Деяния 21 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Расставшись со старейшинами, мы отплыли прямо на остров Кос, на следующий день на остров Родос, а оттуда в Патару.
2 Мы нашли корабль, идущий в Финикию и, взойдя на него, отправились в плавание.
3 Пройдя южнее острова Кипр, мы направились в Сирию и пристали в Тире, потому что там корабль должны были разгрузить.
4 Мы нашли там учеников и пробыли с ними неделю. Побуждаемые Духом, они сказали Павлу, чтобы он не шёл в Иерусалим.
5 Когда наше пребывание там подошло к концу, мы ушли и продолжили своё путешествие. Они же, со своими жёнами и детьми, проводили нас из города, и там, на берегу моря, мы преклонили колени и помолились.
6 Простившись с каждым из них, мы взошли на корабль, а они возвратились к себе домой.
7 Мы продолжили путешествие из Тира и высадились в Птолемаиде. Поприветствовав братьев, мы пробыли с ними целый день.
8 Отправившись на следующий день в путь, мы прибыли в Кесарию и, войдя в дом благовестителя Филиппа, одного из семерых, избранных среди братьев, остановились у него.
9 У него было четыре незамужних дочери, которые пророчествовали.
10 Мы пробыли там несколько дней, когда из Иудеи пришёл пророк по имени Агав.
11 Придя к нам, он взял пояс Павла, связал себе ноги и руки и молвил:
«Святой Дух сказал так: „Вот так и свяжут иерусалимские иудеи того, кому принадлежит этот пояс, и отдадут его в руки язычников”».
12 Услышав эти слова, мы и другие ученики, бывшие там, стали умолять Павла не ходить в Иерусалим.
13 Но Павел ответил:
«Что вы делаете? Зачем плачете и разбиваете моё сердце? Я готов не только к тому, что меня свяжут, но и к тому, чтобы умереть в Иерусалиме во имя Господа Иисуса».
14 И, так как Павла невозможно было убедить, мы перестали умолять и сказали:
«Мы молимся, чтобы исполнилась воля Господняя».
15 Затем, собравшись, мы отправились в Иерусалим.
16 Некоторые ученики из Кесарии пошли с нами и привели нас к киприянину Мнасону, одному из первых учеников, у которого мы и остановились.
17 Когда мы прибыли в Иерусалим, братья и сёстры тепло встретили нас.
18 На следующий день Павел вместе с нами пошёл к Иакову, где собрались все старейшины.
19 Он поприветствовал их и рассказал по порядку обо всём, что свершил Бог среди язычников через его служение.
20 Услышав слова Павла, старейшины восхвалили Бога и сказали ему:
«Брат, ты видел много тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители Закона.
21 О тебе им говорили, что ты учишь всех иудеев, живущих среди язычников, отступничеству от Закона Моисея. Ты учил их не обрезать детей и не следовать нашим обычаям.
22 Так что же нам делать? Они, конечно же, услышат о том, что ты пришёл.
23 Поэтому сделай так, как мы тебе говорим: среди нас есть четверо, давших обет.
24 Возьми их с собой и пройди вместе с ними обряд очищения; оплати их расходы за обряд, чтобы они могли обрить головы. Тогда каждый будет знать, что в том, что им говорили о тебе, нет ни слова правды, но что ты живёшь в послушании Закону.
25 Что же касается уверовавших язычников, то мы послали им письмо с такими наставлениями: „Не ешьте еду, принесённую в жертву идолам, избегайте крови, мяса удавленных животных и блуда”».
26 Итак, Павел взял с собой этих людей и на следующий день исполнил обряд очищения. Затем он пошёл в храм, чтобы объявить, когда окончатся дни очищения и когда будут совершены жертвоприношения за каждого из них.
27 По истечении семи дней иудеи из Азии увидели Павла в храме.
28 с криками:
«Люди Израиля! Помогите! Это тот человек, который учит людей повсюду против Закона Моисея, нашего народа и нашего храма. А теперь он и греков привёл в храм и осквернил святое место».
29 Они говорили так, потому что раньше видели в городе вместе с ним Трофима из Ефеса и подумали, что Павел привёл его в храм.
30 В городе начались беспорядки, и со всех сторон стали сбегаться люди. Они схватили Павла и выволокли его из храма, и тотчас же закрыли двери.
31 Они пытались убить его, но до военного трибуна дошла весть, что весь Иерусалим охвачен беспорядками.
32 Он тотчас же взял воинов и центурионов и отправился к иудеям. Увидев его и солдат, они прекратили избивать Павла.
33 Тогда трибун подошёл к Павлу и, взяв его под стражу, приказал сковать двумя цепями. Он спросил:
«Кто такой этот человек? Что он сделал?»
34 В толпе некоторые выкрикивали одно, а другие — другое. И так как из-за шума он не мог установить истину, трибун приказал вести Павла в крепость.
35 Люди настолько были разъярены, что когда Павла подвели к лестнице, солдатам пришлось нести его.
36 Толпа, следовавшая за ним, кричала:
«Смерть ему!»
37 Почти у входа в крепость Павел сказал военачальнику:
«Могу я спросить тебя?»
Тот ответил:
«Так ты говоришь по-гречески?
38 Значит, ты не тот египтянин, который недавно поднял мятеж и вывел в пустыню четыре тысячи разбойников?»
39 Павел ответил ему:
«Я еврей из Тарса в Киликии, гражданин этого известного города. Прошу тебя, разреши мне обратиться к народу».
40 Тогда он дал разрешение, и Павел, став на ступени, подал народу знак рукой. Когда все успокоились, он начал говорить по-еврейски.

Новый Библейский Комментарий

21:1 — 28:31 Иерусалим и Рим: Павел на суде

21:1 — 23:11 Перед иудеями: Иерусалим

21:1−16 Предостережения на пути в Иерусалим. Эти последние недели путешествия в Иудею изобилуют встречами со старыми и новыми друзьями, однако много здесь было и предупреждений, убеждавших Павла не идти в Иерусалим. Весь этот подраздел излагается от первого лица множественного числа, что указывает на присутствие Луки среди спутников Павла.

Ст. 4 Ученики, встретившие миссионеров в Тире, общались, быть может, с теми из верующих, которые рассеялись по Финикии после инцидента со Стефаном (11:19). Интересно, что здесь, как позже в Кесарии (10−12), верующие получили через Святого Духа определенные сведения о том, что произойдет с Павлом далее. Однако в обоих случаях человеческое толкование этого откровения свыше было ошибочным, хотя и простительным: они... говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим. Павел правильно полагался на откровение, данное ему, и другим верующим надлежало иначе истолковать собственные пророчества, чтобы они соответствовали тому, что знал о себе Павел. Когда Святой Дух предупреждает, что задуманное нами не получится, это не значит непременно, что нам не следует и пытаться действовать в этом направлении.

Ст. 5, 6 Как и ранее в Милите, провожая их, христиане, преклонивши колена, помолились вместе.

Ст. 8, 9 Филипп — личность, знакомая нам из глав 6 и 8. После эпизода с эфиопским евнухом он предпринял путешествие в Кесарию (8:40), но остается неизвестным, находился ли он в этом городе, когда Петр совершал свой исторический визит в дом Корнилия (10:24−48). Так как Лука заявляет (посредством местоимения мы) о том, что он был среди тех, кто остался в доме Филиппа, то, вероятно, именно во время этого посещения Филипп и передал ему сведения, послужившие основой для написания гл. 8 Книги Деяний. Если заметить, что с тех пор прошло около двадцати лет, то нас не должно ошеломить, что у Филиппа уже имеется целое семейство со взрослыми детьми, достигшими брачного возраста! Замечание о том, что у него были четыре дочери девицы, пророчествующие, включено Лукой в это повествование прежде всего с тем, чтобы указать, как много времени прошло с тех давних дней рассеяния (8:1). Кроме того, Лука говорит здесь, что даже лица «низкого общественного положения» (не просто женщины, а девицы!) занимали в Церкви видное место.

Ст. 10, 11 Пророк Агав, о котором мы уже читали в этой книге (11:27, 28), вновь, и довольно неожиданно, дает о себе знать. Подобно многим пророчествам некоторых ветхозаветных пророков, его послание было инсценированным и показывало, как иерусалимские иудеи свяжут Павла. Фраза и предадут в руки язычников перекликается с предсказанием Иисуса о Своей судьбе (Лк 18:32).

Ст. 12 Данное откровение пророка вылилось в предсказание, но все люди поняли (и поняли неверно; см.: ст. 4) предостережение Духа о предстоящем Павлу так, словно ему не следовало идти в Иерусалим, и они просили, чтобы он не ходил. Мы же должны сделать правильный вывод из этого рассказа: даже если нам будет явлено, что «двери закроются», мы не должны понимать это непременно так, что нам не следует и пытаться пройти через них.

Ст. 13, 14 Кто-то, наверное, подумал, что Павел не подчинился прямому водительству Духа, но апостол проявил достаточную твердость, так что не могли уговорить его. Тогда все, сойдясь на словах да будет воля Господня, расстались.

Ст. 15, 16 Из данного текста непонятно местонахождение дома Мнасона: то ли он находился в самом Иерусалиме, то ли где-то на пути между Кесарией и Иерусалимом. Подобно Мнасону, некоторые ученики, похоже, пришли с Кипра, и среди них— Варнава, а также, возможно, его племянник Иоанн Марк. Павел был там в начале своего первого миссионерского путешествия (4:36, 37; 11:19−21; 13:4−13).

Ст. 17−26 Прибытие Павла в Иерусалим. Хотя позднее Павла арестовали из-за беспорядков, вспыхнувших в Храме, он не остановился ни перед чем, только бы не огорчить иудеев или верующих иудеев.

Ст. 17, 18 После неформальной встречи с братьями, Павел со своими спутниками посетил руководителей Церкви, главой которых был Иаков (см.: коммент. к 12:12−17 и 15:13−21).

Ст. 19, 20 Отчет Павла о труде у язычников пресвитеры приветствовали и за это прославили Бога, однако они прозревали некоторые затруднения у многих тысяч уверовавших иудеев, которые все еще оставались ревнителями закона. С учетом численности населения Иерусалима, многие из этих тысяч, по всей видимости, подобно многим из тех, которые обратились в день Пятидесятницы (гл 2), не проживали в Иерусалиме постоянно.

Ст. 21 Каким-то образом до некоторых иудеев (и даже верующих из их числа) дошли превратные слухи о проповеди Павла; и они поверили, в частности, тому, что он учит всех Иудеев отступлению от Моисея. Дело, конечно, обстояло иначе. Павел учил язычников, что им не надо становиться иудеями, а это весьма отличается от призыва к иудеям перестать быть иудеями (см.: 21:28, 29 и коммент. к 16:1−5).

Ст. 22−24 Иаков советует Павлу открыто поддержать иудейско-назорейский обет нескольких человек и даже принять в нем участие. Павел и сам ранее давал подобный обет (см.: коммент. к 18:18 и Чис 6:1−21), так что он согласился не только из чисто политических соображений. Иаков надеялся, что, наблюдая такое участие, узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо.

Ст. 25 Вместе с тем Иаков по-прежнему держится соглашения (о принятии его говорится в гл. 15), ограничивающего «бремя», которое пытались возложить на язычников в отношении определенного поведения, считавшегося иудеями «типично языческим» и оскорбительным.

Ст. 26 Павел принимает совет Иакова. То, что Святой Дух предупреждал его о противоборстве и даже узах в Иерусалиме (см.: 20:22, 23; 21:11, 12), не удерживает апостола от подобного рода действий. Принимая обеты, Павел понимал их суть и действовал целенаправленно, хотя ему не было ясно, во что выльется его участие в них.

21:27−36 Павел схвачен иудеями в Храме. Обернулось так, что исполнить этот план до конца Павлу не удалось.

Ст. 27 Неприятности последовали не со стороны христиан из иудеев, а от неверующих Асийских Иудеев, по всей видимости, паломников. По пути в Иерусалим Павел сознательно избегал посещения Асии, потому что ожидал подобных осложнений со стороны местных иудеев (см.: коммент. к 29:16, 17).

Ст. 28, 29 Сбылись опасения Иакова и руководства Церкви. Эти иудеи стали распространять в Храме ложные сведения о том, что Павел всех повсюду учит против народа и закона и места сего. Для подтверждения последнего заявления они выдвинули против Павла обвинение в том, будто он ввел Трофима Ефесянина во внутренний двор Храма, запретный для язычников, совершив крайне серьезное преступление против закона.

Ст. 30 Эти обвинения спровоцировали возмущение жителей города, в котором христианство пользовалось дурной репутацией после инцидента со Стефаном (8:1). Упоминание о том, что заперты были двери, указывает на желание служителей Храма предотвратить осквернение внутренних дворов Храма насилием, поскольку в толпе хотели убить Павла. Возникший шум и беспорядки привлекли внимание римских властей, проявлявших бдительность в отношении иудеев (в особенности по праздничным дням). Правление Феликса, прокуратора Иудеи (23:24, 26), известно жестоким подавлением повстанцев (см.: ст. 37, 38).

Ст. 33 Хотя тысяченачальник пытался опознать личность Павла, он даже не допросил апостола или не расслышал его ответов, поскольку вскоре (см.: ст. 37) испытал недоумение по поводу того, что Павел говорит по-гречески.

Ст. 34 Бессмысленные крики иудейской толпы напоминают похожее поведение толпы языческой в Эфесе, когда вот так же ...одни кричали одно, а другие другое (см.: 19:32). Но если причиной насилия, совершаемого толпой язычников, была жадность, то в данном случае произвол толпы был следствием ее неподдельной (если не ловко направляемой) приверженности иудейской вере.

(21:37 — 22:22) Павел перед толпой. Эта речь — первая из тех, которые иногда называют «защитными». Павел оправдывает свои действия просто: имея видения и слова от Господа, он, как правоверный иудей, не мог поступить иначе, как только покориться им.

Ст. 37−38 Тысяченачальник удивился, услыхав, что Павел говорит по-гречески, ибо счел его главарем мятежа, Египтянином, выступление которого было остановлено прокуратором Феликсом и о котором нам известно также от иудейского историка Флавия. В те времена недостатка в иудейских потенциальных повстанцах не было (ср., напр., с двумя мятежниками, упомянутыми Гамалиилом в 5:36, 37).

Ст. 39 Однако Павел поправляет его, называя себя уроженцем Тарса, гражданином небезъизвестного Киликийского города. Это отличалось от заявления о римском гражданстве, которое вскоре последует (22:25).

Ст. 40 Тот факт, что разъяренная толпа присмирела от одного только жеста Павла, представляется маловероятным, а заодно подвергается сомнению историческая достоверность выступления Павла, ибо человек, только что избавленный от рук кровожадной толпы, вряд ли мог находиться в должном состоянии, чтобы произнести речь. Однако вполне возможно, что люди надеялись теперь услышать от этого избитого еретика (поскольку таким они его считали) слова отречения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.