Бытие 4 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Комментарии Скоуфилда

Библейской Лиги ERV

1 Адам познал свою жену Еву, и она родила ребёнка, которого назвали Каином. «С помощью Господа я сотворила мужчину», — сказала Ева.
2 После этого она родила ещё одного сына, брата Каина, Авеля. Авель стал пастухом, а Каин — земледельцем.
3 Когда пришло время жатвы, Каин принёс в дар Господу некоторые из выращенных им плодов земли,
4 Авель же принес в дар животных из своего стада: лучшие части самых тучных овец. Господь принял дар Авеля,
5 а подношение Каина не принял. Каин был этим очень опечален и рассержен.
6 Господь спросил Каина:
«Почему ты сердишься? Чем опечален ты?
7 Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и тогда Я приму тебя. Но если будешь делать зло, то твоя жизнь будет греховна. И тогда твой грех захочет править тобой, ты же должен сам править грехом».
8 Каин сказал своему брату Авелю:
«Пойдём в поле».
Когда они пришли в поле, Каин напал на своего брата Авеля и убил его.
9 Некоторое время спустя Господь спросил Каина:
«Где твой брат Авель?»
Каин ответил:
«Не знаю. Разве я сторож моему брату?»
10 «Что же ты сделал? — сказал тогда Господь. — Кровь твоего брата словно голос взывает ко Мне из земли.
11 И теперь Я проклинаю тебя и эту землю, на которой ты трудишься. Тебе больше не собирать с неё урожая, так как ты заставил её испить кровь своего брата.
12 Когда будешь возделывать землю, она не будет давать тебе богатый урожай, как это было раньше. У тебя не будет на земле дома, и ты будешь скитаться с места на место».
13 Каин ответил Господу:
«Вынести такое наказание свыше моих сил!
14 Ты изгоняешь меня с моей земли, и я не смогу больше быть рядом с Тобой! У меня не будет дома, мне придётся скитаться с места на место, и всякий, кого я повстречаю, сможет убить меня!»
15 «Если кто-нибудь убьёт тебя, Каин, — ответил ему Господь, — Я накажу того во много раз страшнее».
Господь пометил его, и эта отметина являлась предостережением всем встречным: увидев её, никто не посмеет убить Каина.
16 Каин ушёл от Господа и поселился в земле Нод, к востоку от Эдема.
17 Он познал свою жену, и она родила сына, которого назвали Енохом. Каин построил город и назвал его Енох, по имени своего сына.
18 У Еноха был сын Ирод, у Ирода был сын Мехиаель, у Мехиаеля был сын Мафусал, у Мафусала был сын Ламех.
19 Ламех взял в жёны двух женщин: одну жену звали Ада, другую — Цилла.
20 Ада родила Иавала, он стал отцом всех живущих в шатрах и добывающих пропитание скотоводством.
21 У Ады был ещё один сын, Иувал, брат Иавала, он стал отцом играющих на арфе и флейте.
22 Цилла родила Фувала-Каина, отца кующих орудия из железа и бронзы. У него была сестра по имени Наама.
23 Ламех сказал своим жёнам:
«Услышьте мои слова, Ада и Цилла! Слушайте, жёны Ламеха! Человек задел меня, и я убил его! Ребёнок ударил меня, и я убил его!
24 Наказание за убийство Каина было великое, но наказание за моё убийство будет во много раз страшнее!»
25 Адам познал Еву, и она родила ещё одного сына. Они назвали его Сифом. «Бог послал мне ещё одного сына. Каин убил Авеля, теперь же у меня есть Сиф», — сказала Ева.
26 У Сифа также родился сын, и он назвал его Еносом. К тому времени люди стали поклоняться Господу.

Комментарии Скоуфилда

1 Каин (приобретение) — символ сугубо земного человека. Его вера полностью лишена какого бы то ни было понятия о грехе или потребности в искуплении своей вины. О такого рода религиозности пишет апостол Петр (2Пет 2).
Особенности характера Каина выражаются в том, что он:
1) самоволен в своем служении Богу;
2) недоволен Богом;
3) не желает приносить жертву за свой грех;
4) совершает убийство брата;
5) лжёт Богу. Обречённый на странствование, он тем не менее остаётся предметом Божией заботы.

2 Авель (евр. Хавель — «дуновение» или «то, что восходит») — тип духовного человека. Его жертва, которая включала пролитие искупительной крови (Евр 9:22), была одновременно и исповеданием греха и выражением живой веры в Бога (Евр 11:4).

4 Прообраз Христа, Божьего Агнца — наиболее постоянный символ страдающего Мессии, «Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира» (Ин 1:29). Агнец наиболее точно выражает невинность и кротость Господа Иисуса (Ис 53:7; Лк 23:9; Мф 26:53−54). Этот прообраз обращает на себя внимание, когда мы сравниваем жертву Авеля с бескровной жертвой Каина. Ситуация эта, относящаяся к самому началу человеческой истории, подтверждает ту истину, что «без пролития крови не бывает прощения грехов» (Евр 9:22; 11:4).

7 В еврейском языке термины «грех» и «жертва за грех» выражаются одним и тем же словом, что удивительным образом подчеркивает полное отождествление греха грешника с жертвою за грех ( ср. Ин 3:14 с 2Кор 5:21). Здесь оба значения также сливаются воедино. «У дверей грех лежит», но также и жертва за грех (искупительная жертва) у дверей (шатра)». «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20). В жертве Авеля отражается данное ранее наставление (ер. Быт 3:21), она была принесена с «верою» (Евр 11:4), и такая вера означает принятие каждого Божьего слова. В то же время бескровная жертва Каина была как бы отказом Богу. Однако, Иегова ещё раз предлагает Каину (4:7) принести требуемую жертву.

17 Первая цивилизация, погибшая во время потопа, была по происхождению, характеру и по судьбе своей Каиновой. В ст. 16−22 упомянуты все материальные стороны этой цивилизации: город, занятие скотоводством, развитие искусств и производств. Енох, именем которого был назван первый город, означает «учитель». «Эль» или «ель» в окончании имён сына и внука Еноха говорят о том, что некоторое время представление об Элохиме (Боге) в «каиновом обществе» сохранялось, но вскоре начало исчезать (Рим 1:21−23). Ада означает «удовольствие» или «украшение», а Цилла — «прятаться»; Ламех — «завоеватель» или «буйный человек». (Ср. Рим 1:21−25. См. Быт 6:4). Цивилизация Каина возможно была такой же великолепной, как римская или греческая, но Божественный суд над людьми производится по критериям морали, а не по достижениям материальным (Быт 6:5−7).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.