1 После этого Иисус странствовал по Галилее. Однако Он не хотел идти в Иудею, так как иудейские предводители пытались убить Его.
2 Приближалось время иудейского праздника Укрытий.
3 Братья Иисуса сказали Ему:
«Тебе следует уйти отсюда и отправиться в Иудею на праздник, чтобы и Твои ученики смогли там увидеть, какие дела Ты совершаешь.
«Тебе следует уйти отсюда и отправиться в Иудею на праздник, чтобы и Твои ученики смогли там увидеть, какие дела Ты совершаешь.
4 Тот, кто хочет, чтобы люди узнали о нём, не держит в тайне свои дела. Если Ты совершаешь эти дела, то яви Себя миру».
5 Даже Его собственные братья не верили в Него.
6 Иисус же сказал им:
«Моё время ещё не настало, но вам подходит любое время.
«Моё время ещё не настало, но вам подходит любое время.
7 Мир не может возненавидеть вас, Меня же он ненавидит, потому что Я не перестаю свидетельствовать ему, что дела его злы.
8 Отправляйтесь на праздник сами. Я не пойду туда, потому что Моё время ещё не настало».
9 Сказав это, Он остался в Галилее.
10 После того как братья Иисуса отправились на праздник, Он тоже направился туда же, но не открыто, а тайно.
11 Иудейские предводители искали Его на этом празднике, говоря:
«Где же Этот Человек?»
«Где же Этот Человек?»
12 И много было разговоров о Нём в народе. Некоторые говорили:
«Он хороший Человек», другие же:
«Нет, Он обманывает народ».
«Он хороший Человек», другие же:
«Нет, Он обманывает народ».
13 Однако никто не говорил о Нём открыто, потому что все боялись иудейских предводителей.
14 Ближе к середине праздника Иисус вошёл во двор храма и стал там учить народ.
15 Иудейские вожди были поражены и сказали:
«Откуда Этот Человек знает так много, никогда не учившись?»
«Откуда Этот Человек знает так много, никогда не учившись?»
16 Иисус ответил:
«То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня.
«То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня.
17 Любой человек, который хочет знать волю Божью, не сомневается, что это учение не от Меня, а от Бога.
18 Если бы Я говорил Сам от Себя, то старался бы добиться собственной славы. Но так как Я стараюсь принести славу Пославшему Меня, то Я не лгу и заслуживаю доверия.
19 Разве Моисей не дал вам Закон? Однако никто из вас не соблюдает этот Закон. Почему вы пытаетесь убить Меня?»
20 Тогда иудейские вожди ответили:
«Ты одержим бесом и поэтому обезумел! Кто пытается убить Тебя?»
«Ты одержим бесом и поэтому обезумел! Кто пытается убить Тебя?»
21 В ответ Иисус сказал им:
«Я совершил одно чудо в субботу, и все вы удивляетесь.
«Я совершил одно чудо в субботу, и все вы удивляетесь.
22 Моисей дал вам обрезание (хотя, впрочем, обрезание пришло не от Моисея, а от наших предков, живших ещё до рождения Моисея), и вы часто обрезаете младенцев даже в субботу!
23 Если уж человека обрезают по субботам, чтобы не нарушить Закон Моисея, то почему же вы разгневаны на Меня за то, что Я исцелил всё тело человека в субботу?
24 Перестаньте судить по наружности, судите справедливо».
25 И тогда некоторые из живших в Иерусалиме стали говорить:
«Не тот ли это Человек, Которого предводители пытаются убить?
«Не тот ли это Человек, Которого предводители пытаются убить?
26 Смотрите, Он открыто поучает людей, и Ему ничего не говорят. Может быть, предводители решили, что Он и в самом деле Христос?
27 Но ведь мы знаем, откуда Этот Человек родом, а когда придёт настоящий Христос, никто не будет знать, откуда Он пришёл».
28 Когда Иисус поучал народ в храме, Он громко сказал:
«Вы знаете Меня и знаете, откуда Я родом, и всё же Я пришёл не по Своей воле, а Меня послал Тот, Кто истинен. Вы не знаете Его,
«Вы знаете Меня и знаете, откуда Я родом, и всё же Я пришёл не по Своей воле, а Меня послал Тот, Кто истинен. Вы не знаете Его,
29 но Я знаю Его, потому что пришёл от Него, и Он послал Меня».
30 Тогда они попытались схватить Иисуса, но никто не осмеливался прикоснуться к Нему, потому что Его время ещё не настало.
31 Многие из людей поверили в Него и поэтому спрашивали:
«Когда придёт Христос, то явит ли Он нам больше знамений, чем Этот Человек?»
«Когда придёт Христос, то явит ли Он нам больше знамений, чем Этот Человек?»
32 Фарисеи услышали, что люди говорят об Иисусе. Тогда главные священники и фарисеи послали стражников храма схватить Его.
33 И молвил Иисус:
«Я побуду с вами ещё недолгое время, а потом вернусь к Пославшему Меня.
«Я побуду с вами ещё недолгое время, а потом вернусь к Пославшему Меня.
34 Вы будете искать Меня, но не найдёте, потому что вы не можете прийти туда, где Я буду».
35 Иудейские предводители стали говорить между собой:
«Куда Он собирается уйти, что мы не сможем найти Его? Может быть, Он собирается уйти к тем из наших людей, которые живут в греческих городах, и там наставлять греков?
«Куда Он собирается уйти, что мы не сможем найти Его? Может быть, Он собирается уйти к тем из наших людей, которые живут в греческих городах, и там наставлять греков?
36 Что это Он имел в виду, когда сказал: „Вы будете искать Меня, но не найдёте”? И ещё: „Вы не можете прийти туда, где Я буду”?»
37 В последний, главный день праздника, Иисус встал и громко сказал:
«Если кто из вас томится жаждой, пусть подойдёт ко Мне и напьётся.
«Если кто из вас томится жаждой, пусть подойдёт ко Мне и напьётся.
38 Как сказано в Писаниях, реки воды, дающей жизнь, потекут из сердца того, кто верит в Меня».
39 Иисус сказал это о Духе, который получат те, кто поверят в Него. Дух тогда ещё не был дан людям, потому что Иисус ещё не был вознесён к славе.
40 Многие из народа, услышав эти слова, стали говорить:
«Этот Человек в самом деле Пророк».
«Этот Человек в самом деле Пророк».
41 Другие говорили:
«Он — Христос».
Третьи же спрашивали:
«Разве Христос придёт из Галилеи?
«Он — Христос».
Третьи же спрашивали:
«Разве Христос придёт из Галилеи?
42 Разве не сказано в Писаниях, что Христом будет один из потомков Давида и придёт он из Вифлеема, города, где жил Давид?»
43 И так все разделились между собой во мнении о Нём.
44 Некоторые хотели схватить Его, но никто не решился.
45 Тогда стражники храма возвратились к главным священникам и фарисеям, и те спросили их:
«Почему вы не привели Его?»
«Почему вы не привели Его?»
46 Стражники ответили:
«Ни один человек до сих пор не говорил так, как Он!»
«Ни один человек до сих пор не говорил так, как Он!»
47 Тогда фарисеи ответили им:
«Неужели и вы тоже поддались Его обману?
«Неужели и вы тоже поддались Его обману?
48 Видели ли вы, чтобы кто-нибудь из предводителей и фарисеев поверил в Него?
49 А те люди ничего не знают о законе. Они прокляты Господом!»
50 Среди них, однако, был Никодим, приходивший раньше к Иисусу. Он сказал:
51 «Разве наш закон осуждает человека без того, чтобы сначала не выслушать его и не узнать, что он сделал?»
52 Они же ответили ему:
«Ты что, тоже из Галилеи? Изучай Писания и узнаешь, что там ничего не сказано о пророке, который был родом из Галилеи».
«Ты что, тоже из Галилеи? Изучай Писания и узнаешь, что там ничего не сказано о пророке, который был родом из Галилеи».
53 И все разошлись по домам.
1 περιεπάτει impf.* ind.* act.* от περιπατέω (G4043) идти, вести образ жизни, проводить время. Impf.* привычного действия (Barrett*).
ἤθελεν impf.* ind.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть, с inf.*
περιπατεῖν praes.* act.* inf.*
ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать, с inf.* Impf.* указывает на развивающееся отношение (RWP*).
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.* от ἀποκτείνω (G615) убивать. Эпэкз.* inf.* объясняет, что они пытались сделать. Возможно, это ссылка на 5:18.
ἤθελεν impf.* ind.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть, с inf.*
περιπατεῖν praes.* act.* inf.*
ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать, с inf.* Impf.* указывает на развивающееся отношение (RWP*).
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.* от ἀποκτείνω (G615) убивать. Эпэкз.* inf.* объясняет, что они пытались сделать. Возможно, это ссылка на 5:18.
2 ἑορτή (G1859) праздник, празднество.
σκηνοπηγία (G4634) установка палаток или шатров. О популярном, великолепном и святом празднике кущей см.* SB*, 2:774−812; Edersheim, Temple*, 268−287; WZZT*, 238−54; Jos., Ant.*, 8:100; M*, Sukkah; BBC*; DJG*, 235−41. Это был один из трех великих праздников. Он длился неделю, с 15 по 21 число месяца тишри (сентябрь/октябрь). На восьмой день он завершался великим торжеством с музыкой, танцами и молитвой о дожде. Это был праздник сбора урожая винограда, фруктов и оливок.
σκηνοπηγία (G4634) установка палаток или шатров. О популярном, великолепном и святом празднике кущей см.* SB*, 2:774−812; Edersheim, Temple*, 268−287; WZZT*, 238−54; Jos., Ant.*, 8:100; M*, Sukkah; BBC*; DJG*, 235−41. Это был один из трех великих праздников. Он длился неделю, с 15 по 21 число месяца тишри (сентябрь/октябрь). На восьмой день он завершался великим торжеством с музыкой, танцами и молитвой о дожде. Это был праздник сбора урожая винограда, фруктов и оливок.
3 μετάβηθι aor.* imper.* act.* от μεταβαίνω (G3327) покидать, уходить. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию с оттенком срочности.
ἐντεῦθεν (G1782) отсюда.
ὕπαγε praes.* imper.* act.* от ὑπάγω (G5217) идти. Praes.* imper.* от гл.* движения.
ἵνα (G2443) с fut.* ind.*, который делает легкий акцент на актуальности видения (Morris*).
θεωρήσουσιν fut.* ind.* act.* от θεωρέω (G2334) видеть. Братья хотели, чтобы Иисус показал Свою чудесную власть в Иерусалиме (Brown*).
ἐντεῦθεν (G1782) отсюда.
ὕπαγε praes.* imper.* act.* от ὑπάγω (G5217) идти. Praes.* imper.* от гл.* движения.
ἵνα (G2443) с fut.* ind.*, который делает легкий акцент на актуальности видения (Morris*).
θεωρήσουσιν fut.* ind.* act.* от θεωρέω (G2334) видеть. Братья хотели, чтобы Иисус показал Свою чудесную власть в Иерусалиме (Brown*).
4 κρυπτῷ dat.* (G2927) сокрытый, секретный.
παρρησίᾳ dat.* (G3954) открыто, публично. «Публичным» считалось действие, совершенное в присутствии как минимум 10 израильтян (SB*, 2:486).
φανέρωσον aor.* imper.* act.* от φανερόω (G5319) обнаруживать, проявлять.
παρρησίᾳ dat.* (G3954) открыто, публично. «Публичным» считалось действие, совершенное в присутствии как минимум 10 израильтян (SB*, 2:486).
φανέρωσον aor.* imper.* act.* от φανερόω (G5319) обнаруживать, проявлять.
5 ἐπίστευον impf.* ind.* act.* от πιστεύω (G4100) верить. Impf.* изображает постоянное отношение. Хотя они верили, что Иисус способен поразить Иерусалим чудесами, они не понимали значения всего, что уже видели (Barrett*).
6 καιρός (G2540) время, подходящее время, благоприятный выбор (Morris*).
ἕτοιμος (G2092) готовый, то есть время не наступило (BAGD*).
ἕτοιμος (G2092) готовый, то есть время не наступило (BAGD*).
8 ἀνάβητε aor.* imper.* act.* от ἀναβαίνω (G305) подниматься, восходить. Aor.* imper.* указывает, что действие должно начаться. Возможно, Иисус играет словами с термином «восходить» (Brown*) или просто отказывается идти туда с учениками в это время (Morris*).
ταύτην (G3778) fem.* этот; «этот праздник»; слово означает не конкретный праздник, а любой праздник, который следует встречать с ликованием (JLightfoot*).
πεπλήρωται perf.* ind.* pass.* от πληρόω (G4137) выполнять, исполнять. Терминативный perf.* показывает, что состояние или результаты еще не достигнуты.
ταύτην (G3778) fem.* этот; «этот праздник»; слово означает не конкретный праздник, а любой праздник, который следует встречать с ликованием (JLightfoot*).
πεπλήρωται perf.* ind.* pass.* от πληρόω (G4137) выполнять, исполнять. Терминативный perf.* показывает, что состояние или результаты еще не достигнуты.
9 εἰπών aor.* act.* part.* (temp.*) от λέγω (G3004) говорить. Aor.* предполагает логически предшествующее действие.
ἔμεινεν aor.* ind.* act.* от μένω (G3306) оставаться.
ἔμεινεν aor.* ind.* act.* от μένω (G3306) оставаться.
10 ἀνέβησαν aor.* ind.* act.* от ἀναβαίνω, см.* ст. 8.
φανερῶς (G5320) adv.* открыто. Это прямая противоположность тому, чего хотели Его братья (ст. 4).
φανερῶς (G5320) adv.* открыто. Это прямая противоположность тому, чего хотели Его братья (ст. 4).
11 οὖν (G3767) temp.* использование, тогда.
ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω, см.* ст. 1. Iterat.* impf.*, «постоянно искали Его».
ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω, см.* ст. 1. Iterat.* impf.*, «постоянно искали Его».
12 γογγυσμός (G1112) ропот, жалобы, ворчание. Вероятно, имеется в виду ропот людей, которые не осмеливались говорить открыто и громко то, что думали (Westcott*). Может также иметься в виду спор, когда они не могли прийти к согласию по поводу Иисуса. Обвинение, согласно Вт. 13, было очень серьезным (BBC*).
13 μέντοι (G3305) частица, скорее всего, противительная: хотя, впрочем, однако, тем не менее (BAGD*).
παρρησίᾳ (G3954) dat.* открыто, смело, доверчиво. Основное значение слова — свобода речи, способность свободно высказаться (Morris*; TLNT*).
ἐλάλει impf.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить.
παρρησίᾳ (G3954) dat.* открыто, смело, доверчиво. Основное значение слова — свобода речи, способность свободно высказаться (Morris*; TLNT*).
ἐλάλει impf.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить.
14 μεσούσης praes.* act.* part.* (temp.*) от μεσόω (G3322) быть среди. Gen.* abs.*
ἀνέβη aor.* ind.* act.*, см.* ст. 8.
ἐδίδασκεν impf.* ind.* act.* от διδάσκω (G1321) учить. Inch.* impf.*, «Он начал учить». Вместо того, чтобы являть откровение о Себе через чудеса и знамения, Иисус предпочел делать это через учение откровения. Обычно популярные учители говорили во дворе храма (BBC*).
ἀνέβη aor.* ind.* act.*, см.* ст. 8.
ἐδίδασκεν impf.* ind.* act.* от διδάσκω (G1321) учить. Inch.* impf.*, «Он начал учить». Вместо того, чтобы являть откровение о Себе через чудеса и знамения, Иисус предпочел делать это через учение откровения. Обычно популярные учители говорили во дворе храма (BBC*).
15 ἐθαύμαζον impf.* ind.* act.* от θαυμάζω (G2296) удивляться, поражаться. Impf.* придает живость описанию текущего действия.
γράμματα (G1121) литература, образование. Относится в основном к обучению раввинов у других рабби (Brown*).
οἶδεν perf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
μεμαθηκώς perf.* act.* part.* от μανθάνω (G3129) учиться, обучаться. Perf.* подчеркивает статус Его образования: Он не учился у знатоков (Godet*; BBC*).
γράμματα (G1121) литература, образование. Относится в основном к обучению раввинов у других рабби (Brown*).
οἶδεν perf.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
μεμαθηκώς perf.* act.* part.* от μανθάνω (G3129) учиться, обучаться. Perf.* подчеркивает статус Его образования: Он не учился у знатоков (Godet*; BBC*).
16 ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
πέμψαντος aor.* act.* part.* (subst.*) от πέμπω (G3992) посылать.
πέμψαντος aor.* act.* part.* (subst.*) от πέμπω (G3992) посылать.
17 θέλῃ praes.* conj.* act.* от θέλω (G2309) хотеть, с inf.*; то есть: «если любой человек захочет исполнять волю Его» (Westcott*).
γνώσεται fut.* med.* (dep.*) ind.* от γινώσκω (G1097) знать.
πότερον (G4220) вопросительное, используется в разделительном вопросе — «либо» (BAGD*).
γνώσεται fut.* med.* (dep.*) ind.* от γινώσκω (G1097) знать.
πότερον (G4220) вопросительное, используется в разделительном вопросе — «либо» (BAGD*).
18 λαλῶν praes.* act.* part.* (subst.*) от λαλέω (G2980) говорить. Praes.* указывает на одновременное действие: «тот, кто сейчас говорит».
ζητῶν praes.* act.* part.* от ζητέω, см.* ст. 1. Adj.* part.* описывает отличительную черту.того, кто говорит истину. Здесь в знач. «пытаться достичь», «владеть», «желать» (BAGD*).
πέμψαντος aor.* act.* part.* от πέμπω (G3992) посылать. Aor.* part.* указывает на действие, предшествующее логически или по времени.
ζητῶν praes.* act.* part.* от ζητέω, см.* ст. 1. Adj.* part.* описывает отличительную черту.того, кто говорит истину. Здесь в знач. «пытаться достичь», «владеть», «желать» (BAGD*).
πέμψαντος aor.* act.* part.* от πέμπω (G3992) посылать. Aor.* part.* указывает на действие, предшествующее логически или по времени.
19 δέδωκεν perf.* ind.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Perf.* подчеркивает результат прошлого действия (дарения) и их текущее владение.
ζητεῖτε praes.* ind.* act.* с inf.*, см.* ст. 1.
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 1.
ζητεῖτε praes.* ind.* act.* с inf.*, см.* ст. 1.
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 1.
21 ἓν ἔργον одно дело, ссылка на исцеление в Ин 5:1−15 (Brown*).
ἐποίησα aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
ἐποίησα aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
22 δέδωκεν perf.* ind.* act.* от δίδωμι, см.* ст. 19.
περιτομή (G4061) обрезание. Здесь это более, чем просто ритуал, имеется в виду вся работа по его подготовке и проведению (SB*, 4:23−30; TDNT*; RAC*, 2:159−69; TRE*, 5:714−24; NIDNTT*; EDNT*; BBC*).
περιτομή (G4061) обрезание. Здесь это более, чем просто ритуал, имеется в виду вся работа по его подготовке и проведению (SB*, 4:23−30; TDNT*; RAC*, 2:159−69; TRE*, 5:714−24; NIDNTT*; EDNT*; BBC*).
23 λυθῇ aor.* pass.* conj.* от λύω (G3089) упускать, нарушать закон, аннулировать, отменять (AS*). Conj.* с ἵνα (G2443) — «для», выражает цель или, возможно, результат. Здесь речь строится от меньшего аргумента к большему (SB*, 2:488; b.* Sabb 132а; Haenchen*).
χολᾶτε praes.* ind.* act.* от χολάω (G5520) сердиться, быть в ярости; предпочесть гнев осквернению (MM*; NDIEC*, 4:175−76).
ὑγιής (G5199) хороший, здоровый.
χολᾶτε praes.* ind.* act.* от χολάω (G5520) сердиться, быть в ярости; предпочесть гнев осквернению (MM*; NDIEC*, 4:175−76).
ὑγιής (G5199) хороший, здоровый.
24 κρίνετε praes.* imper.* act.* от κρίνω (G2919) судить. Praes.* imper.* с отр. указывает на прекращение текущего действия.
ὄψις (G3799) наружность. Они должны были понять истинную природу вещей.
ὄψις (G3799) наружность. Они должны были понять истинную природу вещей.
25 ἔλεγον impf.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Inch.* impf.*, он «начал говорить...»
οὐχ (G3756), отр. в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ.
ζητοῦσιν praes.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 1.
οὐχ (G3756), отр. в вопросе, на который ожидается утвердительный ответ.
ζητοῦσιν praes.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
ἀποκτεῖναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 1.
26 ἴδε (G2396) aor.* imper.* act.* от ὁράω видеть.
μήποτε (G3379) ли, возможно. «Может ли быть, что...?” (Barrett*).
ἔγνωσαν aor.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать; здесь в знач. «принимать» или «одобрять».
μήποτε (G3379) ли, возможно. «Может ли быть, что...?” (Barrett*).
ἔγνωσαν aor.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать; здесь в знач. «принимать» или «одобрять».
27 πόθεν (G4159) где, откуда.
ἔρχηται praes.* med.* (dep.*) conj.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Conj.* с ὅταν (G3752) в indef.* temp.* прид.* Иудеи считали, что Мессия будет жить в каком-л. неизвестном месте, пока не явит Себя Израилю (SB*, 2:48−89; Carson*; TFG*, 283).
ἔρχηται praes.* med.* (dep.*) conj.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Conj.* с ὅταν (G3752) в indef.* temp.* прид.* Иудеи считали, что Мессия будет жить в каком-л. неизвестном месте, пока не явит Себя Израилю (SB*, 2:48−89; Carson*; TFG*, 283).
28 ἔκραξεν aor.* ind.* act.* от κράζω (G2896) кричать. Иоанн использует это слово для введения торжественных заявлений (Barrett*).
διδάσκων praes.* act.* part.* (temp.*) от διδάσκω (G1321) учить.
ἐλήλυθα perf.* ind.* act.* от ἔρχομαι, см.* ст. 27. Perf.* подчеркивает настоящие результаты действия в прошлом.
ἀληθινός (G228) истинный, указывающий на подлинность. Бог является конечной реальностью (Barrett*).
πέμψας aor.* act.* part.* от πέμπω, см.* ст. 18. Subst.* part.* описывает характерную черту.
διδάσκων praes.* act.* part.* (temp.*) от διδάσκω (G1321) учить.
ἐλήλυθα perf.* ind.* act.* от ἔρχομαι, см.* ст. 27. Perf.* подчеркивает настоящие результаты действия в прошлом.
ἀληθινός (G228) истинный, указывающий на подлинность. Бог является конечной реальностью (Barrett*).
πέμψας aor.* act.* part.* от πέμπω, см.* ст. 18. Subst.* part.* описывает характерную черту.
29 ἀπέστειλεν aor.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать, посылать как облеченного властью представителя.
30 οὖν (G3767) следовательно. Из-за Его заявления, что Он послан Богом (Westcott*).
πιάσαι aor.* act.* inf.* от πιάζω (G4084) хватать, арестовывать. Inf.* в роли дополнения к гл.* ἐζήτουν.
ἐπέβαλεν aor.* ind.* act.* от ἐπιβάλλω (G1911) бросаться на кого-л., хватать руками.
ἐληλύθει plperf.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, в знач. «наступать» (Ин 4:5).
πιάσαι aor.* act.* inf.* от πιάζω (G4084) хватать, арестовывать. Inf.* в роли дополнения к гл.* ἐζήτουν.
ἐπέβαλεν aor.* ind.* act.* от ἐπιβάλλω (G1911) бросаться на кого-л., хватать руками.
ἐληλύθει plperf.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить, в знач. «наступать» (Ин 4:5).
31 ἐπίστευσαν aor.* ind.* act.* от πιστεύω (G4100) верить.
ἔλθῃ aor.* conj.* act.* от ἔρχομαι, см.* ст. 27. Conj.* с ὅταν (G3752) когда бы ни.
πλείονα comp.* от πολύς (G4183) многий, множество; comp.* больше.
ποιήσει fut.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
ὧν gen.* от ὅς (G3739); gen.* сравнения.
ἐποίησεν aor.* ind.* act.* от ποιέω совершать. Вариант praes.*, по-видимому, является исправлением переписчика (TC*, 217). Обобщ.* aor.* рассматривает действие целиком (см.* M. de Jonge, “Jewish Expectations about the ‘Messiah’ according to the Fourth Gospel”, NTS* 19 [1972]: 246−70).
ἔλθῃ aor.* conj.* act.* от ἔρχομαι, см.* ст. 27. Conj.* с ὅταν (G3752) когда бы ни.
πλείονα comp.* от πολύς (G4183) многий, множество; comp.* больше.
ποιήσει fut.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
ὧν gen.* от ὅς (G3739); gen.* сравнения.
ἐποίησεν aor.* ind.* act.* от ποιέω совершать. Вариант praes.*, по-видимому, является исправлением переписчика (TC*, 217). Обобщ.* aor.* рассматривает действие целиком (см.* M. de Jonge, “Jewish Expectations about the ‘Messiah’ according to the Fourth Gospel”, NTS* 19 [1972]: 246−70).
32 ἤκουσαν aor.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать.
γογγύζοντος praes.* act.* part.* от γογγύζω (G1111) бормотать.
ὑπηρέτης (G5257) служитель. Здесь храмовая стража (Brown*; BBC*).
πιάσωσιν aor.* conj.* act.* от πιάζω (G4084) арестовывать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
γογγύζοντος praes.* act.* part.* от γογγύζω (G1111) бормотать.
ὑπηρέτης (G5257) служитель. Здесь храмовая стража (Brown*; BBC*).
πιάσωσιν aor.* conj.* act.* от πιάζω (G4084) арестовывать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
34 ζητήσετε fut.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать.
εὑρήσετε fut.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
ἐλθεῖν aor.* act.* inf.* от ἔρχομαι (G2064) делать. Inf.* в роли дополнения.
εὑρήσετε fut.* ind.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
ἐλθεῖν aor.* act.* inf.* от ἔρχομαι (G2064) делать. Inf.* в роли дополнения.
35 μέλλει praes.* ind.* act.* от μέλλω (G3195) собираться, с inf.* выражает будущее (см.* 6:6).
διασποράν (G1290) acc.* sing.* рассеяние, диаспора. Иудеи, живущие вне Палестины (TDNT*; JPFC*, 1:117−83, 183−215, 464−503). Последующий gen.* описывает район рассеяния (Schnackenburg*).
διασποράν (G1290) acc.* sing.* рассеяние, диаспора. Иудеи, живущие вне Палестины (TDNT*; JPFC*, 1:117−83, 183−215, 464−503). Последующий gen.* описывает район рассеяния (Schnackenburg*).
37 ἐσχάτῃ (G2078) dat.* sing.* последний. На рассвете во время праздника кущей священники набирали в золотой сосуд воду из купальни Силоамской и приносили ее в храм Когда они приближались к Водяным воротам, звучала труба: короткий звук, потом долгий, и снова короткий. Утром вода приносилась в жертву вместе с вином, они выливались на алтарь из двух серебряных чаш. Возможно, именно в это время Иисус встал и громко провозгласил (Edersheim, Temple*, 281f; Morris*; SB*, 2:799−805; WZZT*, 243−45; Beasley-Murray*; M*, Sukkah 4:9−10; BBC*).
εἱστήκει plperf.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) стоять.
ἔκραξεν aor.* ind.* act.* от κράζω (G2896) восклицать, см.* ст. 28.
διψᾷ praes.* conj.* act.* от διψάω (G1372) жаждать. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором условие рассматривается как возможное. Более подробно см.* B. H. Grisby, “‘If Any Man Thirsts…’ Observations on the Rabbinic Background of John 7,37−39”, Bib* 67 (1986): 101−8.
ἐρχέσθω praes.* med.* (dep.*) imper.* 3 pers.* sing.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Итоги толкований и разночтений см.* в Juan B. Cortes, “Yet Another Look at Jn 7, 37−38”, CBQ* 29 (1967): 79−84.
πινέτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от πίνω (G4095) пить.
εἱστήκει plperf.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) стоять.
ἔκραξεν aor.* ind.* act.* от κράζω (G2896) восклицать, см.* ст. 28.
διψᾷ praes.* conj.* act.* от διψάω (G1372) жаждать. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором условие рассматривается как возможное. Более подробно см.* B. H. Grisby, “‘If Any Man Thirsts…’ Observations on the Rabbinic Background of John 7,37−39”, Bib* 67 (1986): 101−8.
ἐρχέσθω praes.* med.* (dep.*) imper.* 3 pers.* sing.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Итоги толкований и разночтений см.* в Juan B. Cortes, “Yet Another Look at Jn 7, 37−38”, CBQ* 29 (1967): 79−84.
πινέτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от πίνω (G4095) пить.
38 πιστεύων praes.* act.* part.* от πιστεύω (G4100) верить. Subst.* part.* описывает неотъемлемую черту характера.
καθώς (G2531) как. Об использовании и строении см.* Morris*; Brown*.
ποταμοί nom.* pl.* от ποταμός (G4215) река. О значении воды см.* DJG*, 869−70.
κοιλίας (G2836) чрево, живот. Обозначает сокрытые, внутренние тайники человеческого тела (BAGD*). Здесь, возможно, относится к сердцу или центру человеческого организма; см.*, например, Пр. 4:23.
ῥεύσουσιν fut.* ind.* act.* от ῥέω (G4482) течь.
ζῶντος praes.* act.* part.* (adj.*) от ζάω (G2198) жить.
καθώς (G2531) как. Об использовании и строении см.* Morris*; Brown*.
ποταμοί nom.* pl.* от ποταμός (G4215) река. О значении воды см.* DJG*, 869−70.
κοιλίας (G2836) чрево, живот. Обозначает сокрытые, внутренние тайники человеческого тела (BAGD*). Здесь, возможно, относится к сердцу или центру человеческого организма; см.*, например, Пр. 4:23.
ῥεύσουσιν fut.* ind.* act.* от ῥέω (G4482) течь.
ζῶντος praes.* act.* part.* (adj.*) от ζάω (G2198) жить.
39 περὶ τοῦ πνεύματος относящийся к Духу. В более поздней раввинистической дискуссии об игре на флейтах во время церемонии выливания воды — если это происходит в субботу — рабби Иешуа Бен Леви связывает выражение «Дом текущей воды» с Ис 12:3, в сравнении с «течением Духа Святого», Который несет радость (j.* Sukkah, 5; WZZT*, 245; BBC*).
ἔμελλον impf.* ind.* act.* от μέλλω собираться, см.* ст. 35.
λαμβάνειν praes.* act.* inf.* от λαμβάνω (G2983) брать; inf.* как дополнение.
πιστεύσαντες aor.* act.* part.* от πιστεύω (G4100) верить.
οὐδέπω (G3763) пока не.
ἐδοξάσθη aor.* ind.* pass.* от δοξάζω (G1392) прославлять.
ἔμελλον impf.* ind.* act.* от μέλλω собираться, см.* ст. 35.
λαμβάνειν praes.* act.* inf.* от λαμβάνω (G2983) брать; inf.* как дополнение.
πιστεύσαντες aor.* act.* part.* от πιστεύω (G4100) верить.
οὐδέπω (G3763) пока не.
ἐδοξάσθη aor.* ind.* pass.* от δοξάζω (G1392) прославлять.
41 ἔλεγον impf.* ind.* act.*, см.* ст. 25. Iterat.* impf.*, показывает, что говорили разные люди.
μή (G3361), отр. используется для ввода вопроса, на который ожидается отрицательный ответ: «Ведь Он не..., не так ли?»
μή (G3361), отр. используется для ввода вопроса, на который ожидается отрицательный ответ: «Ведь Он не..., не так ли?»
42 οὐχ (G3756), отр. используется для ввода вопроса, на который ожидается утвердительный ответ.
σπέρμα (G4690) семя, потомство. О Мессии как потомке Давида и Его рождении в Вифлееме см.* Cleon L. Rogers Jr., “The Promises to David in Early Judaism”, Bib Sac* 150 (1993): 285−302; Мф 2:5−6; DJG*, 766−69.
σπέρμα (G4690) семя, потомство. О Мессии как потомке Давида и Его рождении в Вифлееме см.* Cleon L. Rogers Jr., “The Promises to David in Early Judaism”, Bib Sac* 150 (1993): 285−302; Мф 2:5−6; DJG*, 766−69.
43 σχίσμα (G4978) разделение, раскол.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться; здесь: возникать.
ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться; здесь: возникать.
44 ἤθελον impf.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
πιάσαι aor.* act.* inf.* от πιάζω, см.* ст. 32; inf.* в качестве дополнения.
πιάσαι aor.* act.* inf.* от πιάζω, см.* ст. 32; inf.* в качестве дополнения.
46 ἀπεκρίθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*), см.* ст. 16.
οὐδέποτε (G3762) никогда, ни в какое время.
ἐλάλησεν aor.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить; обобщ.* aor.* рассматривает действие как единое целое.
οὐδέποτε (G3762) никогда, ни в какое время.
ἐλάλησεν aor.* ind.* act.* от λαλέω (G2980) говорить; обобщ.* aor.* рассматривает действие как единое целое.
47 πεπλάνησθε perf.* ind.* pass.* от πλανάω (G4105) сбивать с толку, обманывать. Perf.* подчеркивает прошлые обманы, которые мешают признать истину, и их длящийся результат.
49 γινώσκων praes.* act.* part.* от γινώσκω (G1097) знать; здесь: близко познакомиться, усвоить.
ἐπάρατος (G1944) обвиняемый. Примеры того, как ученые рабби презирали тех, кто не соблюдал закон, см.* в SB*, 2:494−519; Barrett*; BBC*.
ἐπάρατος (G1944) обвиняемый. Примеры того, как ученые рабби презирали тех, кто не соблюдал закон, см.* в SB*, 2:494−519; Barrett*; BBC*.
50 ἐλθών aor.* act.* part.* nom.* masc.* sing.* от ἔρχομαι (G2064) идти. Part.* в роли subst.*, «тот, кто».
ὤν praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть.
ὤν praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть.
51 ἀκούσῃ aor.* conj.* act.* от ἀκούω (G191) слышать. Conj.* с ἐάν (G1437) выражает условие.
γνῷ aor.* conj.* act.* от γινώσκω (G1097) знать; здесь: быть информированным.
γνῷ aor.* conj.* act.* от γινώσκω (G1097) знать; здесь: быть информированным.
52 ἐραύνησον aor.* imper.* act.* от ἐραυνάω (G2045) искать, исследовать, расследовать полностью (BAGD*).
ἴδε aor.* imper.* act.*, см.* ст. 26.
ἴδε aor.* imper.* act.*, см.* ст. 26.
53 ἐπορεύθησαν aor.* ind.* pass.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) идти. По поводу проблем текста, связанных с этой перикопой, см.* TC*, 219; Daniel B. Wallace, “Reconsidering ‘The Story of Jesus and the Adultress Reconsidered’”, NTS* 39 (1993): 290−96, с библиографией.