Деяния 3 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Однажды Пётр и Иоанн шли вместе в храм в три часа пополудни, в час молитвы.
2 Они увидели там калеку, который от рождения не мог ходить и которого каждый день приносили в храм и сажали у ворот, называемых Красивыми. Он просил милостыню у людей, входящих в храм.
3 Увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, он попросил у них милостыню.
4 Внимательно посмотрев на него, Пётр и Иоанн сказали:
«Взгляни на нас».
5 И он посмотрел, ожидая что-нибудь от них получить.
6 Но Пётр сказал:
«Нет у меня ни серебра, ни золота, но я дам тебе то, что имею. Во имя Иисуса Христа из Назарета, встань и иди!»
7 И, взяв его за правую руку, помог ему встать.
8 и, вскочив на ноги, он стал ходить. Он пошёл с ними в храм, подпрыгивая на ходу и восхваляя Бога.
9 И все видели, как он шёл, прославляя Бога,
10 и узнали в нём того калеку, который сидел, прося милостыню, у Красивых ворот храма. Случившееся с ним наполнило людей удивлением и изумлением.
11 Этот человек ни на шаг не отходил от Петра и Иоанна, а в это время изумлённые люди сбегались к ним, к месту, называемому Соломоновым портиком.
12 Увидев это, Пётр спросил:
«Братья мои, израильтяне, чему вы удивляетесь? Почему вы смотрите на нас так, будто мы своей силой и благочестием сделали так, что этот человек стал ходить?
13 Нет, Бог совершил это! Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог предков наших восславил слугу Своего Иисуса, а вы отдали Его на смерть и отреклись от Него перед Пилатом, когда тот решил освободить Его.
14 Вы отреклись от Святого и Праведного, а убийцу просили освободить.
15 Вы убили Несущего жизнь, но Бог воскресил Его из мёртвых, и мы свидетели тому, мы видели это собственными глазами.
16 Силой Иисуса был исцелён этот калека, потому что мы поверили во имя Его, и этот человек, которого вы видите и знаете, был полностью исцелён перед всеми вами ради веры во имя Иисуса!
17 Но я знаю, братья, что вы сделали всё это в неведении, как и предводители ваши.
18 Бог же предрекал через всех пророков страдания Христу и таким образом исполнил это.
19 Так покайтесь же и возвратитесь к Богу, чтобы вам простились ваши грехи.
20 Тогда Господь дарует вам духовный покой и пошлёт вам Иисуса, Того, Кого Он избрал быть Христом вашим.
21 Он должен оставаться на небесах до того времени, когда всё будет восстановлено, как и говорил Бог издавна через Своих святых пророков.
22 Моисей, один из пророков, сказал: „Господь, Бог ваш, из братьев ваших пошлёт вам Пророка, подобного мне. Вы должны повиноваться всему, что Он говорит вам.
23 И любой, кто не подчинится Тому Пророку, будет отделён от людей Божьих и сгинет”.
24 Да, все когда-либо вещавшие пророки, начиная с Самуила и кончая теми, кто был после него, предвещали эти дни.
25 Вы — наследники пророков и соглашения, которое Бог дал вашим предкам, когда сказал Аврааму: „Через твоё потомство будут благословенны все люди на земле”.
26 Вы были первыми, к кому Он послал Своего слугу Иисуса благословлять каждого из вас, отвращая от неправедных путей ваших».

Новый Библейский Комментарий

3:1 — 4:31 Случай при дверях Храма

Со временем христианские общины начали сталкиваться с противодействием со стороны правящей религиозной элиты Иерусалима; точно так же в свое время происходило и с Господом Иисусом. В данном, необычно долгом повествовании одно неизбежно влечет за собой другое. Счастливый и невинный дебют — чудесное исцеление — понятным образом привлекает толпу, и Петр полагает себя обязанным объяснить ей это событие, что он и делает, показав себя выдающимся благовестником. На сей раз Петр учит в притворе Соломоновом, выступая против представлений священников, саддукеев и начальников при Храме не только относительно Иисуса, но и воскресения. Поэтому, не одобрив подобной проповеди, власти доставляют Петра и Иоанна к перепуганным судьям (то был период нерешительности властей по отношению к новому религиозному течению), не знавшим, как поступить. И хотя апостолов в конце концов освобождают, из молитвы всей христианской общины, которая завершает эпизод в целом, ясно — Церковь реагирует на противодействие религиозных властей самым серьезным образом.

Ст. 1−2 Христиане продолжают посещать Храм, и вот однажды Петр и Иоанн проходят мимо калеки, расположившегося на своем привычном месте, где он долгое время просил милостыню, при дверях храма, называемых Красными. Для просящего подаяния это место выбрано как будто весьма удачно, поскольку народ, направляясь на богослужение, вряд ли мог пренебрегать им. В то же время ожидать милостыни в этом месте при столь оживленном движении могло быть и пустым занятием.

Ст. 4−5 Вот почему рассказчик говорит, что Петр и Иоанн всмотрелись в него. Происходит истинная встреча. Маршалл пишет: «То, что могло оказаться просто поводом к обезличенному, механическому подаянию, обернулось личным взаимодействием» (Marshall I. H., Acts [IVP, 1980], р. 88). В результате шансы калеки получить милостыню возросли, пусть и не слишком высоко.

Ст. 6 Ожидания читателя, только что прочитавшего (2:44−47), как христиане продавали имения и всякую собственность для помощи тем, кто нуждался, также укрепились. Но Лука стремится не к изображению великодушия, с каким христиане расстаются со своими деньгами, а старается пояснить, почему они считают материальное ценностью преходящей, временной. Христиане могут поделиться и чем-то более ценным. Петр обладает (и делится) целостностью, передающейся по вере во имя (или властью) Иисуса Христа.

Продолжая тему межличностного контакта, Лука рассказывает о том, как Петр взял этого человека за правую руку и поднял, вследствие чего вдруг укрепились его ступни и колена.

Ст. 8 Вид человека, которого прежде приходилось приносить к дверям Храма, а ныне начавшего не только ходить, но и скакать, восхваляя Бога, поражает еще больше, ибо во дворе Храма такая картина представлялась, должно быть, недостойным лицедейством.

Можно представить себе изумление и ужас народа, постепенно распознававшего в нем прежнего калеку.

Ст. 11 Соломонов притвор представлял собой портик с колоннадой вдоль восточной стороны внешнего двора Храма. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Сам Иисус учил там (Ин 10:23), и у христиан этот притвор был, видимо, излюбленным местом встреч (ср.: Деян 5:12). Исцеленный не отходил от Петра и Иоанна, и весь народ в изумлении сбежался к ним, словно сами ученики были «люди святые» или целители.

Ст. 12−16 О том, что Лука приводит лишь основное содержание проповедей, см.: коммент. к 2:14. Обращаясь к народу, Петр прежде всего рассеивает неправильное понимание причин чуда, отрицая какую-либо свою и Иоанна силу или благочестие. Он переводит внимание людей на Бога, Которому они поклонялись, и на Иисуса, Которого Бог оправдал и воскресил. В ст. 16 Петр, по-видимому, подразумевает, что даже вера их не происходит от них сама по себе. Более того, он говорит о призвании имени Христа и вере, которая от Него.

Как ранее в проповеди на праздновании Пятидесятницы, так и здесь много говорится о хорошо известном факте — отвержении народом Иисуса, причем здесь проводится резкий контраст между тем, что народ: отверг Христа, и тем, что Бог прославил Его, и ученики в этом — свидетели, подобно тому, как присутствующие здесь люди — свидетели исцеления хромого. И снова акцент в утверждении: Вы... Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых — сделан по формуле «вы убили, но Бог воскресил» и подчеркивает прославление Богом Того, Кто отвергнут людьми (см.: 4:11 ниже).

Ст. 17−21 Петр смягчает свое обвинение, брошенное народу, отвергнувшему Иисуса, и говорит: ...я знаю, братия, что вы... сделали это по неведению. Призыв (в ст. 19) покаяться и обратиться подразумевает и общее покаяние в грехах, и особое, необходимое после распятия Мессии. Неведение не освобождает их от необходимости покаяния, но и прямое участие в осуждении Иисуса не лишает возможности искупления.

Многие иудеи, наши современники, с нетерпением ждут пришествия Мессии, когда наступят времена покоя и благоденствия по всей земле. Если иудеи первого века думали подобным же образом (а это представляется весьма вероятным), тогда для Петра было важно пояснить, что, хотя иудейский Мессия уже являлся, мессианская эра во всей ее полноте установится только по Его втором пришествии (20). Участие его слушателей в этих временах отрады (20а), когда наступят времена совершения всего, что говорил Бог (21), зависит от их отношения к Иисусу.

Ст. 22−26 В своей проповеди Петр говорит об «отцах» (13) и «пророках» (18, 21, 24, 25). Он цитирует Моисея (Втор 18:15, 18, 19), чтобы пояснить опасность дальнейшего отвержения Избранника Божьего (23).

Проповедь завершается ясно выраженным отношением Петра к положению, занимаемому иудеями, как к исключительному. Он говорит им, что они сыны пророков и завета, что Иисус был послан к ним первым благословить их, и что именно посредством их благословятся все племена земные (см.: Быт 12:3; 18:18; 22:18).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.