«Тебе ли, Господи, омывать мне ноги?»
«Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймёшь».
«Никогда Ты не будешь омывать мне ноги!» Иисус ответил ему:
«Если Я не омою их, ты не будешь одним из тех, кто принадлежит Мне».
«Господи, омой не только мои ноги, но и руки мои, и голову!»
«Тому, кто уже омылся, нужно омыть только ноги, так как тело его чисто. Но не все среди вас чисты».
«Не все среди вас чисты».
«Понимаете ли вы, что Я сделал для вас?
«Истину вам говорю, что один из вас предаст Меня».
«Господи, кто же это?»
«Тот, для кого Я обмакну кусок хлеба в тарелку с едой и кому Я передам его».
И, обмакнув кусок хлеба в тарелку, передал его Иуде, сыну Симона Искариота.
«Сделай скорее то, что собираешься сделать!»
«Купи всё, что нам нужно для праздника», или велит раздать милостыню бедным.
«Теперь Сын Человеческий обрёл славу, и Бог прославлен через Него.
«Господи, куда Ты идёшь?»
Он ответил:
«Ты не можешь пойти за Мной сейчас, но потом пойдёшь за Мной».
«Господи, почему я не могу последовать за Тобой сейчас? Я отдал бы за Тебя жизнь».
«Жизнь за меня отдашь? Истинно тебе говорю, что не успеет ещё петух пропеть, как ты трижды отречёшься от Меня».
10 Произнося эти слова, Иисус подразумевает принятый на Востоке обычай: когда человек возвращался домой из общественной бани, то в омовении нуждались лишь его ноги, загрязнившиеся по дороге, — а не все тело. Так же и вёрующий, который очищен перед законом от всех грехов раз и навсегда (Евр 10:1−12), тем не менее, постоянно нуждается в исповедании перед Отцом своих повседневных грехов, чтобы не нарушалось его общение с Отцом и Сыном (1Ин 1:1−10). Кровь Иисуса Христа служит вечным ответом закону на все, что закон может сказать о вине верующего, но тот нуждается в очищении от повседневного осквернения грехом (см. Еф 5:25−27; 1Ин 5:6). О том же свидетельствуют и ветхозаветные прообразы, говорящие о постоянном продвижении в присутствие Божие: сначала — к медному жертвеннику всесожжения, а уж потом к умывальнику для очищения (Ис 40:6−7). См. также об этом порядке в Ис 30:17−21. Христос не может иметь общения с оскверненным святым, но Он может очистить и очищает его.
1 О порядке событий в ночь последней Пасхи смотрите у Мф 26:20, примечание.