1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Теперь я хочу напомнить вам, братья и сёстры, о полученном вами Благовестии, которое я проповедовал вам. Вы по-прежнему следуете этому Благовестию,
2 и через него вы обретёте спасение, если твёрдо будете помнить слова, сказанные мной. Помните: вы должны верить в это Благовестие, и если вы перестанете верить, то ваша вера напрасна.
3 Я учил вас самым важным истинам, которые сам получил: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям,
4 был погребён и воскрешён на третий день, как говорится в нём в Писаниях.
5 Затем Христос явился Кифе и двенадцати апостолам,
6 а после этого Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые из них умерли.
7 Затем Иисус явился Иакову, а потом всем апостолам,
8 а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный.
9 Я — самый маловажный из всех апостолов. Я даже недостоин называться апостолом, потому что я преследовал Божью церковь.
10 Но я являюсь тем, кто я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем другие апостолы, хотя на самом деле не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.
11 И нет разницы, я ли проповедовал вам или кто-то другой, мы все проповедуем одну и ту же истину, в которую вы уверовали.
12 Если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то почему же некоторые из вас говорят, что воскресения из мёртвых не существует?
13 Если воскресения из мёртвых не существует, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,
14 а, если Христос не был воскрешён из мёртвых, тогда наши проповеди и ваша вера бесполезны.
15 К тому же мы окажемся лжесвидетелями о Боге, так как убеждали людей в том, что Он воскресил Христа. Если же, как утверждают некоторые, воскресения не существует, тогда Бог никогда не воскрешал Христа из мёртвых.
16 И если мёртвые не воскресают, тогда и Христос не был воскрешён.
17 Но если Христос не был воскрешён, то ваша вера напрасна и на вас по-прежнему лежит вина ваших грехов.
18 В этом случае все верующие, умершие во Христе, погибли.
19 Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.
20 Однако же Христос в самом деле был воскрешён из мёртвых! Он — первый среди тех, кто умер и был воскрешён.
21 Так как смерть пришла через человека, то через человека явлено и воскресение из мёртвых.
22 И, как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос.
23 Но для каждого будет свой черёд: Христос — первый среди воскресших, а затем воскреснут те, кто принадлежат Христу, когда Он снова придёт.
24 После этого наступит конец, когда Христос уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество и передаст царство Богу Отцу.
25 Иисус должен править до тех пор, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.
26 Смерть будет уничтожена как последний враг.
27 В Писаниях сказано:
«Бог поверг всё к Его ногам».
Когда говорится, что «всё» повергнуто, то ясно, что «всё» не включает Самого Бога, Который подчинил всё Христу.
28 И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Христу, чтобы Бог мог царствовать над всем.
29 Иначе, какую цель тогда преследуют те, кто крестятся для мёртвых? Если мёртвые не воскресают, то почему же люди принимают крещение ради них?
30 Почему же мы ежечасно подвергаем себя опасности?
31 Я каждый день подвергаюсь смертельной опасности. Это такая же правда, братья и сёстры, как и то, что я горжусь вами во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 Если бы я из человеческих побуждений сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресают, то «давайте есть и пить, потому что завтра мы умрём!»
33 Перестаньте обманываться: плохие товарищи губят хорошие привычки.
34 Пробудитесь к праведной жизни и перестаньте грешить, потому что некоторые из вас не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.
35 Но кто-то может спросить:
«Как воскресают мёртвые? Какое будет у них тело?»
36 Какие глупые вопросы! То, что ты сажаешь, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.
37 А когда ты сеешь семена, то закапываешь в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь зерно, будь то пшеница или что-либо другое.
38 Затем Бог даёт ему тело, какое избрал: каждому зерну — его собственное тело.
39 Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая, у птиц — иная, а у рыб — иная.
40 Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.
41 У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.
42 Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, — тленно, а тело, которое воскреснет, — нетленно.
43 Тело, которое похоронено в земле, — бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, — слабо, тело же, которое восстанет, — полно силы.
44 То, что похоронено, — плотское тело, а то, что восстанет — духовное. Если существуют тела из плоти, то существуют и духовные тела.
45 И вот что сказано в Писаниях:
«Первый человек, Адам, стал живым существом».
Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.
46 Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился плотский человек, а затем духовный.
47 Этот первый человек пришёл из земли и праха, второй человек сошёл с небес.
48 Все люди на земле подобны первому человеку, сотворённому из праха. Но те, кто принадлежат небесам, подобны небесному Человеку.
49 И подобно тому как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.
50 Но скажу вам, братья и сёстры, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.
51 Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы не все умрём, но мы все изменимся
52 в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Труба прозвучит, и мёртвые восстанут для вечной жизни, и все мы преобразимся.
53 Потому что это бренное тело должно одеться в нетленное, и это смертное тело должно одеться в бессмертное.
54 И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писаниях: «Смерть поглощена победой».
55 «Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?»
56 Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.
57 Но мы благодарим Бога, Который дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!
58 Итак, мои любимые братья и сёстры, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господа, потому что вы знаете, что ваш труд в Господе не пропадёт зря.

Новый Библейский Комментарий

15:1−58 Воскресение из мертвых

Об этом коринфяне не спрашивали Павла в своем письме. Павел же слышал, что некоторые из них считали, будто нет воскресения мертвых (12). Он ожидал вопросов относительно того, каким образом мертвые воскреснут, а также о природе воскресшего тела христиан (35). Очевидно, эта тема была непосредственно связана с их образом жизни, потому что апостол призывает их не впадать в заблуждение и перестать грешить (34). Как и в 11:33, 34, и в 14:39, 40, эта глава завершается напутствием: ...будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, в основе которого — уверенность в том, что их труд не тщетен пред Господом (58).

Что означают дела, совершенные в Господе в этой жизни, для восставшего из тлена тела христианина? Почему они могут быть уверены, что труд их не напрасен? Отвергалось не воскресение Христа, но воскресение тела христианина (как противопоставление языческой доктрине о бессмертии души).

В I в. бессмертие души было непререкаемой истиной для большинства язычников. Для них воскресение тела было абсурдом (ср.: Деян 17:32). Некоторые христиане, вероятно, рассматривали вечную жизнь с позиций бессмертия души. Они, по-видимому, были удовлетворены доводами язычников. Согласно популярным языческим представлениям, чувства и восприятия, окружающие бессмертную душу, даны природой, но не могут присутствовать в загробной жизни. Отсюда и лозунг: если есть деньги, станем есть и пить, ибо завтра умрем (32). Жизнь, которую ведет христианин в этом мире, не имеет особых последствий, но уверенность в бессмертии лежит в основе Благой вести и всех проблем. Такое представление о христианской жизни все еще сохраняется, причем не без поддержки с кафедры и не без участия самих верующих. Павел решительно отвергает ложное представление о том, что христианин может продолжать существовать вне тела, показывая, что воскресение Христа составляет самую сердцевину Евангелия и что воскресение тела христианина представляет собой логическое следствие этого. Он заключает рассуждения, подчеркивая этический аспект учения. Далее Павел приступает к разъяснению природы воскресения христиан в теле (35−57).

15:1−11 Евангелие и непреложность воскресения Христа

Ст. 1 Павел напоминает о Евангелии, которое он им проповедовал и которое они приняли (ср.: ст. 11).

Ст. 2 Оно приведет их к спасению. Но если они не будут твердо придерживаться проповеданного им Павлом, то вера их тщетна.

Ст. 3 Павел не изобретал ничего нового, но передавал им то, что воспринял сам (ср.: 4:1). Смерть Христа имеет непреходящее значение для грешников, и эта истина непреложна, потому что в Ветхом Завете обсуждаются деяния Мессии (Ис 53).

Ст. 4 Погребение и воскресение Мессии на третий день согласуется с ветхозаветными писаниями (Пс 15:8−11; этот фрагмент цитирует Петр во время Пятидесятницы, в Деян 2:24−28).

Ст. 5−8 Ветхозаветные предсказания подтвердились воскресением Христа, о котором свидетельствовало большое количество людей: Петр; затем двенадцать апостолов; пятьсот христиан, которым Он явился одновременно; Иаков, брат Господа; все апостолы и, наконец, сам Павел, которому Христос явился на пути в Дамаск, — все видели Его (Деян 9:3−5).

Ст. 10 Благодать Христа преобразовала Павла в апостола, и он заявляет, что потрудился более других апостолов (вернее, это позволила совершить ему благодать Божья).

Ст. 11 Это, однако, несущественно, поскольку неважно, кто именно проповедовал, главное, чтобы коринфяне поверили.

15:12−34 Воскресение Христаи наше воскресение

15:12−19 Если бы Христос не воскрес

Используя шесть раз частицу «если бы», Павел анализирует последствия веры некоторых коринфских христиан, придерживавшихся представления о том, что нет воскресения мертвых.

Ст. 12 Павел снова возвращается к факту воскресения Христа. Как можно утверждать, что нет воскресения?

Ст. 13 Если, как считали основатели ареопага в Афинах, воскресение в теле невозможно само по себе (per se), тогда не могло быть в принципе воскресения Христа.

Ст. 14 Если Христос не воскрес, то Благая весть бессмысленна и ей нельзя доверять.

Ст. 15 Тогда свидетельство апостолов о том, что Бог воскресил Христа, — просто обман. Но Бог не мог сделать чего-то, что не имело места в действительности.

Ст. 16 Если мертвые не воскресают, — значит не было и воскресения Христа.

Ст. 17 Если Христос не воскрес, тогда их вера тщетна, а грехи не прощены (ср.: ст. 3).

Ст. 18 Более того, тогда христиане, которых убедили оставить свои прежние религиозные убеждения, должны погибнуть: Павел, однако, верит, что погибли, напротив, умершие без Христа.

Ст. 19 Если христианская вера — просто своего рода утешение в этой жизни, тогда цена, заплаченная за возможность быть христианином в многоконфессиональном коринфском обществе, делает их самыми жалкими людьми в этом мире. Павел доводит эту ложную мысль до логического конца. Они должны оставить свое исповедание веры, если нет воскресения из мертвых.

15:20−28 Если Христос воскрес. Теперь Павел рассуждает о том, какие последствия имеет воскресение Христа.

Ст. 20 Он подтверждает, что это — истина и что воскресение Христа означает гарантию воскресения тем, кто умер (ср. также: 11:30, где смерть рассматривается как сон, а не как чудовищное зло, как считали в языческом мире). Первые плоды (первенец) означают, что впереди еще остальной урожай.

Ст. 21 Грех человека привел к смерти (Быт 2:17), и через человека же придет воскресение.

Ст. 23 Этот процесс упорядочен: Христос — первый, а за Ним последуют и христиане.

Ст. 24 Затем придет конец, последнее событие в этой космической истории, когда Христос отдаст в руки Отца Царство, одержав победу над всеми враждебными силами.

Ст. 25 Он будет царствовать как суверенный Властелин, Господь неба и земли, одолевший всех врагов.

Ст. 27 Павел цитирует Пс 8:7, подтверждая покорение Им всех сил. Он подчеркивая слово «все». Однако, естественно, это все не включает Бога, Который покорил Ему все.

Ст. 28 Когда это свершится, Сам Сын падет ниц перед Богом-Отцом, и будет Бог все во всем.

В этом коротком отрывке Павел проследил путь от потерянного и восстановленного рая и покорения всего сущего Богу, как и в начале творения. Именно это и гарантирует воскресение Христа.

15:29−34 Воскресение, христианское крещение и служение. Павел продолжает приводить аргументы против представления тех, кто отрицает воскресение в теле и его важность для христианской жизни на Земле. Он заканчивает резким обличением тех, кто строит свою жизнь на таких ложных посылках. Если бы не было воскресения из мертвых, тогда, считает Павел, их крещение и служение не имели бы никакого смысла.

Ст. 29 Это трудный для понимания текст. Некоторые считают, что здесь апостол высказывается в поддержку представления о том, что коринфские христиане фактически крестятся для мертвых, предположительно покойных членов своих семей. Далее они утверждают, что хотя Павел не одобряет этого, он просто упоминает дела коринфян как порицание их веры. Павел не был сторонником прагматизма. Это выходило за рамки его пастырского служения, и это была острая критика их поведения, которым пронизано все послание.

Павел учит в Рим 6:3−5, что христиане умирают с Христом при крещении и восстают к новой жизни, и что они воссоединяются с Ним в Его смерти и воскресении. Этот духовный опыт, на который указывает крещение, не просто относится к «душе», но и ко всей личности, в том числе, и к человеческому телу. В ранней патристической литературе греч. отцы Церкви трактовали этот стих так, будто Павел спрашивал, зачем вообще совершать обряд крещения, который предназначен для тела (фраза для мертвых, букв. «для мертвых тел», повторяется дважды), если оно просто исчезает?

Ст. 30 Второй довод Павла касается его собственного служения. Он постоянно подвергается опасности из-за своей деятельности.

Ст. 31 Он рассматривает свое ежедневное состояние как каждодневное умирание. Для чего он умирает? Язычники утверждают, что в этой жизни нужно пользоваться всем, потворствовать своим чувствам. Они обвиняли тех, кто с ними не соглашался, в отрицании своей самодостаточности и удовольствий этой жизни. Павел, по-видимому, оспаривает это в свете того, что он ежедневно сознательно отрицает себя.

Ст. 32 Он говорит о своей посвященности служению, вплоть до схватки с дикими зверьми в Эфесе (возможно, это намек на культ императора в провинции, во что Павел, как римский гражданин, был каким-то образом втянут). Этот культ всегда сопровождался представлением с дикими зверьми. Он упоминает во 2Кор 1:8−11 о трудностях, которые испытал в Эфесе. По предварительным замечаниям коринфян, Павел полагает, что напрасно тратит время. Он должен жить, как язычники, которые считают, что нужно есть, пить и наслаждаться, пока находишься в теле, потому что после смерти все эти удовольствия исчезнут. Павел цитирует Ис 22:13.

Ст. 33 Он призывает избегать дурного общества и приводит цитату из Таис [Меандра]: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Какое это имеет значение, если воскресение мертвых отрицается? Те, кто учат о бессмертии души и вседозволенности в этой жизни, говорят, что гедонический образ жизни свидетельствовал об их успехе. Это этика богатых. Они хвалились своей развратной жизнью. Павел, очевидно, озабочен, какое влияние окажет это общество на христианский характер.

Ст. 34 Обращаясь к некоторым коринфянам, взывая к их чувствам и призывая перестать грешить, Павел, по-видимому, имеет в виду ту самую вседозволенность в жизни, которая вполне одобрялась христианами на том основании, что воскресения из мертвых не существует. Наполненная сплошными удовольствиями жизнь, которую они вели, не оставляла времени и места для благовествования другим о Боге, что составляет, по мнению Павла, основное содержание христианской жизни (ср.: 10:32 — 11:1). Павел верил, что все предстанут когда-то перед Судом Божьим и получат надлежащее воздаяние за свои дела, хорошие или плохие, совершенные во время земной жизни (2Кор 5:10; ср.: Откр 14:13). Именно поэтому он осуждал аморальное поведение некоторых коринфян, отрицавших воскресение из мертвых, дабы оправдать свои поступки. Нарушение христианской этики тесно сопряжено с отрицанием воскресения из мертвых и безответственным поведением некоторых христиан.

15:35−44 Аналогия между семенем и воскресением тела

Ст. 35 Павел отвечает тем «безрассудным», которые задали ему эти вопросы (напр.: как воскреснут мертвые!). Он приводит простые сравнения, делающие понятными наиболее сложные вопросы. Пшеничное зерно имеет две формы существования, и вторая реализуется только после смерти зерна. Именно Бог определил будущее состояние каждого типа семени, т. е. придал ему свое «тело». Бог создал также животный мир с животными, имеющими разную плоть. Это справедливо и по отношению к небесным и земным телам. Им предназначена разная слава. Это видно на примере земных тел. Воскресение из мертвых — не исключение. Его можно уподобить семени, посеянному в смерть и восстающему из тлена. Оно подвергается преобразованию в славе. Посеянное в уничижении и немощи, оно восстает в славе и силе.

Ст. 44 Павел заключает, что при наличии естественного тела есть и духовное тело.

15:45−49 Аналогия между Адамом и Христом

Ст. 45 Первый человек, Адам, стал живой душой, согласно Быт 2:7, а последний Адам, Христос, — это дух животворящий (ср.: ст. 22, 23).

Ст. 48 Потомки Адама унаследовали его грешную природу, тогда как небесные унаследуют характер Христа.

Ст. 49 Христиане уподобляются Адаму и аналогичным образом они уподобятся Христу. У христиан есть гарантия по воскресении из мертвых обрести образ Христа (ср.: Флп 3:21).

15:50−57 Уверенность в победе

Ст. 50 Преобразование необходимо, потому что плоть и кровь, т. е. земное тело, не могут наследовать Царства Божия, так же и тление не наследует нетления.

Ст. 51 Павел открывает им тайну, т. е. нечто, ранее не известное в человеческой истории, но ныне открытое рабу Божьему (ср.: 1Кор 4:1). Не все из народа Божьего уснут смертным сном, но все преобразуются.

Ст. 52 Пришествие Христа будет внезапным, о наступлении конца времен возвестят трубы (ср.: Зах 9:14). Затем восстанут из праха мертвые, и народ Божий будет преобразован.

Ст. 54 Когда же произойдет то, что предрекал пророк, и тленное облечется в нетленное, то сбудется сказанное им слово: «...поглощена смерть победою» (Ис 25:8).

Ст. 55 Павел снова цитирует ветхозаветное пророчество, в данном случае Осии (13:14), которому предшествует обетование о том, что Господь воскресит Свой народ из могилы. Из двух вопросов, заданных в ст. 55, на второй дается ответ в ст. 56, а на первый — в ст. 57.

Ст. 56 Грех стал причиной смерти (Быт 2:17). Закон позволяет осознать губительную силу греха (ср.: Рим 7:7−14, где Павел подробно разъясняет то, о чем кратко упоминает здесь).

Ст. 57 Христос отнял у смерти ее жало, губительную силу. И за эту великую победу мы благодарим Бога.

15:58 Заключительные наставления

В заключение, после рассмотрения всех этих вопросов, Павел призывает коринфян сохранять твердость в вере, непоколебимую уверенность в воскресении из мертвых народа Божьего. Они должны, находясь ныне в теле, которое в грядущем воскреснет из тлена, сторониться греха (33, 34а). Более того, они должны преуспевать в деле Господнем, что подразумевает и помощь тем, кто еще не знает Бога (34б). Это жизненно важный призыв к каждому христианину. Каждый, откликнувшийся на призыв, получит надлежащее воздаяние за добрые деяния, совершенные в земной жизни, представ «пред судилище Христово» (2Кор 5:10). Умирающие в Господе действительно достойны благословения, потому что они «успокоятся от трудов своих в Господе, и дела их идут вслед за ними» (Откр 14:13). В современном христианстве выявляется опасная тенденция смешения термина «вечная жизнь» с греч. языческим понятием о бессмертии души и рассмотрения определенных моментов земной христианской жизни как трамплина для личных достижений и самовозвеличивания.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.