Притчи 14 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новый русский перевод

 
 

Мудрая женщина создаёт дом свой, а глупая разрушает его своей же глупостью.
 
Мудрая женщина дом свой устроит, а глупая своими руками разрушит.

Живущий праведно чтит Господа, а нечестный Господа ненавидит.
 
Идущий прямым путем боится Господа, а тот, чьи пути кривы, Его презирает.

Речи глупого причиняют множество бед. Речь мудрого от бед хранит.
 
В устах глупца — плеть для его спины,[57] а уста мудрецов хранят их.

Если нет быков для работы, то амбар будет пуст, но для доброго урожая люди используют силу быков.
 
Где нет быков, кормушка чиста; но где сильные быки, там обильная жатва.

Честный человек всегда говорит правду, и поэтому он надёжный свидетель. Лживый человек лжёт постоянно, на него нельзя полагаться.
 
Правдивый свидетель не станет лгать, а лживый свидетель дышит ложью.

Насмехающиеся над мудростью никогда её не найдут. Мудры только те, кто знают, насколько она важна.
 
Глумливый ищет мудрости, но не находит, а разумному знание дается легко.

Не становись другом глупца, он ничему тебя не научит.
 
Держись от глупца подальше, разумных слов от него ты не дождешься.

С помощью мудрости разумные осознают свои поступки, а глупые лишь заблуждаются, полагая, что всё знают.
 
Мудрость разумных — свой путь понимать, а коварство — это глупость глупцов.

Глупцы не верят в расплату за грехи. Добрые же изо всех сил стараются всепрощение обрести.
 
Глупцы смеются над приношением за вину,[58] а к праведным — Божье благоволение.

Никто не прочувствует печали сильнее, чем опечаленный человек. И радость свою до конца прочувствовать может только он сам.
 
Сердце знает свою беду, и радости его чужой не разделит.

Дом злого человека разорится, дом праведника будет процветать.
 
Дом нечестивых будет разрушен, а шатер праведных будет процветать.

Иной путь кажется человеку правильным, но он ведёт только к смерти.
 
Бывает путь, который кажется человеку прямым, но в конце его — пути смерти.

Человек может быть печальным, даже когда он смеётся. Однако, когда веселье проходит, печаль всё равно остаётся с ним.
 
Даже при смехе может болеть душа, и радость может окончиться скорбью.

За всё содеянное злые люди заплатят, а доброму воздастся за добро.
 
Сполна по заслугам получит отступник, а хороший человек — по своим делам.

Глупый верит всему, что слышит, а мудрый размышляет обо всём.
 
Простак верит всему, но разумный следит за своими шагами.

Мудрый чтит Господа и сторонится зла, а глупый поступает бездумно и неосторожно.
 
Мудрец осторожен и чуждается зла, а глупец необуздан и беззаботен.

Вспыльчивый делает глупости, но мудрый всегда терпелив.
 
Гневливый делает глупости, и лукавого ненавидят.

Глупцы унаследуют ещё большую глупость, мудрым же воздаётся знанием.
 
Глупость — удел простаков, а разумных венчает знание.

Добрые одолеют злых и заставят их склониться в уважении перед праведными.
 
Злодеи будут кланяться перед добрыми, и нечестивые — у ворот праведника.

Бедного даже собственный сосед отвергает, но многие стремятся быть друзьями богатого.
 
Бедных не любят даже их соседи, а у богатых много друзей.

Не думай плохо о ближнем, и если хочешь счастья, то будь добр к бедным людям.
 
Презирающий ближнего — грешит, но блажен, кто добр к нуждающимся.

Зло задумавший заблуждается, а творящий добро будет иметь истинно преданных и любящих друзей.
 
Разве умышляющие зло не сбились с пути? А те, чьи намерения добры, находят любовь и верность.

Упорный труд ведёт к изобилию, а излишняя разговорчивость — к убытку.
 
От всякого тяжелого труда бывает прибыль, а пустословие приносит только нужду.

Мудрым воздаётся богатством, но глупому — глупостью.
 
Венец мудрых — их богатство, а глупость — венок глупцов.

Свидетельствующий правду помогает другим, а лгущий наносит раны людям.
 
Правдивый свидетель спасает жизни, а лживый свидетель — предатель.

Чтущий Господа будет жить в безопасности, и у детей его будет надёжное прибежище.
 
Кто боится Господа — тот в неприступной крепости, и детям его будет прибежище.

Почитание Господа даёт настоящую жизнь и спасает от ловушек смерти.
 
Страх перед Господом — источник жизни, отводящий от сетей смерти.

Множество подданных несёт величие царю, а малочисленное государство ничего не стоит.
 
Слава царя — во множестве народа, а без подданных правителю гибель.

Терпеливый отличается умом, но неразумен впадающий в гнев.
 
У медленного на гнев — великий разум, а гневливый выказывает глупость.

В здоровом теле — спокойствие духа, зависть же — смертельная болезнь, проникающая до самых костей.
 
Спокойное сердце — здоровье телу, а от зависти кости гниют.

Причиняющий зло бедным не уважает Бога, но тот, кто добр к ним, чтит Творца.
 
Кто притесняет бедных, тот презирает Творца их, а добрый к нуждающимся чтит Бога.

В минуты несчастий злые терпят поражение от своего же зла, но добрых защитит их честь.
 
Нечестивых губит их же злодейство, а праведнику и в смерти прибежище[59].

Мудрый всегда думает о мудром, а глупый не знает, что такое мудрость.
 
Мудрость покоится в сердце разумных, и среди глупцов дает знать о себе[60].

Доброта возвеличивает народ, но грех — позор народов.
 
Праведность возносит народ, а грех — позор для него.

Доволен царь своими мудрыми помощниками, но в гневе царь на тех, кто позорит его.
 
Царю угоден слуга разумный, но падет его гнев на того, кто позорит его.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
3 [57] — Возможный текст; в нормативном евр. тексте: « В устах глупца — жезл гордыни…»
9 [58] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
32 [59] — В некот. древн. переводах: а убежище праведников — их невиновность.
33 [60] — В некот. древн. переводах: не дает знать о себе.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.