От Луки 11 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый русский перевод

 
 

Однажды Иисус молился в уединённом месте. После того как Он закончил молитву, один из Его учеников сказал: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил своих учеников».
 
Однажды Иисус молился, и когда Он закончил, один из учеников попросил Его: — Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников.

И сказал им Иисус: «Такою молитвою молитесь: „Отец [живущий на небесах], да будет свято имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё.
 
Он сказал им: — Когда вы молитесь, говорите так: «Отец,[77] пусть святится имя Твое! Пусть придет Царство Твое![78]

Пошли нам хлеб насущный на каждый день
 
Даруй нам каждый день наш насущный хлеб

и прости нам грехи наши, как мы прощаем тем, кто причинил нам зло. Не подвергай нас искушению, [но избавь нас от лукавого]”».
 
и прости нам наши грехи, ведь и мы прощаем каждому, кто нам должен. Не дай нам поддаться искушению»[79].

Иисус сказал им: «Представьте, что у кого-то из вас есть друг, и вы придёте к этому другу посреди ночи и скажете: „Друг, одолжи мне три хлеба,
 
Потом Иисус сказал им: — Вряд ли у кого-либо из вас есть друг, который поступает следующим образом: например, приходит к нему в полночь товарищ и просит: «Друг, одолжи мне три лепешки.[80]

так как ко мне в дом после долгого путешествия пришёл мой друг, но мне нечего поставить перед ним на стол”.
 
Ко мне с дороги заехал друг, и мне нечего ему предложить».

А тот изнутри ответит: „Не беспокой меня, дверь моего дома заперта, я с детьми уже в постели и не могу встать и дать тебе то, что ты просишь”.
 
А тот, находясь в доме, отвечает: «Не беспокой меня. Дверь уже заперта, дети мои со мною в постели, не могу я сейчас встать и дать тебе хлеба».

Может быть, недостаточно только дружбы, говорю Я вам, чтобы заставить этого человека подняться и дать вам хлеб. Но он непременно даст вам столько, сколько вам нужно, если вы будете настойчивы.
 
Говорю вам, что даже если он не встанет и не даст ему по дружбе, ему все-таки придется сделать то, о чем его попросили, только чтобы не осрамиться[81].

Потому и говорю Я вам: просите, и Бог даст вам; ищите, и найдёте; стучитесь в дверь, и она отворится вам.
 
Поэтому Я говорю вам: просите — и вам дадут, ищите — и найдете, стучите — и вам откроют.

Потому что если кто просит, тому и дано будет. И тот, кто ищет, всегда найдёт. И если кто стучится в дверь, то она откроется перед ним.
 
Кто просит — получает, и кто ищет — находит, и кто стучит — тому откроют.

У кого-нибудь из вас есть сын? Что бы сделал отец, если бы сын попросил у него рыбы? Разве дал бы он ему вместо рыбы змею?
 
Есть ли среди вас такой отец, который даст своему сыну[82] змею, когда тот попросит рыбы?

Или, если сын попросит у вас яйцо, разве вы дадите ему скорпиона?
 
Или, если тот попросит яйцо, даст ему скорпиона?

Вы такие же, как и все остальные люди, в вас много зла. Но вы знаете, как приносить своим детям добрые дары. Тем более Отец ваш Небесный знает, как одарить просящих Духом Святым».
 
Если вы, будучи злы, умеете давать своим детям благие дары, то тем более Небесный Отец даст Святого Духа тем, кто просит у Него!

Однажды Иисус изгонял беса из человека, который не мог говорить. Когда же бес вышел из него, то к нему вернулся дар речи, и народ удивлялся.
 
Однажды Иисус изгнал демона немоты. И когда демон вышел, человек, который был нем, заговорил. Люди удивлялись.

Но некоторые говорили: «Иисус получил Свою силу от Вельзевула, князя бесовского, потому Он и изгоняет бесов из людей».
 
Но некоторые говорили: — Он изгоняет демонов силой Веельзевула, повелителя демонов.

Другие же хотели подвергнуть Иисуса испытанию, и попросили Его явить им какое-нибудь небесное знамение.
 
Другие, желая испытать Иисуса, попросили, чтобы Он показал им знамение с неба.

Он знал, что думают эти люди, и потому сказал им: «Любое царство, которое раздирают междоусобные войны, будет уничтожено. Так же и семья, в которой все враждуют между собой, разрушается.
 
Но Иисус, зная их мысли, сказал им: — Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и дом, где есть распря, рушится.

И если сатана будет сам против себя сражаться, то как же будет существовать царство его? Вы говорите, что Я пользуюсь властью, данной Мне Вельзевулом, чтобы изгонять бесов.
 
И если сатана враждует против самого себя, то как устоит его царство? Я говорю это потому, что вы заявляете, будто Я изгоняю демонов силой Веельзевула.

Но если Я пользуюсь властью Вельзевула, чтобы изгонять бесов, то чьей же властью пользуются ваши последователи, когда изгоняют бесов? Они же сами доказывают вашу неправоту.
 
Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи[83]? Так что они будут вам судьями.

Я же пользуюсь только силой, исходящей от Бога, чтобы изгонять бесов, а это значит, что Царство Божье даровано вам!
 
Но если Я изгоняю демонов рукой Божьей, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.

Когда сильный и хорошо вооружённый человек охраняет свой дом, его имущество будет сохранно,
 
Если сильный и хорошо вооруженный человек охраняет свой дом, то его имущество в безопасности.

но если на него нападёт кто-то сильнее его самого и одолеет его, то более сильный отберёт у более слабого и оружие, на которое тот полагался, и имуществом его распорядится так, как захочет.
 
Но если кто-то более сильный нападет и одолеет его, то он заберет оружие, на которое полагался хозяин, и разделит добычу.

Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает».
 
Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает.

«Нечистый дух, выйдя из человека, скитается в пустыне, ища покоя и не находя его. И тогда он говорит: „Вернусь в свой прежний дом, который покинул”.
 
Нечистый дух, выйдя из человека, скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его. Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел».

И когда он возвращается к тому человеку, то находит дом пустым,
 
Он возвращается и находит дом чисто выметенным и убранным.

Тогда он идёт и приводит с собой семь других духов, ещё злее его самого. Они входят в того человека и живут там все вместе, и тому человеку становится ещё хуже, чем было прежде».
 
Тогда он идет и берет семь других духов, ещё более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека ещё хуже того, что было вначале.

Когда Иисус сказал это, женщина из толпы громко воскликнула: «Блаженна мать, родившая и вскормившая Тебя!»
 
Иисус ещё говорил, когда одна женщина из толпы крикнула: — Блаженна та мать, что родила Тебя и выкормила!

Но Он сказал: «Блаженны слышащие слово Божье и соблюдающие его!»
 
Иисус ответил: — Блаженнее те[84], кто слышит слово Божье и исполняет его.

Так как народ всё прибывал, Иисус начал говорить: «Живущие сегодня люди полны зла. Они требуют знамения, но не будет им знамения, кроме знамения Ионы.
 
Людей собралось ещё больше, и тогда Иисус начал говорить: — Это поколение — злое. Оно ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы.

Потому что, как Иона был знамением для ниневитян, так и Сын Человеческий будет для этого поколения.
 
И как Иона стал знамением для жителей Ниневии, так и Сын Человеческий станет знамением для этого поколения[85].

В Судный день царица Юга выступит против живущих сегодня и обличит их, так как она пришла с другого конца земли внимать мудрости Соломоновой, но истинно говорю вам, что перед вами Некто, Кто превосходит в величии Соломона!
 
Царица Юга[86] [87] встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.

В Судный день ниневитяне выступят против живущих сегодня и обличат их, потому что они покаялись в ответ на проповедь Ионы, но истинно говорю вам, что перед вами Некто, Кто превосходит в величии Иону, но вы отказываетесь покаяться!»
 
Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы[88]. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы.

«Никто, когда зажжёт светильник, не ставит его под перевёрнутый кверху дном сосуд и не прячет его, а ставит на подставку, чтобы входящие видели свет.
 
Никто, зажегши светильник, не ставит его в погреб или под горшок. Наоборот, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет.

Светильник твоего тела — глаза. Когда твои глаза здоровы, твоё тело полно света. Но если твои глаза больны, то и в твоём теле темно.
 
Твой глаз — светильник твоего тела. Если твой глаз ясен, тогда и всё твое тело полно света. Если же у тебя дурной глаз, то и всё твое тело темно.

Смотри же, чтобы свет, который в тебе, не стал тьмой.
 
Так что смотри, не тьма ли тот свет, который внутри тебя.

Если же твоё тело светло и в нём нет ни одной тёмной части, то оно будет сверкать, как если бы сияние светильника освещало тебя».
 
Итак, если всё твое тело полно света и в нём нет ни одной темной части, то оно всё будет светло, как бывает, когда светильник освещает тебя сиянием.

Когда Иисус закончил говорить, один из фарисеев пригласил Его к себе пообедать. Иисус вошёл и занял место за столом.
 
После того, как Иисус закончил говорить, один фарисей пригласил Его к себе на обед. Иисус пришёл и возлег у стола.

Фарисей же удивился, увидев, что Он не вымыл руки перед едой.
 
Фарисея удивило, что Он не совершил перед едой ритуального омовения.

Но Господь сказал ему: «Да, вы, фарисеи, очищаете снаружи чашу и блюдо, но внутри вы полны алчности и зла.
 
Но Господь сказал ему: — Вот вы, фарисеи, очищаете чаши и тарелки снаружи, но внутри вы полны жадности и злобы.

Неразумные! Не Тот ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
 
Глупцы! Разве Тот, Кто сотворил внешнее, не сотворил и внутреннее?

Так отдайте же бедным то, чем полны ваши блюда и чаши, и тогда очиститесь сами.
 
Что же касается внутреннего, то давайте милостыню, и тогда всё у вас будет чисто.

Но горе вам, фарисеи! Вы даёте десятую часть мяты, руты и других трав Богу, а справедливостью и любовью к Богу пренебрегаете. И это надлежит делать, и другим не пренебрегать.
 
Но горе вам, фарисеи, потому что вы даете десятину с мяты, руты и других трав, а справедливостью и любовью Божьей вы пренебрегаете. И то нужно делать, и другого не оставлять.

Горе вам, фарисеи! Вы любите главные места в синагогах и почётные приветствия на площадях.
 
Горе вам, фарисеи, потому что вы любите занимать почетные места в синагогах и любите, когда вас приветствуют на площадях.

Горе вам! Вы подобны безымянным могилам, по которым, не зная того, ходят люди».
 
Горе вам, вы подобны никак не обозначенным могилам, по которым люди ходят, даже не подозревая об их существовании.

Один из законоучителей ответил Иисусу: «Учитель, говоря это, Ты обижаешь также и нас».
 
Один из учителей Закона сказал Ему: — Учитель, говоря это, Ты и нас обижаешь.

Тогда Иисус сказал им: «Горе и вам, законники! Вы возлагаете на людей тяжёлое бремя, а сами и пальцем не пошевелите, чтобы помочь нести это бремя.
 
Иисус ответил: — Горе и вам, учители Закона, потому что вы взваливаете на людей ноши, которые невозможно нести, а сами и пальцем не шевельнете, чтобы помочь им[89].

Горе вам! Вы строите гробницы пророкам, а ведь этих самых пророков и убили ваши предки.
 
Горе вам, потому что вы строите надгробные памятники пророкам, которых убили ваши предки.

А теперь вы показываете людям, что одобряете сделанное вашими предками, так как они убили пророков, а вы им строите гробницы.
 
Вы сами свидетельствуете о том, что одобряете действия ваших предков: те убивали пророков, а вы строите им надгробные памятники.

Поэтому и говорит Божья мудрость: „Я пошлю им пророков и апостолов: одних они убьют, других будут преследовать”.
 
Поэтому и Божья мудрость сказала: «Я пошлю к ним пророков и апостолов, но они одних убьют, а других будут преследовать».

И потому с этого поколения взыщется кровь всех пророков, пролитая от основания мира:
 
Поэтому нынешнее поколение понесет ответственность за кровь всех пророков, пролитую от создания мира,

от крови Авеля и до крови Захарии, убитого между алтарём и храмом. Да, говорю вам: вы, живущие ныне, будете наказаны за всех них.
 
от крови Авеля и до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом[90]. Да, говорю вам, нынешнее поколение ответит за всё.

Горе вам, законники! Вы похитили ключ познания о Боге. Вы и сами не пожелали обрести это знание, и другим помешали».
 
Горе вам, учители Закона, потому что вы присвоили ключ знания. Но и сами не вошли, и тем, кто хотел войти, воспрепятствовали.

Когда Иисус уходил, то озлобленные законоучители и фарисеи стали задавать Ему множество вопросов,
 
Иисус вышел из дома, а учители Закона и фарисеи обрушились на Него с яростными обвинениями и каверзными вопросами.

надеясь поймать Его на слове.
 
Они ставили Ему ловушки, пытаясь поймать на слове.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [77] — В некоторых рукописях: Отец наш Небесный.
2 [78] — В некоторых рукописях: « …Твое! Да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
4 [79] — В некоторых рукописях: « …искушению, но избавь нас от лукавого».
5 [80] — Букв.: « У кого из вас есть друг, к которому кто-либо придет в полночь и скажет ему: „Друг, одолжи мне три лепешки“…»
8 [81] — Или: из-за нахальства товарища. Смысл притчи в следующем: если даже человек, чтобы избежать позора (или из-за назойливости своего товарища), ответил на его просьбу, то насколько больше Бог желает ответить на молитвы Своих детей.
11 [82] — В некоторых рукописях: « …своему сыну камень, когда тот попросит хлеба? Или даст ему…»
19 [83] — Букв.: сыновья.
28 [84] — Или: « Скорее блаженны те…»
30 [85] — История пророка Ионы находится в Писаниях пророков. То, что пророк Иона три дня провел в желудке огромной рыбы, а затем чудным образом был освобожден Богом, было прообразом того, что Иисусу предстояло три дня провести в гробнице, а затем воскреснуть (см. Мф 12:40).
31 [86]Царица Юга. То есть Царица Шевы (Шева — современная юго-западная Аравия); ее встреча с царем Соломоном описана в 3Цар 10:1-13.
31 [87] — Т. е. царица Шевы, см. 3Цар 10:1-13.
32 [88] — См. Иона 3:6-9.
46 [89] — Букв.: и пальцем своим не дотрагиваетесь до них.
51 [90] — У иудеев был другой порядок книг Писания. И согласно ему, убийство Захарии — последнее из упоминаемых там (см. 2Пар 24:20-22). Смерть же Авеля была первым убийством на земле (см. Быт 4:1-10).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.