От Матфея 8 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Когда Иисус спустился с горы, огромные толпы народа последовали за Ним.
2 Один прокажённый пришёл, склонился перед Ним и сказал:
«Господи, если Ты захочешь, то сможешь вылечить меня».
3 Иисус протянул руку, коснулся прокажённого и сказал:
«Хочу, исцелись!» И тотчас же больной очистился от проказы.
4 Иисус сказал ему:
«Смотри, не говори никому об этом. Лучше пойди, покажись священнику, а потом принеси дар, какой повелел Моисей, чтобы доказать людям, что ты исцелился».
5 Когда Иисус пришёл в Капернаум, к Нему подошёл римский центурион и попросил Его о помощи.
6 Он сказал:
«Господи, мой слуга лежит дома парализованный и очень страдает от боли».
7 Тогда Иисус сказал ему:
«Я приду и исцелю его».
8 В ответ центурион молвил:
«Господи, я недостоин того, чтобы Ты пришёл ко мне в дом. Ты только прикажи, и слуга мой будет исцелён.
9 Я знаю это, потому что сам нахожусь в подчинении у своего начальника, и у меня самого в подчинении солдаты. И когда я говорю одному из них: „Иди!” — то он уходит, говорю другому: „Подойди!” — и он приходит или говорю своему слуге: „Сделай то!” — и он делает».
10 Когда Иисус услышал это, Он в удивлении сказал тем, кто был с Ним:
«Правду вам говорю: Я не встречал подобной веры ни у кого в Израиле.
11 Более того, говорю вам, что многие придут с востока и запада и займут свои места рядом с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.
12 А те, кому следовало войти в Царство, будут ввергнуты во тьму бесконечную, и будет там плач и скрежет зубов от нестерпимой боли».
13 Иисус сказал центуриону:
«Иди домой! Пусть случится то, во что ты поверил!» И в тот же миг слуга центуриона был исцелён.
14 Когда Иисус пришёл в дом к Петру, то увидел, что тёща Петра лежит в постели вся в жару.
15 Иисус коснулся её руки, и жар тут же спал. И она, тотчас же встав с постели, стала прислуживать Иисусу.
16 Когда наступил вечер, к Нему привели множество бесноватых, и Он изгнал злых духов Своим словом, и исцелил всех больных.
17 Всё это случилось во исполнение сказанного устами пророка Исаии: «И избавил Он нас от болезней и снял наши недуги».
18 Когда Иисус увидел вокруг Себя толпу, то велел Своим ученикам перебраться на другой берег озера.
19 Один законоучитель подошёл к нему и сказал:
«Учитель, я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошёл».
20 Иисус сказал ему:
«У лис есть норы, у птиц есть гнёзда, а Сыну Человеческому негде приклонить голову».
21 Тогда другой ученик сказал Ему:
«Господи, разреши мне прежде всего пойти похоронить моего отца».
22 Иисус сказал ему:
«Следуй за Мной, и пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов».
23 Иисус сошёл в лодку, и Его ученики последовали за Ним.
24 И вот на озере поднялась сильная буря, волны стали захлёстывать лодку, но Он спал.
25 Тогда ученики подошли и разбудили Его, сказав:
«Господи, спаси нас! Наша смерть близка!»
26 А Иисус ответил им:
«Чего вы боитесь, маловерные?»
Потом Он встал и приказал ветру и волнам утихнуть, и наступила великая тишина.
27 Люди изумились:
«Кто же Он Такой, если даже ветер и воды послушны Ему!»
28 Когда Иисус прибыл в Гадаринскую землю, к Нему навстречу вышли из погребальных пещер двое одержимых бесами. Они были такие буйные, что никто не осмеливался проходить той дорогой.
29 Они кричали:
«Что Тебе нужно от нас, Сын Божий? Ты явился сюда, чтобы мучить нас ещё до назначенного времени?»
30 Вдали паслось большое стадо свиней.
31 И бесы стали умолять Иисуса:
«Если уж Ты изгонишь нас из этих людей, то всели нас в стадо свиней».
32 И Он сказал им:
«Уходите!» Тогда они вышли из этих людей и вселились в свиней. И тут же всё стадо бросилось с крутого берега прямо в озеро, и все свиньи утонули.
33 Свинопасы же убежали. Они пошли в город и рассказали обо всём, что случилось со свиньями и с людьми, одержимыми бесами.
34 Тогда все жители города вышли навстречу Иисусу и, увидев, попросили Его уйти из тех мест.

Новый Библейский Комментарий

8:1 — 9:34 Чудеса, сотворенные Иисусом.

Матфей собрал здесь девять рассказов о чудесах Иисуса (в одном из которых объединены две чудодейственных истории; 9:18−26). Они составляют три группы (по три чуда в каждой: 8:1−7; 8:23 — 9:8; 9:18−34), разделенные краткими отступлениями, в которых внимание сконцентрировано на повелениях Иисуса (8:18−22; 9:9−17). Матфей рассказывает эти истории более сжато, чем Марк, оставляя в стороне большинство живописных подробностей и сосредоточивая внимание на Самом Иисусе. В результате создается яркое впечатление неодолимой власти Иисуса над болезнями, демоническими силами и природными стихиями и силы Его воздействия на Своих последователей, которые принимают для себя кардинальные решения. Все это раскрывает дополнительные грани Его авторитета, который Он продемонстрировал в первом блоке поучений.

8:1−17 Три чуда исцеления (см.: Мк 1:40−45, 29−34; Лк 5:12−16; 7:1−10; 4:38−41). Эти три истории собраны вместе и завершаются заключительной формулой-цитатой, подчеркивающей их значение (17). Их объединяет и то, что исцеленные принадлежали к тем категориям, которые не считались полноправными в обществе: прокаженный, язычник и женщина.

Прикосновение Иисуса к прокаженному явилось мощной демонстрацией того, что Его любовь и сострадание преодолевают все социальные запреты. Повеление пойди покажи себя священнику (как в Лев 14:10−32) служило свидетельством уважения Иисуса к закону и Его исцеляющей силы как Мессии. Другое же повеление — никому не сказывай, — напоминает нам об опасности преувеличенного внимания к этим вещам.

Сотник и его слуга были неиудеями из оккупационных войск. Причиной того, что посещение Иисусом язычников не поощрялось, была проблема взаимоотношений иудеев и язычников: иудейский учитель не должен был осквернять себя вхождением в дом язычника. Искренняя и непосредственная просьба воина, который видел практические результаты власти Иисуса над болезнью, свидетельствует о его вере, которую было трудно найти и в Израиле. Цитируя высказывание Иисуса в ст. 11, 12 (ср.: Лк 13:28, 29), Матфей подчеркивает значение этого парадокса для будущей истории народа Божьего. Многие придут с востока и запада (и этот язычник стал прообразом их) и присоединятся к еврейским патриархам на мессианском брачном пире, присутствие на котором все иудеи считали своим неотъемлемым правом. В то же время сыны царства будут извержены и займут место за пределами царства, предназначенное, согласно бытовавшему мнению, для язычников. Отныне доступ в небесное Царство определяется не национальной принадлежностью, но верой.

Таким образом, чудодейственное исцеление на расстоянии (ср.: 15:21−28, где также рассказывается о языческом «пациенте») было надлежащим ответом на веру язычника (13).

Простая история об исцелении тещи Петра приводит к выводу о служении исцеления, которое Иисус осуществлял в Капернауме (город, в котором обосновался Иисус во время Своего служения в Галилее; 4:13). Обращает на себя внимание различие в описании одержимых бесами и страдающих болезнью и их лечения. Описывая это служение как исполнение пророчества в Ис 53:4, Матфей напоминает нам, что не было более важной миссии для раба Божьего, чем искупление греха. Это ключевая мысль в Ис 53. Но сюда входит и удовлетворение наших физических потребностей.

Примечания. Ст. 2 Слово прокаженный относилось к больным, страдающим разными кожными заболеваниями; не все они были одинаково серьезными или заразными.

Ст. 14 Дом Петров — вероятно, в Капернауме Иисус жил там.

Ст. 17 Еврейские существительные в Ис 53:4 буквально передают физические страдания, даже несмотря на то что контекст подразумевает их первоначальное использование как образных речевых оборотов.

8:18−22 Цена ученичества (см.: Лк 9:57−60). Матфей проводит грань между народом — людьми, которые заинтересованно слушали Его, но не посвятили себя Ему, и учениками, для которых посвящение Иисусу стояло на первом месте. Они разделяли с Ним трудности странствий по Галилее и отсутствие дома, и даже долг по отношению к семье имел для них второстепенное значение. То, что Иисус отказал в просьбе одному из учеников, который хотел похоронить своего отца, может казаться весьма странным: ведь это священный долг сына. Между тем слово мертвец — здесь яркая метафора, представляющая людей, не относящихся к категории учеников Христа и лишенных духовного начала. Язык не в меньшей мере, чем само повеление, отражает бескомпромиссность выбора.

8:23−27 Власть над силами природы (см.: Мк 4:36−41; Лк 8:22−25). Здесь описано первое чудо, связанное с явлениями природы. Оно показывает, что Иисус обладает той же властью над природой, которая в Пс 106:23−30 приписывается Богу. Реакция учеников (ср.: Пс 106:31, 32) поднимает на новый уровень оценку суверенной силы Христа, данную Матфеем. Однако, хотя вся история рассказана главным образом с этой целью, замечание Матфея, что за Ним последовали ученики Его (23), вызывает ассоциации с предыдущим фрагментом и может служить иллюстрацией того, как происходило становление учеников: когда на море возникает шторм, вера в спасительную силу Иисуса получает вознаграждение. Матфей часто предостерегает от опасности слабой веры (маловерные, 26; ср.: 6:30; 14:31; 1:8; 17:20).

8:28−34 Захватывающее зрелище: изгнание бесов (см.: Мк 5:1−20; Лк 8:26−39). Хотя об изгнании бесов уже говорилось в общих чертах, это описание конкретного случая расширяет видимые масштабы власти Иисуса, добавляя к ней Его контроль над сверхъестественными существами. В этой строго выверенной краткой версии отсутствуют детали и внимание сосредоточено на борьбе Иисуса с бесами. Обладая сверхчеловеческой проницательностью, они признают Иисуса Сыном Божиим, однако их свидетельство, хотя и истинное, не считается заслуживающим уважения источником.

У Марка и Луки говорится только об одном одержимом бесами, у Матфея же (как в 20:30; ср.: 9:27) речь идет о двух, вероятно, потому, что эта история призвана засвидетельствовать силу Иисуса, а по иудейскому закону для подтверждения истины требовалось два свидетеля.

Дело происходило на территории язычников (на это указывает упоминание стада свиней). Матфей отмечает только отрицательную реакцию населения — желание избавиться от такого гостя. Ничего не говорится ни о гибели свиней, ни о нанесенном в результате этого материальном ущербе. Вероятно, излечение двух человек было событием несравненно более важным. Но прежде всего эта история призвана показать победу Иисуса над необычайно мощной демонической силой.

Примечания. Ст. 28 Гадара была греческим городом, центром области на восточном побережье Галилейского моря.

Ст. 29 Выражение прежде времени отражает иудейское представление о том, что бесы должны быть осуждены на последнем суде.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.