Притчи 24 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Синодальный перевод (МП)

 
 

Не завидуй злым людям. Не теряй на них время.
 
Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

В их сердцах одни только злые планы, все разговоры их о зле.
 
потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Добрые дома построены на мудрости и понимании.
 
Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

Знание наполняет их комнаты редкими и бесценными сокровищами.
 
и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

Мудрость даёт человеку могущество и знание увеличивает его силу.
 
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Ты должен посоветоваться с мудрыми людьми, прежде чем начинать войну; тебе нужно много хороших советников, чтобы выиграть.
 
Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний.

Глупые не понимают мудрости. Когда люди обсуждают важные вещи, глупым нечего сказать.
 
Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.

Если ты всегда замышляешь несчастья, люди будут знать тебя как приносящего беды и никогда не будут слушать тебя.
 
Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.

Всё, что планирует глупый, — грех. Люди презирают того, кто смеётся над праведностью.
 
Помысл глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.

Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб.
 
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Если люди замышляют убить кого-то, ты должен его спасти.
 
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Ты не можешь сказать: «Это не моё дело ». Господь знает твои поступки и чем руководствуешься ты. Он следит за тобой, и поэтому воздаст по делам твоим.
 
Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

Сын мой, ешь сладкий мёд из сот, ведь он полезен для тебя.
 
Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:

Так же и мудрость полезна для тебя. Если мудр ты, будет у тебя надежда, которая никогда не исчезнет.
 
таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел [ее,] то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Не будь подобен вору, который хочет украсть у доброго человека или хочет забрать его дом.
 
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,

Если добрый падёт семь раз, он всё равно поднимется опять, но злобный навечно будет побеждён бедами своими.
 
ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Не радуйся беде врага твоего, не радуйся, когда он упадёт.
 
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.

Господь увидит, если ты радуешься этому, и решит не наказывать твоего врага.
 
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Не допускай волнений из-за злых и не завидуй им.
 
Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,

Нет надежды у злых, и свет их погаснет.
 
потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.

Сын мой, почитай Господа и царя и не присоединяйся к тем, кто выступает против них.
 
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,

Потому что те, кто против, могут быстро погибнуть, и не знаешь ты, сколько несчастий Господь и царь могут обрушить на своих врагов.
 
потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?

Это слова мудрых: Судья должен быть справедлив и не должен помогать кому-нибудь просто по знакомству.
 
Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.

Люди возненавидят судью, который освобождает виновного, и даже другие народы проклянут такого судью.
 
Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;

Но, если судья наказывает виновного, все люди будут рады его справедливости.
 
а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.

Честный ответ осчастливит всех как поцелуй в уста.
 
В уста целует, кто отвечает словами верными.

Не строй дом раньше, чем засеешь свои поля.
 
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.

Не говори без причины против кого-либо, иначе всем будет очевидна твоя глупость.
 
Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?

Не говори: «Он сделал мне больно, и я отвечу ему тем же. Я накажу его за причинённое мне зло».
 
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

Я прошёл мимо поля ленивого человека, мимо виноградника, принадлежащего глупому.
 
Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:

Всё на этих полях заросло сорняками, дикие виноградные лозы покрыли землю, а ограда была разрушена.
 
и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.

Я взглянул на всё это и задумался, и извлёк урок из всего, что видел:
 
И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:

немного сна, немного отдыха, сложенные руки и дневная дрёма —
 
«немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, —

всё это сделает тебя бедным очень быстро, и вскоре у тебя ничего не останется, словно вор вломился в дом твой и всё забрал.
 
и придет, [как] прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный».

Примечания:

 
 
Синодальный перевод (МП)
9 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.