От Матфея 5 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Комментарии Скоуфилда

Библейской Лиги ERV

1 Увидев толпы народа, Иисус поднялся на гору, а Его ученики пришли к Нему. Он сел там
2 и стал проповедовать людям:
3 «Блаженны осознающие духовную потребность в Боге, так как Царство Небесное принадлежит им.
4 Блаженны печалящиеся, так как Бог их утешит.
5 Блаженны кроткие, так как они унаследуют землю, обещанную Богом.
6 Блаженны изголодавшиеся и томящиеся жаждой праведности, так как они будут удовлетворены Богом сполна.
7 Блаженны милостивые, так как им будет оказана Божья милость.
8 Блаженны те, чьи помыслы чисты, так как они будут с Богом.
9 Блаженны миротворцы, так как они будут названы детьми Божьими.
10 Блаженны преследуемые за праведность, так как Царство Небесное принадлежит им.
11 Блаженны вы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас только потому, что вы Мои ученики.
12 Ликуйте и радуйтесь, потому что ваша награда на небесах будет велика. Так же преследовали и пророков, живших до вас».
13 «Вы — соль земли, но если соль становится безвкусной, то как же она снова станет солёной? Она ни к чему не пригодна, разве только выбросить её, чтобы её затоптали ногами.
14 Вы — свет мира. Вы подобны городу, построенному на вершине холма, который нельзя скрыть.
15 Никто не прячет зажжённый светильник под перевёрнутый кверху дном сосуд. Напротив, светильник ставят на подставку, и он даёт свет всем в доме.
16 Пусть ваш свет сияет перед людьми, чтобы были видны ваши добрые дела и чтобы люди прославляли вашего Небесного Отца».
17 «Не думайте, что Я пришёл с тем, чтобы уничтожить Закон Моисея или Писания пророков. Я пришёл не для того, чтобы их уничтожить, а чтобы показать их значения во всей полноте.
18 Правду вам говорю: до тех пор, пока существуют небо и земля, ни одна даже самая малая точка или запятая не исчезнет из закона, пока не исполнится всё.
19 И потому тот, кто нарушит пусть даже и самую малую из заповедей и станет учить других поступать так же, будет считаться самым малым в Царстве Небесном. Тот же, кто исполняет заповеди и учит тому же других, будет считаться великим в Царстве Небесном.
20 Говорю вам: если вы не превзойдёте законников и фарисеев, исполняя то, чего требует Бог, то не войдёте в Царство Небесное!»
21 «Вы слышали, что было сказано нашим предкам: „Не убивай! А тот, кто совершит убийство, ответит за это перед судом”.
22 А Я говорю вам, что всякому, кто разгневается на ближнего своего, придётся ответить перед судом. И тому, кто оскорбит другого, придётся держать ответ в синедрионе. И тому, кто скажет другому: „Глупец!” — придётся ответить за это в адском огне.
23 И если, неся дары к алтарю, ты вспомнишь, что твой брат имеет что-либо против тебя,
24 то оставь свои дары перед алтарём. Сначала пойди и примирись со своим братом, а тогда вернись обратно и возложи дары.
25 С тем, кто ведёт тебя в суд, примирись как можно скорее, пока ещё вы на пути в суд. Иначе враг твой передаст тебя в руки судьи, судья же передаст тебя стражнику и тебя бросят в тюрьму.
26 Правду тебе говорю: не выйдешь оттуда, пока не выплатишь весь свой долг».
27 «Вы слышали, что сказано: „Не прелюбодействуй!”
28 Я же говорю вам, что любой, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже совершил прелюбодеяние в своём сердце.
29 И потому, если твой правый глаз побуждает тебя к греху, вырви его и выбрось, так как лучше тебе лишиться одной части тела, чем всему телу быть ввергнутым в ад.
30 И если твоя правая рука побуждает тебя к греху, то отруби её и выбрось, так как лучше тебе лишиться одной части тела, чем всему телу быть ввергнутым в ад».
31 «Сказано: „Каждый, кто разводится со своей женой, должен дать ей письменное уведомление о разводе”.
32 Но Я говорю вам, что каждый, кто разводится со своей женой не по причине её прелюбодеяния, толкает её на грех прелюбодеяния. Тот же, кто женится на разведённой, также повинен в прелюбодеянии».
33 «Вы также слышали, что было сказано нашим предкам: „Не нарушай своей клятвы, соблюдай клятву, данную Господу”.
34 Я же скажу вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь небом, потому что оно — престол Божий.
35 И не клянитесь землёй, потому что она — подножие Божье. И Иерусалимом не клянитесь, потому что он — город великого Царя.
36 И головой своей не клянитесь в подтверждение своей клятвы, потому что ни один волос не можете сделать ни чёрным, ни белым.
37 Если хотите сказать „да”, то и скажите просто „да”, а если хотите сказать „нет”, то и скажите просто „нет”. Всё остальное — от лукавого».
38 «Вы слышали, что сказано: „Око за око, зуб за зуб”.
39 Я же говорю вам: не сопротивляйтесь злому человеку. Напротив, если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую.
40 И если кто захочет судиться с тобой и отнять у тебя рубашку, отдай ему и свою верхнюю одежду.
41 А если римский воин заставит тебя пройти с ним километр, то пройди с ним два.
42 И если кто попросит у тебя что-нибудь, то дай ему. Не отказывай тому, кто просит в долг».
43 «Вы слышали слова: „Люби ближнего своего, но возненавидь своего врага”.
44 Я же говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас,
45 и тогда вы будете детьми вашего Отца Небесного. Он повелевает солнцу сиять над злыми и добрыми людьми. Он посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Потому что если любите вы только тех, кто вас любит, то разве заслуживаете вы награду? Даже сборщики налогов поступают так же.
47 И если вы приветствуете только своих братьев, то разве поступаете иначе, чем все остальные? Разве язычники не поступают так же?
48 Итак, будьте совершенны, как совершенен ваш Отец Небесный».

Комментарии Скоуфилда

2 Возвестив, что «Царство Небесное приблизилось», Царь провозглашает (Мф 5−7) принципы этого Царства. Нагорную проповедь следует рассматривать в двух аспектах:

1) В применении к Царству, ибо она провозглашает Божественную конституцию, которой станет следовать праведное правительство на земле. Когда бы ни было установлено Царство Божие на земле, его правительство будет действовать согласно этой конституции, расшифровывающей на практике слово «праведность», как понимали его пророки, описывавшие Царство (Ис 11:4−5; 32:1; Дан 9:24). (В русской Библии, вместо слова «праведность», употребляется слово «правда»). В упомянутом смысле Нагорная проповедь представляет собой закон, осуждающий не только преступление, но и самое желание совершить его (Мф 5:21−22, 27−28). Здесь-то и кроется одна из глубинных причин отвержения Царства евреями. Они ведь низвели праведность до уровня простого ритуала, а осуществление Ветхозаветной идеи Царства не мыслили иначе, как в своем земном государстве будущего — исполненном величия и могущества.

С одной стороны, их никто и никогда не осуждал за эти мечты о могучем царстве, зримом и ощутимом; но, с другой стороны, слова пророков должны были подготовить их к тому, что только нищие духом и кроткие смогут стать причастниками обещанного Царства (Ис 11:4). В частности, Пс 71, в котором многие видели описание Царства, как они понимали, проникнут этой мыслью. По этим причинам Нагорная проповедь в первом ее аспекте не подразумевает Церкви с ее преимуществами и обязанностями. То и другое трактуется в Посланиях апостолов. А здесь речь идет о законе Царства, по которому никто, например, не может надеяться на прощение, если сам не простил первым (Мф 6:12, 14-15). Под благодатью верующие призваны прощать, потому что они уже прощены (Еф 4:30−32).

2) Но Нагорная проповедь находит прекрасное, и в моральном смысле, применение к верующим христианам, поскольку вечной остается та истина, что нищие духом, а не гордые, получают благословение; что те, кто плачут о своих грехах, кто, сознавая их, делаются «кроткими», станут алкать и жаждать правды, и эти их голод и жажда будут утолены. Милостивые — «блаженны», и чистые сердцем, действительно, «узрят Бога». С этими главными положениями мы вновь столкнемся в учении апостолов, преподанном ими через Послания.

17 Отношение Христа к закону Моисея можно вкратце передать следующим образом:
1) Он родился под законом и подчинился ему (Гал 4:4);
2) Он жил в полном послушании закону (Ин 8:46; Мф 17:5; 1Пет 2:21−23);
3) в еврейском обществе Он был служителем и толкователем закона, который очищал от раввинских премудростей и извращений, применяя его во всей его суровости к тем, кто исповедывал послушание ему (см. Лк 10:25−37); одновременно Он подтверждал и обетования, данные отцам в Моисеевом завете (Рим 15:8);
4) в Нем осуществились прообразы, данные в законе, благодаря святости Его жизни и жертвенной смерти Его (Евр 9:11−26);
5) Он, сделавшись заместителем грешников, понес на Себе проклятие закона, чтобы завет, заключенный с Авраамом, послужил на пользу всем верующим (Гал 3:13−14);
6) Своим искуплением Он освободил верующих из-под закона, и они перестали быть рабами его, получив сыновство (Гал 4:1−7);
7) на Своей крови воздвиг Он Новый Завет, в котором верующие обретают чувство уверенности и милость Господню (Рим 5:2; Евр 8:6−13), учредив таким образом «закон Христов» (Гал 6:2) с его наставлениями и правилами высшего порядка, осуществить которые можно лишь силою Духа Святого, живущего в каждом верующем.

22 Греч. «Геенна» — местность в долине Енном, где в древности приносились человеческие жертвы (2Пар 33:6; Иер 7:31). Это слово встречается у Мф 5:22, 29−30; 10:28; 18:9; 23:15, 33; Мк 9:43, 45, 47; Лк 12:5; Иак 3:6. Во всех случаях, кроме Иак 3:6, это слово выходит из уст Иисуса Христа как строжайшее предупреждение о последствиях греха. Он описывает геенну как такое место, где «их» червь не умирает и огонь не угасает. Это выражение идентично по значению озеру огненному» (Откр 19:20; 20:10, 14−15. См. «Вторая смерть» (Ин 8:24; Откр 21:8); а также Лк 16:23, примечание.

48 «...совершенный». Здесь это слово употребляется в значении полного развития, полного возрастания в благочестии, а не в значении безгрешного совершенства. См. Еф 4:12−13. Главной мыслью этого текста является доброта Отца, а не Его безгрешность. Ср. Лк 6:35−36.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.