Obadiah 1 глава

Obadiah
English Standard Version → Толкование Далласской семинарии

English Standard Version

1 The vision of Obadiah.Edom Will Be Humbled

Thus says the Lord God concerning Edom:
We have heard a report from the Lord,
and a messenger has been sent among the nations:
“Rise up! Let us rise against her for battle!”
2 Behold, I will make you small among the nations;
you shall be utterly despised.a
3 The pride of your heart has deceived you,
you who live in the clefts of the rock,b
in your lofty dwelling,
who say in your heart,
“Who will bring me down to the ground?”
4 Though you soar aloft like the eagle,
though your nest is set among the stars,
from there I will bring you down,
declares the Lord.
5 If thieves came to you,
if plunderers came by night —
how you have been destroyed! —
would they not steal only enough for themselves?
If grape gatherers came to you,
would they not leave gleanings?
6 How Esau has been pillaged,
his treasures sought out!
7 All your allies have driven you to your border;
those at peace with you have deceived you;
they have prevailed against you;
those who eat your breadc have set a trap beneath you —
you haved no understanding.
8 Will I not on that day, declares the Lord,
destroy the wise men out of Edom,
and understanding out of Mount Esau?
9 And your mighty men shall be dismayed, O Teman,
so that every man from Mount Esau will be cut off by slaughter.
Edom’s Violence Against Jacob

10 Because of the violence done to your brother Jacob,
shame shall cover you,
and you shall be cut off forever.
11 On the day that you stood aloof,
on the day that strangers carried off his wealth
and foreigners entered his gates
and cast lots for Jerusalem,
you were like one of them.
12 But do not gloat over the day of your brother
in the day of his misfortune;
do not rejoice over the people of Judah
in the day of their ruin;
do not boaste
in the day of distress.
13 Do not enter the gate of my people
in the day of their calamity;
do not gloat over his disaster
in the day of his calamity;
do not loot his wealth
in the day of his calamity.
14 Do not stand at the crossroads
to cut off his fugitives;
do not hand over his survivors
in the day of distress.
The Day of the Lord Is Near

15 For the day of the Lord is near upon all the nations.
As you have done, it shall be done to you;
your deeds shall return on your own head.
16 For as you have drunk on my holy mountain,
so all the nations shall drink continually;
they shall drink and swallow,
and shall be as though they had never been.
17 But in Mount Zion there shall be those who escape,
and it shall be holy,
and the house of Jacob shall possess their own possessions.
18 The house of Jacob shall be a fire,
and the house of Joseph a flame,
and the house of Esau stubble;
they shall burn them and consume them,
and there shall be no survivor for the house of Esau,
for the Lord has spoken.
The Kingdom of the Lord

19 Those of the Negeb shall possess Mount Esau,
and those of the Shephelah shall possess the land of the Philistines;
they shall possess the land of Ephraim and the land of Samaria,
and Benjamin shall possess Gilead.
20 The exiles of this host of the people of Israel
shall possess the land of the Canaanites as far as Zarephath,
and the exiles of Jerusalem who are in Sepharad
shall possess the cities of the Negeb.
21 Saviors shall go up to Mount Zion
to rule Mount Esau,
and the kingdom shall be the Lord’s.

Толкование Далласской семинарии

I. Весть о гибели Едома (стихи 1−9)

А. Призыв к народам разрушить Едом (стих 1)

Авд 1:1. В оригинале словами Видение Авдия эта книга надписана: они как бы образуют заголовок ее. Напомним, что понятие видения подразумевает в Библии откровение свыше как зрительного плана, так и через слышание слов (сравните, к примеру, Ам 7; 8:1 или Иез 1:3, 4 и далее с Ис 1:1−2 и далее). Откровение, полученное Авдием, было, по-видимому, второго плана. Как уже говорилось во Вступлении к этим комментариям, о жизни и служении Авдия ничего не известно, кроме того, что самое имя его означает «Поклоняющийся Иегове».

Следующая после «надписи» к книге фраза Так говорит Господь Бог об Едоме представляла собой обычную для пророков формулу: ею подтверждался богооткровенный характер сообщения пророка и предварялось изложение его (часто «устами» Иеговы). По всей видимости, пророчество о судьбе Едома открывается словом весть в стихе 1, хотя собственно слова Иеговы, «услышанные» Авдием, начинаются со стиха 2. Слово мы в контексте стиха 1, вероятно, означает, что в собственных глазах Авдия он — представитель израильского народа, получающего, откровение свыше. «Посол» здесь eдва ли имеет конкретное содержание, это, скорее, образ: поскольку «весть от Господа» не оставляет у пророка сомнения в неизбежности гибели Едома, он как бы видит Божьего посланника, призванного поднять другие народы на войну против едомлян.

Этими народами в конечном счете стали среди прочих упоминавшиеся во Вступлении наватеи, сами евреи под командованием Иоанна Гиркана и наконец римляне. Тут в сущности передается — в восприятии пророка — та истина, которая вновь и вновь возникает на страницах Библии, «пронизывая» собой большую часть ее: Бог, управляющий вселенной, пользуется народами, населяющими землю, для достижения Своих целей на ней.

Б. Пророчество о разрушении Едома (стихи 2−9)

1. ГОРДЫНЯ ЕДОМА БУДЕТ УНИЖЕНА (стихи 2−4)

Авд 1:2. Этот стих, который в русском переводе, в частности, поставлен в прошедшем времени, правильнее воспринимать как возвещение будущего. Для Господа (чьи слова начинаются отсюда) оно — неотвратимо и потому как бы уже «относится к прошлому». Малым между народами Едому именно предстояло сделаться, так как на протяжении долгих столетий он оставался народом значительным и богатым (источником его богатства были торговля, военные грабежи, добыча железа и меди в своем регионе) и стратегически неприступным — благодаря его географическому положению — для врагов. Но Господь сказал, что сделает его малым и презираемым (средствами еврейского языка это подчеркнуто) другими народами.

Авд 1:3−4. Иегова сделает это с Едомом в наказание за гордость сердца его. Евр слово зедон, переведенное как «гордость», предполагает избыток самонадеянности и высокомерия; они-то и послужили «обольщению» едомлян. «Естественные» причины у них для этого были. Ведь они жили высоко над землей — в расселинах скал. Имеются в виду многочисленные в гористом Едоме пещеры как естественного, так и искусственного происхождения. Прежде в них жили хорреи. Потом изгнавшие их едомляне (Быт 14:6).

Жилища их действительно были неприступны, о чем свидетельствует, в частности, римский историк Плиний. Они были, прибегая к гиперболе, подобны горным орлам, живущим среди звезд. Но, как бы отвечая на их вопрос «кто низринет меня на землю?» Господь отвечает: Я низрину. Ибо неприступное для людей для Него неприступным не является.

2. БОГАТСТВО ЕДОМА БУДЕТ РАЗГРАБЛЕНО, И ЛЮДИ ЕГО БУДУТ ИСТРЕБЛЕНЫ (стихи 5−9)

Авд 1:5−6. Едом находился на пересечении торговых путей, долины его были очень плодородны — не удивительно, что он славился, по свидетельству древних, своим богатством. И вот теперь он «разорен и обобран», восклицает Авдий (прибегая к прошедшему времени, точнее, к пророческому прошедшему, так как всему, о чем он говорит в стихах 5−6 (как и в стихе 2), совершиться только предстояло).

Для придания большей выразительности картине будущего опустошения, в результате которого в Едоме не останется «буквально ничего», пророк пользуется сравнением с «ночными грабителями» и «обирателями винограда». Первые не взяли бы больше чем надобно им. Вторые, напротив, оставили бы — в согласии с древним обычаем — хотя бы несколько ягод (для бедных).

«Исав» служит здесь синонимом Едома (как праотец его). Не приходится сомневаться, что в многочисленных горных пещерах у Исава было немало тайников, где едомляне хранили, в случае необходимости, свои сокровища.

Авд 1:7−9. Стих 7 труден для прочтения и понимания, в нем даже предполагают некоторую испорченность текста. Толкуют его неоднозначно, начиная с первой фразы. Не вызывает сомнения, что союзников у едомлян было немало, хотя бы благодаря их обширным торговым связям. В каком же смысле союзники выпроводят (пророческое прошедшее сменяется будущим временем!) сынов Исава до границы?

Авдий мог иметь в виду, что в день бедствия те, кто жили с Едомом в мире и ели хлеб его, или с ним (в знак дружбы!), с «почестями» проводят до границы послов его, которые обратятся к ним за помощью, т. е. отпустят их ни с чем. Но не меньше оснований читать это место в том смысле, что сами едомляне будут изгнаны недавними своими союзниками и друзьями из пределов своей страны. Так или иначе, соседи Едома одолеют его и обманут, нанесут ему удар.

По иронии судьбы славившиеся своей мудростью сыны Исава, чрезмерно возомнившие о себе, вовремя их козней не разгадают (нет в Едоме смысла переводят и как «нет понимания»; фразу читают в значении «Едом не поймет!»). И потому падут жертвой неверных союзников. Видение пророка не обязательно осуществилось в каком-то одном событии, скорее оно «воплотило» в себе целую цепь эпизодов и событий, совершавшихся на протяжении истории Едома, пока Господь не поставил на ней точку. Мысль эта подтверждается фразой: Не в тот ли день это будет? (стих 8), где слово «день» явно употреблено в значении отрезка времени, исторического периода.

Господь повторяет, что поразит впавший в гордыню Едом (стихи 3−4), истребив мудрых его и отняв благоразумие от горы Исава (альтернативный перевод соответствующей фразы в стихе 8). Мудрость идумеев вошла на древнем Востоке в поговорку (Иер 49:7). Не случайно первым из трех друзей Иова назван Елифаз из Фемана (Феманитянин). Имя «Феман» (что значит «юг») носил один из внуков Исава (Быт 36:10−11). И так же был назван один из городов Едома (в южной части страны), по которому иногда именовали страну в целом (стих 9).

Храбрецы Фемана поражены будут страхом и убиты (сравните с Ам 1:11−12).

II. О преступлениях Едома (стихи 10−14)

Самоуверенность и высокомерие — как проявление гордыни — сопряжены с пренебрежительным отношением (от которого недалеко до отношения враждебного!) к окружающим. Это присуще людям, присуще и целым человеческим сообществам (примером чему являлся Едом). Едомляне не только испытывали неприязнь (стихи 11−12), но и враждебно действовали по отношению к иудеям (стихи 13−14). И Авдий, к которому «говорил Господь», предощущал всю горечь расплаты, которая постигнет потомков Исава именно за это.

А. О преступном отношении Едома к Израилю (стихи 10−12)

Авд 1:10. Стыд (позор) здесь может подразумевать унижение идумеев (по контрасту с их нынешней гордыней, превознесением себя!), то ничтожество в историческом плане, в которое они все более будут впадать. В конце концов, их ожидает полное истребление. Вина Едома подчеркнута тем, что враждовал он с теми, с кем связан был узами крови (с братом своим Иаковом).

Авд 1:11−12. Многократное повторение слова день в оригинале звучит еще эмоциональнее чем в переводе. Все определения к нему — синонимичны: пророк говорит об одном и том же «дне» бедствия для сынов Иуды, который едомляне злорадно «приветствовали» («расширяли рот»). Еврейскую фразу, переданную по-русски как уводили войско его в плен, переводили и как «уносили богатства его». Снова подчеркивается, что чувства и действия Едома в отношении Иудеи были такими же, как у иноплеменников, у чужих. Относительно «метания жребия» (стих 11) во Вступлении к книге.

Б. О преступных действиях едомлян против евреев (стихи 13−14)

Авд 1:13−14. Когда происходило описываемое здесь? Соображения на этот счет изложены во Вступлении, в конце раздела «Дата написания книги». Автор данных комментариев полагает, что Авдий имел в виду события, происшедшие в царствование Иорама, сына Иосафата (4Цар 8:20−22; 2 Пар. 21:16−17), когда на Иерусалим одновременно напали филистимляне и аравитяне.

III. О суде Божием над врагами Израиля (стихи 15−16)

Авд 1:15. На примере Едома тут говорится об участи, которая постигнет все народы (сравните Ис 34:2), дерзко противящиеся Богу. Возмездие постигнет их и за враждебное отношение их к народу Божиему (Чис 24:12−24; 1Цар 2:10; 2Цар 23:5−6). Почему Авдию день возмездия видится близким? Вполне вероятно, что пророки любое «частное», локальное событие, направленное на «сокрушение» силы, противящейся Богу, воспринимали как предвестие того страшного суда, который последует в конце времен (или даже как часть его).

Напомним в этой связи, что понятие дня Господня может относиться к любому отрезку времени и к связанным с ним историческим обстоятельствам, в которых проявляется грозное вмешательство Бога в дела этого мира (к примеру, Иез 30:3; также Вступление к книге Иоиля — раздел «Главные проблемы, возникающие при толковании книги»). Чаще, однако, под «днем Господним» понимаются:

а) суды Божьи в годину великой скорби или

б) установление Богом Тысячелетнего царства на земле. Так или иначе, это — «день», когда земные дела полностью перейдут под Его правление.

Фраза, начинающаяся в этом стихе со слова воздаяние, означает: по делам твоим будет воздано тебе; как поступал ты, так поступят и с тобою. Более конкретно:

1) едомляне повинны в ограблении Иерусалима (стих 13) — и их «имущество» будет отобрано у них (стих 6; сравните с Иер 49:10);

2) Едом выдавал и губил беженцев-иудеев (Авд 1:14; сравните с Ам 1:11) — истребление ждет и его сыновей (Авд 1:8; сравните с Ис 34:5−8; Иез 32:29; 35:8); 3) Едом злорадствовал по поводу бедствий Иудеи (Авд 1:12; сравните с Иез 35:15) — позор и ничтожество станут воздаянием ему (Авд 1:10).

Авд 1:16. Понятие «пития» в этом стихе имеет двойной смысл. Непосредственно речь в нем, вероятно, о том, что едомляне участвовали в некоей пьяной оргии в Иерусалиме (на святой горе Божией), в «день» бедствия иудеев. Так же, как пили они тогда, будут постоянно пить все народы (и Едом в их числе), но пить они будут из чаши гнева Господнего (сравните Ис 51:17, 21−23; Иер 25:15−33; Авв 2:16; Откр 14:9−10; 16:19) на погибель себе (как бы их не было вовсе). Что касается Едома, то он как народ перестал существовать еще в 1-ом веке от Р. Х. (Полагают, что последних идумеев уничтожили римские легионеры во время подавления мятежа в Иудее.)

IV. О Божиих благословениях, грядущих на народ Израиля (стихи 17−21)

А. О спасении Израиля (стихи 17−18)

Авд 1:17−18. Гора Сион (синоним Иерусалима) будет утверждена как неприкосновенная святыня, место спасения Израиля (в значении избавления его на все времена от врагов его). Вторую фразу стиха 17 понимают в том смысле, что дом Иакова завладеет землями всех тех народов, которые были врагами его на протяжении истории; другими словами, станет владеть всей землей, некогда обетованной ему Богом (Быт 15:18−21).

Хотя под «домом Иакова» понимается Южное царство, здесь подразумеваются вновь воссоединившиеся дом Иакова и дом Иосифа (Северное царство); Иез 37:15−23. Уподобление «Иакова» огню, а «Иосифа» пламени (сравните Ис 10:17), «Исава» же — соломе заключает мысль о превосходстве народа Божьего над его врагами. При совместном прочтении стихов 17 и 18 и сравнении их, в частности, с Зах 12:6 и Мал 4:1 возникает впечатление, что народы, некогда враждебные Израилю, или должны будут слиться с ним или подвергнуться истреблению (это показано на примере Едома).

Б. О территориях, которые отойдут к Израилю в будущем (стихи 19−20)

Авд 1:19−20. Здесь развивается и конкретизируется мысль, выраженная в последней фразе стиха 17. Авдий говорит о нескольких территориях, которые опять отойдут к народу Божию. Нельзя, однако, не сказать, что текст этих стихов не везде ясен, и на другие языки переведен более или менее предположительно. Не вдаваясь в сложный лингвистический анализ, передадим суть его.

Те, которые живут (или будут жить) в южной части Израиля, хотел, по-видимому, сказать пророк, станут владеть территорией Едома (горою Исава); сравните с Авд 1:8, 21, а также с предсказанием, записанным в книге Чисел (Чис 24:18) и с пророчествами Исаии и Амоса (Ис 11:14; Ам 9:11−12). Далее. Жители долины (вероятно, западных предгорий) двинутся на юг и овладеют страной филистимлян, с ее прибрежными равнинами. Что касается «поля Ефрема» и «поля Самарии», то это одно и то же; «поля» эти образовывали центральную часть Израиля (по всей видимости, Авдий подразумевал территорию Северного царства). Во фразе Вениамин завладеет Галаадом видят указание на то, что и Заиорданье вновь отойдет к «дому Иакова и к дому Иосифа» (стих 18). Другими словами, Авдий предсказывал, что новое еврейское теократическое государство не только займет свои первоначальные пределы, но и выйдет за них.

Непонятно звучит слово «войско» в контексте стиха 20; в некоторых переводах оно опущено. Пророк мог говорить о живущих в рассеянии («переселенных») как из сынов Израилевых, так и из «сынов Иудиных» (переселенных из Иерусалима). Первые, возвратившись, завладеют землею Хананейскою до Сарепты (так назывался финикийский город, находившийся между Тиром и Сидоном; в 3-й Царств описано, как пророк Илия воскресил в этом городе сына бедной вдовы, — 3Цар 17:17−23). Вторые («иерусалимляне»), находящиеся в рассеянии в Сефараде, вернувшись в землю обетованую, получат во владение города южные. Мнения относительно местонахождения Сефарада разделялись главным образом между Испанией и Мидией. В последней назывался город Сардис.

В. Об установлении Царства Господа (стих 21)

Авд 1:21. На протяжении истории Израиля Бог не раз «воздвигал» ему спасителей из его же среды (Суд 3:9, 15; 4Цар 13:5; Неем 9:27). Так было и так будет. Упоминание в контексте этого стиха «суда над Исавом» не следует — в свете того, что ранее было уже сказано об истреблении едомлян (стих 18) — понимать буквально. Речь пророка носит тут образный характер. Искать в ней противоречия тоже, конечно, не следует: Авдий лишь углубляет (раскрывает) мысль о возвышении народа Божьего в будущем, когда управлять им станет Сам Господь.

Повторим в заключение, что короткую Книгу Пророка Авдия нельзя не признать весьма существенной по содержанию. Ибо послание это об участи тех, кто в безумии гордыни отвергают слово Божие и милость Его. В дни процветания Едома многие в Израиле, вероятно, задавались вопросом: «Почему страдание обходит нечестивых?» (Пс 72:3−4).

Но вот со страниц Ветхого Завета услышан был голос Авдия, эхом отразившийся на страницах Нового Завета: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал 6:7). И мысль о высшей справедливости Творца звучит в коротком послании Авдия — та, которая столетия спустя в следующих словах будет выражена автором Послания к евреям: «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам. Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр 10:30−31).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.