«Не во время праздника, чтобы не началась смута среди народа».
«К чему такое расточительство?
«Зачем смущаете женщину? Она сделала для Меня доброе дело.
«Сколько вы мне заплатите за то, что я предам Его вам?»
Они предложили ему тридцать серебреников.
«Где хочешь, чтобы мы приготовили для Тебя пасхальный ужин?»
«Пойдите к одному человеку в городе и скажите ему о том, что Учитель говорит: „Моё время пришло. Я отпраздную Пасху вместе с учениками в твоём доме”».
«Правду вам говорю, что один из вас предаст Меня».
«Уж, наверное, это не я буду, Господи!»
«Кто обмакнул хлеб в одном блюде со Мной, тот и предаст Меня.
«Ты не думаешь, что это я, Учитель!» А Иисус ответил ему:
«Ты сам сказал это!»
«Берите, ешьте этот хлеб. Это — тело Моё!»
«Пейте все,
«Даже если все потеряют веру в Тебя, я никогда не потеряю».
«Правду тебе говорю, что в эту ночь, прежде чем петух пропоёт, ты трижды отречёшься от Меня».
«Даже если мне придётся умереть вместе с Тобой, я никогда не отрекусь».
И все ученики повторили то же самое.
«Посидите здесь, пока Я схожу туда и помолюсь».
«Моя душа полна смертельной скорби. Оставайтесь здесь и бодрствуйте со Мной».
«Отец Мой, если это возможно, пусть минует Меня эта чаша, но пусть сбудется не то, что Я хочу, а то, чего Ты желаешь».
«Неужели вы не могли пободрствовать со Мной и часа?
«Отец, если не минует Меня эта чаша и Я должен буду испить её, то пусть исполнится Твоя воля».
«Вы всё ещё спите и отдыхаете? Послушайте, настал час, и Сын Человеческий будет предан в руки грешникам.
«Тот, Кого я поцелую, и есть Христос, хватайте Его».
«Приветствую Тебя, Учитель!» — а потом поцеловал Его.
«Друг, делай то, зачем пришёл».
Тогда мужчины подошли и схватили Иисуса.
«Убери свой меч в ножны, потому что тот, кто поднимет меч, от меча и погибнет.
«Вы вышли с мечами и дубинками как на разбойника, чтобы взять Меня под стражу. Каждый день Я сидел в храме, проповедуя, но вы не схватили Меня.
Тогда все ученики оставили Его и убежали прочь.
«Этот Человек утверждал: „Я могу разрушить храм Божий и восстановить его в три дня”».
«Почему не отвечаешь? Что означает свидетельство этих людей против Тебя?»
«Заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, Христос ли Ты, Сын Божий?»
«Он оскорбляет Бога! Какие ещё нужны свидетели! Вы все слышали эти оскорбления!
В ответ они сказали:
«Виновен и должен умереть!»
«Докажи нам, что Ты пророк, Христос! Скажи нам, кто ударил Тебя?»
«Ты тоже был с Иисусом Галилеянином».
«Я не знаю, о чём ты говоришь!»
«Этот человек был с Иисусом Назарянином».
«Я не знаю Этого Человека!»
«Ты точно один из них, так как твоя речь выдаёт тебя».
«Я не знаю Этого Человека!» И тут же пропел петух.
«Прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня», и пошёл прочь, горько заплакав.
7 Тут нет противоречия со сказанным у Иоанна (12:3). Это было обычаем — помазывать ноги (Лк 7:38) и голову (Лк 7:46) в знак гостеприимства и оказания почести. Но Мария из Вифании, которая единственная из всех Господних учеников поняла значение Его троекратного предсказания относительно Его смерти и воскресения, вложила в этот акт помазания более глубокий смысл: она приготовила тело Господа к погребению. И впоследствии Марии из Вифании не было среди тех женщин, которые пришли ко гробу Иисуса с намерением помазать тело Его.
20 Порядок событий в Пасхальную ночь был, по-видимому, следующим:
1) Размещение Господа и учеников у стола;
2) спор о том, кто будет наибольшим;
3) омовение ног;
4) распознание в Иуде предателя;
5) уход Иуды;
б) учреждение Вечери Господней;
7) слова Иисуса, сказанные еще в горнице (Мф 26:26−29; Лк 22:35−38; Ин 13:31−35; Мк 14:1−31);
8) слова Иисуса, сказанные по дороге из горницы в сад (Мф 26:31−35; Мк 14:26−31; Иоан. 15, 16, 17); по всей вероятности, первосвященническая молитва (Иоан. 17) была произнесена Им уже в саду;
9) муки Христовы перед распятием;
10) предательство и арест;
11) Иисус перед Каиафой; отречение Петра.
28 Прощение. Краткий комментарий: греческое слово, переведенное как «во оставление грехов» в Мф 26:28, во всех почти остальных случаях передается словом «прощение». Собственно, оно означает «отослать прочь». И во всем Св. Писании «прощение» имеет именно это, основное свое значение: отделение (устранение) греха от грешника. Следует обратить внимание на разницу между человеческим и Божественным прощением:
1) Человеческое прощение означает освобождение от наказания. В Ветхом и Новом Заветах — как это дано нам в символах и в конкретном осуществлении — Божественное прощение следует за приведением наказания в восполнение. «...и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, н прощено будет ему» (Лев 4:35). «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета за многих изливаемая во оставление грехов» (ст. 28). «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9:22). См. «Жертва» (Быт 4:4; Евр 10:18, примеч.). Грек оправданного верующего нарушает его общение с Богом и прощается после исповедания этого греха, но всегда на основании жертвы Христа (1Ин 1:6−9; 2:2).
2) Человеческое прощение порождается Божественным прощением, проистекает из него. Во многих местах Писания это скорее подразумевается, чем прямо констатируется, но самый принцип четко выражен в Еф 4:32; Мф 18:32−33.
39 Образ «чаши» следует понимать, исходя из того смысла, какой придает этому символу Сам Господь, говоря о приближении Своей жертвенной смерти (Мф 20:22; Ин 18:11). Судя по словам Иоанна (Ин 10:17−18), Иисуса едва ли мучил страх нежеланной смерти. Ценность описания Гефсиманского борения Христа — в том, что из него мы видим: Он вполне сознавал, какой мучительной будет Его смерть на Кресте, когда Его «душа принесет жертву умилостивления» (Ис 53:10), — тем более, что Отец сокроет на это время Свое лицо от Него. До конца сознавая какую цену придется Ему уплатить, Он уплатил ее добровольно.
57 Из сравнения соответствующих описаний предстает следующий порядок событий в день распятия:
1) Рано утром Иисус приведен перед лицо первосвященника Каиафы и Синедриона. Он осужден и подвергнут издевательствам (Мф 26:57−68; Мк 14:55−65; Лк 22:63−71; Ин 18:19−24).
2) Синедрион направляет Иисуса к Пилату (Мф 27:1−2, 11−14; Мк 15:1−5; Лк 23:1−5; Ин 18:28−38).
3) Пилат отправляет Иисуса к Ироду (Лк 23:6−12; Ин 19:4).
4) Иисуса снова приводят к Пилату, который отпускает Варавву, а Господа отдает на распятие (Мф 27:15−26; Мк 15:6−15; Лк 23:13−25; Ин 18:39−40; 19:4−16).
5) Иисусу возлагают на голову терновый венец и издеваются над Ним (Мф 27:26−30; Мк 15:15−20; Ин 19:1−3).
б) Самоубийство Иуды (Мф 27:3−10).
7) Христа ведут на распятие. Его крест возложен на Симона. Слово Иисуса к женщинам (Мф 27:31−32; Мк 15:20−23; Лк 23:26−33; Ин 19:16−17). Порядок событий во время распятия см. у Мф 27:33, примеч.
71 Ср. с 69-м стихом, а также с Мк 14:69; Лк 22:58; Ин 18:25. Некоторые усматривают расхождение в этих записях. Но не будем забывать, что толпа там собралась возбужденная, и Петра спрашивали и обвиняли в двух местах: «Со служителями» (Мф 26:58), где его обвинили впервые (ст. 69); и при выходе «за ворота», где тоже было много народа, и где он был обвинен второй и третий раз — «другой» (служанкой) и «стоявшими там», т.е. людьми из толпы (ст. 71, 73; Ин 18:25).