От Луки 12 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новый русский перевод

 
 

Когда собралась многотысячная толпа, так что люди теснили друг друга, Иисус сначала обратился к Своим ученикам: «Берегитесь фарисейской закваски. Я говорю об их лицемерии.
 
Тем временем собрались огромные толпы, и люди теснили друг друга. Иисус начал говорить, обращаясь сначала к Своим ученикам: — Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия.

Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и ничего тайного, что не стало бы явным.
 
Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы известным.

Поэтому, что сказано в темноте, будет услышано при свете. И всё, что шёпотом сказано в потайной комнате, будет провозглашено с крыш».
 
Поэтому то, что вы говорите в темноте, будет услышано при свете дня, и что вы прошептали на ухо во внутренней комнате, будет провозглашено с крыш.

Потом Иисус сказал людям: «Но говорю вам, друзья мои, не бойтесь тех, кто убивает тело, потому что они не могут сделать ничего больше этого.
 
Я говорю вам, Моим друзьям: не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может.

Я скажу вам, кого нужно бояться: Бога, Который имеет власть не только погубить ваше тело, но и ввергнуть в ад вашу душу. Поверьте Мне, вот кого вам следует бояться!
 
Я скажу вам, Кого бояться: бойтесь Того, Кто, убив, имеет власть ввергнуть в ад[91]. Да, говорю вам, Его бойтесь.

Разве не продаются пять воробьёв за два гроша? И всё же даже они не забыты Богом!
 
Не продают ли пять воробьев всего за две медные монеты?[92] Однако ни один из них не забыт Богом.

А у вас даже волосы на голове пересчитаны. Не бойтесь! Вы стоите больше множества воробьёв».
 
А у вас даже и волосы на голове все сосчитаны! Не бойтесь — вы дороже множества воробьев!

«Истинно говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, того Сын Человеческий, признает перед Ангелами Божьими.
 
Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами,

Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Сын Человеческий отвергнет перед Ангелами Божьими.
 
а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами.

И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но злословящий против Святого Духа прощён не будет.
 
Всякий, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто кощунствует над Святым Духом, не будет прощен.

И когда вас приведут в синагогу, чтобы вы предстали перед предводителями и другими важными людьми, то не беспокойтесь о том, что говорить сильным и власть имущим,
 
Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить,

так как в тот час Святой Дух научит вас, что сказать».
 
потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить.

Кто-то из толпы попросил Иисуса: «Учитель, вели моему брату, чтобы он поделил со мной наследство, оставленное нам отцом».
 
Кто-то в толпе сказал Ему: — Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.

Но Иисус ответил на это: «Человек, кто поставил Меня судить и делить между вами двумя наследство?»
 
Иисус ответил: — Друг, кто Меня назначил судьей или посредником между вами?

А людям Иисус сказал: «Будьте осторожны и берегитесь жадности во всех её проявлениях, потому что жизнь не зависит от вашего имущества, как бы богаты вы ни были».
 
И Он сказал им: — Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек, его жизнь от этого не зависит.

Затем Иисус рассказал им притчу: «Земля одного богача дала хороший урожай.
 
И Он рассказал им притчу: — Земля одного богатого человека принесла ему хороший урожай.

Он подумал: „Что мне делать? Мне негде хранить урожай”.
 
«Что мне делать? Мне негде хранить весь собранный урожай, — подумал он. —

Тогда богач решил: „Сделаю вот что: снесу все мои амбары и построю большие, и соберу в них всё зерно и всё своё добро”.
 
Вот что я сделаю, — решил он тогда, — я снесу мои хранилища и построю большие, в них будет достаточно места для моего зерна и другого имущества.

И я скажу себе: „Много добра запасено у тебя на долгие годы. Отдыхай, ешь, пей и веселись!”
 
Тогда я смогу сказать себе: теперь у тебя полно добра на много лет. Отдыхай, ешь, пей, веселись».

Но Бог сказал ему: „Глупец! Этой ночью ты умрёшь. Кому же достанется то, что ты заготовил?”
 
Но Бог сказал ему: «Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь возьмут у тебя. Кому достанется всё, что ты приготовил?»

Так всегда бывает с человеком, который копит для себя богатства, но не богат перед Богом».
 
Так будет с каждым, кто копит богатство для себя, но не приобретает богатства для Бога.

А Своим ученикам Иисус сказал: «Поэтому Я говорю вам: не заботьтесь ни о вашей жизни, что будете есть, ни о вашем теле, во что одеться,
 
Затем Он сказал Своим ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не тревожьтесь о своей жизни, что вам есть, или о своем теле, во что вам одеться.

так как жизнь важнее пищи, а тело важнее одежды.
 
Ведь жизнь важнее пищи, и тело важнее одежды.

Посмотрите на птиц. Они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, но Бог кормит их. А вы достойны много большего, чем птицы!
 
Посмотрите на воронов, они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, однако Бог питает их. Насколько же вы ценнее этих птиц!

Никто из вас не продлит жизнь хоть на час бесконечными заботами.
 
И кто из вас, беспокоясь, может продлить себе жизнь хотя бы на час?[93]

Если вы самого малого сделать не можете, зачем же заботиться об остальном?
 
Если вы не можете сделать даже этого, то зачем вам тревожиться об остальном?

Посмотрите, как растут полевые цветы. Они не трудятся, не прядут, но говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не был одет, как любой из этих цветов.
 
Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже Соломон во всем своем величии не одевался так, как любая из них.

Если Бог одевает так траву полевую, которая сегодня живёт, а завтра будет брошена в огонь, то насколько же лучше оденет Он вас, маловерные!
 
Но если Бог так одевает траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, то не оденет ли Он и вас, маловеры?

И не ищите, что вам есть и пить, и не тревожьтесь.
 
Не беспокойтесь о том, что вам есть или что пить, не тревожьтесь об этом.

Язычники всё время беспокоятся об этом, а ваш Отец знает, что вам всё это нужно.
 
Ведь все язычники этого мира только об этом и думают, но ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.

А потому стремитесь только к Царству Божьему, и всё остальное вам также дано будет».
 
Ищите лучше Его Царства, и это тоже будет дано вам.

«Не бойся же, паства Моя! Потому что Отец ваш хочет дать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо, ведь вашему Отцу было угодно дать вам Царство!

Продайте всё, что у вас есть, и отдайте эти деньги бедным. Стремитесь к богатствам непреходящим, сокровищу неисчерпаемому на небесах, где ни вор не может подобраться к нему, ни тлен не может его погубить.
 
Продавайте ваше имущество и давайте милостыню. Приобретайте себе такие кошельки, которые не изнашиваются, сокровища на небесах, где ни вор к ним не подберется, ни моль их не съест.

Потому что где ваше сокровище, там будут и ваши сердца».
 
Ведь где ваше богатство, там будет и ваше сердце.

«Будьте готовы ко всему: пусть одежда будет на вас, и светильники зажжены.
 
Будьте всегда наготове: одежды подпоясаны, а светильники горящие,

Будьте как слуги, ожидающие возвращения господина со свадебного пира с тем, чтобы, когда он придёт и постучит в дверь, они могли бы тотчас отворить ему.
 
как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему.

Блаженны те слуги, так как господин увидит, что его слуги наготове и ждут его. Правду вам говорю, что тот господин наденет на себя простую одежду, а слугам велит сесть за стол и станет прислуживать им.
 
Блаженны те слуги, которых хозяин, возвратившись, найдет бодрствующими. Говорю вам истину, он тогда сам подпояшется, как слуга, пригласит их к столу и будет прислуживать им.

Этим слугам, может быть, придётся дожидаться его до полуночи или даже позже! Но блаженны они, если господин придёт и застанет их бодрствующими.
 
Блаженны те слуги, которых хозяин застанет готовыми, даже если он придет среди ночи или перед рассветом.

Помните, что если бы хозяин дома знал, в какое время придёт вор, то не допустил бы вора в свой дом.
 
Знайте, что если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он не позволил бы ему проникнуть в свой дом.

Будьте же и вы готовы, потому что в неожиданный для вас час придёт Сын Человеческий».
 
Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в час, когда вы Его не ждете.

Пётр спросил: «Господи, нам ли только Ты рассказал эту притчу или также и всем остальным?»
 
Петр спросил: — Господи, Ты говоришь эту притчу только нам или всем?

Тогда Господь ответил: «Кто же верный и благоразумный слуга, которого господин поставит над своими слугами, чтобы раздать им положенную меру хлеба?
 
Господь ответил: — Кто тогда окажется верным и разумным управляющим, которого хозяин поставил над другими слугами, чтобы вовремя раздавать им пищу?

Блажен слуга, чей господин, вернувшись, застанет его за исполнением своих обязанностей.
 
Блажен тот слуга, которого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.

Правду вам говорю, что он поручит ему управлять своим имением.
 
Говорю вам истину: он доверит ему всё свое имение.

Нерадивый же слуга, который говорит себе: „Мой господин вернётся не скоро”, начнёт избивать других слуг, есть, пить и напиваться.
 
Но если тот слуга решит: «Мой хозяин придет ещё не скоро», — и станет избивать слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать,

Господин того слуги, придя в день и час, когда тот его не ожидает, рассечёт его на части и отведёт ему место среди неверующих.
 
то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными.

Тот слуга, который, зная волю своего господина, не был готов и не сделал, что господин велел, будет жестоко наказан.
 
Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит,

Тот же, кто не знал волю своего господина, но сделал то, что заслуживает наказания, будет наказан меньше, чем тот, который знал, что должен сделать. Кому много дано, с того много и спросится, и кому доверено многое, с того больше и взыщется».
 
а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится.

«Я пришёл зажечь огонь на земле и желал бы, чтобы он уже возгорелся!
 
Я пришёл принести огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!

Но Я должен быть крещён особым крещением, и как томлюсь Я, ожидая, когда оно свершится!
 
Но Мне ещё предстоит пройти крещение, и как Я томлюсь, пока это не совершится!

Вы думаете, что Я пришёл принести покой в этот мир? Нет, Я пришёл, чтобы принести миру разделение.
 
Вы думаете, Я пришёл, чтобы принести на землю мир? Нет, говорю вам, не мир, а разделение.

Отныне в семье из пятерых человек все будут друг против друга: трое будут против двоих, двое будут против троих.
 
Семья из пяти человек разделится: трое против двоих, и двое против троих.

Тогда отец и сын разделятся: сын против отца и отец против сына; мать и дочь разделятся: дочь против матери и мать против дочери; свекровь и невестка разделятся: невестка против свекрови, и свекровь против невестки».
 
Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови[94].

Затем Иисус обратился к народу с такими словами: «Когда вы видите облака, собирающиеся на западе, вы тотчас же говорите: „Будет дождь”. И дождь вскоре начинается.
 
Иисус опять обратился к народу: — Когда вы видите облако на западе, вы сразу говорите, что будет дождь, и, действительно, идет дождь.

Когда дует южный ветер, вы говорите: „Будет жарко”. Так и бывает.
 
И когда дует южный ветер, вы говорите: будет жарко, и так и бывает.

Лицемеры! Взглянув на небо и землю, вы можете определить, какая будет погода. Так почему же вы не можете понять того, что сейчас происходит?»
 
Лицемеры! Вы знаете, что означают приметы земли и неба, так почему же вы не знаете, какое настало время?

«Почему же вы сами не можете решить, что правильно?
 
Почему вы сами не рассудите, в чем истина?

Когда идёшь в суд со своим противником, постарайся по пути уладить всё миром. Иначе он приведёт тебя к судье, а тот бросит тебя в тюрьму.
 
Когда ты идешь со своим обвинителем в суд, постарайся примириться с ним ещё по пути, иначе он притащит тебя к судье, а судья отдаст тебя стражнику, и тот бросит тебя в темницу.

Говорю тебе, что не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё до последнего гроша».
 
Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё до самого последнего гроша.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
5 [91] — Греч. гее́нна.
6 [92] — Букв.: за два ассария.
25 [93] — Или: « …прибавить себе роста хотя бы на один локоть?»
53 [94] — См. Мих 7:6.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.