Бытие 14 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии Скоуфилда

Библейской Лиги ERV

1 Амрафел был царём сеннаарским, Ариох был царём елласарским, Кедорлаомер был царём еламским, а Фидал был царём гоимским.
2 Все эти цари пошли войной против Беры, царя содомского, Берши, царя гоморрского, Шимавы, царя Адмы, Шимевера, царя цевоимского, и царя Белы, называемого также Сигором,
3 армии которых соединились в долине Сиддим, там, где теперь Мёртвое (Солёное) море.
4 Эти цари 12 лет служили Кедорлаомеру, а на 13 год восстали против него.
5 Поэтому на 14 год царь Кедорлаомер и бывшие с ним цари пошли против них войной и победили рефаимов в Аштероф-Карнаиме, зузимов в Хаме, емимов в Шаве-Кирафаиме
6 и хорреев в горах Сеира до самого Эл-Фарана, что граничит с пустыней.
7 Затем царь Кедорлаомер повернул на север и, дойдя до Ен-Мишпата, называемого также Кадесом, победил народ амаликитян, а также и народ аморреев, живших в Хацацон-Фамаре.
8 В это время цари Содома, Гоморры, Адмы, Цевоима и Белы (Сигора) объединились и вышли сражаться со своими врагами в долине Сиддим.
9 Они сражались с Кедорлаомером, царём еламским, Фидалом, царём гоимским, Амрафелом, царём сеннаарским, Ариохом, царём елласарским — четыре царя против пяти.
10 В долине Сиддим было множество ям, заполненных дёгтем. После поражения, когда цари Содома и Гоморры со своим войском бежали с поля боя, многие из солдат попадали в эти ямы, а уцелевшие же нашли спасение в горах.
11 Одержав победу, царь Кедорлаомер и его воины захватили всё, чем владели жители Содома и Гоморры, а затем отправились в свою землю.
12 Лот, сын брата Аврама, жил в Содоме и поэтому тоже попал в плен, а всё то, чем он владел, было захвачено Кедорлаомером.
13 Один из уцелевших воинов пошёл к еврею Авраму и рассказал о случившемся. Аврам в то время жил около дубравы аморрея Мамре. Мамре, Эшкол и Анера договорились помогать друг другу, они также заключили союз и с Аврамом.
14 Узнав, что Лота захватили в плен, Аврам собрал всю свою семью, в которой было 318 воинов, и во главе их преследовал неприятеля до самого города Дан.
15 В ту же ночь они напали на врагов, застав их врасплох и, одержав победу, преследовали до самой Ховы, к северу от Дамаска.
16 Аврам возвратил всё украденное врагами имущество: всех женщин, слуг, а также и самого Лота со всеми его владениями.
17 Победив Кедорлаомера и царей, бывших с ним, Аврам возвратился домой, а царь Содома вышел ему навстречу в долине Шаву, называемой теперь Царской долиной.
18 Мелхиседек, салимский царь, священник Всевышнего Бога, также вышел навстречу Авраму, неся с собой хлеб и вино.
19 Благословив Аврама, он сказал: «Аврам, да благословит тебя Всевышний Бог, Создавший небо и землю.
20 Восславим Всевышнего Бога, Который помог тебе победить твоих врагов».
Аврам отдал Мелхиседеку десятую часть захваченного в битве.
21 Тогда царь Содома сказал Авраму:
«Верни мне моих людей, которых захватил враг, а всё остальное можешь оставить себе».
22 Но Аврам ответил царю Содома:
«Я обещаю Господу, Всевышнему Богу, Тому, Кто сотворил небо и землю,
23 что не возьму себе ничего из принадлежащего тебе: ни ремешка, ни нитки. Я обещаю, что не оставлю себе ничего, так как не хочу, чтобы ты сказал: „Я обогатил Аврама”.
24 Единственное, что я приму, это еду, которую съели мои отроки, но ты должен отдать остальным их долю. Возьми захваченное нами в бою и отдай часть этого Анере, Эшколу и Мамре, потому что эти люди помогли мне в сражении».

Комментарии Скоуфилда

18 Мелхиседек — прообраз Христа Царя и Священника. Прообраз отражает священническое служение Христа в Его воскресении, поскольку Мелхиседек предлагал только символы жертвы: хлеб и вино. Выражение «по чину Мелхиседека» (Евр 6:20) относится к царской власти и беспредельности Христова первосвященничества (Евр 7:23−24). Ааронов чин часто прерывался смертью очередного первосвященника. Христос же первосвященник по чину Мелхиседека, как Царь праведности и мира (Ис 11:4−9; Евр 7:2), а также по беспредельности Его первосвященничества. Священство же по чину Аарона символизирует Его священническое служение.

18 Эль-Элион — означает самый высший, Всевышний.
1) Первое появление этого имени (ст. 18) указывает на его особый смысл. Возвращаясь после победы над союзом царей (Быт 14:1−17), Аврам встречается с Мелхиседеком, царём Салима, «священником Всевышнего Бога» (Эль-Элиона), «Владыки неба и земли». Эта встреча произвела удивительное впечатление на патриарха. Он не только тут же отдал Мелхиседеку «десятину от всего», что добыл в сражении, но когда царь Содома предложил часть этой добычи Авраму, он сказал: «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего» (Быт 14:18−23)

а) Обращает на себя внимание, что Господь (Иегова) известен царю не еврею (Мелхиседеку) под именем «Всевышнего Бога» (Эль-Элион);
б) язычник (не еврей) оказывается первосвященником Эль-Элиона, и
в) отличительной чертой Всевышнего Бога является то, что Он — «Владыка неба и земли».

В соответствии с этим языческим пониманием Бога как «Самого Высокого» мы читаем, что Всевышний «давал уделы народам и расселял сынов человеческих» (Втор 32:8). Как «Владыке неба и земли» Всевышнему подобало распределять землю между народами, как Ему было угодно, и Он действительно делал это, как говорится в том же 8-м стихе 32-й главы Второзакония. В том же смысле это имя употребляется у Даниила, в книге пророчеств об язычниках (Дан 3:26; 4:17, 24−25, 32, 34−35; 5:18, 21).

2) Будучи «Владыкою неба и земли», Всевышний Бог господствует в равной мере над обеими сферами:
а) небесная власть Эль-Элиона (см. Дан 4:35, 37; Ис 14:13−14; Мф 28:18);
б) земная власть Эль-Элиона (см. Втор 32:8; Пс 9:3−6; 20:8; 46:3−5; 55:3−5; 81:6, 8; 82:17−14; 90:9−12; 2Цар 22:14−15; Дан 5:18). См. другие имена Божества: Быт 1:1, примеч.; 2:4, примеч.; 2:7, прмеч.; 15:2, примеч.; 17:1, примеч.; 21:33, примеч.; 1Цар 1:3, примечание.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.