От Луки 21 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Иисус огляделся и увидел богатых людей, кладущих дары в ящик для пожертвований,
2 а также бедную вдову, опускающую две медные монеты.
3 «Правду вам говорю, — сказал Он, — эта бедная вдова больше всех положила,
4 потому что все жертвовали от избытка, а она, хотя и была бедна, отдала всё, что имела на жизнь».
5 Некоторые из учеников говорили о храме:
«Как красив этот храм! Он построен из лучшего камня, и в нём множество даров, принесённых Богу».
А Иисус сказал:
6 «Настанут дни, когда из того, что вы здесь видите, не останется и камня на камне. Всё будет разрушено».
7 «Учитель, — спросили они, — когда же это произойдёт? И какое будет знамение перед тем, как это должно случиться?»
8 Иисус ответил:
«Остерегайтесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, потому что многие придут, называя себя Моим именем, и будут говорить: „Я — Христос” или „Время настало”. Но не следуйте за ними.
9 И когда услышите о войнах и возмущениях, не пугайтесь, так как всё это должно произойти сначала, и лишь после того настанет конец».
10 Затем Иисус сказал им:
«Народ поднимется против народа и царство — против царства.
11 И будут великие землетрясения, голод, болезни и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с неба.
12 Но прежде чем это случится, вас схватят и будут всячески преследовать: за Меня вас будут судить в синагогах, бросать в темницы, а также заставят держать ответ перед царями и правителями.
13 Всё это даст вам возможность свидетельствовать обо Мне.
14 Не обдумывайте заранее свои ответы,
15 так как Я дам вам мудрость и вложу в ваши уста такие слова, что ни один из ваших противников не сможет ни противостоять вам, ни опровергнуть вас.
16 Вы будете преданы и родителями, и братьями, и родными, и друзьями вашими. Некоторые из вас будут умерщвлены,
17 и вас будут ненавидеть за то, что вы — Мои ученики.
18 Но ни один волос не упадёт с вашей головы.
19 Долготерпением вы спасёте себя».
20 «Когда же увидите Иерусалим, окружённым войсками, знайте, что близко его разрушение.
21 Тогда находящиеся в Иудее должны бежать в горы, те, кто в городе, должны выйти из него, а кто в селениях, пусть не входят в город,
22 так как это будут дни наказания, когда исполнится всё написанное.
23 Горе в те дни беременным и кормящим грудью, потому что будет великое бедствие на земле, и гнев Божий падёт на этот народ.
24 И падут они от меча, и поведут их пленниками к другим народам; и язычники будут топтать Иерусалим своими ногами, пока не истечёт их время».
25 «И будут знамения на солнце, на луне и на звёздах, на земле же — отчаяние народов и смятение от грохота и волнения морского.
26 Люди ослабеют от страха и ужаса перед бедствиями, надвигающимися на землю, так как Силы Небесные будут поколеблены.
27 Тогда увидят они Сына Человеческого, приближающегося в облаке, во всей силе и славе Его великой.
28 И когда начнёт всё это сбываться, не страшитесь, а поднимите головы, так как близко ваше освобождение».
29 И рассказал Иисус им притчу:
«Посмотрите на деревья, к примеру, на смоковницу:
30 когда она зазеленеет, вы знаете, что лето уже близко.
31 Так же, когда увидите, что сказанное Мной сбывается, будете знать, что близко Царство Божье.
32 Правду вам говорю, что всё это произойдёт ещё до того, как умрёт это поколение.
33 Небо и земля исчезнут, но Мои слова — вечны».
34 «Но будьте осторожны, чтобы ваш разум не притупился от разгула, пьянства и житейских забот, чтобы этот день, подобно ловушке, не застиг вас врасплох.
35 Он настигнет всех живущих на земле.
36 Но бодрствуйте во всякое время и молитесь, чтобы вы смогли избежать всего того, что случится, и предстать пред Сыном Человеческим».
37 Каждый день Иисус учил в храме, а по вечерам уходил, чтобы провести ночь на горе, называемой Елеонской.
38 И рано утром народ приходил к Нему в храм, чтобы слушать Его.

Новый Библейский Комментарий

21:1−4 Пожертвование вдовы (см.: Мк 12:41−44). Резчайшим контрастом неискренней религиозности книжников звучит история о бедной вдове, которая отдала две самые мелкие монеты на пожертвование в храм, куда богачи также приносили дары. В глазах Бога ее дар был самым ценным, потому что Он смотрит не на то, сколько Ему отдали, а на то, сколько человек оставляет себе. Она же отдала все, что имела на пропитание.

21:5−38 О разрушении храма и кончине века

21:5−7 Судьба храма (см.: Мф 24:1−3; Мк 13:1−4). Иисус не разделял восторженного отношения учеников к великолепной архитектуре нового храма, постороенного Иродом. Он произнес пророчество о том, что ему суждено быть полностью разрушенным. Ученики спрашивали, когда это произойдет, и будут ли какие-нибудь признаки тому, что это вот-вот случится. То, каким образом они сформулировали свой вопрос, и то, каким образом Иисус дал им ответ, показывает, что они считали разрушение храма одним из событий во время конца света.

Длинный ответ Иисуса записан также с небольшими изменениями в Мк 13. Ученые спорят, изменил ли Лука эту речь, прочитав ее у евангелиста Марка, чтобы сделать понятнее для читателей содержание приведенных там наставлений, или же обратился к каким-то другим источникам высказываний Иисуса. Оба предположения могут соответствовать действительности. Подобно Нагорной проповеди, эта речь, несомненно, содержит в себе то, что Иисус сказал не за один раз.

21:8−11 Знамения конца света (см.: Мф 24:4−7; Мк 13:5−8). Первые слова Иисуса дают общий обзор темы в целом. Ученики не должны ожидать, что конец света наступит сразу же, и они не должны думать, будто кончину века можно предсказать. Даже разрушение храма не будет означать гибели мира. Поэтому ученикам не следует верить людям, которые станут ложно называть себя Мессиями и изображать Иисуса, утверждая, что время приблизилось (ср.: Мк 1:15). Также нельзя им поддаваться искушению отчаяния, когда их взорам предстанут ужасные распри среди народов и космические катаклизмы.

21:12−19 Гонение на учеников (ср.: Мф 10:17−22; 24:9−14; Мк 13:9−13). Отсутствие хронологического порядка в высказываниях Иисуса помогает пресечь всякие попытки заранее предсказать порядок событий. Еще перед событиями, описанными в стихах 10, 11, ученики будут преследоваться как иудеями, так и римлянами. Но эти гонения дадут им возможность свидетельствования. Им не следует тревожиться о том, чтобы заранее приготовить речь, но в критический момент Иисус Сам вдохновит их свидетельствовать смело и неопровержимо. Это относится ко всем христианам, если они внезапно будут арестованы и подвергнутся суду, но это не касается проповедников, мирно беседующих с паствой, поскольку у них достаточно времени, чтобы обдумать свою речь. Здесь Иисус обещает непосредственную поддержку Своим свидетелям. Если где-либо говорится, что Святой Дух станет наставлять учеников (12:11, 12), то следует помнить, что Он посылается Иисусом (Ин 16:7). Предательство и гонения будут исходить даже от родных и друзей и приведут к мученичеству и всеобщей ненависти. Но что бы ни случилось, ученики находятся под покровительством Бога, а те, которые останутся верными, обретут вечную жизнь. Стихи 18, 19 нельзя понимать так, что ученики смогут избежать физических страданий и мученичества (16); скорее, здесь содержится обещание Божьего попечения обо всем, что случится с ними и, следовательно, призыв оставаться верными.

21:20−24 Падение Иерусалима (ср.: Мф 24:15−22; Мк 13:14−20). Теперь описываются два отдельных этапа наступления конца. Во-первых, Иерусалим будет осажден и передан во владение язычникам на некий период времени, а население города будет уничтожено. Люди, которым не безразлична собственная жизнь, должны спасаться бегством, прежде чем станет слишком поздно, потому что это будет время Божьего суда над городом. При мысли о неизбежности страданий, особенно для женщин, Иисус опять преисполнился скорби (13:34, 35; 19:41−44; 23:27−31).

Хотя у Луки осада описана гораздо подробнее, чем в соответствующем отрывке у Марка, это не обязательно значит, что он писал уже после этих событий. Используемые им выражения позаимствованы из ветхозаветных пророчеств, особенно из отрывков, посвященных разрушению Иерусалима Вавилоном. Но говорил ли Иисус так, как передал евангелист Марк, или как передал евангелист Лука (или оба они), или же Лука более понятно сформулировал Его высказывания, чтобы яснее стало, как они исполнятся, установить очень сложно.

Времена язычников — это период языческого владения Иерусалимом. Неясно, будет ли это временем обращения язычников (Рим 11:25). Иисус ничего не говорит о том, что станет с Иерусалимом в конце этого периода.

21:25−28 Приход Сына Человеческого в славе (см.: Мф 24:29−31; Мк 13:24−27). На втором этапе приближения конца истории начнется космический беспорядок (ср.: ст. 11), о котором говорили ветхозаветные пророчества. Некоторые ученые полагают, что это метафорическое описание свержения власти язычников. Затем придет Сын Человеческий — в соответствии с пророчеством в Дан 7:13, 14, где Его пришествие связано с Судным днем и окончательным, видимым установлением Божественной власти. Поскольку катаклизмы будут предварять торжество замыслов Божьих о спасении, ученикам следует преисполниться надежды в отличие от всех остальных, которые будут охвачены страхом.

21:29−33 Несомненность конца истории (см.: Мф 24:32−35; Мк 13:28−31). В Палестине у смоковницы первой среди деревьев распускаются листья, что означает наступление лета; в остальных странах все деревья присоединяются к ней, знаменуя приближение летней поры. Так и ужасные события, предреченные Иисусом, на самом деле означают надежду на то, что близко пришествие Царства Божьего.

Все то, что должно произойти на глазах этого поколения, означает, скорее, «все знамения», включая падение Иерусалима в 70 г. н. э., нежели пришествие Сына Человеческого (ср.: ст. 36 о различии этого). Исполнение этих знамений станет знаком, что Его пришествие близко. Но как это может быть правдой по прошествии стольких веков? Следует помнить, что Иисус говорил: Он Сам не знает, когда суждено прийти Сыну Человеческому (Мк 13:32; ср.: Деян 1:7). Первое пришествие Иисуса и суд над Иерусалимом намного приблизили наступление Царства Божьего. Кроме того, в каком-то смысле конец истории всегда близок (таково различие между человеком, который ходит по краю пропасти и в любой момент может упасть в нее, и человеком, который издалека приближается к этой пропасти). Исполнение дальнейших Божественных пророчеств условно, и исполнение (или неисполнение) Церковью повеления о евангелизации всего мира может быть как-то связано с этим.

21:34−36 Призыв бодрствовать. В любом случае очень важно не погрязнуть в рассуждениях и не поддаться отчаянию. Поскольку Судный день станет катастрофой для всех, кто поддался искушению и греху, ученики должны молить Бога послать им силы оставаться верными до самого конца.

21:37−38 Краткий обзор деятельности Иисуса в Иерусалиме. Иисусу приходилось искать пристанища вне стен Иерусалима, подобно множеству паломников, которые посещали Иерусалим во время Пасхи и обнаруживали, что город переполнен. Однако пасхальная трапеза должна была проводиться исключительно внутри города.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.