«Не наносите вреда земле, морю и деревьям до тех пор, пока мы не отметим слуг нашего Бога печатью на лбу».
«Кто эти люди, облачённые в белые одежды, и откуда они пришли?»
«Господин, ты знаешь, кто они».
Тогда он сказал мне:
«Эти люди — те, кто прошли через великие испытания. Они омыли свои одежды в крови Агнца и сделали их чистыми и белыми.
7:1−17 Интерлюдия между шестой и седьмой печатями
Шестая печать возвестила о конце истории в пришествие Бога и Агнца. Можно ожидать, что теперь будет снята седьмая печать и явится царство славы. Вместо этого Иоанн пересказывает два видения о народе Божьем в последние дни. Первое относится к периоду, предшествовавшему судам, описанным в гл 6; второе показывает искупленных в славе, которая будет дарована им. Намерение Иоанна состоит в том, чтобы убедить читателей-христиан (и слушателей; см.: 1:3) не бояться суда последнего времени, поскольку Бог защитит их.
Часто две части этой главы рассматривают как относящиеся к двум разным категориям людей: ст. 1−8 показывают заботу Бога об Израиле последнего времени или, по крайней мере, о христианах из иудеев, тогда как ст. 9−17 изображают спасенных из всех народов мира. Однако такое толкование представляется довольно сомнительным. Запечатленное в первом видении рисует картину зашиты Богом Своих людей от разрушительных судов, грядущих на землю, и в этом нуждается весь народ Божий, а не ограниченный контингент (и об этом сказано в 9:4). Более того, выражение рабы Бога, на челах которых поставлена Его печать (3), встречается и в других местах Откровения и однозначно означает всех спасенных (см.: 2:20; 11:18; 19:2, 5; 22:3, 6). Вероятно, Иоанну первоначально было повеление пророчествовать иудеям для уверения их в наследии, которое они имеют в царстве Бога. Он распространил это и на Церковь как на новый Израиль, поскольку такое понимание наилучшим образом представляет реализацию обетования (о Церкви как новом Израиле см.: Рим 2:28−29; Гал 3:29; 6:16; Флп 3:3; 1Пет 1:1; 2:29).
Ст. 1 После сего означает новое видение; эти слова не являются указанием на временную последовательность, это просто переход к новому откровению, данному Иоанну. Четыре Ангела, стоящие на четырех углах земли, — это, вероятно, другой вариант четырех всадников из предыдущей главы (так у Зах 6:5). Яростная разрушительная сила ветров представляет собой универсальное проявление суда, который символизируется печатями, трубами и чашами гнева.
Ст. 2−3 Картина запечатления рабов Божьих печатью живого Бога имеет прямую параллель в видении Иезекииля. Там писец идет в Иерусалим, чтобы поставить печать на челах скорбящих, то есть праведных, и тем самым уберечь их от руки губителя (Иез 9:1−6).
Ст. 4−8 Перечень колен подчеркивает полное число святых Бога, которых Он будет оберегать во время последних язв. Этот список необычен во многих отношениях. Иуда упоминается первым, вместо первенца Иакова Рувима (Быт 29:32; ср.: Чис 13:4−15; Втор 33:6); несомненно, это обусловлено тем, что Мессия происходит из колены Иуды. Колено Дана опущено, но упоминается Манассия, хотя он входит в состав колена Иосифа. Это делается намеренно. Иудейские учителя устойчиво отождествляли Дана с идолопоклонством. В «Евангелии двенадцати патриархов» Дану сказано: «Твой князь — сатана». Со времен Иринея среди христиан утвердилось представление о том, что имя Дана было пропущено потому, что антихрист должен прийти из его колена. Это, конечно, точка зрения иудеев, а в действительности представления об антихристе, выразившиеся в Откровении, не имеют с ней ничего общего.
Ст. 9 Видение 144 тысяч запечатленных из всех колен, сменяет здесь великое множество людей, которое никто не мог перечесть; они стояли перед Богом и Агнцем во славе Царства. А. М. Фаррер считает, что эти противопоставления вводят две дополнительные темы Священного Писания: с одной стороны, Бог знает число избранных Им, а с другой, это означает, что количество наследующих обетование, данное Аврааму, неисчислимо, как звезды в небе (The Revelation of St. John the Divine [Clarendon, 1964], p. 110). Их белые одежды символизируют чистоту и воскресение во славе, пальмовые листья (пальмовые ветви) — триумф победы и ликование после окончания войны.
Ст. 10 Спасение [принадлежит] Богу нашему... и Агнцу перекликается с Пс 3:8 (см. также: Откр 19:1). Победители воздают должное своему Богу и Искупителю Агнцу.
Ст. 13−14 Ответ Иоанна на вопрос старца означает: «Я сам хотел бы узнать». Великая скорбь означает не те испытания, которые являются уделом христиан, но те, которые грядут в конце времен. В видении раскрываются события после прекращения судов Господних в историческое время, а также страдания христиан от преследований врагов Бога, поэтому речь, видимо, идет о последнем поколении. Вместе с тем в ст. 14−17 описывается благословение всей Церкви. Проблема снимается, если вспомнить пророчество Иоанна о дне, который для него был почти на подходе; оно было дано ему не для того, чтобы он увидел предшествующий период. Последнее преследование может прийти в любое время. Ушедшие раньше, те, кто были хорошими свидетелями и покаялись, несомненно, включены в это «множество», но заявлять об этом было излишним. В фокусе находится современная Церковь, и ее ситуация в поле зрения Иоанна. Для нас, живущих на два тысячелетия позже, эта Церковь главным образом на небе, но мы должны знать, что все верующие, в том числе и мы сами, будут среди этого великого множества.
Убелили одежды свои Кровию Агнца — иносказание о прощении грехов через веру во Христа, Который умер за всех. Фраза Кровию Агнца — метафорическое выражение, означающее смерть Христа как жертвы за грехи. Следовательно, в ст. 14 речь идет о действенности искупления Господа в жизни Его народа. Оно заключается в преодолении греха силой произведенного Христом примирения, при этом охватывается вся жизнь паломника и его обращение. В ст. 16−17 используется образный язык, взятый из Ис 29:8 и 49:10; Христос восполняет жажду алчущих, даруя им лекарство от беспокойства, необходимое для удовлетворения их нужд. Живые источники вод в последнем видении города Божьего превращаются в поток живой воды (22:1−2), которой более чем достаточно, чтобы напоить всех жаждущих.