К Колоссянам 4 глава

Послание к Колоссянам
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Хозяева, воздавайте вашим слугам честно и по справедливости. Помните, что и у вас есть Господь на небесах.
2 Усердно предавайтесь молитвам и возносите благодарения.
3 И за нас молитесь в то же время, чтобы Бог даровал нам возможность проповедовать Его слово и рассказывать о тайной истине, которой является Христос. Именно за эти проповеди я нахожусь в тюрьме.
4 Молитесь, чтобы я мог говорить открыто и ясно, как должен.
5 Ведите себя разумно с неверующими, мудро распоряжайтесь временем.
6 Ваша речь должна быть всегда приятна, а разговор — разумен, чтобы вы знали, как кому отвечать.
7 Тихик, возлюбленный брат и соратник по служению Господу, сообщит вам все новости обо мне.
8 Я послал его к вам для того, чтобы вы узнали о наших делах и чтобы ободрить вас.
9 Я послал его вместе с Онисимом, нашим преданным и возлюбленным братом, который также один из вас. Они расскажут вам о том, что здесь происходит.
10 Аристарх, мой сотоварищ по заключению, приветствует вас, как и Марк, двоюродный брат Варнавы. Вы уже получили наставление о нём. Если он придёт навестить вас, то окажите ему гостеприимство.
11 Иисус, по прозванию Иуст, также приветствует вас. Среди верующих иудеев только эти двое трудились со мной вместе ради Царства Божьего. Они были мне большим утешением.
12 Епафрас также приветствует вас. Он — один из вас и является слугой Христа. Епафрас постоянно горячо молится за вас, чтобы вы стали зрелыми духовно и полностью утвердились в исполнении воли Божьей.
13 Я свидетельствую о том, что он неустанно и упорно трудится ради вашего блага, а также и тех, кто живёт в Лаодикии и в Иераполе.
14 Лука, врач возлюбленный, а также и Димас шлют вам свои приветствия.
15 Приветствуйте братьев и сестёр, живущих в Лаодикии, а также Нимфана с церковью, которая собирается у него в доме.
16 Когда прочтёте это письмо между собой, пусть прочтут его также в церкви лаодикийцев, а то письмо, которое прибудет из Лаодикии, прочтите и вы.
17 И Архиппу скажите:
«Смотри, выполни служение, принятое тобой в Господе».
18 Я, Павел, написал это приветствие собственной рукой. Помните, что я нахожусь в тюрьме. Я молюсь, чтобы Божья благодать была с вами!

Новый Библейский Комментарий

4:1 Краткое, но строгое предостережение адресовано господам. Павел не призывает их освободить своих рабов, но наставляет обращаться с ними справедливо и по-доброму. Основания для этого те же, что и у рабов, которые должны повиноваться своему хозяину: и те и другие имеют одного Господа на небесах. И те и другие должны повиноваться небесному Господу. В свете этого следует рассматривать и их взаимоотношения между собой.

Если бы христиане XX в. восприняли со всей серьезностью учение Павла о привилегиях и принципах христианского общежития, то их взаимоотношения в семье и в христианском сообществе стали бы поистине предвкушением небесного. В то же время другие, видя любовь христиан друг к другу, могли бы прийти к Тому, Кто для всех нас общий Господь.

4:2−6 Завершающие слова ободрения

Этот короткий фрагмент, в котором Павел призывает колоссян молиться и благодарить (2−4) и наставляет их, как строить свои взаимоотношения со внешними (5, 6), завершает данную часть послания.

Ст. 2−4 Павел неоднократно обращается к своим читателям, призывая их непрестанно молиться и ходатайствовать (ср.: Рим 12:12; Еф 6:18; Флп 4:6) о других, в том числе за успех его важной работы по возвещению Евангелия (Рим 15:30−32; 2Кор 1:11; Еф 6:19; Флп 1:19; 1Фес 5:25). Несомненно, что он придавал большое значение взаимным молитвам, которые возносили друг за друга он и обращенные им христиане. Он уже говорил о своих постоянных молитвах за колоссян (1:9−14); теперь же в завершение послания он просит их регулярно молиться о нем 2 Они должны «бодрствовать» в молитве. На их устах и в их сердцах должно постоянно звучать Маранафа («Наш Господь грядет»), когда они с надеждой ожидают пришествия Христа во славе (3:4). Их молитвы и прошения должны сопровождаться выражением благодарности Богу Отцу, Который совершает милосердие и искупление через Своего Сына во спасение их (ср.: 1:12−14).

Ст. 3, 4 Павел просит их молиться о том, чтобы он и его помощники (нам) смогли предстать перед престолом благодати, дабы Бог отверз дверь для вести евангельской (ср.: 1Кор 16:9; 2Кор 2:12), а потому и для вестника, освободив его из темницы. Как апостол язычников, Павел обладал привилегией знать тайну Божественного замысла, «открытую святым Его» (1:26; 2:2−3). Теперь он просит колоссян молиться живому Богу о том, чтобы ему (Павлу) удалось ясно и просто донести эту Божественную тайну до других.

Ст. 5, 6 Обращаясь к общим принципам христианского поведения, Павел призывает своих читателей проявлять мудрость и благоразумие в отношениях с нехристианами. Здесь под мудростью понимается знание воли Божьей (1:9) и умение жить благопристойно, «достойно Бога» (1:10), что реально и разумно. Они должны быть тактичными в обращении с другими, но твердыми в своих убеждениях, пользуясь временем, то есть всякой предоставившейся им возможностью для христианского свидетельства, действуя активно (букв. «покупая» имеющиеся возможности), потому что им должно осознавать, что времени у них мало.

Ст. 6 Руководствуясь в своих отношениях с другими мудростью, они должны следить за своей речью, добиваясь того, чтобы слова их были и милосердными, и мудрыми, так же, как и сам он желает себе «возвещать», «как должно» (4). Полученная ими благодать должна проявляться и в их речи. Приправлено солью означает «остроумно» с точки зрения язычников, но здесь имеется в виду интересно, не пресным, скучным языком, а с использованием метких, точных выражений (раввины иногда использовали слово «соль» в значении «мудрость»). Христиане всегда должны иметь наготове нужное слово, чтобы ответить тем, кто задает вопросы, связанные, может быть, с их верой и образом жизни. Ответ должен быть надлежащим (ср.: 1Пет 3:15): «с каждым нужно общаться как с личностью, а не превращать его в объект для выслушивания своих речей» (G. В. Caird).

4:7−18 Персональные приветы и наставления

Павел завершает свое послание, как обычно, персональными приветами и наставлениями. В этой части упоминаются те, кто передаст это письмо колоссянам (7−9), а также передаются приветы от тех, кто знаком с церковью в Колоссах (10−14), наряду со своими собственными, а также краткие наставления и заключительные приветствия (15−18).

Ст. 7 Тихик должен был рассказать верующим в Колоссах о личной ситуации Павла (см. аналогичные слова в Еф 6:21, 22). Он назван возлюбленным братом и верным помощником Павла, которому поручено быть сотрудником в Господе и для колоссян (ср.: 1:7 — об Епафрасе). В Господе можно понимать — «в деяниях Господа» или что он осуществляет свое служение «в Господе», то есть как христианин.

Ст. 8 Павел посылает Тихика со срочным поручением, чтобы он рассказал все новости о нем и донес до колоссян его учение, вселив уверенность в их сердца (см. коммент. к 2:2).

Ст. 9 Онисим был местным жителем, о котором Павел упоминает в своем Послании к Филимону. О нем Павел тоже отзывается весьма тепло, называя его верным и возлюбленным братом. Он вместе с Тихи ком должен был информировать друзей Павла обо всем, что случилось с ним (более подробно об Онисиме см. в коммент. к Флм.).

Ст. 10−11 Свой привет колоссянам передают три христианина из иудеев: Аристарх, житель города Фессалоники, с которым он вместе путешествовал (Деян 19:29) и который отбывал вместе с ним заключение (здесь именно это буквальное значение, а не то, что он был «в узах Христа» в метафорическом смысле); Марк, племянник Варнавы (так в русской синодальной Библии, в других переводах — двоюродный брат), которого Павел отказался взять с собой во второе миссионерское путешествие (Деян 15:36−41) после того, как Марк ушел раньше, не завершив своего первого миссионерского путешествия (Деян 13:13). Теперь, как видно, они снова находятся в дружеских отношениях между собой (ср.: 2Тим 4:11). Упоминание о Варнаве означает, что его хорошо знали в Колоссах. Мы не знаем, пришли ли приказания о Марке от самого Павла или от кого-то другого (напр., от Петра или Варнавы) и подтвердил ли их сам Павел. Третьим назван Иисус, прозываемый Пустом, о котором нет никаких других сведений. Эти три сотрудника Павла были единственными христианами иудейского происхождения, которые оставались верными его сотрудниками для Царствия Божия. Часто в посланиях Павла о Царствии Божием говорится как о грядущем царстве (напр.: 1Кор 6:9−10; 15:50), но в Рим 14:17 показано, что оно существует рядом, ныне (ср.: Кол 1:13), и это имеет важное значение здесь.

Ст. 12−14 Приветствуют колоссян и трое христиан из язычников. Особое место отводится Епафрасу. Павел подчеркивает связь между его собственным служением и служением Епафраса. Будучи уроженцем Колосс, он стал евангелистом в своем родном городе (а также в Лаодикии и Иераполе) и был таким же ревностным служителем Евангелия, как и сам Павел (2:1; ср.: Флп 1:30). Это нашло особое выражение в его постоянных молитвах за колоссян, во имя того, чтобы они пребывали совершенны («совершенство» — ключевое понятие в Колоссах) и были исполнены всем, что угодно Богу. Эта христианская зрелость, которая и есть совершенство, ожидаемое в последний день, и определяется как все, что угодно Богу. Епафрас хочет, чтобы они духовно возрастали здесь и сейчас, чтобы прийти к полноте во Христе в последний день. Только из этого текста мы узнаем, что Лука был врачом (врач возлюбленный). Главным образом, на основании этого стиха его отделяют от христиан из иудеев, упомянутых в ст. 11, и рассматривают в качестве христианина из язычников. В 2Тим 4:10 говорится, что Димас оставил Павла и ушел в мир.

Ст. 15−18 В этой заключительной части передаются приветы разным людям. Павел просит колоссян передать его приветы братьям в Лаодикии, то есть лаодикийской церкви (ср.: ст. 16). Возможно, что Павел хотел укрепить отношения между этими двумя церквами. Нимфан, вероятно, женщина, как и переведено в NIV, где говорится: и домашнюю церковь ее.

Ст. 16 Из этого стиха становится ясно, что письма Павла читались на общем собрании, в церкви и передавались из одной общины в другую. Если так называемая ересь угрожала распространиться по всей области, вероятно, лаодикийцам следовало знать, что ответил колоссянам Павел. Послание из Лаодикии, о котором здесь упоминается, утеряно, но, вероятно, было написано Павлом этой церкви.

Ст. 17 Архипп был родственником Филимона, возможно, даже сыном Филимона и Апфии, и посвятил себя служению Евангелию (см. коммент. к Флм 2). О завершении какого служения идет речь — непонятно, хотя некоторые исследователи полагают, что это была проповедь Евангелия.

Ст. 18 Закончив диктовать послание, Павел берется за перо и добавляет собственноручную приписку: Помните мои узы. Так кратко и просто сформулировал он свою просьбу продолжать молиться за него. Послание заканчивается обычной формулой: Благодать со (всеми) вами.

Peter Т. O'Brien



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.