Притчи 21 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новый русский перевод

 
 

Как земледельцы роют каналы для поливки полей, меняя направления потоков, так и Господь управляет разумом царей. Он может направить царя, куда Он желает.
 
Как поток воды, сердце царя в руке Господней: куда Он захочет, туда его и направит.

Человек думает, что делает всё правильно, но Господь судит по их истинным намерениям.
 
Все пути человека пред глазами его прямы, но Господь испытывает сердца.

Делай то, что справедливо и праведно. Господу это угодно больше, чем жертва.
 
Кто поступает праведно и справедливо — угодней Господу, нежели приносящий жертвы.

Глазами и сердцем показывает человек зло: глаза, унижающие других, и сердце, полное высокомерия, — всё это грех.
 
Надменный взгляд и гордое сердце — как светильник для нечестивого, но это грех.

Торопливость приводит к потере, планы же тех, кто усердно трудится, приводят к изобилию.
 
Замыслы усердного принесут изобилие, а всякий торопливый лишь обнищает.

Быстро исчезнет богатство, добытое обманом; оно приведёт тебя к смерти.
 
Состояние, нажитое лживым языком, — это тающий пар ищущих смерти[84].

Злые будут уничтожены за зло, ими сотворённое, так как они отказываются от праведности.
 
Жестокость злодеев их же и утащит, ведь они отказываются поступать справедливо.

Злые всегда стремятся обмануть, но добрые всегда искренни и справедливы.
 
Путь преступных извилист, а поступки невинных чисты.

Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
 
Лучше жить на углу крыши, чем делить дом со сварливой женой.

Злобные хотят сделать больше зла, и они немилосердны к окружающим.
 
Нечестивый желает зла, милости ближний у него не найдет.

Накажи того, кто смеётся над праведностью, и даже глупые примут этот урок. Однако даже незначительное поучение даст мудрому необходимое знание.
 
Когда наказан глумливый, простаки становятся мудрее; когда наставлен мудрец, он обретает знание.

Справедливый Бог знает о делах нечестивых людей, и Он их накажет.
 
Праведник примечает дом нечестивца и насылает на нечестивца гибель.

Кто отказывается помочь бедным, тому не будет помощи в нужный момент.
 
Если кто затыкает уши от крика бедных, то он однажды сам будет кричать, и его не услышат.

Если кто-то сердит на тебя, сделай ему тайный подарок. Подарок, сделанный тайно, может унять сильный гнев.
 
Тайный подарок предотвращает гнев, и взятка, скрытая под плащом, — лютую ярость.

Справедливый суд приносит добрым людям счастье, но злых пугает.
 
Радость праведным, когда вершат правосудие, но ужас злодеям.

Человек, теряющий путь мудрости, идёт в сторону погибели.
 
Тот, кто сошел с пути разума, упокоится в обществе мертвецов[85].

Если приятное времяпрепровождение — главное для человека, то он будет беден, и, если человек тот любит вино и еду, он никогда не будет богатым.
 
Любящий развлечения обеднеет, любящий вино и масло[86] не разбогатеет.

Злые должны заплатить за всё зло, причинённое добрым. Лживые должны заплатить за все неприятности, которые они доставили честным.
 
Нечестивым праведника выкупают, а вероломным — верного.

Лучше жить одиноким в пустыне, чем со вспыльчивой и сварливой женой.
 
Лучше жить в пустыне, чем со сварливой и злобной женой.

Мудрый бережёт нужные ему вещи, а глупый сразу же их использует.
 
Дорогое добро и масло остается в доме у мудрого, а глупец его проедает.

Кто постоянно стремится к доброте и любви, будет жить в достатке и чести.
 
Стремящийся к праведности и любви найдет и жизнь, и праведность, и славу.

Мудрый может сделать всё что угодно: он сможет штурмовать любой город, защищённый многочисленной армией, а также разрушить укреплённые стены, на которые все надежды возлагали.
 
Один мудрец может покорить город, полный воинов, и низвергнуть крепость, на которую они полагались.

Кто осторожно выбирает слова, тот спасает себя от несчастий.
 
Сторожащий уста свои и язык хранит себя от беды.

Гордец считает, что он лучше других; он своими поступками показывает собственную злобу.
 
Гордец надменный, «глумливый» — имя ему; он действует в чрезмерной гордыне.

Ленивый навлекает на себя беду, так как он отказывается работать.
 
Желания ленивца его умертвят, так как руки его отказываются трудиться.

Жадному всегда всего мало, добрый же человек щедро даёт и нужды не знает.
 
День напролет он жаждет и желает, а праведный дает не жалея.

Господь не находит счастья в жертвах, приносимых злыми, особенно, когда они корыстны.
 
Жертва злодеев — мерзость, тем более, когда приносится со злым умыслом.

Свидетель, пойманный на собственной лжи, будет наказан, а слову честного всегда можно верить.
 
Лживый свидетель погибнет, свидетельство того, кто всё слышал, устоит[87].

Добрый всегда знает, что он прав, но лживому надо притворяться.
 
Нечестивый делает уверенное лицо, а праведный обдумывает свой путь[88].

Нет достаточно мудрого человека, чтобы строить успешные планы, если Господь против планов этих.
 
Нет ни мудрости, ни разума, ни замысла, что имели бы успех против Господа.

Люди могут приготовиться для битвы, даже коней для сражения могут снарядить, но только Господь даёт победу.
 
Коня готовят на день сражения, а победу дает Господь.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
6 [84] — В некот. евр. рукописях и в некот. древн. переводах: смертоносная западня.
16 [85] — Евр. рефаи́м.
17 [86] — То есть оливковое масло.
28 [87] — Букв.: человек, который слышит, будет говорить вовек.
29 [88] — Или: твердо идет по своему пути.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.