Иакова 2 глава

Соборное послание Иакова
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Дорогие братья и сёстры мои, так как вы веруете в нашего славного Господа Иисуса Христа, то не относитесь к людям с предвзятостью.
2 Допустим, пришёл на ваше собрание человек в роскошной одежде и с золотым перстнем, пришёл также и бедняк в ветхой одежде.
3 Вы оказываете особое внимание тому человеку, на котором роскошная одежда, и говорите:
«Садись вот здесь, на одно из хороших мест».
Бедняку же вы говорите:
«Стань вон там» или:
«Садись у ног моих».
4 Что же вы делаете? Вы отдаёте одним предпочтение перед другими и, побуждаемые неправедными мыслями, решаете, кто лучше.
5 Послушайте, любимые братья и сёстры мои! Разве Бог не избрал тех, кто беден в глазах мира, чтобы сделать их богатыми в вере, наследниками Царства, которое Он обещал тем, кто любит Его?
6 Вы же презираете бедняков! Разве не богачи угнетают вас и разве не они водят вас по судам?
7 Разве не они оскорбляют прекрасное имя Христа, которое вам было дано?
8 Если вы в самом деле придерживаетесь царского закона, указанного в Писаниях и главенствующего над всеми другими законами:
«Люби ближнего своего, как самого себя», то вы поступаете правильно.
9 Но если вы относитесь к одному человеку лучше, чем к другому, то впадаете в грех и будете осуждены как нарушители Божьего закона.
10 Так как тот, кто соблюдает закон в целом, но нарушит пусть даже одно правило, виновен в нарушении всего закона.
11 Потому что Бог, сказавший:
«Не прелюбодействуй!» — сказал также:
«Не убей!» И потому если ты не прелюбодействуешь, но совершишь убийство, то станешь нарушителем Божьего закона.
12 Говори и поступай как человек, который будет судим по закону, дающему свободу.
13 Будь милосерден к ближним, потому что если ты не проявляешь милосердия к окружающим, то и суд Божий будет безжалостен к тебе. Однако милосердный человек без страха предстанет перед Судьёй!
14 Братья и сёстры, какой прок, если кто-то скажет, что верит, но не совершает добрых дел? Ведь такая вера не спасёт его!
15 Если брат или сестра во Христе нуждается в одежде или пище
16 и кто-то из вас скажет им:
«Иди с миром. Живи в тепле и сытости!» — но не даст им того, в чём они нуждаются, тогда его слова ничего не значат?
17 Так и вера: если не сопровождается делами, то сама по себе она мертва.
18 Но кто-то может сказать:
«У тебя вера, а у меня дела! Ты не можешь показать мне твою веру, если она ни в чём не проявляется! Я же покажу тебе мою веру, которая видна в моих делах!»
19 Ты веришь в то, что Бог — един? Хорошо! Но даже бесы верят в это и содрогаются от страха.
20 Глупец! Ты хочешь доказательств, что вера без дел бесполезна?
21 Разве не был оправдан наш предок Авраам своими делами, когда возложил своего сына Исаака на алтарь?
22 Как видишь, его вера сопровождалась делами, и она стала совершенной благодаря его делам.
23 И так исполнились Писания, в которых сказано:
«Благодаря своей вере Авраам оправдался перед Богом».
Потому он был назван «другом Божьим».
24 Вы видите, что человека оправдывают перед Богом его дела, а не одна только вера.
25 Точно так же разве не была блудница Раав оправдана перед Богом, когда приютила посланцев и помогла им убежать другой дорогой?
26 И потому, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.

Новый Библейский Комментарий

2:1−26 Испытание на щедрость

В предыдущем стихе говорилось о щедрости как разновидности благочестия, и теперь мы переходим к первой из основных тем послания — призыву к щедрости, которой испытывается вера. Иаков разделяет эту тему на две части, каждая из которых представляет собой краткое учение и следует традиционному образцу иудейской проповеди, произносимой в синагоге.

2:1−13 Лицеприятие и любовь

Первая проповедь посвящена благочестивому поведению. Иаков доказывает, что человек, поведением которого руководит пристрастность, своим образом жизни напоминает скорее преследователей церкви, чем Иисуса. Установив этот принцип, он продолжает развивать тему, подтверждая свою мысль богословским аргументом и двумя библейскими цитатами, после чего переходит к заключительному обобщению.

Ст. 1 Принцип. Иаков начинает свою проповедь с того, что называет Иисуса нашим Господом славы. Стремление посвятить себя такой личности, как Христос (или «вера в» Него), несовместимо с ханжеским подходом к людям. Бог совершенно нелицеприятен (Втор 10:17; Гал 2:6), поэтому верность и преданность Тому, Кто стал совершенным воплощением такого Бога, а сейчас пребывает в славе Своего воскресения как царствующий Господь, не имеет ничего общего с фаворитизмом.

Ст. 2 Пример. Иаков иллюстрирует свою мысль примером. Сравнив нарисованную Иаковом картину поведения людей и их манеры одеваться с описаниями в иудейских источниках, мы обнаруживаем, что перед нами сцена церковного суда (как в 1Кор 6:1).

Итак, два верующих затеяли судебную тяжбу. Один из них богат. Однако Иаков не называет его «богачом», ибо этот термин он оставляет для нехристиан, но отмечает присутствие у него золотого перстня и богатой одежды (букв. «сияющей», т. е. прекрасно выбеленной и высококачественной, а не простой домотканой). Другой человек беден; одежда его скудна (букв. «грязна»). Это все, что у него есть; в ней он и работает, и спит, и потому она изношена и пропитана грязью. Богатому предлагают сесть, а бедному велят стать где-нибудь или сесть на пол.

Уже до начала разбирательства всем ясно, что это несправедливый суд. Согласно иудейскому закону, обе стороны должны либо сидеть на одном уровне, либо стоять. Кроме того, богатый человек обязан или дать бедному одежду, подобную своей, или должен сам надеть одежду бедняка. Если члены церкви соглашаются учитывать экономические барьеры между этими двумя людьми, они становятся на позицию лицеприятной оценки. Хуже того, они становятся судьями с худыми мыслями. Церковь, провозглашающая Христа своим Господом славы, становится несправедливым и лицемерным судьей!

Ст. 2−7 Богословский аргумент. Иаков начинает свои размышления о таком явлении, как лицеприятие, со ссылки на слова Иисуса. Бог, говорит он, избрал бедных для того, чтобы стать наследниками Своего Царства, о чем сказал Господь в Своей проповеди (Лк 6:20). В Ветхом Завете Бог также проявляет особую заботу о бедных (напр., Втор 15; Пс 34:10; Прит 19:17), а Иисус, проповедуя Благую весть, избирает бедняков Своей аудиторией (Лк 4:18).

Иаков особо подчеркивает, что их бедность экономического характера, ибо они бедны только в глазах мира (рассуждения автора основаны на англ. переводе Библии). Перед Богом они богаты верою. Поэтому не все бедные и неимущие войдут в благословение, ибо не все из них избраны к спасению (наследниками Царствия), а только любящие Его. Горькая ирония в том, что церковь судит с мирских, а не с Божьих позиций. Церковные люди не смогли понять, что человек в бедной одежде на самом деле богат в глазах Бога, и своим поведением презрели бедного, унизили того, кого Бог избрал быть Своим наследником.

Унижая бедного, церковь превозносит богатого. Но именно богатые являются гонителями церкви. Это напрямую перекликается с ветхозаветной проблемой угнетения и преследования бедных богатыми (Иер 7:6; 22:3; Ам 4:1; 8:4), причем положение дел не изменилось и во времена Иакова. Более того, богачи затевали судебные процессы с христианами, зная, что светские суды всегда на их стороне, ибо христиане были противны всем. Но оскорблением и нанесением материального ущерба дело не ограничивалось — они бесславили доброе имя, которое получали верующие при крещении. Нетрудно представить себе, как эти богатые с ухмылкой кивали в сторону обвиняемого, говоря, что «последователь этого ненавистного галилеянина» просто не может быть прав. Такова природа богатых. Однако христиане, притесняющие бедняка в своих собраниях, становятся подобными им. Верующие становятся преследователями.

Ст. 8−11 Библейский аргумент. Иаков приводит доводы Писания дважды. Во-первых, он цитирует закон царский, делая ссылку на Лев 19:18: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Но почему он называет этот закон «царским»? Некоторые видят в нем главный принцип, определяющий отношение к ближнему вообще (Мк 12:31), однако, скорее всего, причина в том, что само название («царский») указывает на прямую связь со сводом правил, данных Иисусом, и, следовательно, с законом Царя. Наконец, здесь использовано слово «закон», а не «заповедь» (что было бы уместно при рассуждении о каком-нибудь одном конкретном правиле или постулате), причем о Царстве шла речь выше, в 2:5. Таким образом, имеется в виду действительно Царский закон (или интерпретированная Иисусом ветхозаветная заповедь), который либо соблюдается, либо нарушается, и хорошо делает тот, кто не нарушает его.

Лицеприятие, конечно же, не имеет ничего общего с любовью к ближнему как к самому себе; на деле это вообще отсутствие какой бы то ни было любви. Поэтому избирательное, лицеприятное отношение к людям равноценно нарушению царского закона, а в результате — осуждение за правонарушение и необходимость отвечать перед лицом Царя Христа. Это более чем серьезная ситуация.

«Но как же можно, — возразит читатель, — видеть в лицеприятии такой серьезный грех? Разве я не соблюдаю большинство остальных заповедей?» На это Иаков отвечает, что нарушение лишь одного пункта закона делает человека преступником. Здесь он приводит второй аргумент из Писания, цитируя Исх 20:13 (или Втор 5:17, 18), причем вначале он говорит о грехе прелюбодеяния, а только потом о грехе убийства. Посмотрим на человека, верного своей жене, но убивающего другого: этот человек преступник, несмотря на то что он нарушил только одну заповедь из закона. Ведь обе заповеди даны одним и тем же Богом. Выбор заповедей не случаен. Делая реверансы в сторону имущих и отказывая в справедливости бедным, церковь, в сущности, лишает бедняка жизни, то есть фактически убивает его.

По-видимому, именно о такой расправе богатых с бедными праведниками говорится в 5:4−6. Ветхий Завет однозначно говорит о том, что наказание за убийство или прелюбодеяние одно — смерть. Суровость приговора также не зависит от количества совершенных преступлениий, будь их множество или всего одно.

Ст. 12−13 Заключительное обращение. Итак, говорит Иаков, мы должны говорить и поступать как те, кому предстоит быть судимыми по закону свободы. Поведение человека состоит из его слов и его поступков. Ни один из аспектов человеческой жизни не освобождается от суда, и критерием праведности является только Царский закон, представляющий собой ветхозаветные заповеди в интерпретации Иисуса и Его собственное учение (во времена Иакова Новый Завет еще не был написан). Этот закон не тяжел и не обременителен, напротив, он дает освобождение всем, кто хочет служить Богу. Однако Иисус в Своем учении предупреждает, что свобода не имеет ничего с общего со вседозволенностью; нам следует знать, что все предстанут перед Ним, чтобы дать Ему отчет или за свое послушание, или за его отсутствие (Мф 7:15−23; Лк 6:43−45).

Отрывок завершается двумя изречениями, принадлежащими, по-видимому, Самому Иисусу: Суд без милости не оказавшему милости и Милость превозносится над судом. Ветхий Завет четко и ясно говорит, что Бог есть Бог милости (Втор 4:31) и что Он повелевает Своему народу поступать так же (Мих 6:8; Зах 7:9). Иисус сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7), а также: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:2). Следовательно, отказывая в милости бедняку, они на свою голову собирают справедливое осуждение. Они не были милосердны в земной жизни и не найдут милосердия в вечности. Мысль о превосходстве милости над судом восходит к учению Иисуса (Мф 6:14, 15); 18:21−35). Будучи милосердными к другим сейчас (то есть проявляя черты характера Бога), они увидят, как облегчают свое положение. Им не придется предстать пред судом.

2:14−26 Щедрость и вера

Предыдущий стих плавно переходит к данной теме, так как понятие «милосердие» непосредственно ассоциируется с представлением о щедрости по отношению к нуждающимся. Щедрое даяние — это одна из форм милосердия. Следовательно, на вопрос: если нельзя притеснять бедняков, то как же к ним относиться? — ответ один: с милосердием, то есть великодушным подаянием поддерживая их. Таким утверждением начинается нижеследующая назидательная проповедь о взаимоотношениях между делами благотворительности и верой.

Ст. 14 Принцип. Иаков формулирует свой принцип очень просто: Что пользы... если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Другими словами, если кто-то говорит, что он верит в истинность учения, но в жизни его нет послушания Христу, то есть ли польза от такой веры? Ответ, разумеется, один: никакой.

Для разъяснения своей мысли Иаков добавляет: Может ли эта вера спасти его? В греческом языке форма вопроса указывает, каков должен быть ответ на него. Здесь ответ также очевиден: нет, не может.

Ст. 15−17 Пример. Иаков иллюстрирует свой принцип примером. Он рисует картину острой нужды, переживаемой верующим братом или сестрой, у которых нет не только хорошей одежды, но почти вообще никакой, чтобы согреться и хотя бы прилично выглядеть. У них не только нет еды до конца недели, — у них нечего есть сегодня. Что же делает их брат-христианин? Он (она) возносит молитву и благословляет их: Идите с миром, а затем конкретизирует свое благословение: Грейтесь и питайтесь. Все это очень благочестиво и исполнено веры: мол, Бог позаботится. И очень религиозно, и богословски правильно. Одного не хватает — дела, чтобы подойти к своему шкафу и к своей кладовой и вынуть оттуда свою одежду и свою еду и поделиться ими с несчастными. Поэтому, говорит Иаков, такая молитва совершенно бессмысленна. Так же, заключает он, бессмысленны все формы веры, которые не сопровождаются делами. Мы можем верить, что Иисус есть Господь, но если мы не подчиняемся Ему, наша вера — лишь пустословие. Мы можем верить, что Бог любит бедных, но если мы не любим их и не заботимся о них, наша вера мертва.

Ст. 18−19 Богословский аргумент. Такой выразительный пример нуждается в аргументации, и Иаков предоставляет ее: вводит воображаемого оппонента. Этот оппонент рассматривает веру и дела как два разных дара от Бога: Ты имеешь веру, а я имею дела. Иаков замечает, что вера, не проявляющаяся в конкретных делах, практически таковой не является. Она не видна и не выражается в поступках; она есть чистый плод воображения. Этому Иаков противопоставляет пресвященность Христу, то есть веру, воплощенную в дела.

Затем оппонент возражает, обращаясь к основному кредо иудейской религии: «Я верую, что Бог един», произносимому дважды в день каждым набожным иудеем и записанному во Втор 6:4, 5. Такую веру обрел Авраам, и такая вера есть базовый тезис христианства (Мк 12:28−34; Рим 3:30; также речь Павла в Деян 17:22−31). Несомненно, такой ортодоксальной веры вполне достаточно, однако Иаков опровергает это утверждение, говоря, что бесы тоже веруют. Дьявол и вся его армия имеют совершенно ортодоксальную веру в истину, так как на самом деле, согласно всем Евангелиям, именно они, а не апостолы, верно идентифицировали Христа (напр., Мк 1:24; 5:7). И в отличие от претендующих на звание верующих, но дел практических не имеющих, бесы поступают в соответствии со своей верой — они трепещут. Они дрожат от страха, потому что находятся в состоянии войны с Богом и знают, что направляются в ад. Иаков, по-видимому, дает понять, что все, утверждающие, что имеют веру, но не свидетельствующие о ней своими делами, должны так же дрожать от страха.

Ст. 20−25 Библейский аргумент. Теперь Иаков предлагает подтвердить свое утверждение Писанием. Для этого он пользуется сильным и выразительным языком, напоминающим язык Иисуса (Мф 23:17) или Павла (Гал 3:1) и характерным для дебатов того времени. В качестве аргумента он использует инцидент с Авраамом, описанный в Быт 22:1−19. Авраам оправдался, говорит Иаков, то есть «был признан праведным» в Быт 22:12, когда Бог через ангела сказал ему: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога». Эти слова относились к готовности Авраама принести в жертву Исаака или можно сказать, что решение Авраама следовать за Богом и абсолютно довериться Ему было настолько твердым, что, оказавшись перед лицом жесточайшего испытания, он без колебаний подчинился, несмотря на страшную цену, которую ему пришлось бы заплатить.

Однако смысл данного текста этим не исчерпывается. Вариант NIV — тем, что он сделал, но предпочтительнее — «его делами». Иаков не имеет в виду только один поступок Авраама. В представлении иудеев принесение в жертву Исаака было последним звеном в длинной цепи многочисленных дел послушания и смирения, о чем упоминается в Быт 12:1. Иудеи задавались вопросом, почему Бог, приказав Аврааму принести Исаака в жертву, отменил Свое требование. Они же отвечали на него так: поскольку Авраам был послушен Богу и много раз совершал угодные Богу дела и поскольку есть много свидетельств о его милосердии к бедным, Бог справедливо вознаградил его тем, что пощадил Исаака, о чем и говорится в Быт 22. Таким образом, освобождение Исаака было следствием всей жизни Авраама, исполненной послушания.

Иаков отмечает, что вера и дела (поступки) не могут быть разделены. Внутренняя вера несовершенна, но становится совершенной, если сопровождается волевым решением свидетельствовать о себе практическими делами. В этом Павел и Иаков едины. В Рим 4 и Гал. 3−4 Павел выступает против «дел», однако дела, которые он осуждает, есть «дела закона», то есть такие ритуальные действия, как обрезание, правила приема пищи и соблюдение субботы, которыми Иудеи отличались от неиудеев. Но для того чтобы стать праведным в глазах Бога, совсем необязательно было становиться иудеем. Однако когда речь идет об оправдании делами, Павел сомневается, что не имеющие их попадут на небеса, о чем он рассуждает в 1Кор 6:9, 10 и Гал 5:19:21. Для Павла вера — это не просто уверенность в правоте ортодоксальных доктрин, как для вображаемого оппонента Иакова; вера в его понимании — это посвященность, преданность Христу. А преданность никогда не бывает пассивной и выражает себя в одном действии — послушании. В этом состоит основная мысль Иакова: вера становится полной и совершенной только в сочетании с послушанием Христу.

Далее Иаков цитирует Быт 15:6 и показывает, как это обетование исполнилось в Быт 22. Павел также цитирует Быт 15:6 в Рим 4:3 и Гал 3:6, однако подчеркивает, что Бог сделал Свое заявление прежде, чем Авраам принял обрезание. Иаков обращает наше внимание на то, что последующие поступки Авраама только подтвердили правоту Божьего признания его праведности. Авраам действительно жил верой и был истинно праведным человеком. К этому Иаков добавляет свой парафраз 2Пар 20:7 или Ис 41:8, говоря об Аврааме как о друге Божием. Друзья должны иметь согласие между собой, и Авраам, проживший в послушании Богу всю жизнь, показал себя истинным другом, который жил в полной гармонии с Богом.

Следовательно, человек оправдывается делами, а не верою только. У Павла термин «оправдаться» означает получить Божье подтверждение об освобождении грешника от всяких обязательств, то есть слово это получило у него новое значение. Иаков же использует это слово в его первоначальном значении (том, которое мы находим в греческом варианте Ветхого Завета), предусматривающем, что человек объявляется оправданным или праведным. Это утверждение, доказывает Иаков, определяется не содержанием человеческого сердца, которое невидимо, но содержанием дел, которые видимы.

Далее Иаков обращается ко второму библейскому сюжету — истории Раав, описанной в Нав 2. Эта блудница услышала о делах Божьих и поверила им в своем сердце, но этого было недостаточно для ее спасения, так как в Иерихоне могло быть множество людей, имеющих такую же веру. Раав же доказала свою веру делами, когда помогла иудейским разведчикам. Она была спасена только потому, что ее вера воплотилась в реальноое дело. С тех пор иудейская религия относится к ней как к матери всех язычников, обратившихся в иудаизм, а история с Раав стала первым примером такого обращения.

Ст. 26 Заключительное обращение. Последняя фраза данного отрывка кратка по форме и ясна по содержанию. Вера без дел подобна трупу, то есть телу, лишенному духа, или дыхания. Она мертва, бесполезна и не достойна жизни, и она не спасает. Но есть настоящая, спасающая вера, которая всегда производит дела, совершаемые в послушании Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.