К Титу 2 глава

Послание к Титу
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 Что же касается тебя, то всегда проповедуй только то, что согласуется с истинным учением.
2 Поучай старцев, чтобы они проявляли самообладание, вели себя с достоинством, были благоразумны, тверды в вере, в любви и в долготерпении.
3 Учи пожилых женщин, чтобы они жили так, как подобает тем людям, которые служат Господу. Пусть они не будут клеветницами, не злоупотребляют крепкими напитками и будут хорошими учителями.
4 Пусть они наставляют молодых женщин любить своих мужей и детей,
5 всегда быть сдержанными и непорочными, заботиться о своих домах, быть добрыми, послушными своим мужьям, и тогда никто не будет осуждать слово Божье.
6 Также побуждай молодых мужчин быть благоразумными.
7 Подавай пример для подражания во всём. В своих поучениях будь честен и серьёзен.
8 Пусть твоя речь будет благотворной, чтобы нельзя было о ней сказать ничего плохого и чтобы те, кто выступают против тебя, устыдились, так как нечего им сказать плохого против нас.
9 Поучай рабов, чтобы они были во всём послушны своим хозяевам, старались им угодить и не противоречили им ни в чём,
10 не крали у них, а проявляли полнейшую преданность, чтобы они во всём приносили добрую славу учению Бога, Спасителя нашего.
11 Именно так мы должны жить, потому что милость Божья, приносящая спасение, была проявлена ко всем людям.
12 Своей милостью Бог учит нас, что мы должны отказаться от безбожия и суетных желаний, вести себя разумно, быть праведными и благочестивыми в этом мире.
13 Нам необходимо так жить в то время, пока мы ожидаем того благословенного дня, на который надеемся, когда снова появится во всей Своей славе наш великий Бог и Спаситель Иисус Христос.
14 Он отдал Себя за нас, чтобы спасти нас от всякого зла и очистить народ, принадлежащий Ему и стремящийся свершать добрые дела.
15 Продолжай же учить обо всём этом, поощрять и укорять со всей силой, чтобы никто не пренебрегал тобой.

Новый Библейский Комментарий

2:1−10 Обязанности разных классов верующих

2:1−3 О старых

Здесь Павел снова обращается к образу здравого учения (ср.: 1:9). Оно является полной противоположностью «болезненного» учения лжеучителей. Наречие сообразно привлекает внимание к пригодности этого учения для жизни, указывая на то, что ложное учение совершенно бесполезно. Далее Павел приводит примеры того, что он считает сообразным здравому учению. Своим образом жизни старцы должны показывать, что их поведение согласуется с их убеждениями (2). Это означает, что их поведение должно вызывать уважение окружающих.

К этому требованию Павел добавляет необходимость быть здравыми в вере, любви и терпении — сочетание, часто встречающееся в пастырских посланиях и в других произведениях Павла (ср.: 1Фес 1:3). Давая совет относительно стариц, Павел обращает внимание на необходимость сдержанности и серьезности (3).

Запрет, относящийся к клевете и пьянству, отражает существующее положение дел на Крите. Использованное Павлом выражение чтобы... не порабощались пьянству свидетельствует о том, что эта проблема стояла на Крите более остро, чем в Эфесе (ср.: 1Тим 3:8, 11, где использовано более мягкое выражение). Лучшее, чему могут посвятить себя старые женщины, — это учить добру.

2:4−8 О молодых

Павел считает, что молодых [женщин] должны вразумлять старицы. Это, несомненно, требует большого такта, иначе может возникнуть впечатление вмешательства в чужие дела. Основное внимание в наставлении Павла уделено любви к мужьям и детям. Это нельзя считать чем-то само собой разумеющимся, особенно в наше время, когда процент разводов стремительно растет, а стремление сделать карьеру оттесняет заботу о детях на второй план. Качества, которыми должны обладать молодые женщины, — это качества, необходимые в семейной жизни, где так важны целомудрие, чистота и доброта (5). Как и повсюду, Павел считает, что христианка должна быть покорной своему мужу. Всю эту тему пронизывает религиозный мотив — не допустить оскорбления Божьего слова. В более подробном обсуждении супружеских отношений (см. коммент. к Еф 5:22−33) Павел рассматривает покорность жены в контексте жертвенной любви мужа. Идеальные супружеские отношения всегда строились на бескорыстной преданности друг другу Там, где покорность и жертвенная любовь предаются забвению или ставятся под угрозу, браки страдают или полностью разрушаются.

Касаясь поведения юношей, Павел настоятельно рекомендует быть целомудренными (обязательное требование для христиан любого возраста), после чего призывает Тита быть для них образцом (7). Будучи проповедником Евангелия, он обязан проявлять чистоту и степенность, особенно в речи. И это тоже продиктовано религиозными соображениями: чтобы противники не могли сказать о христианах ничего худого.

2:9−10 О рабах

Павел обсуждал тему рабства в 1Тим 6, и здесь он говорит примерно то же самое. Слово, переведенное как повиноваться, означает нечто большее, чем «подчиняться», и отражает особенности социальной системы того времени. У рабов-христиан была дополнительная обязанность — угождать своим господам и не прекословить им. Из того, что рабов увещевают не красть, видно, что они были особенно подвержены этому искушению. Павел считает, что у рабов есть возможность украшать Евангелие своим поведением, и эта возможность, без сомнения, существует у всех христиан. Греческое слово, переведенное как украшение, используется для обозначения оправы драгоценного камня, позволяющей представить его в наиболее привлекательном виде.

2:11 — 3:8 Доктринальная основа христианской жизни

2:11−15 Наставление благодатью

При обсуждении поведения Павлу свойственно переключаться на богословские темы, поскольку в основе его наставлений всегда лежат доктринальные соображения. Здесь он использует понятие Божией благодати, объединяющее все деяния Бога на благо человека. Точной и краткой формулировкой Павел привлекает внимание к боговоплощению и искуплению, связывая их со вторым пришествием. Явление спасительной благодати указывает на первое пришествие Иисуса, но в каком смысле она спасительна для всех человеков? Не хочет ли Павел сказать, что спасение распространяется на всех? Если рассматривать явление благодати как исторический факт, то пришествие Иисуса действительно имело универсальное значение. Вероятно, Павел имеет в виду, что Бог в Своем милосердии предоставил возможность спасения всем людям. Но пафос этого высказывания составляет не всеобъемлющий масштаб Божьей благодати, а ее влияние на поведение христиан. Поэтому ст. 12 так убедителен. Главное назначение Божьей благодати — сдерживать нечестие. Действительно, в отсутствие Божьей благодати невозможно жить целомудренно. Целомудрие не может быть достигнуто только собственными усилиями. Это принципиально отличает христианскую этику от стоицизма, превозносившего самоограничение.

В этом отрывке Павел соединяет настоящее с прошлым и будущим. В ст. 12 требование праведной и благочестивой жизни в нынешнем веке отражает текущие задачи. Но в ст. 13 центр внимания перемещается в будущее. Блаженное упование и явление славы, несомненно, относятся к будущему, но они оказывают определенное воздействие на настоящее. Павел показывает, что между упованиями христиан на будущее блаженство и их нынешними обязанностями существует точное равновесие. В основе учения Павла о будущем лежит надежда на второе пришествие Христа. Знаменательно, что Павел говорит здесь о великом Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе, ибо объединение водном выражении Бога и Иисуса Христа свидетельствует об убежденности Павла в Божественности Иисуса, что полностью согласуется с наиболее вероятным вариантом толкования Рим 9:5. Некоторые исследователи разделяют в этом утверждении слова «Бог» и Спаситель, но такое толкование греческого текста сомнительно. Еще одна возможность — считать, что имя «Иисус Христос» поясняет выражение «явление славы», в таком случае отождествление Бога и Иисуса будет не столь очевидным. Однако в свете следующего утверждения отнесение слова «Спаситель» к Иисусу представляется более естественным.

В ст. 14 Павел обращает взор в прошлое, отсылая читателей к историческому акту искупления, образующего основу христианского мировоззрения. Он подходит к этой теме, размышляя о том, что Христос уже сделал для нас. В 1Тим 2:6 Павел говорил, что Христос предал Себя для «искупления», и здесь он развивает сходную идею, используя глагол, образованный от существительного «выкуп». Искупление — излюбленная тема апостола. Это понятие подразумевает избавление от рабства, обозначенного в данном случае как всякое беззаконие. Павел рассматривает жертву Христа за нас как нечто такое, чего мы не можем сделать сами. Спасение — это в полном смысле слова избавление от греха. Но Павел видит в спасении не только избавление от греха, но и путь к очищению. Метафора очищения — еще один излюбленный прием Павла, позволяющий объяснить суть искупительной жертвы Христа. Христианин — это человек, очищенный посредством слова (см.: Еф 5:25−26). Представление о народе Божьем как особом достоянии Иисуса Христа передано здесь очень наглядно (ср.: Исх 19:5). Стремление христиан делать добро убедительно объясняется главным образом тем, что мы находимся у Иисуса Христа на особом положении.

В ст. 15 Павел напоминает Титу о необходимости применять власть при увещевании и обличении. Эта власть, основанная на апостольском учении, позволит Титу противостоять попыткам окружающих пренебрегать им.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.