Откровение 21 глава

Откровение Иоанна
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 После этого я увидел новое небо и новую землю, так как прежние небо и земля исчезли и моря больше не существовало.
2 Я увидел святой город, новый Иерусалим, спускающийся от Бога с небес и украшенный как невеста, нарядившаяся для своего мужа.
3 Я услышал громкий голос, раздавшийся от престола:
«Смотрите, жилище Бога теперь находится среди людей. Он поселится среди них, и они будут Его народом, а Он станет их Богом.
4 Он осушит слёзы с их глаз и не будет более смерти. Не будет более ни скорби, ни горя, ни боли, потому что всё старое исчезло».
5 И тогда Сидящий на престоле сказал:
«Смотри! Я создаю всё заново!» Он повелел:
«Запиши это, так как эти слова истинны и правдивы».
6 Он обратился ко мне:
«Свершилось! Я — Альфа и Омега, начало и конец. Я щедро даю воду из ручья жизни тем, кто томится от жажды.
7 Те, кто одержат победу, унаследуют всё это. Я буду их Богом, а они будут Моими детьми.
8 Трусы же, неверующие, скверные, убийцы, развратники, колдуны, идолопоклонники и все лжецы обретут свою участь в озере горящей серы. Это — вторая смерть».
9 Тогда вышел один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними бедствиями, и сказал мне:
«Подойди сюда. Я покажу тебе новобрачную, жену Агнца».
10 Своим Духом Ангел перенёс меня на крутую высокую гору и показал мне святой город Иерусалим, спускавшийся с небес от Бога.
11 В нём была слава Божья. Его сияние подобно сиянию драгоценного камня, такого как яшма, и прозрачного, как хрусталь.
12 Вокруг него была большая высокая стена с двенадцатью воротами. У ворот было двенадцать Ангелов, а на воротах были написаны имена двенадцати родов Израиля.
13 Там было трое восточных ворот, трое — северных, трое — южных, трое — западных.
14 Стены города стояли на двенадцати каменных основаниях, на которых были написаны имена двенадцати апостолов Агнца.
15 Ангел, говоривший со мной, держал золотой мерный посох, чтобы обмерить город, ворота и его стены.
16 Город был построен в виде квадрата — его ширина была равна длине. Он обмерил город посохом, и мера оказалась равной двенадцати тысячам стадий. Длина, ширина и его высота были одинаковы.
17 Затем Ангел обмерил стены, и их высота оказалась равной ста сорока четырём локтям. (Ангел пользовался человеческой мерой измерения).
18 Стены были построены из яшмы, сам же город — из чистого золота, подобного прозрачному стеклу.
19 Основания стен были украшены всевозможными драгоценными камнями: первое — яшмой,
20 второе — сапфиром, третье — халцедоном, четвёртое — изумрудом, пятое — сардониксом, шестое — сердоликом, седьмое — хризолитом, восьмое — бериллом, девятое — топазом, десятое — хризопразом, одиннадцатое — гиацинтом, двенадцатое — аметистом.
21 Сами же ворота были из жемчуга — по одной жемчужине на каждые ворота. Улицы города были вымощены золотом, чистым, как прозрачное стекло.
22 Я не видел храма в городе, потому что его храм — Господь Бог Всемогущий и Агнец.
23 И городу не нужно ни солнца, ни луны, так как великолепие Бога освещает его, и Агнец — его светильник.
24 Народы мира будут ходить при этом свете, и цари земные принесут свою славу в этот город.
25 Его ворота никогда не будут закрываться днём, ночи же там не будет.
26 Слава и честь народов будут принесены туда.
27 Ничто нечистое не войдёт в него, и никто из тех, кто творит постыдное или лжёт, только те, чьи имена занесены в книгу жизни.

Новый Библейский Комментарий

21:1−8 Новое творение

Раскрытие деяний Божьих во имя человечества достигает своего кульминационного момента в данном отрывке: в ст. 1−4 описывается новое творение, когда Бог и Его народ будут пребывать в тесном единении; в ст. 5−8 подтверждается истинность этого описания и раскрывается его смысл. Его назначение — укрепить веру, надежду и решимость Церкви на пути ее последнего испытания.

Ст. 1 О сотворении нового неба и новой земли говорится в Ис 65:17 и 66:22 (ср.: Мф 5:18; Мк 13:31; 2Пет 3:12). Иудейские учителя по-разному толковали Ис. 65−66. Одни считали, что Бог обновит творение для Своего царства, другие — что Он заменит его совершенно новым. Видение Иоанна вмещает в себя оба эти толкования; тот факт, что 20:11 описывает теофанию, то есть красочную картину отклика творения грядущему на суд Богу, может скорее свидетельствовать в пользу первой точки зрения. В любом случае выражение моря уже нет в меньшей степени связано с водами, чем с нечестием: дьявол, антихрист и царство антихриста — все они изображаются морскими чудовищами; ничто из этого не найдет своего места в новом порядке.

Ст. 2 Изображение святого города здесь и в 21:9 — 22:9 разделяется на два образа: город-невеста в смысле жизни в царстве Божьем и город братского единения искупленных с Богом.

Ст. 3 Эта последняя особенность появляется как первое и самое большое благословение вечного царства. Термин обитать происходит от греческого слова «палатка, или скиния», и тем самым ретроспективно относит нас ко времени скинии в пустыне, святилища, которое сопровождал огненный столп и облако, символизировавшие собой присутствие и явление славы Господней. Тот же самый язык ассоциаций использован в Ин 1:14; в новом творении исполнилось навеки все, что означает имя Эммануил («с нами Бог»).

Ст. 4 Ср.: 7:17; Ис 25:8. 5 Фраза се, творю все новое относится к деяниям Бога по отношению к новому творению, но начало всего этого восходит к воскресению Христа и к опыту всех верующих в настоящее время (2Кор 5:17).

Ст. 6 Совершилось перекликается с восклицанием Христа на кресте (Ин 19:30); это же произнес голос, исходящий от престола (16:17). Бог есть Альфа и Омега; Его характер гарантирует нам истину Его откровения. Дополнительное обетование вызывает ассоциации с Ис 55:1 (ср. также: 22:17; Ин 7:37−38).

Ст. 7 Последнее обетование дано христианину-победителю: благословение святого города в наследство ему.

Ст. 8 В отличие от побеждающих, все другие категории людей не получают этого наследства. Боязливые — те, кто не приняли или отвергли Христа и поклонились антихристу. Все остальные характеристики в целом указывают на неверующих, чья жизнь демонстрирует собой отвержение Бога.

21:9 — 22:5 Город Бога

По поводу предположения, что в данном фрагменте описывается город Божий, связанный с тысячелетним царством Христа и новым творением, см. примеч. к гл. «Тысячелетнее царство».

Ст. 9 Появление образа невесты предсказывалось в 19:7−9. Здесь же невеста служит метафорой города; аналогичная трансформация образа происходит в Ис 54:4−8 и 11:12.

Ст. 10 Язык этого стиха настолько схож с Иез 40:2, что мы можем предположить преднамеренность; город спускается с неба на гору, на которой он стоял. Небеса сходят на землю в царстве Божьем!

Ст. 11 Внешний облик города сравним с красотой ясписа (видимо, алмаза), а слава его сопоставима со славой Творца (см.: 4:3).

Ст. 12−13 Он имеет большую и высокую стену; здесь сокрыто ее двоякое назначение — оградить город от тех, кому нет доступа в него (21:27; 22:14−15), и обеспечить навек безопасность находящихся внутри. На каждом из его двенадцати ворот написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, а на его двенадцати основаниях — имена двенадцати Апостолов Агнца. Этим обозначается единство старого и нового заветов; вместе они образуют Израиль Божий, который объединяет все народы во Христе.

Ст. 14 Двенадцать оснований стены города, вероятно, не являются вертикальными, но представляют собой непрерывную цепь, располагаясь вокруг города ступенчато; и разделены они двенадцатью воротами.

Двенадцать Апостолов соответствуют двенадцати коленам в ст. 12; подобно последним, они обозначают коллективное целое и не являются перечнем имен. Поэтому нет необходимости спрашивать, включено ли имя Павла в их число, а если да, то чье имя исключено; такой вопрос просто не возникает.

Ст. 16 Город расположен четвероугольником, но поскольку его ширина, длина и высота одинаковы, то он имеет форму куба. Такая кубической формы структура известна нам из Ветхого Завета — это святая святых в храме (3Цар 6:20); в данном случае форма куба означает, что весь город представляет собой святилище и ему присуща святость древнего алтаря. Двенадцать тысяч стадий составляют приблизительно 1400 миль. Перевод в современные линейные меры сразу же лишает нас возможности увидеть здесь символизм, то есть кратность числу 12. Иоанн, возможно, хотел сказать, что город Божий простирается с небес до земли, соединяя все в единое целое.

Ст. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя (216 футов), вероятно, высоты, а не толщины; и снова получилось число, кратное числу 12. В данном контексте нет необходимости подчеркивать различие между размерами города и его стены; последняя достаточно велика, чтобы служить своему назначению!

Ст. 18−21 Символическим языком Иоанн продолжает описывать материал, из которого построен город. Он уже говорил, что светило в городе подобно драгоценному камню яспису, славе Божьей (11); он заявляет, что стена города целиком построена из ясписа. Чистое золото может указывать на святилище в храме Соломона, которое было целиком покрыто золотом (3Цар 6:20−22), или отсылает к мысли, выраженной в ст. 3:18. Перечень драгоценных камней, которые украшают основания, впечатляет. Несмотря на некоторые неопределенности, связанные с переводом, вероятнее всего, речь идет о тех же камнях, что и на наперснике первосвященника, на которых записывались имена двенадцати колен (Исх 28:15−21). Филон и Иосиф Флавий обращают внимание на тот факт, что эти камни также отвечают двенадцати знакам зодиака. Если взять за основу древнюю корреляцию драгоценных камней и знаков зодиака, то список Иоанна представляет не прямое, а обратное прохождение солнца через двенадцать знаков зодиака! Возможно, он хотел отделить святой город от языческих представлений о городе как о городе богов на небесах; или, напротив, этот обратный ход солнца — реальность, и Иоанн показывал, что та реальность, о которой мечтали язычники, явлена откровением Бога во Христе (на камнях в основании были написаны имена апостолов Агнца — Его свидетелей!).

Ст. 22−27 В городе, построенном по модели святая святых, нет необходимости в храме; он святой, и в нем повсюду прославляется Бог (ср.: Ин 4:20−23). Ст. 23 вызывает четкие ассоциации с Ис 60:19−20. Речь идет не о том, что солнце или луна перестали существовать как небесные тела, но что их сияние затмила превосходящая все слава Самого Бога.

Ст. 24−26 В этих стихах, по существу, воспроизводится мысль, высказанная в Ис 60:3−11, с той лишь разницей, что у Исайи все народы преклонятся перед иудеями, принося им всевозможные дары, здесь же народы принесут славу и честь Богу и Агнцу, и тем самым исполнится сказанное в 15:4. Язык всего этого фрагмента особенно подходит для описания тысячелетнего царства Христа, но может быть применен и в менее прямом смысле к царству Бога в новом творении.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.