Крестителя пришло к завершению: сила Царства Небесного, именем которой проповедовал Иоанн, была явлена в действии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.