1 Приближалось время праздника Пасхи. Иисус знал, что наступило время для Него перейти из этого мира к Отцу. И, любя Своих людей в мире, Он показал, насколько беспредельна Его любовь к ним.
2 Иисус и Его ученики сидели за ужином. Дьявол уже внушил Иуде, сыну Симона Искариота, мысль предать Иисуса.
3 Но Иисус знал, что Отец отдал всё в Его руки и что Он пришёл от Бога и возвратится к Нему.
4 И потому Он поднялся из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и подпоясался им.
5 Затем Он налил в таз воды и начал омывать ноги Своим ученикам, и вытирать их полотенцем, которым был подпоясан.
6 Так Он дошёл до Симона Петра. Пётр сказал Ему:
«Тебе ли, Господи, омывать мне ноги?»
«Тебе ли, Господи, омывать мне ноги?»
7 Иисус ответил ему:
«Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймёшь».
«Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймёшь».
8 Пётр сказал:
«Никогда Ты не будешь омывать мне ноги!» Иисус ответил ему:
«Если Я не омою их, ты не будешь одним из тех, кто принадлежит Мне».
«Никогда Ты не будешь омывать мне ноги!» Иисус ответил ему:
«Если Я не омою их, ты не будешь одним из тех, кто принадлежит Мне».
9 Симон Пётр сказал Иисусу:
«Господи, омой не только мои ноги, но и руки мои, и голову!»
«Господи, омой не только мои ноги, но и руки мои, и голову!»
10 Иисус ответил ему:
«Тому, кто уже омылся, нужно омыть только ноги, так как тело его чисто. Но не все среди вас чисты».
«Тому, кто уже омылся, нужно омыть только ноги, так как тело его чисто. Но не все среди вас чисты».
11 Он знал, кто должен будет Его предать, потому и сказал:
«Не все среди вас чисты».
«Не все среди вас чисты».
12 После того как Иисус омыл им ноги, Он снова надел верхнюю одежду, вернулся на Своё место за столом и сказал ученикам:
«Понимаете ли вы, что Я сделал для вас?
«Понимаете ли вы, что Я сделал для вас?
13 Вы называете Меня „Учитель” и „Господь”, и вы правы, потому что так оно и есть.
14 Так если Я, ваш Учитель и Господь, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу.
15 Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал для вас.
16 Истинно вам говорю, что слуга не превосходит в величии своего хозяина, и тот, кого послали исполнить поручение, не превосходит в величии того, кто послал его.
17 Если вы будете знать эти истины и выполнять их, то будете обильно благословенны.
18 Я не говорю обо всех вас. Я знаю тех, кого избрал, но то, что сказано в Писаниях, должно исполниться: „Тот, кто ел хлеб вместе со Мной, обратился против Меня”.
19 Я говорю вам об этом сейчас, прежде чем это совершилось, чтобы, когда совершится, вы поверили, что Я — Сущий.
20 Истинно вам говорю: кто принимает посланного Мной, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает и Пославшего Меня».
21 Произнеся эти слова, Иисус взволновался и сказал при всех:
«Истину вам говорю, что один из вас предаст Меня».
«Истину вам говорю, что один из вас предаст Меня».
22 Его ученики стали переглядываться, не понимая, о ком Он говорит.
23 Один из учеников, которого Иисус любил, сидел за столом рядом с Иисусом.
24 Симон Пётр подал ему знак, чтобы тот спросил, о ком же это Иисус говорит.
25 Тот, склонившись к самой груди Иисуса, спросил Его:
«Господи, кто же это?»
«Господи, кто же это?»
26 Иисус ответил:
«Тот, для кого Я обмакну кусок хлеба в тарелку с едой и кому Я передам его».
И, обмакнув кусок хлеба в тарелку, передал его Иуде, сыну Симона Искариота.
«Тот, для кого Я обмакну кусок хлеба в тарелку с едой и кому Я передам его».
И, обмакнув кусок хлеба в тарелку, передал его Иуде, сыну Симона Искариота.
27 Как только Иуда взял этот кусок хлеба, сатана тотчас же вошёл в него. Затем Иисус сказал:
«Сделай скорее то, что собираешься сделать!»
«Сделай скорее то, что собираешься сделать!»
28 Но никто из учеников, сидевших рядом с Иисусом, не понял, почему Он сказал это Иуде.
29 А так как Иуда был их казначеем, некоторые подумали, что Иисус говорит ему:
«Купи всё, что нам нужно для праздника», или велит раздать милостыню бедным.
«Купи всё, что нам нужно для праздника», или велит раздать милостыню бедным.
30 Иуда же взял кусок хлеба и тут же вышел. Была ночь.
31 Когда Иуда ушёл, Иисус сказал:
«Теперь Сын Человеческий обрёл славу, и Бог прославлен через Него.
«Теперь Сын Человеческий обрёл славу, и Бог прославлен через Него.
32 Если Бог прославлен через Него, то и Сам Сын Человеческий будет прославлен Богом, и Бог вскоре прославит Его.
33 Дети Мои, недолго Мне осталось быть с вами. Вы будете искать Меня, но, как сказал Я иудеям, так и вам говорю теперь: „Вы не сможете пойти туда, куда иду Я”.
34 Я даю вам новую заповедь: любите друг друга! Вы должны любить друг друга так, как Я любил вас.
35 И если у вас будет любовь друг к другу, то все будут знать, что вы — Мои ученики».
36 Симон Пётр спросил Иисуса:
«Господи, куда Ты идёшь?»
Он ответил:
«Ты не можешь пойти за Мной сейчас, но потом пойдёшь за Мной».
«Господи, куда Ты идёшь?»
Он ответил:
«Ты не можешь пойти за Мной сейчас, но потом пойдёшь за Мной».
37 Пётр спросил:
«Господи, почему я не могу последовать за Тобой сейчас? Я отдал бы за Тебя жизнь».
«Господи, почему я не могу последовать за Тобой сейчас? Я отдал бы за Тебя жизнь».
38 Иисус ответил:
«Жизнь за меня отдашь? Истинно тебе говорю, что не успеет ещё петух пропеть, как ты трижды отречёшься от Меня».
«Жизнь за меня отдашь? Истинно тебе говорю, что не успеет ещё петух пропеть, как ты трижды отречёшься от Меня».
1 Здесь начинается второй большой раздел Евангелия от Иоанна: возвращение к Отцу (Ин 13:1−20:29).
εἰδώς perf.* act.* part.* def.* perf.* от οἶδα (G1492) знать, со знач. praes.* Либо уступительное, либо причинное part.*, «несмотря на то» или «потому что Он знал».
ὅτι (G3754) передает содержание знания.
ἦλθεν aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти. Aor.* указывает на недавние события (M*, 135).
μεταβῇ aor.* conj.* act.* от μεταβαίνω (G3327) уходить, перемещаться (Barrett*). Conj.* с ἵνα (G2443) указывает на суть часа.
ἀγαπήσας aor.* act.* part.* от ἀγαπάω (G25) любить (TLNT*; TDNT*; см.* Ин 3:16; EIW*, 138−49). Aor.* указывает на предшествующее действие. Причинное part.*, описывающее мотивацию: «потому что Он любил их». Любовь становится важным понятием в разделе об отношениях Христа с Его учениками (Dodd*, 398ff).
ἴδιος (G2398) собственный; «те, кто принадлежал Ему».
εἰς τέλος (G1519; G5056) до конца или до последнего. Возможно, предполагаются оба значения (Morris*).
ἠγάπησεν aor.* ind.* act.* от ἀγαπάω. Обобщ.* aor.* описывает последующие действия как часть Его любви.
εἰδώς perf.* act.* part.* def.* perf.* от οἶδα (G1492) знать, со знач. praes.* Либо уступительное, либо причинное part.*, «несмотря на то» или «потому что Он знал».
ὅτι (G3754) передает содержание знания.
ἦλθεν aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, идти. Aor.* указывает на недавние события (M*, 135).
μεταβῇ aor.* conj.* act.* от μεταβαίνω (G3327) уходить, перемещаться (Barrett*). Conj.* с ἵνα (G2443) указывает на суть часа.
ἀγαπήσας aor.* act.* part.* от ἀγαπάω (G25) любить (TLNT*; TDNT*; см.* Ин 3:16; EIW*, 138−49). Aor.* указывает на предшествующее действие. Причинное part.*, описывающее мотивацию: «потому что Он любил их». Любовь становится важным понятием в разделе об отношениях Христа с Его учениками (Dodd*, 398ff).
ἴδιος (G2398) собственный; «те, кто принадлежал Ему».
εἰς τέλος (G1519; G5056) до конца или до последнего. Возможно, предполагаются оба значения (Morris*).
ἠγάπησεν aor.* ind.* act.* от ἀγαπάω. Обобщ.* aor.* описывает последующие действия как часть Его любви.
2 γινομένου aor.* med.* (dep.*) part.* от γίνομαι (G1096) становиться. Gen.* abs.* вводит важную информацию, грамматически не связанную с прид.* Praes.* указывает на одновременное действие: «во время ужина». Вариант текста может брать начало от Мф 26:6.
βεβληκότος perf.* act.* part.* от βάλλω (G906) бросать, помещать или вкладывать что-л. в сердце (BAGD*). Perf.* part.* указывает на предшествующее действие с продолжающимися результатами.
παραδοῖ aor.* conj.* act.* от παραδίδωμι (G3860) предавать, передавать. Conj.* с ἵνα (G2443) указывает на цель сатанинских влияний.
βεβληκότος perf.* act.* part.* от βάλλω (G906) бросать, помещать или вкладывать что-л. в сердце (BAGD*). Perf.* part.* указывает на предшествующее действие с продолжающимися результатами.
παραδοῖ aor.* conj.* act.* от παραδίδωμι (G3860) предавать, передавать. Conj.* с ἵνα (G2443) указывает на цель сатанинских влияний.
3 εἰδώς perf.* act.* part.* (причины) от οἶδα, см.* ст. 1. Perf.* описывает предшествующее время. Таким образом, это основание либо мотивация Его доверия: «потому что Он уже знал».
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
4 ἐγείρεται praes.* ind.* pass.* от ἐγείρω (G1453) подниматься; hist.* praes.*
λαβών aor.* act.* part.* (temp.*) от λαμβάνω (G2983) брать. Aor.* описывает предшествующее действие.
λέντιον (G3012) полотно, полотенце; латинское заимствование,linteum (BAGD*; MM*; SB*, 2:556f).
διέζωσεν aor.* ind.* act.* от διαζώννυμι (G1241) обвязываться, обычно для подготовки к еде. Император Калигула подвергал унижению высокопоставленных членов римского Сената, заставляя их прислуживать ему за едой, «стоя с салфеткой (linteo ) в руках либо в головах у его ложа, либо у его ног» (Suetonius, “Gaius Caligula”, The Lives of the Caesars, 4:26).
λαβών aor.* act.* part.* (temp.*) от λαμβάνω (G2983) брать. Aor.* описывает предшествующее действие.
λέντιον (G3012) полотно, полотенце; латинское заимствование,
διέζωσεν aor.* ind.* act.* от διαζώννυμι (G1241) обвязываться, обычно для подготовки к еде. Император Калигула подвергал унижению высокопоставленных членов римского Сената, заставляя их прислуживать ему за едой, «стоя с салфеткой (
5 νιπτήρ (G3537) кувшин или графин. Омовение производилось посредством переливания воды из одного сосуда в другой над ногами (Morris*).
ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G757) начинать.
νίπτειν praes.* act.* inf.* от νίπτω (G3538) мыть. Inf.* в роли дополнения основного гл.*
ἐκμάσσειν praes.* act.* inf.* от ἐκμάσσω (G1591) вытирать.
λεντίῳ dat.*, см.* ст. 4. Instr.* dat.*
διεζωσμένος perf.* pass.* part.* от διαζώννυμι, см.* ст. 4. Perf.* описывает длительный эффект действия в прошлом («которым Он был перепоясан»). Омовение ног хозяина входило в обязанности слуги-язычника. Слуга-иудей не был обязан этого делать (SB*, 2:557; BBC*; DJG*, 749−50; ABD*, 2:828−29).
ἤρξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἄρχομαι (G757) начинать.
νίπτειν praes.* act.* inf.* от νίπτω (G3538) мыть. Inf.* в роли дополнения основного гл.*
ἐκμάσσειν praes.* act.* inf.* от ἐκμάσσω (G1591) вытирать.
λεντίῳ dat.*, см.* ст. 4. Instr.* dat.*
διεζωσμένος perf.* pass.* part.* от διαζώννυμι, см.* ст. 4. Perf.* описывает длительный эффект действия в прошлом («которым Он был перепоясан»). Омовение ног хозяина входило в обязанности слуги-язычника. Слуга-иудей не был обязан этого делать (SB*, 2:557; BBC*; DJG*, 749−50; ABD*, 2:828−29).
6 σύ и μου, оба местоимения эмфатические, особое ударение стоит на втором (Bernard*).
7 ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
γνώσῃ fut.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать.
γνώσῃ fut.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать.
8 οὐ μή (G3756; G3361) вовсе не мудрый; используется как эмфатическое отрицание.
νίψῃς aor.* conj.* act.* от νίπτω, см.* ст. 5. Aor.* conj.* используется для выражения запрета на какое-л. действие (BD*, 184).
μέρος (G3313) часть, доля. Ответ Иисуса говорит об омовении от греха, которое может дать только Христос (Morris*).
νίψῃς aor.* conj.* act.* от νίπτω, см.* ст. 5. Aor.* conj.* используется для выражения запрета на какое-л. действие (BD*, 184).
μέρος (G3313) часть, доля. Ответ Иисуса говорит об омовении от греха, которое может дать только Христос (Morris*).
9 λέγει praes.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Hist.* praes.* придает живости рассказу,
μὴ... μόνον ἀλλὰ καὶ... καί «не только... но и...»
μὴ... μόνον ἀλλὰ καὶ... καί «не только... но и...»
10 λελουμένος perf.* pass.* part.* от λούω (G3068) омывать, купать.
Предыдущий гл.* относится только к омовению части тела; этот — к омовению тела целиком (Brown*). Perf.* part.* указывает на прошлое действие с продолжающимися результатами; таким образом подчеркивается состояние и отличительные черты того, кто омылся.
νίψασθαι aor.* med.* inf.* от νίπτω, см.* ст. 5.
καθαρός (G2513) чистый. Иисус символически провозглашает полное очищение через унижение и смерть Мессии (Hoskyns*).
Предыдущий гл.* относится только к омовению части тела; этот — к омовению тела целиком (Brown*). Perf.* part.* указывает на прошлое действие с продолжающимися результатами; таким образом подчеркивается состояние и отличительные черты того, кто омылся.
νίψασθαι aor.* med.* inf.* от νίπτω, см.* ст. 5.
καθαρός (G2513) чистый. Иисус символически провозглашает полное очищение через унижение и смерть Мессии (Hoskyns*).
11 ᾔδει plperf.* ind.* act.* от οἶδα, см.* ст. 1. Plperf.* имеет значение impf.* для этого def.* vb.*
παραδιδόντα praes.* act.* part.* от παραδίδωμι, см.* ст. 2. Subst.* part.* указывает на характерную черту или отличительную особенность Иуды.
παραδιδόντα praes.* act.* part.* от παραδίδωμι, см.* ст. 2. Subst.* part.* указывает на характерную черту или отличительную особенность Иуды.
12 ἔνιψεν aor.* ind.* act.* от νίπτω, см.* ст. 5.
ἔλαβεν aor.* ind.* act.* от λαμβάνω (G2983) брать, получать.
ἀνέπεσεν aor.* ind.* act.* от ἀναπίπτω (G377) ложиться, возлегать за столом.
πεποίηκα perf.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать. Perf.* здесь описывает завершенное действие в недавнем прошлом, результаты которого продолжают оказывать заметное воздействие.
ἔλαβεν aor.* ind.* act.* от λαμβάνω (G2983) брать, получать.
ἀνέπεσεν aor.* ind.* act.* от ἀναπίπτω (G377) ложиться, возлегать за столом.
πεποίηκα perf.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать. Perf.* здесь описывает завершенное действие в недавнем прошлом, результаты которого продолжают оказывать заметное воздействие.
13 φωνεῖτε praes.* ind.* act.* от φωνέω (G5455) звать, обращаться. То есть обращаться к кому-л., называя его титул (RWP*).
ὁ διδάσκαλος (G1320) nom.* учитель; артикль при nom.* используется в обращении (M*, 70; BD*, 81; JG*, 94−95).
ὁ διδάσκαλος (G1320) nom.* учитель; артикль при nom.* используется в обращении (M*, 70; BD*, 81; JG*, 94−95).
14 ἔνιψα aor.* ind.* act.* от νίπτω, см.* ст. 5.
ὀφείλετε praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть должным, быть обязанным. Используется для выражения человеческих и этических обязанностей (NIDNTT*; TDNT*).
νίπτειν praes.* act.* inf.* Inf.* в роли дополнения к основному гл.*
ὀφείλετε praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть должным, быть обязанным. Используется для выражения человеческих и этических обязанностей (NIDNTT*; TDNT*).
νίπτειν praes.* act.* inf.* Inf.* в роли дополнения к основному гл.*
15 ὑπόδειγμα (G5262) пример, образец, иллюстрация (Barrett*; MM*).
ἔδωκα aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
ἐποίησα aor.* ind.* act.*
ποιῆτε praes.* conj.* act.* от ποιέω (G4160) делать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель: «Я дал вам пример, теперь поступайте согласно ему».
ἔδωκα aor.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
ἐποίησα aor.* ind.* act.*
ποιῆτε praes.* conj.* act.* от ποιέω (G4160) делать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель: «Я дал вам пример, теперь поступайте согласно ему».
16 μείζων (G3187) comp.* от μέγας великий; comp.* более великий. Здесь относится к власти и положению. Используется с gen.* сравнения.
ἀπόστολος (G652) в нетерминологическом смысле: «посланник».
πέμψαντος aor.* act.* part.* (subst.*) от πέμπω (G3992) посылать. Aor.* указывает на логически необходимое или предшествующее действие.
ἀπόστολος (G652) в нетерминологическом смысле: «посланник».
πέμψαντος aor.* act.* part.* (subst.*) от πέμπω (G3992) посылать. Aor.* указывает на логически необходимое или предшествующее действие.
17 εἰ (G1487) если; используется с ind.*, который вводит cond.* 1 типа. Предполагается, что на самом деле они знали это (Morris*).
ἐάν (G1437) вводит cond., предполагающий меньшую степень уверенности (Morris*).
ἐάν (G1437) вводит cond., предполагающий меньшую степень уверенности (Morris*).
18 ἐξελεξάμην aor.* ind.* med.* от ἐκλέγομαι (G1586) выбирать, избирать для себя.
πληρωθῇ aor.* pass.* conj.* от πληρόω (G4137) наполнять, выполнять (Мф 5:17).
τρώγων praes.* act.* part.* от τρώγω (G5176) жевать, есть. Subst.* part.* подчеркивает определенное одновременное качество.
ἐπῆρεν aor.* ind.* act.* от ἐπαίρω (G1869) поднимать.
πτέρνα (G4418) пята. Это же слово употреблено в греческом переводе Быт 3:16.
πληρωθῇ aor.* pass.* conj.* от πληρόω (G4137) наполнять, выполнять (Мф 5:17).
τρώγων praes.* act.* part.* от τρώγω (G5176) жевать, есть. Subst.* part.* подчеркивает определенное одновременное качество.
ἐπῆρεν aor.* ind.* act.* от ἐπαίρω (G1869) поднимать.
πτέρνα (G4418) пята. Это же слово употреблено в греческом переводе Быт 3:16.
19 γενέσθαι aor.* med.* (dep.*) inf.* от γίνομαι (G1096) быть. Inf.* с предл.* πρό (G4253) прежде, указывает на предшествование («прежде чем это случится»).
πιστεύσητε aor.* conj.* med.* от πιστεύω (G4100) верить. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает результат.
γένηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι, здесь: происходить. Conj.* с ὅταν (G3752) указывает на неопределенный период времени («когда бы ни»). Предсказание о предательстве доказывает Его Божественность.
πιστεύσητε aor.* conj.* med.* от πιστεύω (G4100) верить. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает результат.
γένηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι, здесь: происходить. Conj.* с ὅταν (G3752) указывает на неопределенный период времени («когда бы ни»). Предсказание о предательстве доказывает Его Божественность.
20 λαμβάνων praes.* act.* part.* от λαμβάνω (G2983) принимать. Subst.* part.* описывает характерную черту как условие.
πέμψω fut.* ind.* act.* от πέμπω (G3992) посылать.
πέμψαντα aor.* ind.* act.* от πέμπω. Subst.* part.* описывает определяющее действие.
πέμψω fut.* ind.* act.* от πέμπω (G3992) посылать.
πέμψαντα aor.* ind.* act.* от πέμπω. Subst.* part.* описывает определяющее действие.
21 εἰπών aor.* act.* part.* (temp.*) от λέγω (G3004) говорить. Aor.* описывает предшествующее действие, которое закладывает основу для действия основного.
ἐταράχθη aor.* ind.* pass.* от ταράσσω (G5015) беспокоиться, быть обеспокоенным; относится к умственному и душевному волнению (BAGD*; Ин 11:33). Сопровождающий dat.* указывает на область Его тревоги.
ἐμαρτύρησεν aor.* ind.* act.* от μαρτυρέω (G3140) свидетельствовать. Здесь в знач. «делать важное, торжественное заявление» (Barrett*).
παραδώσει fut.* ind.* act.* от παραδίδωμι, см.* ст. 2. Предсказательный fut.*, «один из вас скоро предаст Меня».
ἐταράχθη aor.* ind.* pass.* от ταράσσω (G5015) беспокоиться, быть обеспокоенным; относится к умственному и душевному волнению (BAGD*; Ин 11:33). Сопровождающий dat.* указывает на область Его тревоги.
ἐμαρτύρησεν aor.* ind.* act.* от μαρτυρέω (G3140) свидетельствовать. Здесь в знач. «делать важное, торжественное заявление» (Barrett*).
παραδώσει fut.* ind.* act.* от παραδίδωμι, см.* ст. 2. Предсказательный fut.*, «один из вас скоро предаст Меня».
22 ἔβλεπον impf.* ind.* act.* от βλέπω (G991) смотреть, видеть. Inch.* impf.*, «они начали смотреть друг на друга».
ἀπορούμενοι praes.* med.* part.* от ἀπορέω (G639) быть в растерянности, тревожиться; спорить, протестовать (NIDNTT*, 1:454; TDNT*; GELTS*, 54; MM*).
ἀπορούμενοι praes.* med.* part.* от ἀπορέω (G639) быть в растерянности, тревожиться; спорить, протестовать (NIDNTT*, 1:454; TDNT*; GELTS*, 54; MM*).
23 ἀνακείμενος praes.* med.*/pass.* (dep.*) part.* от ἀνακεῖμαι (G345) лежать за столом, возлежать. Было принято облокачиваться на подушки, сидя на полу во время еды. Используется для указания на покой и свободу, которыми будет наслаждаться Израиль благодаря божественному искуплению (b.* Pesachim 99b; M*, Pesachim 10:1; JLightfoot*, 3:392; BBC*).
ἐν τῷ κόλπῳ (G2859) «у Его груди», то есть он был рядом с Иисусом; поэтому вполне естественно, что именно он задал вопрос
ἠγάπα impf.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить.
ἐν τῷ κόλπῳ (G2859) «у Его груди», то есть он был рядом с Иисусом; поэтому вполне естественно, что именно он задал вопрос
ἠγάπα impf.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить.
24 νεύει praes.* ind.* act.* от νεύω (G3506) кивать, подавать знак, кивая головой, жестикулировать. Hist.* praes.* для придания живости повествованию.
πυθέσθαι aor.* med.* (dep.*) inf.* от πυνθάνομαι (G4441) расспрашивать. Inf.* указывает на цель, «он кивнул, чтобы задать вопрос». Эта фраза может означать, что Петр сидел напротив Иисуса за П-образным столом.
εἴη aor.* conj.* act.* от εἰμί (G1510), быть. Conj.* в косвенном вопросе.
πυθέσθαι aor.* med.* (dep.*) inf.* от πυνθάνομαι (G4441) расспрашивать. Inf.* указывает на цель, «он кивнул, чтобы задать вопрос». Эта фраза может означать, что Петр сидел напротив Иисуса за П-образным столом.
εἴη aor.* conj.* act.* от εἰμί (G1510), быть. Conj.* в косвенном вопросе.
25 ἀναπεσών aor.* act.* part.* от ἀναπίπτω (G377) откидываться назад, ложиться, возлегать (BAGD*).
στῆθος (G4738) грудь. О расположении мест и прочих обычаях, связанных с едой, см.* SB*, 4:611−39; LT*, 2:493−95.
στῆθος (G4738) грудь. О расположении мест и прочих обычаях, связанных с едой, см.* SB*, 4:611−39; LT*, 2:493−95.
26 βάψω fut.* ind.* act.* от βάπτω (G911) обмакивать. Речь может идти об употреблении приправ и соусов в память о горьком рабстве израильтян в Египте (M*, Pesachim 10:2−3).
ψωμίον (G5596) маленький кусок хлеба.
δώσω fut.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
βάψας aor.* act.* part.* от βάπτω. Это значит, что Иуда сидел по другую сторону от Иисуса, напротив Иоанна.
ψωμίον (G5596) маленький кусок хлеба.
δώσω fut.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать.
βάψας aor.* act.* part.* от βάπτω. Это значит, что Иуда сидел по другую сторону от Иисуса, напротив Иоанна.
27 μετὰ τὸ ψωμίον, выражение «после хлеба» эллиптическое. Следует подразумевать здесь гл.* «обмакивать», то есть «после того как Он обмакнул кусок хлеба».
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
ποίησον aor.* imper.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
τάχιον (G5030) comp.* от ταχέως быстро; comp.* быстрее (Morris*).
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
ποίησον aor.* imper.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
τάχιον (G5030) comp.* от ταχέως быстро; comp.* быстрее (Morris*).
28 ἔγνω aor.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать.
ἀνακειμένων praes.* med.* (dep.*) part.* от ἀνακεῖμαι (G345) возлегать. Subst.* part.* praes.* указывает на одновременное действие.
ἀνακειμένων praes.* med.* (dep.*) part.* от ἀνακεῖμαι (G345) возлегать. Subst.* part.* praes.* указывает на одновременное действие.
29 ἐδόκουν impf.* ind.* act.* от δοκέω (G1380) предполагать.
ἐπεί (G1893) так как, потому что.
γλωσσόκομον (G1101) мешок, кошель (см.* Ин 12:6).
ἀγόρασον aor.* imper.* act.* от ἀγοράζω (G59) покупать. Может иметься в виду, что этот пасхальный пир состоялся накануне самого дня пасхи.
δῷ aor.* conj.* act.* от δίδωμι, см.* ст. 26. Вероятно, имеется в виду дать нищим на пасху (M*, Pesachim 10:1). Conj.* с ἵνα (G2443) указывает на цель: «чтобы он дал что-нибудь нищим».
ἐπεί (G1893) так как, потому что.
γλωσσόκομον (G1101) мешок, кошель (см.* Ин 12:6).
ἀγόρασον aor.* imper.* act.* от ἀγοράζω (G59) покупать. Может иметься в виду, что этот пасхальный пир состоялся накануне самого дня пасхи.
δῷ aor.* conj.* act.* от δίδωμι, см.* ст. 26. Вероятно, имеется в виду дать нищим на пасху (M*, Pesachim 10:1). Conj.* с ἵνα (G2443) указывает на цель: «чтобы он дал что-нибудь нищим».
30 λαβών aor.* act.* part.* от λαμβάνω (G2983) брать. Aor.* указывает на предшествующее действие. Temp.* part.*, «после того как он взял, тогда...»
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
νύξ (G3571) ночь. Вечеря должна была состояться между 18 и 24 часами (M*, Pesachim 10:1, 9). Вероятно, он ушел раньше, так как указано, что они только начали есть и темнело. Это было время, когда тьма пытается преодолеть свет (1:5).
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
νύξ (G3571) ночь. Вечеря должна была состояться между 18 и 24 часами (M*, Pesachim 10:1, 9). Вероятно, он ушел раньше, так как указано, что они только начали есть и темнело. Это было время, когда тьма пытается преодолеть свет (1:5).
31 ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι, см.* ст. 30.
ἐδοξάσθη aor.* ind.* pass.* от δοξάζω (G1392) славить. Используется как непереходный гл.*: «проявлять свою значимость, величие или славу». Это значит, что Бог полностью продемонстрировал Свою славу в образе Своего Сына (G. B. Caird, “The Glory of God in the Fourth Gospel: An Exercise in Biblical Semantics”, NTS* 15 [1969]: 265−77).
ἐδοξάσθη aor.* ind.* pass.* от δοξάζω (G1392) славить. Используется как непереходный гл.*: «проявлять свою значимость, величие или славу». Это значит, что Бог полностью продемонстрировал Свою славу в образе Своего Сына (G. B. Caird, “The Glory of God in the Fourth Gospel: An Exercise in Biblical Semantics”, NTS* 15 [1969]: 265−77).
33 τεκνίον (G5040) маленький ребенок. Demin.* выражает привязанность (Morris*).
ζητήσετε fut.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать.
ἐλθεῖν aor.* act.* inf.* от ἔρχομαι (G2064) идти. Inf.* в роли дополнения к основному гл.*
ζητήσετε fut.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать.
ἐλθεῖν aor.* act.* inf.* от ἔρχομαι (G2064) идти. Inf.* в роли дополнения к основному гл.*
34 ἀγαπᾶτε praes.* conj.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает результат. Передает содержание новой заповеди.
καθώς (G2531) как, указывает на стандарт или способ выражения любви.
ἠγάπησα aor.* ind.* act.* от ἀγαπάω. Это заповедь нового завета (Brown*).
καθώς (G2531) как, указывает на стандарт или способ выражения любви.
ἠγάπησα aor.* ind.* act.* от ἀγαπάω. Это заповедь нового завета (Brown*).
35 γνώσονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от γινώσκω знать, см.* ст. 7.
ἔχητε praes.* conj.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Conj.* с ἐάν (G1437) вводит cond.* 3 типа.
ἔχητε praes.* conj.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Conj.* с ἐάν (G1437) вводит cond.* 3 типа.
36 ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 28.
δύνασαι praes.* ind.* pass.* (dep.*) 2 pers.* sing.* от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.*
ἀκολουθῆσαι aor.* act.* inf.* от ἀκολουθέω (G190) следовать, следовать в качестве ученика. Инфинитив-дополнение основного гл.*
ἀκολουθήσεις fut.* ind.* act.* Это, возможно, относится к Его смерти.
ὕστερον (G5306) позже.
δύνασαι praes.* ind.* pass.* (dep.*) 2 pers.* sing.* от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.*
ἀκολουθῆσαι aor.* act.* inf.* от ἀκολουθέω (G190) следовать, следовать в качестве ученика. Инфинитив-дополнение основного гл.*
ἀκολουθήσεις fut.* ind.* act.* Это, возможно, относится к Его смерти.
ὕστερον (G5306) позже.
37 ἀκολουθῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 36.
ὑπὲρ σοῦ для тебя. Это мотив и задача Иисуса.
θήσω fut.* ind.* act.* от τίθημι (G5087) класть.
ὑπὲρ σοῦ для тебя. Это мотив и задача Иисуса.
θήσω fut.* ind.* act.* от τίθημι (G5087) класть.
38 θήσεις fut.* ind.* act.* от τίθημι, см.* ст. 37.
φωνήσῃ aor.* conj.* act.* от φωνέω (G5455) звать, издавать звук (см.* Мф 26:34,74−75; Мк 14:30,72−73; Лк 22:34,60−61). Совершенный aor.* подчеркивает кульминационный момент или завершение действия.
ἀρνήσῃ aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἀρνέομαι (G720) отрицать.
φωνήσῃ aor.* conj.* act.* от φωνέω (G5455) звать, издавать звук (см.* Мф 26:34,74−75; Мк 14:30,72−73; Лк 22:34,60−61). Совершенный aor.* подчеркивает кульминационный момент или завершение действия.
ἀρνήσῃ aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἀρνέομαι (G720) отрицать.