1 Коринфянам 9 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Разве не свободен я? Разве я не апостол? Разве не видел я Иисуса, Господа нашего? Разве вы не являетесь примером моего труда в Господе?
2 Даже если я не апостол для других, я, тем не менее, апостол для вас. Потому что вы — печать, удостоверяющая моё апостольство в Господе.
3 Вот мой ответ тем, кто хочет осудить меня!
4 Разве мы не имеем право есть и пить?
5 Разве не вправе мы взять с собой в путешествие верующую жену, как это делают другие апостолы, братья Господа и Кифа?
6 Или же только Варнава и я должны трудиться, чтобы зарабатывать на пропитание?
7 Какой солдат во время службы платит жалование самому себе? Кто сажает виноградник, но не вкушает его плодов? Или кто пасёт стадо овец, но не пьёт овечье молоко?
8 Я говорю это, исходя не из своих собственных убеждений. В конце концов, разве закон Божий не гласит о том же?
9 В Законе Моисея написано:
«Не закрывай рот вола молотящего».
Произнеся эти слова, Бог не о быках заботился.
10 На самом деле Он говорит о нас. Да, это было написано ради нашего блага, потому что и тот, кто пашет, и тот, кто молотит, должны работать с уверенностью, что они получат свою долю.
11 Если мы посеяли духовное зерно ради вашего блага, то у нас есть право собрать среди вас и вещественные блага. Я знаю, что не прошу о многом.
12 Если другие пользуются среди вас этим правом, то разве у нас не больше прав на это? Но мы не воспользовались этим правом. Напротив, мы терпим всё, чтобы не возникали из-за нас препятствия к вере в Благовестие Христа.
13 Разве вы не знаете, что те, кто работают в храме, получают своё пропитание от храма, а те, кто служат у алтаря, делят между собой то, что на алтаре?
14 Точно так же Господь заповедал, чтобы те, кто проповедуют Благовестие, получали всё необходимое для жизни от своих проповедей.
15 Но я ни разу не воспользовался этими правами. И я это написал не из корыстных побуждений, так как скорее умру, чем дам кому-либо возможность лишить меня повода для гордости.
16 Потому что распространение Благовестия — мой долг, и ни в коем случае не повод для хвастовства. И горе мне, если я перестану благовествовать!
17 Если бы я благовествовал, исходя из собственного желания, то заслуживал бы вознаграждение, но так как мне было поручено это обязательство,
18 то в чём моё вознаграждение? Оно состоит в том, что, благовествуя, я делаю это безвозмездно, не пользуясь теми привилегиями, которые мне даёт проповедование Благовестия.
19 Хотя я свободен и никому не принадлежу, я стал рабом всех людей, чтобы помочь спасти как можно больше из них.
20 С евреями я стал как еврей, чтобы помочь спасти их. Я стал подвластным закону с теми, кто принимает закон. И хотя сам я не подчиняюсь закону, я сделал это для того чтобы помочь спасти тех, кто подчиняется ему.
21 Я также уподобился и тем, кто живёт без закона, чтобы помочь спасти их. (На самом деле я не живу без закона Божьего, так как подчиняюсь закону Христа).
22 Я стал слабым с теми, кто слаб, чтобы помочь спасти их. Я стал всем для всех, чтобы спасти некоторых любыми возможными средствами.
23 Я делаю всё ради распространения Благовестия и чтобы разделить благословения, приходящие с ним.
24 Разве вы не знаете, что все бегуны на стадионе участвуют в забеге, но лишь один получает награду? Так бегите же так, чтобы выиграть.
25 Все те, кто соревнуются в состязаниях, проходят трудную подготовку. Они получают недолговечный лавровый венок, мы же получаем неувядаемый венец.
26 Вот и я бегу как тот, у кого есть цель, и дерусь как тот, кто всерьёз дерётся, а не просто кулаками по воздуху машет.
27 Я нещадно изнуряю своё тело и держу его в узде, чтобы, проповедуя другим, самому не утратить свою награду.

Новый Библейский Комментарий

9:1−14 Права и служение

Павел продолжает рассуждать об истинности своего служения (ср.: 2:1, 3). Это дает ему возможность защитить это служение перед теми, кто судит о нем, ссылаясь на то, что Павел не заявил о своих правах апостола (9:3). Свои доводы он преподносит в форме вопросов, которые требуют положительного ответа.

Результаты его апостольского служения в Коринфе очевидны, даже при том, что некоторые теперь спрашивают, должен ли он вернуться сюда и провести определенное время в служении (ср.: 16:12). Он — апостол, т. е. тот, кто видел Господа (ср.: Деян 9:17). Само существование коринфской церкви — неоспоримое свидетельство Божественного признания его служения, т. е. апостольства... в Господе (2).

Ст. 3 Поскольку его служение подверглось придирчивой критике со стороны оппонентов, Павел становится на защиту своего апостольства, о котором заявил в ст. 1, 2, детально рассматривая его с помощью наводящих вопросов.

Его действия были направлены исключительно на распространение Евангелия. Павел был, несомненно, свободным апостолом. Тот, кто посвящает свою жизнь возвещению и восприятию Благой вести, обретает наивысшую свободу, когда видит, как ее могучая сила делает других свободными.

Ст. 4 Павел говорит о естественных правах апостола поддерживать свое физическое состояние (есть и пить);

Ст. 5 жениться (заметьте, на христианке) и путешествовать в сопровождении жены (принцип, который был отвергнут некоторыми выдающимися миссионерами последнего столетия; ср.: 7:3−5). Так поступали жены других апостолов и братьев Господа (последние вначале были настроены скептически, Мк 3:31; Ин 7:2, 3, но позднее стали верующими [Деян 1:14) и важными свидетелями Иисуса). 6 Павел говорит также о праве на всецелую материальную поддержку, он выражает это в форме вопроса: Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

Эти права столь же очевидны, как и право солдата на содержание, право хозяина виноградника на урожай и пастуха — на получение молока от стада.

Ст. 8, 9 Права, упомянутые в ст. 7, отражают не просто обычные гражданские права, но удостоверяются и в Ветхом Завете, о чем записано во Втор 25:4, где говорится, что нельзя заграждать «рта волу, когда он молотит». Еврейские комментаторы трактовали вола как представителя всех трудящихся, будь то человек или животное, и, тем самым, закон был в пользу человека. Закон написан для нас, он подтверждает право тружеников на урожай. Они работали, ожидая получить плоды своих трудов.

Ст. 11 Сеющий духовное (в данном случае Павел в Коринфе; ср.: 3:6) тоже имел право пожинать плоды своей работы.

Ст. 12 Однако Павел не претендовал на вознаграждение. Напротив, он, не жалея сил, трудился день и ночь (ср.: Деян 20:35), дабы устранить любые препятствия на пути распространения Благой вести. Это второй принцип Павла, о котором апостол говорит, продолжая сказанное в 8:13 и расширяя сферу своей деятельности в служении нехристианам.

Хотя ораторы, посещавшие города, высокопарно возвещали о преимуществе гражданских прав и силе образования (ср.: коммент. к 2:1−5), их слушатели прекрасно понимали, что в результате они должны собрать для них как можно больше денег. Слушателей волновало лишь одно — насколько умело оратор может продемонстрировать свое красноречие, и они мало задумывались над содержанием речи, которую часто прерывали вопросами. В отличие от этих ораторов, для Павла самым важным было содержание, желание передать своим слушателям Благую весть. Поэтому он стремился избавиться от любого отождествления себя с этими краснобаями, чтобы сосредоточить внимание слушателей исключительно на своей уникальной вести.

Ст. 13 Обсудив обычные гражданские права, которые Павел отверг из опасения быть неверно понятым, он обращается к ветхозаветным установлениям о поддержании священников и к повелению Господа (в 14) о том, что проповедники должны жить за счет благовествования (ср.: Мф 10:10). Именно это распоряжение Господа не было принято во внимание, поскольку Павел видел, что в атмосфере, которая отличалась от иудейской, любое предъявление своих прав могло бы воздвигнуть барьер между ним и теми самыми людьми, к которым было обращено его Евангелие.

9:15−23 Добровольное возвещение Евангелия Павлом

Ст. 15 Обсуждение денежного вопроса в обществе могло создать впечатление, что Павел просит денег для себя, поэтому он объясняет, что речь об этом не идет, более того, для него лучше умереть, чем востребовать деньги за возвещение Евангелия.

Ст. 16 Далее он спешит разъяснить, что для него благовестие — это священная обязанность, исполнение поручения Господа (см.: 2Кор 5:14), и даже предвещает себе горе в случае неудачи своей миссии.

Ст. 17 Если он по доброй воле проповедует Благую весть, то достоин награды, если же делает это по долженствованию, то просто играет роль предназначенного ему служения (ср.: 4:1).

Ст. 18 Какая же награда ждет Павла за желание возвещать Евангелие? Удовлетворенность тем, что он делает это безвозмездно. В обществе, где личные достижения (даже для пользы общества) всегда воспринимались как побудительный мотив к действию, «достижения» Павла состояли в том, что он безвозмездно проповедовал своим слушателям уникальность Евангелия и благодать Бога. Действия апостола демонстрировали характер его вести, не заостряя внимания на его правах.

Ст. 19 Пользующиеся услугами светских учителей чувствовали себя «обязанными» им, особенно если это были частные учителя в чьем-то доме. Даже при том, что некоторая часть работы была произведена Павлом в условиях домашних церквей, он свидетельствует о себе как о свободном служителе. Однако своей свободой (ср.: 9:1, его вводный вопрос), которой он, несомненно, наделен, апостол не пользуется. Как и его Господь (Флп 2:7, 8), он избрал для себя быть слугой для всех, кого он может завоевать для Христа. Деятельность Павла являет собой пример служения по возможности всем слоям общества, независимо от их конфессиональной принадлежности и без подчинения каким-то особым условиям служения евангелиста. Его умение найти верный тон в благовестовании хорошо видно на примере его общения с иудеями, хотя он и не находится под законом (20); благовествуя язычникам, он учитывал соответствующие культурные особенности в своей миссионерской деятельности как в процессе проповеди (ср.: Деян 17:22−31), так и в евангельских контактах (21; см.: 10:30); он также принимал во внимание их предрассудки и склонность к суеверию, чтобы, как и Господь, не разжигать тлеющие угли злых страстей (22).

Далее Павел раскрывает свой третий принцип — принимать во внимание особенности культуры своих слушателей. Предложение он стал (в русской синодальной Библии — был) указывает на то, что он принял это решение как стратег-миссионер. Он должен учитывать конкретную культуру и обычаи, образ жизни, сделавшись для всех... всем, не вносить нововведений.

9:24 — 10:13 Преодоление поприща

Теперь Павел приступает к теме, раскрывающей опасность потворства своим сексуальным желаниям, особенно, когда речь идет о храмовых трапезах. Вначале он ссылается на собственное воздержание, а затем указывает, что может случиться с теми, кто располагает свое сердце к свершению злых дел. Он стремится предостеречь коринфян от подобного (10:6).

Ст. 24 Павел приводит образное сравнение с атлетическими состязаниями, которые происходили во время Истмских игр вблизи Коринфа. Он призывает приобщаться к Евангелию, отдавая этому все силы, и, как бегущие на ристалище, стремиться к финишу, к награде.

Ст. 25 Он напоминает о необходимости воздержания в пище и поддержания самодисциплины, как у спортсменов, которые стремятся завоевать венок победителя (этот венок во времена Павла плели из сельдерея). В отличие от приза спортсменов, христиане получат нетленный венец.

Ст. 26 Павел сравнивает апостольское служение с преодолением дистанции бегуном, который знает, куда бежит. Он проводит параллель и с боксером, перед которым стоит настоящая цель, а не бой с тенью, не сотрясение воздуха (ср. с ораторами, которые просто упражнялись в красноречии перед толпой, не участвуя в настоящих дебатах, и которых высмеивали, называя «теневыми боксерами»).

Ст. 27 Для Павла противником было собственное тело с его желаниями, которые апостол стремится подавить, в отличие от ораторов, гордящихся, что заработки позволяют им потворствовать своим прихотям и погружаться в безудержный разгул на празднествах. Эти ораторы подвергались критике за то, что, уча добродетелям, сами они вели порочный образ жизни. Павел глубоко осознает необходимость подавлять плотские желания, дабы не подвергаться разного рода соблазнам и не выглядеть недостойным той вести, которую он проповедует другим. Проблемы такого рода были актуальны как в те времена среди евангелистов, так и ныне среди руководителей современной Церкви. Здесь Павел заостряет внимание на опасности преткновения тех, кто не оставил своего греховного поведения (ср.: Евр 12:1).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.