Притчи 29 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новый русский перевод

 
 

Если человек упрям и не принимает поучений, тогда он будет уничтожен, и ничто ему больше не поможет.
 
Тот, кто коснеет в упрямстве после многих упреков, будет внезапно погублен — без исцеления.

Когда правитель добр, то и народ счастлив, но когда у власти злой, то все жалуются.
 
Когда умножаются праведники, люди радуются, а когда нечестивые правят, люди стонут.

У любящего мудрость отец очень счастлив, а если человек выбрасывает деньги на блудниц, то он потеряет всё состояние.
 
Человек, любящий мудрость, приносит отцу радость, а приятель блудниц расточает богатство.

У справедливого царя народ будет сильным, а у себялюбивого царя, требующего многочисленных даров, народ будет слабым.
 
Правосудием царь укрепляет страну, а жадный до взяток[124] её разоряет.

Пытающийся получить желаемое, говоря приятное другим, себе же расставляет ловушку.
 
Льстящий ближнему своему раскидывает сеть у него под ногами.

Злобные побеждены своими грехами, но добрый может петь и быть счастливым.
 
Злодея ловит его же грех, а праведник может петь и радоваться.

Добрые пытаются сделать правильное для бедных, но злым всё равно.
 
Помнит[125] праведник о правах бедняков, а нечестивый в них и не вникает.

Высокомерные люди, которые смеются над праведностью, — причина многих бед, смущающих целые города, но мудрые способны умиротворить разгневанных.
 
Глумливые возмущают город, а мудрецы отвращают гнев.

Если мудрый пытается уладить дело с глупым, последний будет спорить и говорить глупости, и они никогда не договорятся.
 
Где мудрый судится с глупцом, там лишь злость и издевки, и нет покоя.

Убийцы всегда ненавидят честных людей, а злые хотят сжить со света всех праведников.
 
Кровожадные люди ненавидят беспорочных и праведников хотят лишить жизни[126].

Глупый сердится очень легко, а мудрый терпелив и держит себя в руках.
 
Глупец дает гневу свободный выход, а мудрый владеет собой.

У правителя, выслушивающего ложь, будут плохие советники.
 
Если правитель внимает лжи, все его сановники[127] становятся злодеями.

В одном и бедняк, и его притеснитель одинаковы: им обоим дал жизнь Господь.
 
У бедняка с притеснителем вот что общее: Господь дал зрение глазам обоих.

Царь, который к бедным справедлив, будет царствовать долго.
 
Если царь судит бедных по справедливости, его престол утвердится вовеки.

Наказание и наставление полезно детям. Ребёнок, которому родители позволяют делать всё что угодно, опозорит мать.
 
Розга и обличение дают мудрость, а ребенок, оставленный в небрежении, срамит свою мать.

Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде, но добрые победят в конце концов.
 
Когда умножаются нечестивые, умножается грех, но праведники увидят их гибель.

Наказывай сына, когда он неправ, и всегда будешь им гордиться. Он никогда тебя не опозорит.
 
Наказывай сына, и он принесет тебе покой; он доставит душе твоей радость.

Если Бог не ведёт народ, то не будет мира стране. Но подчиняющийся законам Бога народ будет счастлив.
 
Где нет откровения[128] свыше, народ распоясывается; но блажен тот, кто хранит Закон.

Слуга ничему не научится, если ты будешь только говорить с ним. Он, может, и поймёт твои слова, но подчиняться им не станет.
 
Слугу не исправить одними словами: он понимает, но не внимает.

У глупого больше надежды, чем у того, кто говорит не подумав!
 
Видел ли ты человека, чье слово поспешно? На глупца больше надежды, чем на него.

Если дашь слуге всё, что он пожелает, то он станет расточительным слугой.
 
Слуга, избалованный с детства, придет к плохому концу[129].

Сердитый является причиной ссор, а вспыльчивый виноват во многих грехах.
 
Гневливый разжигает ссоры, и несдержанный совершает много грехов.

Гордыня принесёт унижение тебе, а покорность — честь и уважение.
 
Гордость человека его принизит, а смиренный духом будет прославлен.

Принимая соучастие в преступлении, ты сам себе становишься наихудшим врагом. И тогда, даже под угрозами судей, ты побоишься дать правдивое показание.
 
Сообщник воров — враг самому себе; он слышит проклятия жертвы, но не осмеливается сознаться.[130] [131]

Страх словно ловушка, но верующий в Господа будет спасён.
 
Страх перед человеком — ловушка, а верящий Господу находится в безопасности.

Многие хотят дружить с правителем, но Господь единственный, Кто судит справедливо.
 
Многие ищут приема у правителя, но справедливость — от Господа.

Добрым людям мерзки неправедные, а злым мерзки живущие праведно.
 
Нечестивые — мерзость для праведников, а честные — мерзость для неправедных.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
4 [124] — Или: дающий взятки.
7 [125] — Букв.: знает.
10 [126] — Или: а праведники заботятся об их жизни.
12 [127] — Чиновники, занимающие высокое положение в государстве.
18 [128] — Букв.: видения.
21 [129] — Так в одном из древн. переводов; или: в конце концов он захочет стать твоим сыном.
24 [130] — В соответствии с Законом, свидетель преступления должен был выйти на призыв и рассказать всё, что знает (см. Лев 5:1).
24 [131] — См. Лев 5:1.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.