Titus 1 глава

Titus
English Standard Version → Толкование Далласской семинарии

English Standard Version

Greeting

1 Paul, a servanta of God and an apostle of Jesus Christ, for the sake of the faith of God’s elect and their knowledge of the truth, which accords with godliness,
2 in hope of eternal life, which God, who never lies, promised before the ages beganb
3 and at the proper time manifested in his wordc through the preaching with which I have been entrusted by the command of God our Savior;
4 To Titus, my true child in a common faith:
Grace and peace from God the Father and Christ Jesus our Savior.
Qualifications for Elders

5 This is why I left you in Crete, so that you might put what remained into order, and appoint elders in every town as I directed you —
6 if anyone is above reproach, the husband of one wife,d and his children are believerse and not open to the charge of debauchery or insubordination.
7 For an overseer,f as God’s steward, must be above reproach. He must not be arrogant or quick-tempered or a drunkard or violent or greedy for gain,
8 but hospitable, a lover of good, self-controlled, upright, holy, and disciplined.
9 He must hold firm to the trustworthy word as taught, so that he may be able to give instruction in soundg doctrine and also to rebuke those who contradict it.
10 For there are many who are insubordinate, empty talkers and deceivers, especially those of the circumcision party.h
11 They must be silenced, since they are upsetting whole families by teaching for shameful gain what they ought not to teach.
12 One of the Cretans,i a prophet of their own, said, “Cretans are always liars, evil beasts, lazy gluttons.”j
13 This testimony is true. Therefore rebuke them sharply, that they may be sound in the faith,
14 not devoting themselves to Jewish myths and the commands of people who turn away from the truth.
15 To the pure, all things are pure, but to the defiled and unbelieving, nothing is pure; but both their minds and their consciences are defiled.
16 They profess to know God, but they deny him by their works. They are detestable, disobedient, unfit for any good work.

Толкование Далласской семинарии

I. Приветствие (1:1−4)

Тит 1:1. Вначале Павел представляет себя как раба (слугу) Божий. Обычно (имея, несомненно, в виду то, что произошло с ним на пути в Дамаск; Деян 9:1−9) Павел называл себя «рабом Иисуса Христа». Только здесь он назвал себя «рабом Божиим». С другой стороны, представляться апостолом Иисуса Христа для Павла естественно и характерно. Оба эти титула («раб» и «апостол») подразумевали две его главные заботы: веру избранных Божиих (сравните Рим 8:33; Кол 3:12) и познание ими истины, ведущей к благочестию (сравните 1Тим 2:4; 2Тим 2:23; 2Тим 3:7).

Вторую часть первого стиха правильнее читать так: «ради веры избранных Божиих и познания истины, ведущей к благочестию». Бог пользовался Павлом, чтобы призывать к Себе тех, кого Он избрал (1Фес 1:2−10) и учить их истине, которая ведет к благочестивой жизни (сравните 1Тим 6:3). Иначе говоря, служение Павла было направлено как на спасение, так и на освящение Божьего народа.

Тит 1:2−3. И служение это осуществлялось им в свете надежды на вечную жизнь, которую обещал избранным своим неизменный в слове Бог еще до начала времен (сравните 2Тим 1:9). Однако лишь в определенное Им время сделалось возможным полностью уразуметь это слово Его через проповедь, вверенную Богом Павлу. Апостол и здесь, как это характерно для Пастырских посланий, называет Бога Спасителем (сравните 1Тим 1:1; 1Тим 2:3; 1Тим 4:10; Тит 2:10; Тит 3:4).

В центре Павловой проповеди — извечный план Бога спасти людей для Себя, в отличие от мирских планов «освободить» их посредством изменения социальных структур.

Тит 1:4. Тит был первым и формальным адресатом этого письма, которое, как и 1 и 2 Тимофею, предназначалось для прочтения широкой аудитории. Апостол называет его истинным сыном, возможно, потому, что Тит был его обращенным. То же словосочетание было употреблено Павлом и по отношению к Тимофею (1Тим 1:2). Но возможно оно лишь свидетельствует о том, что Павел был наставником и покровителем Тита; не исключаются и обе причины одновременно.

Приветствие — благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя вашего, — типично (сравните 1Тим 1:2; 2Тим 1:2), за исключением последних двух слов, которые ранее (Тит 1:3) были употреблены по отношению к Богу Отцу. В письме к Титу апостол прилагает термин «Спаситель» к первым двум Лицам Божества — попеременно (сравните 2:10 и 13; 3:4 и 6).

II. Характеристика пресвитеров и епископов (1:5−9)

Тит 1:5. Как Тимофея в Ефесе (1Тим 1:3), оставил Павел Тита на Крите, чтобы тот позаботился о назначении достойных руководителей для недавно возникших там христианских церквей. В письме апостол, видимо, повторял то, о чем уже говорил Титу лично, — как для него самого (для закрепления этого в его памяти), так и для общины в целом. Дело на Крите было не докончено по причине краткости пребывания там Павла.

И Титу надо было довершать его, поставив по всем городам пресвитеров. Следовательно, в отсутствие апостола Тит действовал как его представитель (сравните Деян 14:23). И власть, доверенная ему, была как бы продолжением Павловой власти. Этот феномен церковной власти прерывается с окончанием Апостольского века.

Тит 1:6. Как и в 1Тим 3:2−7, Павел характеризует тут пресвитеров и епископов — как с точки зрения того, что не должно, так и того, что должно быть им присуще (сравните толкование на 1Тим 3:1). Здесь этих «данных» насчитывается 17. В обоих посланиях, в сущности, перечисляются одни и те же «особенности»: пресвитер должен быть:

1) непорочен;

2) муж одной жены (вероятно, имеется в виду, что пресвитером мог быть человек, лишь однажды состоявший в браке; сравните толкование на 1Тим 3:2).

3) Дом пресвитера (епископа) должен быть под его контролем (подразумевается — не только житейским, но и духовным). Его дети должны быть верующими, не укоряемыми в распутстве или непокорности. Объяснение этим требованиям Павел дал в послании к Тимофею (1Тим 3:5).

Тит 1:7. В этом стихе Павел переходит на термин епископ; два эти слова — «пресвитер» и «епископ» — были для апостола синонимами, обозначавшими один и тот же вид церковного служения. Единственное число, в котором стоит слово «епископ», не означает, что в каждой общине должно было быть по одному такому служителю; им просто выражено это понятие — «епископ», каковые (сколько бы их ни было) должны были обладать перечисленными Павлом свойствами. «Непорочность» епископов подчеркивается (стих 6) — как домостроителей Божиих. Коль скоро страдает репутация церковного руководителя, страдает и репутация Бога.

Павел перечисляет пять пороков, которые не могут быть присущи епископу; он должен быть:

4) не дерзок;

5) не гневлив (сравните Иак 1:19−20);

6) не пьяница;

7) не бийца (т. е. не любитель драться; сравните пункты 6 и 7 с 1Тим 3:3);

8) не корыстолюбец (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:8. В 8 стих перечислены положительные свойства, которыми следует обладать епископу. Он должен быть:

9) страннолюбив (сравните 1Тим 3:2);

10) любящий добро (сравните Пс 14);

11) целомудрен (сравните 1Тим 3:2; Тит 2:2;

12) справедлив;

13) благочестив и

14) воздержан.

Тит 1:9. Имеющему эти обязательные для него нравственные и духовные свойства, епископу, кроме того, следует быть надежным человеком в его отношении к Слову.

15) он должен держаться истинного слова, согласного с учением (т. е. «которому он был научен»); по-гречески это «согласного с учением» подчеркнуто стоит в начале фразы. По мысли Павла, епископ — хранитель истины, которую должен глубоко разуметь и крепко держаться ее;

16) чтобы он был силен и наставлять (других) в здравом учении; и

17) противящихся ему обличать.

III. Характеристика лжеучителей (1:10−16)

Тит 1:10. Упомянув о тех, кто противятся истине, Павел дает им нелестную характеристику в глазах Тита, а затем советует, какого подхода к ним держаться. Вот главные их три особенности: непокорны (сравните Иуд 1:8), пустословы и обманщики. Особенности эти были присущи и противникам Тимофея в Ефесе (сравните 1Тим 1:3−11; 1Тим 6:3−10; 2Тим 2:14−18); на Крите же Тит столкнулся с их очевидным проявлением в группе евреев (обрезанных; сравните Деян 11:2; Гал 2:12).

Тит 1:11. Лжеучителям должно заграждать уста, т. е. так решительно их обличать, чтобы они вынуждены были умолкнуть; ведь они наносили вред целым семьям, входившим в общину (сравните 2 Тим. 3:6): Как и Тимофею, Титу следовало запрещать этим людям учить неким вредоносным вещам — под угрозой исключения из общины (сравните 1Тим 1:3−4; 2Тим 3:5). Вновь осуждает Павел мотивы, которыми руководствовались лжеучители: постыдную их корысть (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:12. С целью обосновать свое нелестное отношение к критянам Павел цитирует критского поэта и философа Эпименида, жившего в 6 веке до Р. Х., которого многие считали пророком, знавшимся с богами. У Эпименида слова, приводимые Павлом, относились к некоей конкретной выдумке критян (будто у них на острове погребен Зевс, что звучало кощунством для тех, кто считали этого верховного бога греков вечно живущим); В дни Павла эти слова сделались поговоркой, и апостол лишь хотел подчеркнуть ею незавидную репутацию критян. Конечно, среди христиан было в то время на острове много достойных людей, но Павел имел в виду, что критским лжеучителям в полной мере было присуще То, о чем писал в свое время поэт.

Тит 1:13−14. Как восприняли в критской общине столь откровенное высказывание Павла, неизвестно, но пройти мимо его слов: Свидетельство это справедливо там не могли. Лжеучители — увы! — вполне соответствовали критскому «стереотипу». А, значит, их отрицательное влияние следовало лишить силы, ради их собственного, в частности, спасения. Апостол наставлял Тита: обличай их строго, дабы они были здравы (сравните 1Тим 1:10; 1Тим 6:3−4) в вере. И перестали внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

Тит 1:15−16. «Постановления» из стиха 14 — особенно в свете еврейского и, возможно, гностического влияния на Крите — несомненно, предусматривали и аскетические правила в отношении еды, питья и очищения (сравните Кол 2:20−23; 1Тим 4:1−5). Павел говорит об этом без обиняков, напоминая своим читателям учение Господа о том, что очищение — проблема более внутреннего, чем внешнего порядка (сравните Мк 7:15; Лк 11:39−41).

Ничто извне не может осквернить человека, который внутренне чист; но нечистый внутренне оскверняет все, к чему прикасается. Лжеучители страдали именно «осквернением» ума и совести. А в результате, хоть и говорили они, что знают Бога, делами своими они от Него отрекались (сравните 1Ин 2:4). От нечистых ума своего и совести сделались они гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Снова ставит Павел богословские заблуждения и нравственную порочность в зависимость друг от друга.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.