1 Коринфянам 7 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Теперь же я отвечу на вопрос, который вы мне задали в своём письме. Вы спросили:
«Лучше ли для мужчины вовсе не вступать в половые отношения?»
2 Во избежание блуда каждый мужчина должен иметь собственную жену, а каждая женщина должна иметь собственного мужа.
3 Муж должен исполнять супружеский долг перед своей женой, а жена должна исполнять супружеский долг перед своим мужем.
4 Жена не властна над своим телом, а муж властен над ним. Так же и муж не властен над своим телом, а жена властна над ним.
5 Не отказывайте друг другу, разве что с обоюдного согласия на некоторое время, чтобы вы могли предаться молитве, а затем снова соединяйтесь, чтобы сатана не мог искусить вас из-за отсутствия у вас самообладания.
6 Однако я говорю это в качестве позволения, а не приказа.
7 Я бы хотел, чтобы все люди были подобны мне, но каждый получает от Бога свой собственный дар: один человек — такой, а другой — иной.
8 Что же касается неженатых и вдовых, то я говорю:
«Лучше для них, если они останутся одинокими, как я.
9 Но если они не могут воздержаться, то лучше им жениться, чем сгорать от желания».
10 Тем же, кто женат, я велю вот что, хотя это говорю не я, а Господь: жена не должна стремиться развестись со своим мужем.
11 Если же она разведётся, то должна оставаться незамужней или примириться со своим мужем, муж же не должен разводиться со своей женой.
12 Что же касается остального, то я скажу, и это говорю я, а не Господь: если кто-либо из братьев женат на неверующей женщине и она согласна жить с ним, то он не должен разводиться с ней.
13 Если у женщины неверующий муж и он согласен жить с ней, то она не должна разводиться с ним,
14 так как неверующий муж освящён через верующую жену, а неверующая жена освящена через верующего мужа. Иначе ваши дети были бы нечистыми, сейчас же они святы.
15 Однако если неверующий или неверующая потребует развод, то пусть так и сделает. В таких случаях брат или сестра во Христе свободны. Бог призвал вас жить в мире.
16 Жена, кто знает, может случиться так, что ты спасёшь своего мужа. Муж, кто знает, может случиться так, что ты спасёшь свою жену. Никто не знает, что произойдёт в будущем.
17 Каждый должен жить только в согласии с тем, что Бог назначил ему. Именно это я повелеваю всем церквям.
18 Если мужчина был уже обрезан, когда Бог призвал его, то он не должен менять этого. А если человек не был обрезан, когда Бог призвал его, то не должен подвергаться обрезанию.
19 Совершенно неважно обрезан ли мужчина или нет, а важно лишь соблюдение заповедей Божьих.
20 Пусть каждый остаётся в том состоянии, в котором был призван.
21 Если ты находился в рабстве, когда Бог призвал тебя, пусть это тебя не тревожит. Но если можешь стать свободным, то воспользуйся такой возможностью.
22 Потому что тот человек, который находился в рабстве, когда Господь призвал его, свободен перед Богом. Точно так же и тот, кто призван, когда был свободным, — раб Христа.
23 Бог заплатил высокую цену, выкупив вас, поэтому не будьте рабами людей.
24 Братья и сёстры! В новой жизни с Богом каждый из вас должен оставаться перед Ним в том состоянии, в котором был призван.
25 Что же касается несостоящих в супружестве, то у меня нет повеления от Господа, но я выскажу своё мнение как достойный доверия, так как Господь оказал мне Свою милость.
26 Вот что я считаю: учитывая все нынешние горести, лучше человеку оставаться таким же одиноким, как я.
27 Если ты связан узами брака с женой, то не ищи освобождения. Если ты не состоишь в браке, то не ищи себе жену.
28 Но если женишься, то тем самым не согрешишь; и если девственница выходит замуж, то тем самым она не согрешит. Однако такие люди будут страдать в мире, а потому я стараюсь помочь вам избежать этих страданий.
29 Вот что я говорю, братья и сёстры: время истекает. Впредь те, у кого есть жёны, должны быть как те, у кого их нет.
30 Скорбь или радость не должны иметь для вас никакого значения. Приобретя что-либо, вы должны вести себя так, как будто вы ничем не владеете.
31 Вам необходимо пользоваться благами мира, не испытывая к ним никакой привязанности. Именно так вы и должны жить, потому что этот мир скоро исчезнет.
32 Я хочу освободить вас от волнений и переживаний. Неженатый заботится о делах Господа и о том, как он может угодить Ему.
33 Женатый же заботится о земных делах и о том, как угодить своей жене.
34 Ему необходимо одновременно думать о том, как угодить жене и Господу. Незамужняя женщина или девственница беспокоится о Господних делах, стараясь полностью посвятить себя, духом и телом, Господу. Замужняя же женщина беспокоится о земных делах и как угодить своему мужу.
35 Я говорю это ради вашего блага, а не для того, чтобы наложить на вас ограничения. Я хочу, чтобы вы были полностью преданы Господу и не тратили время на другие дела.
36 Если жених считает, что поступает не как положено по отношению к своей невесте, если страсти его слишком сильны и им необходимо пожениться, то пусть он женится, если хочет. Он не согрешит.
37 Но тот, кто твёрд в своём решении, не поддаётся искушению, владеет своими желаниями и твёрдо решил в сердце сохранить свою невесту такой, как она есть, поступает хорошо.
38 Итак, тот, кто женится на своей невесте, поступает хорошо, а кто не женится, — ещё лучше.
39 Женщина связана узами брака до тех пор, пока её муж жив, но, если муж умирает, она может выйти замуж за кого пожелает, но только в Господе.
40 Однако по моему мнению, она будет более счастливой, если повторно не выйдет замуж. Таково моё мнение, и я думаю, что во мне есть Дух Божий.

Новый Библейский Комментарий

7:1−40 Проблемы брака

Это самые пространные (в сравнении с остальными посланиями апостола) рассуждения Павла о сексуальных отношениях и связанных с ними проблемах. В них содержится жизненно важная информация, которая ранее нигде не рассматривалась. Непонимание обстоятельств, способствующих возникновению проблем (эта тема затронута в 7:1 и 7:25), означает, что такие важные вопросы, как безбрачие и девство, игнорировались.

Ключ к пониманию этих обстоятельств содержится в самом послании, потому что Павел ссылается на актуальность проблемы (по настоящей нужде, 7:26), которая заставила христиан переосмыслить некоторые моменты, связанные с браком (7:25). Существуют археологические и литературные свидетельства того, что в Коринфе в этот период существовал дефицит продовольствия. Несомненно, в условиях такой социальной нестабильности и неуверенности в будущем возникала паника среди населения, когда раскупалось все, а также разного рода мятежи. К этому времени относятся одиннадцать надписей, принадлежащих одному человеку, который три раза получал поручение доставить зерно в Коринф. Такая служба снабжения существовала только во время голода, т. е. есть веские основания связывать этот кризис с угрозой голода. Тацит также пишет о землетрясениях и голоде. Многие верили, что это были Божественные предзнаменования.

Мы знаем, что христиане верили: голод и землетрясения предвещают грядущий Суд, и благословлялись женщины, не носившие в своем чреве дитя (см.: Мф 24:7, 19; Мк 13:17). Здесь Павел не только отвечает на актуальные для них вопросы, но и рассматривает вопросы христианского брака.

7:1−6 О браке

Ст. 1 Здесь возможны два варианта перевода: «...хорошо мужчине не вступать в брак» (как в NIV) или «...хорошо мужчине не иметь сексуальных отношений с женщиной» (как в NIV mg.). Трудность перевода в том, что в греч. языке одно и то же слово обозначает и женщину, и жену. Поскольку для греч. характерно отсутствие притяжательного местоимения, когда речь идет о чьем-либо супруге, то данное предложение можно букв. представить следующим образом: «...хорошо мужчине не касаться [своей] жены». Предпочтение отдается второму варианту из-за присутствия глагола «касаться», который в греч. и лат. является эвфемизмом (как и в современных языках) для обозначения полового акта.

Ст. 2 Сексуальное воздержание требует, чтобы каждый имел [повелительное: имей] свою жену, и каждая... своего мужа. Глагол «иметь» также является синонимом сексуальных отношений.

Ст. 3 Муж должен вступать в сексуальные отношения с женой, та же обязанность лежит и на жене.

Ст. 4 Тело жены — это не ее собственность, так же, как тело мужа. Вступивший в брак не должен допускать внебрачных сексуальных связей с другой женщиной. В древней литературе нет ни одной ссылки на учение о том, что в браке муж отдает свое тело исключительно своей жене. Фактически в секулярном мире существовал обычай в день свадьбы объявлять невесте, что когда ее муж вступит в сексуальную связь с проституткой или другой женщиной легкого поведения, это вовсе не будет означать, что он не любит ее, но просто дает выход своим страстям.

Ст. 5 Не вступать в сексуальные отношения в браке — значит попирать права супруга (супруги). Павел порицает такое воздержание, исключая случаи, когда это происходит по обоюдному согласию или в связи с постом и молитвой, возможно, в условиях сложившейся кризисной обстановки. Он предупреждает, что сатана, являясь изощренным искусителем, будет побуждать супругов воздерживаться от сексуальных отношений, толкая их на совершение прелюбодеяния, поэтому они должны снова быть вместе (еще одно выражение для обозначения сексуальных отношений).

Павел показывает, что в Библии подчеркивается важность сексуальных отношений, которые составляют неотъемлемую часть супружества и даны не только для деторождения. Но в случае блуда они становятся подстыдными (ср.: Евр 13:4). Можно ли сказать, что некоторые христианские супружеские пары, видя такие знамения времени, как голод и землетрясения, решили отказаться от сексуальных отношений? Это могло быть и своеобразной формой контрацепции. У Мк 13:17 говорится о тяжком положении беременных в период бедствий.

7:6, 7 Дар безбрачия и брака

Фраза это сказано мною не как позволение, но как повеление относится к ст. 6, 7, а не к ст. 1, 5. В ст. 2, 3 и 5 Павел прибегает к повелительному наклонению (как к императиву, долженствованию, что и передается в NIV).

Ст. 7 Но — выступает в греч. языке как эмфатическая форма; Павел признает, что каждый человек наделен определенным даром (charisma) Божьим, т. е. одному дано оставаться холостым, другому — вступить в брак. Безбрачие в ряде обществ становится предметом жестоких насмешек. Временами в Церкви безбрачию уделялось либо слишком много, либо слишком мало внимания, и каждый раз это вступало в противоречие со Словом Божьим. Подобно персональным дарам, это дело личное, от Бога.

7:8, 9 Не состоящим в браке или овдовевшим

Безбранным же и вдовам говорю... Далее Павел рекомендует им оставаться в таком положении. Однако апостол допускает ситуации, когда лучше вступить в брак, чем страдать от неудовлетворенных и неконтролируемых желаний плоти. Такой человек должен признать: для него Божий дар — брак.

7:10, 11 Состоящим в браке

Здесь Павел четко разграничивает сказанное Господом Иисусом (10, 12) и собственные слова. Это необходимо подчеркнуть, хотя Павел и дает при этом ясные наставления: жена-христианка не должна разводиться с мужем. Павел признает, что бывают случаи, когда это необходимо. Однако в таких обстоятельствах у нее есть две возможности: развестись (букв. разделиться) или примириться с мужем. Муж подвергается той же критике, которую Павел обращает к стремящимся преодолеть барьер, запрещающий разводиться. Предполагается, что исключение составляет нарушение супружеской верности, если человек не раскаивается в этом грехе (Мф 19:9). Оба супруга-христианина не могут гарантировать счастливой совместной жизни, но она наступит, если они будут жить во взаимной любви и уважении. Все необдуманные поступки, в которых они не раскаялись, будут иметь далеко идущие последствия.

7:12−16 Смешанные браки (брак с неверующим)

Павел имеет в виду браки, заключенные до обращения в христианство. Утверждение, что христианская вдова может выйти замуж только за христианина, позволяет полагать, что христиане не могли свободно вступить в брак с теми, кто не разделял христианской веры (7:39). Далее, у апостолов были жены, которых они называли «сестрами», т. е. верующими (9:5).

Ст. 12 Муж, имеющий неверующую жену, не должен с ней разводиться. Возможно, на таких христиан оказывалось давление, вследствие неверного истолкования некоторых ветхозаветных установлений, которые требовали, чтобы евреи, заключившие брак с неевреями, зная ясные запреты Ветхого Завета на этот счет, отпустили своих жен. Если жена христианина желала остаться с ним, он не должен был разводиться. Святость брака установлена Богом для всего человечества (Быт 2:21−24), а не только для христиан. Все сказанное относится и к жене-христианке (13).

Ст. 14 В смешанном браке нет ничего порочного. Напротив, освящающее влияние верующего супруга ведет к получению христианских благословений. Если бы эти отношения считались нечистыми, то и дети от таких браков не были бы освящены, но факт в том, что они — святы. Это один из примеров в Библии, где говорится о положении детей в семье, где один или оба родителя — верующие. Христиане, которые пришли из общества, где первостепенное значение придается корпоративному праву (особенно в семье), могут рассматривать это как декларацию христианского статуса своих детей. Другие же, с западным складом мышления, смотрят на это иначе, иногда с точки зрения конфессиональных различий, и могут рассуждать о неких неупомянутых верованиях, которые существовали в ту эпоху.

Ст. 15 Если неверующий муж хочет оставить жену, она должна отпустить его. В древности люди были озабочены тем, как их будут судить боги, если кто-то разорвет с ними отношения на почве приверженности к новой религии. В 1 в. женщины в греко-римском мире особенно легко могли разводиться с мужьями. Они просто просили вернуть обратно свое приданое. Если женщина хотела развестись с мужем по причине его христианской веры, никаких препятствий на ее пути не ставилось, и она могла получить развод. Бог призывал Свой народ жить в мире и согласии. Конечно, сложности с выкупом приданого, возможно, имели своей целью сохранить брак, но в результате это приводило лишь к судебным разбирательствам. Христиане в таких случаях не связаны, т. е. не связаны узами брака, а потому могут вступать в новый брак, но «только в Господе» (ср.: ст. 39). Развод разрешается, когда один партнер покидает другого по причине обращения последнего в христианскую веру.

Ст. 16 Хотя и есть надежда, что неверующий партнер когда-либо уверует и брак сохранится, все же нет абсолютной гарантии, что это произойдет именно так.

7:17−24 Бог дарует каждому свое

Павел поднимает вопрос о призвании Божьем (15) и кратко излагает суть учения, которое он представил во всех церквах.

Ст. 17 Каждый поступай так, как Бог ему определил. Каждый призван Богом принадлежать к определенному «классу». Этот термин взят на вооружение в миру. Люди в I в. были разделены по расовому признаку и социальному положению с соответствующими привилегиями в каждой группе. Павел говорит, что каждому надлежит занимать предназначенное ему место в жизни.

Ст. 18 Молодые евреи пытались скрыть свою принадлежность к еврейской нации путем хирургической операции, которая позволяла уничтожить следы обрезания. Они предпринимали это, чтобы в качестве граждан продолжить образование в гимназии. Но христианам из иудеев было запрещено отказываться от своей принадлежности к еврейской нации, к чему они прибегали, чтобы занять более высокое положение в обществе. Это был период враждебного отношения к евреям (термин «антисемитизм» появился лишь в XIX в.), о чем говорится в Деян 18:1, 2. Христиан из язычников не следовало подвергать обряду обрезания; причины возникновения желания совершать такой обряд рассматриваются в Послании к Галатам.

Ст. 19 Для Бога ни совершение этого обряда, ни отказ от него не представляются важными. Главное заключается в соблюдении заповедей Божьих.

Ст. 20 Павел повторяет свой тезис о том, что каждый должен оставаться верным определенным ему Богом расовой принадлежности и социальному положению.

Ст. 21 Хозяева должны были освобождать своих рабов через 7 лет; это не относилось к рабам, которые носили статус государственных в Римской империи. Раб-христианин не должен был тяготиться своим положением. Здесь Павел не призывает человека оставаться рабом, если у него есть возможность обрести статус свободного человека (букв. «если он имеет возможность или право на это»). Он может стать свободным. Освобождение рабов приветствуется, хотя и обусловлено обязательствами по отношению к хозяину, который теперь уже становится их патроном.

Ст. 22 Павел развивает далее эту тему, объясняя, что раб, призванный Господом к спасению, становится свободным, а призванный к свободе превращается в раба Божьего. Как ни парадоксально, свободный гражданин, будучи обращенным в христианство, становится рабом Христовым.

Ст. 23 Павел говорит о выкупе, который платили за освобождение раба, намекая на дорогую цену, которую заплатил Христос за их свободу. Он повелевает свободным не становиться рабами других людей. Хотя это может показаться необычным, в I в. рожденные свободными греческие граждане продавали себя в рабство богатым римлянам, часто занимая при этом доходный пост домоуправителя. Они могли вкладывать свой капитал в какое-то дело и вести собственный бизнес, накапливая богатство на законном основании. Они могли выкупить себя из добровольного рабства и получить статус свободного римского гражданина, обеспечивая тем самым своим детям статус свободных римских граждан. Не только богатство почиталось в Римской империи, особенно в такой римской колонии, как Коринф, но и принадлежность к определенному классу (т. е. «призвание»), получение определенного социального статуса.

Ст. 24 Снова Павел повторяет, что каждый должен оставаться верным призванию, определенному ему Богом. В то время как молодые могут стремиться к продвижению по социальной лестнице, к обретению богатства, находящиеся в церкви должны радоваться той жизни, которую определило им провидение Божье. Алчность не должна направлять жизненные устремления христианина, не должна присутствовать в его жизни.

7:25−38 Вступать в брак или воздержаться

В I в. обрученные считались фактически состоящими в браке, и только развод, или «оглашение», мог разорвать их союз (ср.: Мф 1:1−9). Вопрос, поднятый рядом молодых людей, которые были обручены, заключался в том, вступать ли им в брак, или нет при создавшемся бедственном положении.

Ст. 25 Павел говорит, что не получил на этот счет повелений Господа Иисуса (ср.: ст. 10), по крайней мере, во время Его земного служения, как не было ничего сказано и по поводу необычных местных условий. Отвечая на этот вопрос как получивший от Господа милость, он произносит важные пастырские и духовные наставления, которые базируются на обширных богословских предпосылках о природе и законах брака.

Ст. 26 Он полагает, что, вследствие бедственного положения в Коринфе (см.: введение к гл. 7), обрученным лучше оставаться в таком положении и не вступать в брак, однако и решение об окончательном оформлении брачных отношений не будет грехом.

7:29−35 Богословские предпосылки

Он поясняет, что «время коротко». Это высказывание часто воспринималось, как указание на приближение конца времен. Секулярное мировоззрение о нерушимости мира и неизменности хода истории широко бытовало в I в. Для христиан концепция времени (kairos) подвергалась коренному изменению. Жизнь обретала новую перспективу, а потому брак, бедствия и стремление к богатству не должны были поглощать все их внимание. Эти ценности не занимали уже первого места в шкале христианского времени, потому что мир в его современном состоянии не выдерживал испытания временем, это был преходящий мир. С этих богословских позиций Павел и рассматривает заданный ему вопрос, полагая, что освобождение от лишних обязательств облегчит жизнь. Забота того, кто не связал себя узами брака, состоит в том, чтобы отдать все силы на служение Господу, а не угождать собственным прихотям.

Ст. 33 Женатый старается угодить своей жене, поскольку христианский брак предполагает отсутствие эгоизма, сосредоточенности на себе.

Ст. 34 Очевидно, что его время распределяется между угождением жене и Господу, поскольку женитьба налагает на него дополнительные обязательства. Незамужняя женщина тоже призвана отдавать больше времени Господу, стремясь стать святою и телом и духом (ср.: 6:19, 20). Замужняя женщина имеет аналогичные обязательства по отношению к мужу, угождая ему, а не себе.

Ст. 35 Совет Павла проникнут заботой об их благополучии, что подразумевает их безраздельное посвящение Господу, а не потворство собственным желаниям.

7:36−38 Факторы, влияющие на решение

Ст. 36 Решение о выдаче замуж девицы определяется следующими факторами: 1) если кто почитает неприличным для своей девицы... — возможно, речь идет о данном ей в семье обещании выдать ее замуж; 2) если взаимоотношения юноши и девушки достигли кульминационного пункта (как и ныне, молодые пары становятся все более привлекательными и желанными друг для друга по мере приближения свадьбы). Перевод NIV (если она в зрелых годах) вряд ли верен, поскольку по римскому закону девушка могла выйти замуж по достижении пятнадцати лет. Выражение в зрелом возрасте подразумевает сексуальное стремление, ср. также со следующим стихом, где говорится о юноше, который властен в своей воле, т. е. способен контролировать свои сексуальные желания; 3) если юноша чувствует потребность вступить в брак, то должен жениться. В этом нет ничего предосудительного.

Ст. 37 Решение не вступать в брак тоже может быть продиктовано несколькими обстоятельствами: 1) юноша утвердился в своем решении; 2) его не принуждают в семье или родственники; 3) он осуществляет контроль над своими чувствами (т. е. сексуальным влечением); 4) принимая решение не жениться, он делает правильный шаг.

Ст. 38 Даже несмотря на тяжелые условия в Коринфе в то время, человек, вступающий в брак, также поступает верно. Павел не против брака (ср.: ст. 7б). Тот же, кто воздерживается от вступления в брак, поступает лучше, учитывая создавшиеся обстоятельства. Принятие решения возлагается на самих молодых людей, которые обручены и которые вправе рассудить сами, как им поступить в сложившейся ситуации. Павел приводит свои доводы на их усмотрение.

7:39, 40 Вдовам

Павел снова подчеркивает обязательства, которые налагает на супругов христианский брак. Жена связана по закону со своим мужем, за исключением особых обстоятельств, которые указываются в ст. 13 и 15. Она может вступить в повторный брак, если ее муж умрет, но будущий супруг должен быть христианином. По римскому закону вдова могла снова выйти замуж по истечении полутора лет со дня смерти супруга, если ей было не более 60 лет. По мнению Павла, в создавшейся тяжелой ситуации для нее лучше остаться одной. О ней и о ее имуществе должен позаботиться отец или старший сын. Павел убежден, что Дух Божий руководил им, когда он писал эти строки.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.