2 Тимофею 3 глава

Второе послание Тимофею
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Знай же, что в последние дни для нас настанут трудные времена.
2 Люди будут себялюбивыми, жадными, хвастливыми, заносчивыми, злоречивыми, непокорными своим родителям, недобрыми, неблагочестивыми,
3 нелюбящими, злопамятными, клеветниками, необузданными, жестокими, ненавистниками добра,
4 предателями, нетерпеливыми, чванными и любящими удовольствия больше, чем Бога.
5 Они выдают себя за истинных последователей Божьих, однако не принимают Его в свои сердца. Держись от них подальше,
6 потому что некоторые из них прокрадутся в дома и овладеют душами легкомысленных женщин, полных греха и руководимых всякими желаниями.
7 Они всегда учатся, но никогда не могут достичь полного понимания истины.
8 Как Ианний и Иамврий выступали против Моисея, так и эти выступают против истины. Это те, чьи умы совращены, кто потерпел неудачу в следовании вере.
9 Но недалеко уйдут они, так как их неразумие будет очевидным для всех, как стало очевидным неразумие других.
10 Ты же следовал мне в моих наставлениях и стремлениях, моём образе жизни и терпении, моей вере, любви и стойкости,
11 в гонениях и страданиях моих. Ты знаешь, что случилось со мной в Антиохии, Иконии и Листре, о тех ужасных преследованиях, которые я вынес, но Господь избавил меня от всех них.
12 Впрочем, всех, кто хочет жить благочестиво, служа Христу Иисусу, будут преследовать.
13 Но недобрые люди и мошенники станут ещё хуже: они будут обманывать других, но в то же время и себя введут в заблуждение.
14 Что же касается тебя, то ты должен следовать учениям, которые ты познал. Тебе известно, что это правда, так как ты знаешь тех, кто учил тебя, и можешь им верить.
15 Ты знал Священные Писания ещё с детства. Они принесли тебе мудрость, ведущую к спасению через веру во Христа Иисуса.
16 Всё Писание, так как оно вдохновлено Богом, полезно при наставлении истины и убеждении грешников, а также для того, чтобы помочь людям стать на путь истинный и исправиться.
17 Благодаря Писаниям человек Божий будет готов ко всему и сможет исполнять всё, что от него требуется для совершения добрых дел.

Новый Библейский Комментарий

3:1−17 Предсказания и наставления

3:1−9 Предсказания о последних днях

Ст. 1−4 Павел довольно часто говорит о последних днях, очевидно, подразумевая время, непосредственно предшествующее завершению нынешнего века. Но в других местах Нового Завета «последние дни» соответствуют началу христианской эры (см.: Деян 2:17−21; Евр 1:1). Прошлое и будущее, несомненно, тесно связаны, поскольку, несмотря на то что в этом фрагменте Павел говорит о лжеучителях в будущем времени, ранее он упоминал их в настоящем. Больше всего он обеспокоен нравственным вырождением, которое наступит в результате распространения ложного учения. Перечень в ст. 2−4 представляет собой разнородную смесь отрицательных качеств и дурных поступков. Сопоставление первого и последнего слов в этом перечне выявляет огромную разницу между любовью к себе и любовью к Богу. В сущности, этот перечень показывает губительные последствия эгоизма. Здесь есть несколько слов, которые указывают на высокомерие — горды, надменны, злоречивы, жестоки, напыщенны. Хуже всего то, что такие люди имеют вид благочестия и притворяются верующими, не собираясь претворять свою веру в жизнь. Пустая форма без содержания чрезвычайно вредна. Неудивительно, что Павел настоятельно просит Тимофея таковых удаляться. Отсюда видно, что он озабочен проблемой, которая уже существовала.

Ст. 6−7 Затем Павел принимается за обсуждение других качеств, на которые необходимо обратить внимание. О коварстве лжеучителей говорит уже то, что они вкрадываются в дома. Кроме того, для большинства лжеучителей характерно выбирать в качестве своих слушателей самых легковерных людей. Здесь упомянуты только водимые различными похотями женщины, утопающие в грехах. Надо полагать, эти женщины испытывали такие угрызения совести, что были готовы обратиться за помощью к кому угодно, даже если ее предлагали отнюдь не из добрых побуждений. По-видимому, они стремились к знанию, но были неспособны дойти до познания истины. Скорее всего, они просто искали острых ощущений. Но лжеучителя не могут передать знание истины, поскольку и сами лишены ее понимания. Картина, нарисованная Павлом, сохраняет актуальность во все времена, когда оживляется деятельность лжеучителей.

Ст. 8−9 Интересно, что Павел ссылается на Ианния и Иамврия (8), которые в Библии больше нигде не упоминаются, хотя их имена действительно встречаются в Таргуме Ионатана на Исх 7:11. (Таргумами называют написанные на арамейском языке комментарии к еврейской Библии, хотя, вероятно, большинство из них создано позднее, чем послание Павла к Тимофею.) Можно предположить, что во времена Павла было хорошо известно, что такие имена носили два чародея фараона. Сходство этих чародеев с лжеучителями в том, что они противились истине и, следовательно, были обречены на поражение. Как и успехи лжеучителей, их так называемые успехи — не более чем иллюзия. Их безумие обнаружится пред всеми, даже если для этого потребуется какое-то время. Павел убежден, что заблуждение не может одержать победу.

3:10−17 Дополнительные наставления

В этом фрагменте отзыв Павла о Тимофее являет полную противоположность характеристике, данной апостолом лжеучителям. Прежде всего, Павел напоминает Тимофею историю их отношений (10−12). Тимофею посчастливилось наблюдать проповедническую деятельность и образ жизни Павла. Утверждение Павла, что Тимофей знает о его учении все, должно предостеречь нас от необоснованных предположений, будто отсутствие некоторых важнейших тем Павла в пасторских посланиях можно считать основанием для опровержения его авторства. Более того, перечисленные здесь духовные достоинства апостола (вера, великодушие, любовь, терпение) — это те самые качества, которые Павел рекомендовал развивать Тимофею (ср.: 1Тим 6:11). Что касается гонений и страданий, то Павел ссылается на эпизоды своего первого миссионерского путешествия, во время которого он, вероятно, и познакомился с Тимофеем. Должно быть, Тимофей прекрасно помнил, что пришлось пережить Павлу, и вполне возможно, что именно эти испытания сыграли решающую роль в привлечении Тимофея к делу распространения Евангелия. И если Павел говорит от всех избавил меня Господь, то Тимофей по собственным наблюдениям знает, насколько правдивы эти слова.

Противопоставляя самозванцам Тимофея, Павел в очередной раз призывает его остерегаться обмана. Тимофей должен стоять на том, чему он научен и что соответствует его личным убеждениям (14). Этот совет применим к каждому христианскому лидеру. Разумеется, большое значение имеет источник знания. Тимофей не только имел преимущество узнать о Благой вести от апостолов, но и изучал Писание с детства. Роль Писания чрезвычайно важна, потому что Павел и сам основывал многие из своих свидетельств на Писании. Он не рассчитывает, что Тимофей будет полагаться только на то, что узнал от Павла, не ища подтверждения в Писании. Это служит напоминанием, что проповеднику Евангелия совершенно необходима заслуживающая доверия основа преподавания.

Надо полагать, что выражение священные писания в ст. 15 использовано Павлом с целью подчеркнуть отличие их Божественного происхождения от светских источников ложного учения. Один из важнейших аспектов назначения Писания — умудрить... во спасение. Это хорошо подтверждают многочисленные примеры в посланиях Павла, где он обращается к Писанию, излагая свое толкование дарованного Богом спасения во Христе.

В ст. 16 представлено четкое определение природы Писания и его полезности. Однако толкование этого стиха вызывает многочисленные споры. Некоторые исследователи высказывают сомнение, что греческое слово graphe непременно указывает на Писание. Оно могло относиться к любому письменному документу. Но использование этого понятия в Новом Завете для обозначения Писания убедительно доказано. Вопрос лишь в том, к чему относится это понятие — ко всему Писанию или только к его части? Определяющим является слово все. Если бы здесь это слово означало «каждое», то было бы возможно понимать его как определяющее отдельные части Писания. Но примеры аналогичного использования этого слова в Новом Завете подтверждают правильность перевода «все». В таком случае, здесь Павел допускает, что Писание полностью богодухновенно. Но почему он считает необходимым сообщить об этом Тимофею? Видимо, правильнее всего предположить, что главное в этом отрывке — не столько богодухновенность Писания, сколько его полезность. Тимофей будет знать, что Писание богодухновенно, и это повысит его полезность. Действие Писания простирается от передачи учения до исправления и наставления в праведности. Эти свойства Писания и поныне остаются в силе, составляя жизненно необходимое вооружение Божьего человека, и хотя это понятие относится к христианским наставникам, оно применимо к каждому христианскому работнику. Обратите внимание на знаменательное требование тщательности при подготовке к служению Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.