Откровение 7 глава

Откровение Иоанна
Библейской Лиги ERV → Новый Библейский Комментарий

Библейской Лиги ERV

1 После этого я увидел четырёх Ангелов, стоявших у четырёх краёв земли, сдерживая четыре ветра земли, чтобы ни один ветер не дул на землю, море и деревья.
2 Затем я увидел другого Ангела, идущего с востока; он нёс печать живого Бога. И закричал он громким голосом, обращаясь к четырём Ангелам, которым было позволено вредить земле и морю.
3 Он сказал:
«Не наносите вреда земле, морю и деревьям до тех пор, пока мы не отметим слуг нашего Бога печатью на лбу».
4 И тут я услышал, сколько человек было отмечено печатью: сто сорок четыре тысячи, и были они из каждого колена народа Израиля:
5 Из колена Иуды — двенадцать тысяч, из колена Рувима — двенадцать тысяч, из колена Гада — двенадцать тысяч,
6 из колена Асира — двенадцать тысяч, из колена Неффалима — двенадцать тысяч, из колена Манассии — двенадцать тысяч,
7 из колена Симеона — двенадцать тысяч, из колена Левия — двенадцать тысяч, из колена Иссахара — двенадцать тысяч,
8 из колена Завулона — двенадцать тысяч, из колена Иосифа — двенадцать тысяч, из колена Вениамина — двенадцать тысяч.
9 После этого я взглянул, и вот предстала передо мной толпа народа, которую никто не смог бы пересчитать. В ней был всякий народ, всякое наречие, всякий язык и всякое племя. Они стояли перед престолом и перед Агнцем. На них были белые одежды, и в руках они держали пальмовые ветви.
10 Они кричали: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»
11 Все Ангелы стояли вокруг престола, старцев и четырёх животных, и все они пали ниц перед престолом и стали поклоняться Богу,
12 говоря: «Аминь! Хвала и слава, мудрость, благодарение, честь, власть и сила Богу нашему во веки веков. Аминь!»
13 Тогда один из старцев спросил меня:
«Кто эти люди, облачённые в белые одежды, и откуда они пришли?»
14 Я ответил ему:
«Господин, ты знаешь, кто они».
Тогда он сказал мне:
«Эти люди — те, кто прошли через великие испытания. Они омыли свои одежды в крови Агнца и сделали их чистыми и белыми.
15 Вот почему они стоят сейчас перед престолом Божьим и день и ночь поклоняются Богу в Его храме. Сидящий на престоле защитит их Своим присутствием.
16 Они никогда больше не будут испытывать ни голода, ни жажды. Их никогда не опалит солнце или испепеляющий жар.
17 Агнец, Который находится перед самым престолом, будет их Пастырем и поведёт их к животворному источнику, и Бог осушит их слёзы».

Новый Библейский Комментарий

7:1−17 Интерлюдия между шестой и седьмой печатями

Шестая печать возвестила о конце истории в пришествие Бога и Агнца. Можно ожидать, что теперь будет снята седьмая печать и явится царство славы. Вместо этого Иоанн пересказывает два видения о народе Божьем в последние дни. Первое относится к периоду, предшествовавшему судам, описанным в гл 6; второе показывает искупленных в славе, которая будет дарована им. Намерение Иоанна состоит в том, чтобы убедить читателей-христиан (и слушателей; см.: 1:3) не бояться суда последнего времени, поскольку Бог защитит их.

Часто две части этой главы рассматривают как относящиеся к двум разным категориям людей: ст. 1−8 показывают заботу Бога об Израиле последнего времени или, по крайней мере, о христианах из иудеев, тогда как ст. 9−17 изображают спасенных из всех народов мира. Однако такое толкование представляется довольно сомнительным. Запечатленное в первом видении рисует картину зашиты Богом Своих людей от разрушительных судов, грядущих на землю, и в этом нуждается весь народ Божий, а не ограниченный контингент (и об этом сказано в 9:4). Более того, выражение рабы Бога, на челах которых поставлена Его печать (3), встречается и в других местах Откровения и однозначно означает всех спасенных (см.: 2:20; 11:18; 19:2, 5; 22:3, 6). Вероятно, Иоанну первоначально было повеление пророчествовать иудеям для уверения их в наследии, которое они имеют в царстве Бога. Он распространил это и на Церковь как на новый Израиль, поскольку такое понимание наилучшим образом представляет реализацию обетования (о Церкви как новом Израиле см.: Рим 2:28−29; Гал 3:29; 6:16; Флп 3:3; 1Пет 1:1; 2:29).

Ст. 1 После сего означает новое видение; эти слова не являются указанием на временную последовательность, это просто переход к новому откровению, данному Иоанну. Четыре Ангела, стоящие на четырех углах земли, — это, вероятно, другой вариант четырех всадников из предыдущей главы (так у Зах 6:5). Яростная разрушительная сила ветров представляет собой универсальное проявление суда, который символизируется печатями, трубами и чашами гнева.

Ст. 2−3 Картина запечатления рабов Божьих печатью живого Бога имеет прямую параллель в видении Иезекииля. Там писец идет в Иерусалим, чтобы поставить печать на челах скорбящих, то есть праведных, и тем самым уберечь их от руки губителя (Иез 9:1−6).

Ст. 4−8 Перечень колен подчеркивает полное число святых Бога, которых Он будет оберегать во время последних язв. Этот список необычен во многих отношениях. Иуда упоминается первым, вместо первенца Иакова Рувима (Быт 29:32; ср.: Чис 13:4−15; Втор 33:6); несомненно, это обусловлено тем, что Мессия происходит из колены Иуды. Колено Дана опущено, но упоминается Манассия, хотя он входит в состав колена Иосифа. Это делается намеренно. Иудейские учителя устойчиво отождествляли Дана с идолопоклонством. В «Евангелии двенадцати патриархов» Дану сказано: «Твой князь — сатана». Со времен Иринея среди христиан утвердилось представление о том, что имя Дана было пропущено потому, что антихрист должен прийти из его колена. Это, конечно, точка зрения иудеев, а в действительности представления об антихристе, выразившиеся в Откровении, не имеют с ней ничего общего.

Ст. 9 Видение 144 тысяч запечатленных из всех колен, сменяет здесь великое множество людей, которое никто не мог перечесть; они стояли перед Богом и Агнцем во славе Царства. А. М. Фаррер считает, что эти противопоставления вводят две дополнительные темы Священного Писания: с одной стороны, Бог знает число избранных Им, а с другой, это означает, что количество наследующих обетование, данное Аврааму, неисчислимо, как звезды в небе (The Revelation of St. John the Divine [Clarendon, 1964], p. 110). Их белые одежды символизируют чистоту и воскресение во славе, пальмовые листья (пальмовые ветви) — триумф победы и ликование после окончания войны.

Ст. 10 Спасение [принадлежит] Богу нашему... и Агнцу перекликается с Пс 3:8 (см. также: Откр 19:1). Победители воздают должное своему Богу и Искупителю Агнцу.

Ст. 13−14 Ответ Иоанна на вопрос старца означает: «Я сам хотел бы узнать». Великая скорбь означает не те испытания, которые являются уделом христиан, но те, которые грядут в конце времен. В видении раскрываются события после прекращения судов Господних в историческое время, а также страдания христиан от преследований врагов Бога, поэтому речь, видимо, идет о последнем поколении. Вместе с тем в ст. 14−17 описывается благословение всей Церкви. Проблема снимается, если вспомнить пророчество Иоанна о дне, который для него был почти на подходе; оно было дано ему не для того, чтобы он увидел предшествующий период. Последнее преследование может прийти в любое время. Ушедшие раньше, те, кто были хорошими свидетелями и покаялись, несомненно, включены в это «множество», но заявлять об этом было излишним. В фокусе находится современная Церковь, и ее ситуация в поле зрения Иоанна. Для нас, живущих на два тысячелетия позже, эта Церковь главным образом на небе, но мы должны знать, что все верующие, в том числе и мы сами, будут среди этого великого множества.

Убелили одежды свои Кровию Агнца — иносказание о прощении грехов через веру во Христа, Который умер за всех. Фраза Кровию Агнца — метафорическое выражение, означающее смерть Христа как жертвы за грехи. Следовательно, в ст. 14 речь идет о действенности искупления Господа в жизни Его народа. Оно заключается в преодолении греха силой произведенного Христом примирения, при этом охватывается вся жизнь паломника и его обращение. В ст. 16−17 используется образный язык, взятый из Ис 29:8 и 49:10; Христос восполняет жажду алчущих, даруя им лекарство от беспокойства, необходимое для удовлетворения их нужд. Живые источники вод в последнем видении города Божьего превращаются в поток живой воды (22:1−2), которой более чем достаточно, чтобы напоить всех жаждущих.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.