От Матфея 23 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Лингвистический. Роджерс

Библейской Лиги ERV

1 Затем Иисус обратился к народу и к Своим ученикам.
2 Он сказал:
«Законоучителям и фарисеям дано право толковать Закон Моисея.
3 Исполняйте же всё, что они велят вам, но не поступайте так, как они поступают, потому что они не делают того, чему сами учат.
4 Они устанавливают строгие правила, которым трудно следовать, взваливают их на плечи людям и пытаются заставить людей следовать им. Сами же они не хотят и пальцем шевельнуть, чтобы их исполнить.
5 Они совершают все добрые поступки только напоказ, увеличивая размеры своих филактерий и удлиняя бахрому на своей одежде.
6 Они любят занимать самые почётные места на пиршествах и в синагогах.
7 Им нравится, когда их с почтением приветствуют на рыночной площади, они любят, чтобы их называли учителями.
8 Но вы не позволяйте называть вас учителями, так как есть только один Учитель, а все вы лишь братья и сёстры.
9 И пусть никого из вас не называют отцом, потому что у вас один Отец, Который на небесах.
10 И не позволяйте людям называть вас наставником, потому что у вас один Наставник — Христос.
11 Пусть самый великий среди вас будет вам слугою.
12 Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвышен будет.
13 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Вы закрываете людям дверь в Царство Небесное. Вы сами не входите в Царство Небесное и другим не даёте войти туда.
14 [Горе вам, учителя закона и фарисеи, лицемеры, потому что вы пожираете дома вдов и лицемерно молитесь подолгу, а потому примете ещё худшее осуждение].
15 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры, потому что вы готовы пересечь море и сушу, чтобы найти хоть одного приверженца, и когда находите такого, то превращаете его в ещё худшее исчадие ада, чем вы сами.
16 Горе вам, поводыри слепые, говорящие: „Если кто поклянётся храмом, то это ничего не значит, но если он клянётся храмовым золотом, то должен исполнить обещанное!”
17 Слепые глупцы! Что важнее, золото или храм, освятивший это золото?
18 И ещё: „Если кто поклянётся алтарём, то это неважно, но тот, кто поклялся алтарным приношением, должен исполнить обещанное!”
19 Слепцы! Что же важнее, приношение или алтарь, освятивший это приношение?
20 Итак, тот, кто клянётся алтарём, клянётся и тем, что на него возложено.
21 И тот, кто клянётся храмом, клянётся и храмом, и Живущим в нём.
22 И тот, кто клянётся небом, клянётся и престолом Божьим, и Сидящим на нём.
23 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы отдаёте десятую часть урожая укропа, мяты и тмина Богу, но пренебрегаете более важными учениями закона: справедливостью, милосердием и преданностью. Но именно это следует исполнять, не пренебрегая и теми учениями.
24 Поводыри слепые! Вы убираете из чаши с питьём комара, а затем проглатываете верблюда.
25 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы очищаете чашу и блюдо снаружи, внутри же они полны плодов хищения и самоублажения!
26 Фарисеи слепые! Прежде всего, очистите чашу и блюдо изнутри, чтобы и внутри, и снаружи они стали чистыми.
27 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же они полны костей мертвецов и всякой скверны.
28 И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Потому что вы строите гробницы пророкам и украшаете памятники, воздвигнутые в честь праведников,
30 говоря: „Если бы мы жили во времена наших предков, то не были бы их сообщниками в пролитии крови пророков”.
31 Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, кто умертвили пророков.
32 Вам суждено завершить грех ваших отцов!
33 Отродья змеиные! Вы принадлежите к семейству ядовитых змей! Вам не избежать осуждения в аду!
34 И потому Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей Писаний; некоторых из них вы убьёте и распнёте, других будете бить в ваших синагогах и преследовать из города в город.
35 Пусть же падёт на вас вина за всю праведную кровь, пролитую на земле: от крови праведника Авеля до крови Захарии, сына Варахии, которого вы умертвили между храмом и алтарём.
36 Правду вам говорю, что всё это исполнится ещё в этом поколении».
37 «Иерусалим! Иерусалим! Ты, пророков убивающий и забивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз хотелось Мне собрать твоих детей всех вместе, подобно тому как курица собирает цыплят под своё крыло, вы же не хотели!
38 Смотрите же, ваш дом останется заброшенным!
39 Потому что говорю вам, что отныне вы не увидите Меня, до тех пор пока не скажете: „Благословен Идущий во имя Господа!”»

Лингвистический. Роджерс

1 ἐλάλησεν aor.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить. О литературных проблемах главы см.* Carson*, 469−71; Mark Alan Powell, “Do and Keep What Moses Says (Matthew 23:2−7)”, JBL* 114 (1995): 419−34; Hagner*. Обсуждение темы книжников и фарисеев см.* в Luz*; DJG*, 732−35, 609−14.
2 καθέδρα (G2515) стул. Мягкое сидение со спинкой (Jastrow*, 2:1434). Это не только метафора, потому что перед синагогой действительно находилось каменное сидение, на котором восседал учитель, пользующийся авторитетом (Hill*; Gnilka*).
ἐκάθισαν aor.* ind.* act.* от καθίζω (G2523) сесть, садиться. Вневременной aor.* (RWP*), может быть истолкован как иронический (Carson*, 473).
3 εἴπωσιν aor.* conj.* act.* от λέγω (G3004).
ποιήσατε aor.* imper.* act.* от ποιέω (G4160) делать. Вероятно, должно восприниматься как ирония (Carson*, 473).
τηρεῖτε praes.* imper.* act.* от τηρέω (G5083) соблюдать. Aor.* imper.* означает: «начинайте делать», praes.* — «продолжайте соблюдать» (Bakker*, 434).
ποιεῖτε praes.* imper.* act.*
ποιοῦσιν praes.* ind.* act.* от ποιέω делать.
4 δεσμεύουσιν praes.* ind.* act.* от δεσμεύω (G1195) связывать, привязывать.
δυσβάστακτος (G1419) неудобоносимый (об этом прочтении см.* TC*, 59−60).
ἐπιτιθέασιν praes.* ind.* act.* от ἐπιτίθημι (G2007) возлагать.
ὤμος (G5606) плечо. «Тяжкое бремя» — это дотошные инструкции раввинистических толкований, которые навязывались людям в их каждодневной жизни (SB*, 1:911−13; Lachs*, 366). Может относиться к попыткам привлечь внимание других (Gundry*).
δακτύλῳ dat.* sing.* от δάκτυλος (G1147) палец. Instr.* dat.* «посредством пальца».
κινῆσαι aor.* act.* inf.* от κινέω (G2795) двигать, шевелить.
5 πρὸς τό с inf.* выражает цель (TDNT*).
θεαθῆναι aor.* pass.* inf.* от θεάομαι (G2300) смотреть на кого-л.; предполагает внимательное и обдуманное рассмотрение, связанное с оценкой объекта (AS*).
πλατύνουσιν praes.* ind.* act.* от πλατύνω (G4115) расширять.
φυλακτήριον (G5440) средства защиты, амулет, охранительные чары, филактерии, маленькие кожаные коробочки, содержащие часть Писания. Они привязывались на левую руку и на лоб (SB*, 4:250−276; HBD, 3:869−74; ZPEB*, 4:786; JPF*, 2:798−800; HJP*, 2:480; BBC*; ABD*, 2:236; 5:368−70).
μεγαλύνουσιν praes.* ind.* act.* от μεγαλύνω (G3170) удлинять.
κράσπεδον (G2899) кайма, бахрома. Они пришивались к краю верхней одежды согласно Чис 15:38 и сл.; Вт. 22:12 (SB*, 4:277−92; JPF*, 2:797−98; HJP*, 2:480−81). Фарисеи делали бахрому на своей одежде более длинной, чтобы привлечь внимание к своей набожности (Hill*).
6 φιλοῦσιν praes.* ind.* act.* от φιλέω (G5368) любить.
πρωτοκλισίαν (G4411) почетное место за столом, возле хозяина дома (BAGD*).
δείπνον (G1173) обед, основной прием пищи (см.* Мф 22:2).
πρωτοκαθεδρία (G4410) главное место. Эти места располагались на возвышении перед собранием, спиной к ковчегу, в котором хранились свитки Писания. (McNeile*; SB*, 1:915−16; HJP*, 2:446).
7 ἀσπασμός (G783) приветствие. Ученики никогда не приветствовали своих учителей, поскольку приветствие предполагало определенную степень равенства (AM*).
καλεῖσθαι praes.* pass.* inf.* от καλέω (G2564) звать. Эпэкз.* inf.* сообщает, что именно они любили.
ῥαββί (G4461) учитель, наставник (TDNT*; EDNT*; SB*, 1:916−18; DJG*, 805).
8 κληθῆτε aor.* conj.* pass.*, см.* ст. 7. Используется с отр. μή (G3361) и выражает запрет действия, которое не должно начаться. Pass.* разрешения.
9 καλέσητε aor.* conj.* act.*, см.* ст. 7. Conj.* используется в отр. приказании.
10 καθηγηταί nom.* pl.* от καθηγητής (G2519) наставник, инструктор, учитель; используется как синоним διδάσκαλος (LN*, 1:416; Carson*, 476).
11 μείζων (G3187) comp.* от μέγας более великий.
ὑμῶν gen.* pl.* от ὑμεῖς comp.* gen.* «чем вы».
ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί.
12 ὑψώσει fut.* ind.* act.* от ὑψόω (G5312) поднимать, возвышать.
ταπεινωθήσεται fut.* ind.* pass.*, ταπεινώσει fut.* ind.* act.* от ταπεινόω (G5013) принижать, унижать.
ὑψωθήσεται fut.* ind.* pass.* от ὑψόω. Pass.* является богосл.* и указывает, что действие будет выполнено Богом (Beare*).
13 οὐαί (G3758) горе, ужас. Межд.* выражает боль, расстройство и предупреждение: «как сильно будет он страдать», «какую ужасную боль он испытает» (EDNT*; LN*, 1:243); в сопровождении ὅτι (G3754) объясняет причину боли.
κλείετε praes.* ind.* act.* от κλείω (G2808) замыкать, затворять.
εἰσέρχεσθε praes.* ind.* med.* (dep.*) от εἰσέρχομαι (G1525) заходить, входить.
εἰσερχομένους praes.* med.* part.* Конативное использование praes.* «Те, кто находится в процессе вхождения — пытается войти» (McNeile*).
ἀφίετε praes.* ind.* act.* от ἀφίημι (G863) позволять.
εἰσελθεῖν aor.* act.* inf.* Inf.* поясняет, что они не позволяют.
15 περιάγετε praes.* ind.* act.* от περιάγω (G4013) обходить, путешествовать вокруг.
ξηρός (G3584) сухой (суша).
ποιῆσαι aor.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать. Inf.* цели.
προσήλυτος (G4339) прозелит (TDNT*; Moore*, Judaism, 1:323−53).
γένηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
γεέννης gen.* sing.* от γέεννα (G1067) геенна; «сын геенны»; человек, которому самое место в геенне и который туда попадет (McNeile*; Hans Scharen, “Gehenna in the Synoptics”, Bib Sac* 149 [1992]: 324−37; 454−70; ABD*, 2:926−28).
διπλότερον comp.* от διπλοῦς (G1362) двойной.
ὑμῶν gen.* от ὑμεῖς, gen.* сравнения: «чем вы». Эти обращенные способны превзойти своим фарисейством самих фарисеев (Carson*, 479).
16 ὅς ἄν (G3739; G302) всякий, кто. Rel.* прид.* имеет усл.* значение.
ὀμόσῃ aor.* conj.* act.* от ὄμνυμι (G3660) клясться. Conj.* с indef.* rel.* прид.*
ναῷ dat.* sing.* от ναός (G3485) храм Клятва храмом и алтарем не дает уверенности кредитору, а золото — дает (Gundry*).
οὐδέν ἐστιν (G3761; G1510) это ничто, формула для обозначения клятвы, которая никого не связывает (EGT*).
χρυσῷ dat.* sing.* от χρυσός (G5557) золото.
ὀφείλει praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть должным, обязанным исполнить, формула для выражения связующей клятвы (EGT*).
17 μωροί voc.*/nom.* pl.* от μωρός (G3474) глупый, глупец.
ἁγιάσας aor.* part.* act.* от ἁγιάζω (G37) святить, делать святым. Part.* в роли adj.*
18 θυσιαστηρίῳ dat.* sing.* от θυσιαστήριον (G2379) алтарь. Относится к алтарю, на котором возжигались курения, в особенности к рогам жертвенника (SB*, 1:395; 932).
ἐπάνω (G1883) с gen.* на.
19 μεῖζον (G3187) comp.* от μέγας великий.
ἁγιάζον praes.* act.* part.*, см.* ст. 17.
20 ὀμόσας aor.* act.* part.*, см.* ст. 16. Part.* в роли subst.*: «тот, кто...»
21 κατοικοῦντι praes.* act.* part.* dat.* sing.* от κατοικέω (G2730) жить, обитать.
22 καθημένῳ praes.* med.* (dep.*) part.* от κάθημαι (G2521) сидеть.
23 ἀποδεκατοῦτε praes.* ind.* act.* от ἀποδεκατόω (G586) жертвовать, отдавать десятую часть. Praes.* указывает на привычность пожертвований. О пожертвованиях см.* M*, Maaseroth; M*, Maaser Sheni (JPB*, 148−69). По Библии, следовало жертвовать только зерно, вино и масло, но раввины добавляли сюда также овощи и зелень (Lachs*, 370; SB*, 1:932; 4:ii, 640−97).
ἡδύοσμον (G2238) сладко пахнущее, мята. Существовало три вида мяты, которая использовалась как приправа к мясу, как лекарство от головной и сердечной боли, а корни и листья ее разбрасывались по полу синагоги (PB*, 88; FFB*, 143; POB*, 139−40; SB*, 1:933).
ἄνηθον (G432) укроп, использовался как приправа, особ. листья для солений, и как средство, нейтрализующее кислоту (PB*, 88; FFB*, 116; POB*, 89; SB*, 1:933).
κύμινον (G2951) тмин, употреблялся как специя, особ. для хлеба, а также как лекарство от колик, масло же его являлось основой для духов (Filson*; PB*, 88; POB*, 46; FFB*, 114; SB*, 1:933).
ἀφήκατε aor.* ind.* act.* от ἀφίημι (G863) оставлять, пренебрегать.
βαρύτερα acc.* pl.* comp.* от βαρύς (G926) тяжелый. Более тяжелый, более весомый, более важный (Carson*, 480).
κρίσις (G2920) справедливость. Уважение к правам других, которое позволяет судить по справедливости (Hill*).
ἔλεος (G1656) милость см.* Мф 9:13.
ἔδει impf.* ind.* act.* от δεῖ (G1163) необходимо, с inf.* Гл.* обязанности или необходимости в форме impf.*, когда обязанность не была соблюдена (RG*, 886).
ποιῆσαι aor.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать, исполнять.
ἀφιέναι aor.* act.* inf.* от ἀφίημι (G863) оставлять несделанным, пренебрегать. Aor.* с гл.* обязанности указывает на действие в прошлом (RG*, 886) или является вневременным (VA*, 211).
24 διϋλίζοντες praes.* act.* part.* от διϋλίζω (G1368) удалять путем процеживания сквозь что-л. (RWP*). Обратите внимание на использование прист. со знач. «сквозь» с гл.*; см.* MH*, 300f. Part.* используется как rel.* прид.*
κώνωπα acc.* sing.* от κώνωψ (G2971) комар. Выцеживание комара относится к практике процеживания вина через ткань или плетеную корзину (Lachs*, 170).
κάμηλος (G2574) верблюд.
καταπίνοντες praes.* act.* part.* от καταπίνω (G2666) проглатывать, выпивать. Обратите внимание на прист. со знач. «внутрь».
25 ἔξωθεν (G1855) снаружи.
ποτηρίον (G4221) чаша.
παροψίδος gen.* sing.* от παροψίς (G3953) тарелка. Об очищении посуды см.* M*, Kleim; Jacob Neusner, “First Cleanse the Inside”, NTS* 22 (1976): 486−95; DJG*, 125−30.
ἔσωθεν (G2081) внутри.
γέμουσιν praes.* ind.* act.* от γέμω (G1073) быть полным.
ἁρπαγή (G724) воровство, хищение; жестокие и нечестные деяния (Filson*).
ἀκρασία (G192) недостаток самоконтроля, который проявляется в неуправляемой тяге к наживе (McNeile*; TDNT*; Ps. of Sol. 4:3).
26 καθάρισον aor.* imper.* act.* от καθαρίζω (G2511) очищать. Aor.* imper.* указывает на специфическое действие.
ἐντός (G1787) внутри.
ἐκτός (G1622) снаружи. Об этом фрагменте см.* Carson*, 481−82.
27 παρομοιάζετε praes.* ind.* act.* от παραμοιάζω (G3945) быть подобным (с dat.*).
τάφος (G5028) могила.
κεκονιαμένοις perf.* pass.* part.* от κονιάω (G2867) делать белым, белить с помощью мела или извести. Перед пасхой было принято белить могилы, чтобы люди и священники не могли случайно коснуться их и оскверниться (Allen*; SB*, 1:936−37).
φαίνονται praes.* ind.* med.* (dep.*) от φαίνομαι (G5316) оказываться.
ὡραῖος (G5611) прекрасный. Могилы были прекрасны как произведения искусства (Carson*, 482; ABD*, 1:791−94).
ὀστέον (G3747) кость.
28 μεστός (G3324) полный (с gen.*).
ὑποκρίσεως gen.* sing.* от ὑπόκρισις (G5272) лицемерие, претенциозность, показуха (BAGD*).
ἀνομία (G458) беззаконие. О приставке асо знач. отрицания см.* Moorhouse*, 41−68.
29 οἰκοδομεῖτε praes.* ind.* act.* от οἰκοδομέω (G3618) строить. Praes.* указывает на повторяющееся действие.
κοσμεῖτε praes.* ind.* act.* от κοσμέω (G2885) приводить в порядок, украшать. Воздвижение монументов в честь героев Израиля, вероятно, было введено Иродом Великим, который поставил памятник на могиле Давида. Такие памятники должны были иметь искупительное значение (Hill*; SB*, 1:936−37).
30 ἤμεθα impf.* ind.* med.* (dep.*) 1 pers.* pl.* от εἰμί (G1510).
ἄν (G302) используется для введения второй части cond.*, противоречащего факту.
31 ὥστε (G5620) следовательно, по этой причине.
μαρτυρεῖτε praes.* ind.* act.* от μαρτυρέω (G3140) свидетельствовать.
ἑαυτοῖς dat.* pl.* от ἐαυτός (G1438). Dat.* отсутствия преимущества: «против себя».
φονευσάντων aor.* act.* part.* от φονεύω (G5407) убивать, уничтожать, лишать человека жизни незаконно и преднамеренно (LN*, 1:238).
32 πληρώσατε aor.* imper.* act.* от πληρόω (G4137) наполнять, дополнять. «Исполните же руками то, что вы лелеете в сердце» (Bengel*).
μέτρον (G3358) acc.* sing.* n.* мера. Имеется в виду, что Бог может только терпеть столько греха; настанет день, когда гнев Его будет страшен (Carson*, 484).
33 ὄφεις voc.* pl.* от ὄφις (G3789) змея.
γεννήμα (G1081) то, что рождается; потомство. Об основе этого см.* HSB*, 395−97.
ἐχιδνῶν gen.* pl.* от ἔχιδνα (G2191) ядовитая змея (см.* 3:7).
φύγητε aor.* conj.* act.* от φεύγω (G5343) течь. Conj.* используется в вопросе, выражающем сомнение или совещательном: «как же вы убежите (сможете убежать)?” (BD*, 185; MKG*, 244; Hendriksen*).
34 διὰ τοῦτο поэтому. Эти слова указывают на действие, которое предпримет Иисус; из-за того что Он был принят плохо, будут и еще посланники, но в конце концов исчерпается мера беззакония и последует суд (Carson*, 484).
ἀποστέλλω (G649) praes.* ind.* act.* посылать официального представителя, облеченного властью (TDNT*; EDNT*; TLNT*). Praes.* означает: «Я посылаю» (Gundry*).
ἀποκτενεῖτε fut.* ind.* act.* от ἀποκτείνω (G615) убивать.
σταυρώσετε fut.* ind.* act.* от σταυρόω (G4717) распинать.
μαστιγώσετε fut.* ind.* act.* от μαστιγόω (G3146) избивать.
διώξετε fut.* ind.* act.* от διώκω (G1377) охотиться, гнать, преследовать.
35 ἔλθῃ aor.* conj.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти. Conj.* используется с ὅπως (G3704) для указания на результаты (IGNT*, 235).
αἷμα δίκαιον праведная, «невинная кровь» (Hill*).
ἐκχυννόμενον praes.* pass.* part.* от ἐκχέω (G1632) проливаться, выливаться. Part.* в роли adj.*
ἐφονεύσατε aor.* ind.* act.*, см.* ст. 31.
μεταξύ (G3342) между. О споре по поводу Захарии см.* Carson*, 485−86; SB*, 1:940−43; Hagner*.
36 ἥξει fut.* ind.* act.* от ἥκω (G2240) приходить.
γενέα (G1074) поколение.
37 ἀποκτείνουσα praes.* act.* part.* voc.* fem.* sing.* от ἀποκτείνω (G615) убивать.
λιθοβολοῦσα praes.* act.* part.* voc.* fem.* sing.* от λιθοβολέω (G3036) побивать камнями. Part.* с арт.* имеют почти что значение сущ.: «тот, кто убил... тот, кто побил камнями» (McNeile*; см.* M*, 127f). Praes.* указывает на повторяющееся действие.
ἀπεσταλμένους perf.* pass.* part.* от ἀποστέλλω (G649) посылать, отправлять на специальное задание, облекая властью пославшего.
ποσάκις (G4212) как часто.
ἠθέλησα aor.* ind.* act.* от θέλω (G2309) хотеть, желать.
ἐπισυναγαγεῖν aor.* act.* inf.* от ἐπισυνάγω (G1996) собирать вместе. О двойном предл.* с гл.* см.* MH*, 312.
ὅν τρόπον (G5158) acc.* sing.* таким же образом, подобно, похоже на то (BAGD*).
ὄρνις (G3733) птица, курица, птица-мать (McNeile*).
νοσσίον (G3556) птенец.
πτέρυγας acc.* pl.* от πτέρυξ (G4420) крыло (BBC*).
ἠθελήσατε aor.* ind.* act.* от θέλω хотеть, желать; указывает на цель или решимость.
38 ἀφίεται praes.* ind.* pass.* от ἀφίημι (G863) оставлять, покидать; pass.* быть покинутым (BAGD*).
39 ἴδητε aor.* conj.* act.* от ὁράω (G3708) видеть. Conj.* используется в предсказании с эмфатич. отр. οὐ μή. (VA*, 429).
εἴπητε aor.* conj.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
εὐλογημένος perf.* pass.* part.* от εὐλογέω (G2127) благословлять, хвалить; pass.* благословенный (Gundry*). Цитата из Пс 117:26.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.