1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Новый русский перевод

 
 

Теперь я хочу напомнить вам, братья и сёстры, о полученном вами Благовестии, которое я проповедовал вам. Вы по-прежнему следуете этому Благовестию,
 
Братья, хочу ещё раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились.

и через него вы обретёте спасение, если твёрдо будете помнить слова, сказанные мной. Помните: вы должны верить в это Благовестие, и если вы перестанете верить, то ваша вера напрасна.
 
Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна.

Я учил вас самым важным истинам, которые сам получил: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям,
 
Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям.

был погребён и воскрешён на третий день, как говорится в нём в Писаниях.
 
Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям[67].

Затем Христос явился Кифе и двенадцати апостолам,
 
Он явился Кифе и потом Двенадцати.

а после этого Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые из них умерли.
 
После этого Он явился ещё более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них ещё живы, а некоторые уже умерли[68].

Затем Иисус явился Иакову, а потом всем апостолам,
 
Затем Он явился Иакову[69], потом всем апостолам,

а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный.
 
и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску.

Я — самый маловажный из всех апостолов. Я даже недостоин называться апостолом, потому что я преследовал Божью церковь.
 
Ведь я самый наименьший[70] из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью.

Но я являюсь тем, кто я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем другие апостолы, хотя на самом деле не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.
 
Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной.

И нет разницы, я ли проповедовал вам или кто-то другой, мы все проповедуем одну и ту же истину, в которую вы уверовали.
 
Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное — вы поверили в то, что мы возвещаем.

Если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то почему же некоторые из вас говорят, что воскресения из мёртвых не существует?
 
Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых?

Если воскресения из мёртвых не существует, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,
 
Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен.

а, если Христос не был воскрешён из мёртвых, тогда наши проповеди и ваша вера бесполезны.
 
А если Христос не воскрес, то и всё, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера.

К тому же мы окажемся лжесвидетелями о Боге, так как убеждали людей в том, что Он воскресил Христа. Если же, как утверждают некоторые, воскресения не существует, тогда Бог никогда не воскрешал Христа из мёртвых.
 
Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить.

И если мёртвые не воскресают, тогда и Христос не был воскрешён.
 
Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен.

Но если Христос не был воскрешён, то ваша вера напрасна и на вас по-прежнему лежит вина ваших грехов.
 
А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас.

В этом случае все верующие, умершие во Христе, погибли.
 
Тогда и те, кто умер во Христе, погибли.

Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.
 
Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.

Однако же Христос в самом деле был воскрешён из мёртвых! Он — первый среди тех, кто умер и был воскрешён.
 
Но Христос действительно воскрес из мертвых! Он — первый плод среди тех, кто умер.[71]

Так как смерть пришла через человека, то через человека явлено и воскресение из мёртвых.
 
И как смерть пришла в этот мир через одного человека, так через одного Человека пришло и воскресение мертвых.

И, как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос.
 
Как все умирают в Адаме, так все будут оживлены во Христе.

Но для каждого будет свой черёд: Христос — первый среди воскресших, а затем воскреснут те, кто принадлежат Христу, когда Он снова придёт.
 
Но каждый в своем порядке: вначале Христос, а затем, когда Он вернется, будем воскрешены и мы, принадлежащие Ему.

После этого наступит конец, когда Христос уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество и передаст царство Богу Отцу.
 
И потом наступит конец, когда Он, уничтожив всякое начальство, всякую власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Иисус должен править до тех пор, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.
 
Христу предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не повергнет всех врагов к Его ногам.[72]

Смерть будет уничтожена как последний враг.
 
Последний враг, который будет уничтожен, — это смерть.

В Писаниях сказано: «Бог поверг всё к Его ногам». Когда говорится, что «всё» повергнуто, то ясно, что «всё» не включает Самого Бога, Который подчинил всё Христу.
 
Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».[73] Когда говорится, что «всё подчинил», то, конечно же, это «всё» не включает в себя Того, Кто и подчинил Ему всё.

И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Христу, чтобы Бог мог царствовать над всем.
 
Когда же всё будет Ему подчинено, тогда и Сам Сын будет подчинен Тому, Кто всё подчинил Ему, чтобы Бог был всё во всем.

Иначе, какую цель тогда преследуют те, кто крестятся для мёртвых? Если мёртвые не воскресают, то почему же люди принимают крещение ради них?
 
Что же тогда делают те, кто принимает крещение за мертвых?[74] Если мертвых нельзя воскрешать, зачем люди принимают крещение за них?

Почему же мы ежечасно подвергаем себя опасности?
 
Зачем и нам ежечасно рисковать своей жизнью?

Я каждый день подвергаюсь смертельной опасности. Это такая же правда, братья и сёстры, как и то, что я горжусь вами во Христе Иисусе, Господе нашем.
 
Я каждый день стою перед лицом смерти. Это верно, братья, как и то, что я хвалюсь вами перед Иисусом Христом, нашим Господом!

Если бы я из человеческих побуждений сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресают, то «давайте есть и пить, потому что завтра мы умрём!»
 
Если я только из человеческих побуждений боролся с дикими зверями[75] в Эфесе, то что я этим приобрел? Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»[76]?

Перестаньте обманываться: плохие товарищи губят хорошие привычки.
 
Смотрите, чтобы вам не оказаться обманутыми: «Плохая компания развращает добрые нравы».[77]

Пробудитесь к праведной жизни и перестаньте грешить, потому что некоторые из вас не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.
 
Отрезвитесь, как вам и должно, и перестаньте грешить, ведь некоторые из вас не знают Бога, — я говорю это к вашему стыду.

Но кто-то может спросить: «Как воскресают мёртвые? Какое будет у них тело?»
 
Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?»

Какие глупые вопросы! То, что ты сажаешь, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.
 
Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть!

А когда ты сеешь семена, то закапываешь в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь зерно, будь то пшеница или что-либо другое.
 
Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое.

Затем Бог даёт ему тело, какое избрал: каждому зерну — его собственное тело.
 
А Бог по Своему усмотрению дает ему тело — каждому семени свое.

Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая, у птиц — иная, а у рыб — иная.
 
Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб.

Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.
 
Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя.

У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.
 
У солнца тоже свое сияние[78], у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга.

Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, — тленно, а тело, которое воскреснет, — нетленно.
 
Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное.

Тело, которое похоронено в земле, — бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, — слабо, тело же, которое восстанет, — полно силы.
 
Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе,

То, что похоронено, — плотское тело, а то, что восстанет — духовное. Если существуют тела из плоти, то существуют и духовные тела.
 
сеется физическое тело, а воскресает — духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное.

И вот что сказано в Писаниях: «Первый человек, Адам, стал живым существом». Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.
 
Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом[79], но последний Адам — духом животворящим.

Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился плотский человек, а затем духовный.
 
Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом — духовное.

Этот первый человек пришёл из земли и праха, второй человек сошёл с небес.
 
Первый человек был сотворен из праха земного[80], а второй Человек — это Человек с небес.

Все люди на земле подобны первому человеку, сотворённому из праха. Но те, кто принадлежат небесам, подобны небесному Человеку.
 
Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес.

И подобно тому как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.
 
И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.

Но скажу вам, братья и сёстры, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.
 
Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.

Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы не все умрём, но мы все изменимся
 
Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены,

в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Труба прозвучит, и мёртвые восстанут для вечной жизни, и все мы преобразимся.
 
внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены.

Потому что это бренное тело должно одеться в нетленное, и это смертное тело должно одеться в бессмертное.
 
Всё тленное должно облачиться в нетленное, и всё смертное — в бессмертное.

И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писаниях: «Смерть поглощена победой».
 
Когда тленное облечется в нетленное и смертное — в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!»[81]

«Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?»
 
«О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?»[82]

Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.
 
Жало смерти — грех, а сила греха — Закон.

Но мы благодарим Бога, Который дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!
 
Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!

Итак, мои любимые братья и сёстры, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господа, потому что вы знаете, что ваш труд в Господе не пропадёт зря.
 
Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
4 [67] — См. Мф 12:40; Иона 2:1; ср. также Ос 6:2.
6 [68] — Букв.: уснули.
7 [69] — Скорее всего, это был единоутробный брат Иисуса Христа (см. Мф 13:55), важнейший лидер церкви в Иерусалиме.
9 [70]Наименьший. Вероятно, здесь игра слов, так как имя Павел (лат. Paulus) переводится как «маленький», «низкий».
20 [71] — О первых плодах см. Лев 23:9-14; Втор 26:1-11.
25 [72]Пс 109:1.
27 [73]Пс 8:7.
29 [74] — Здесь Павел не поддерживает тех, кто принимал этот обряд за мертвых, а просто приводит их в пример как один из аргументов, подтверждающих воскресение.
32 [75] — Многие толкователи видят здесь метафору: Павел сравнивает с дикими зверями людей, противников пути Бога.
32 [76]Ис 22:13; см. также Ис 56:12.
33 [77] — Цитата из комедии ТАИС древнегреч. поэта Менандра (342-292 гг. до н. э.).
41 [78] — Букв.: слава.
45 [79]Быт 2:7.
47 [80] — См. Быт 2:7.
54 [81]Ис 25:8.
55 [82]Ос 13:14.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.