1 Corinthians 1 глава

1 Corinthians
English Standard Version → Новый Библейский Комментарий

English Standard Version

Greeting

1 Paul, called by the will of God to be an apostle of Christ Jesus, and our brother Sosthenes,
2 To the church of God that is in Corinth, to those sanctified in Christ Jesus, called to be saints together with all those who in every place call upon the name of our Lord Jesus Christ, both their Lord and ours:
3 Grace to you and peace from God our Father and the Lord Jesus Christ.
Thanksgiving

4 I give thanks to my God always for you because of the grace of God that was given you in Christ Jesus,
5 that in every way you were enriched in him in all speech and all knowledge —
6 even as the testimony about Christ was confirmed among you —
7 so that you are not lacking in any gift, as you wait for the revealing of our Lord Jesus Christ,
8 who will sustain you to the end, guiltless in the day of our Lord Jesus Christ.
9 God is faithful, by whom you were called into the fellowship of his Son, Jesus Christ our Lord.
Divisions in the Church

10 I appeal to you, brothers,a by the name of our Lord Jesus Christ, that all of you agree, and that there be no divisions among you, but that you be united in the same mind and the same judgment.
11 For it has been reported to me by Chloe’s people that there is quarreling among you, my brothers.
12 What I mean is that each one of you says, “I follow Paul,” or “I follow Apollos,” or “I follow Cephas,” or “I follow Christ.”
13 Is Christ divided? Was Paul crucified for you? Or were you baptized in the name of Paul?
14 I thank God that I baptized none of you except Crispus and Gaius,
15 so that no one may say that you were baptized in my name.
16 (I did baptize also the household of Stephanas. Beyond that, I do not know whether I baptized anyone else.)
17 For Christ did not send me to baptize but to preach the gospel, and not with words of eloquent wisdom, lest the cross of Christ be emptied of its power.
Christ the Wisdom and Power of God

18 For the word of the cross is folly to those who are perishing, but to us who are being saved it is the power of God.
19 For it is written,
“I will destroy the wisdom of the wise,
and the discernment of the discerning I will thwart.”
20 Where is the one who is wise? Where is the scribe? Where is the debater of this age? Has not God made foolish the wisdom of the world?
21 For since, in the wisdom of God, the world did not know God through wisdom, it pleased God through the folly of what we preachb to save those who believe.
22 For Jews demand signs and Greeks seek wisdom,
23 but we preach Christ crucified, a stumbling block to Jews and folly to Gentiles,
24 but to those who are called, both Jews and Greeks, Christ the power of God and the wisdom of God.
25 For the foolishness of God is wiser than men, and the weakness of God is stronger than men.
26 For consider your calling, brothers: not many of you were wise according to worldly standards,c not many were powerful, not many were of noble birth.
27 But God chose what is foolish in the world to shame the wise; God chose what is weak in the world to shame the strong;
28 God chose what is low and despised in the world, even things that are not, to bring to nothing things that are,
29 so that no human beingd might boast in the presence of God.
30 And because of hime you are in Christ Jesus, who became to us wisdom from God, righteousness and sanctification and redemption,
31 so that, as it is written, “Let the one who boasts, boast in the Lord.”

Новый Библейский Комментарий

1:1−3 Авторы и адресаты

Во времена Павла в начале послания обычно упоминались его авторы, а затем те, к кому оно обращено. Павел говорит о себе и своем праве обратиться с посланием, подчеркивая, что он не самозванец, а призванный по воле Божьей апостол, которому было дано поручение проводить служение во имя Христа и быть глашатаем Его вести. Это послание было написано в «соавторстве» с Сосфеном, которого Павел называет «братом». Упоминание о Сосфене подчеркивает, как понимал Павел сотрудничество в апостольском служении. Павел никогда не претендовал на исключительность своей миссии (не выступал в роли «примадонны») и никогда не называл своих помощников «последователями» или «учениками», но обычно сотрудниками или коллегами. Аналогичным образом, он не называл Церковь «своей», хотя был основателем ряда церквей, — но «Церковью Божией», принадлежащей Господу (2).

Статус апостолов определялся деяниями Христа, Который сделал их святыми («освященными во Христе»). Вследствие этого они принадлежали к особой категории, к особому классу людей, святым. Термин «класс» используется также и при описании различных слоев общества в Коринфе. Павел называет их «святыми» не по их делам — в действительности некоторые из них совершали неблаговидные поступки (5:1; 6:1, 16; 8:10; 10:8 и др.). Павел не просто подчеркивает их статус (обычные коринфяне отличались гордыней и высокомерием, считали себя выше других, поскольку жили в столице провинции Ахаия). но в силу их общего духовного родства со всеми людьми в мире, которые призвали имя нашего Господа Иисуса во спасение (Рим 10:13). Христос — их и наш общий Господь. 3 К обычному пожеланию мира или здоровья Павел добавляет фразу благодать вам, т. е. нечто, данное в качестве дара, а не по делам (Рим 6:23). Это три реальные благословения, поскольку они исходят от Бога-Отца и Господа Иисуса Христа (ср.: 8:6).

1:4 — 4:21 Христианский подход к служению в церкви

1:4−9 Благодарение за полноту благословения Христова

В разделах, посвященных благодарению, Павел часто заранее обозначает темы, которых считает необходимым коснуться в своем послании. И он не перестает благодарить Бога, потому что всеобъемлющая по своему характеру благодать Божья способна разрешить все наши нужды в личности Его Сына.

Здесь он намекает на комплекс неполноценности, который в римской колонии был присущ людям, не принадлежавшим к элите. Многие христиане испытывали такой комплекс. Павел особо упоминает о даре слова, искусстве красноречия, т. е. риторике (logos), и «всяком познании». Это был инструментарий, которым пользовались высокообразованные ораторы и учителя, но было ли это главным для христианского свидетельства, и для учителя, и проповедника в христианских собраниях? Традиционная любовь коринфян к ораторскому искусству («даже среди женщин и детей», Dio Chrysostom Or. 37) также объясняет, почему на место Павла в церкви с нетерпением ожидали возвращения Аполлоса. Аполлос с успехом использовал риторические приемы в проповедовании (1Кор 16:12; Деян 18:24−28). Это одна из важнейших тем в послании. В каждом из указанных стихов Павел упоминает Иисуса Христа. Народ Божий во всем, что он представляет собой ныне и каким будет в грядущем, отражает совершенное Богом для людей в личности Своего Сына (ср.: 1:30), а не является следствием положения в обществе, привилегий или личных достижений.

Ст. 4 Повод для благодарности Богу — постоянная признательность за благодать, дарованную коринфянам в Христе Иисусе.

Ст. 5 Это привело к благословению во всех сферах их жизни. Павел выделяет центральную идею христианского евангелизма, проповеди и обучения, которые должны совершаться со всяким словом и всяким познанием. Этими дарами наделил их Христос.

Ст. 7 Вследствие этого они обладают всеми необходимыми дарами для проведения служения, не готовясь при этом к какому-то неизбежному событию в конце своей жизни, но ожидая откровения Господа Иисуса Христа. Ожидание второго пришествия произвело радикальные перемены в их мировоззрении, с позиций которого ранее они рассматривали историю человечества как непрерывный ход событий в мире, который будет существовать вечно.

Ст. 8 В обществе, где люди, не относящиеся к его высшим кругам, стояли на низшей ступени социальной и политической лестницы, Павел подчеркивает истину о том, что Христос утвердит их и представит неповинными в день Господа нашего — выражение, которое в Ветхом Завете относится к Судному дню.

Ст. 9 Сами они не способны совершить это, но Бог, призвавший их в общение Сына Его, заслуживает абсолютного доверия, потому что Он верен Своим обетованиям, Он не может не исполнить их. Посему ни один из детей Божьих не должен чувствовать себя ущемленным в христианском служении, испытывая комплекс неполноценности или неспособность к действию, но должен взирать на Христа, Который обеспечит все их нужды.

1:10−17а Опасность разделения церкви на почве поклонения христианским учителям

Ученики светского учителя должны проявлять по отношению к нему исключительную верность. Обычно они вступали в ссоры с учениками других учителей, доказывая превосходство своих менторов, которые, как правило, завидовали друг другу. Коринфяне, которые были обращены в веру и крещены Павлом, Аполлосом и Петром, так же, как и светские ученики, стремились подчеркнуть свою приверженность им и тоже ссорились, доказывая заслуги своих христианских учителей. Павел объявляет такую привязанность идолопоклонством. Он хочет, чтобы они следовали за Мессией, а не за Его рабами. Поклонение учителям или «харизматическим» лидерам, которые стремятся завоевать себе «поклонников» среди членов церкви, всегда вызывало распри и разделение и было бедствием для христианского сообщества.

Павел призывает к единству, к преодолению неверного восприятия роли христианских учителей (он никогда не использует светский термин «лидер», «вождь», всегда заключающий в себе статус превосходства) — именем Господа... Иисуса Христа, Которое они сами призывали во спасение (1:2). В этом нет призыва объединиться на любых условиях, во имя единства как такового, но содержится непреложное христианское требование быть в одном духе и в одних мыслях (10). Этим выступлением против разделения и призывом к единству духа и разума Павел стремится побудить их понять замысел Божий относительно них. Эта тема подробно обсуждается Павлом в 1:10 — 4:21.

Ст. 12 Павел четко обозначает проблему (Я разумею...), т. е. он понимает, вникает в суть проблемы, когда человек говорит, «чей он приверженец». Некоторые члены церкви заявляют о своем особом расположении к отдельным выдающимся учителям в церкви, другие же, отмежевываясь от них, считают себя партией Христа.

Ст. 13 Христос не может принадлежать только избранным, определенной группе в церкви (ср.: 1:2), поэтому Павел задает вопрос: Разве разделился Христос? Единый организм Церкви, Тело Христово, нельзя разделить. Заявления об особой приверженности Павлу или другим учителям должны рассматриваться как стремление узурпировать место Христа. Наподобие того, как на отдельных предметах, найденных в Коринфе, сохранились надписи: «Я принадлежу Афродите», «Я принадлежу Деметре», эти дезориентирующие заявления о предпочтении и исключительной верности по сути представляют собой идопоклонство: они подразумевают, что Павел был посредником в их спасении. Их доступ в Царство Божье, который они получают через крещение, не был заслугой евангелиста, проповедовавшего им. Выражение их верности учителям означает, что они тем самым изменили своей миссии и верности Христу. Нельзя сказать, что христианское крещение означало принятие их в члены «партии Павла» или устанавливало какие-то особые отношения с ним, потому что он крестил очень немногих (14−16).

Ст. 17а Павел говорит, что его апостольское призвание заключается не в крещении, но в благовествовании, а затем в следующем разделе объясняет, почему он отвергает в своем проповедовании методы профессиональных публичных ораторов.

1:17б-2:5 Призыв хвалиться в Господе, а не гордиться человеческой мудростью

От оратора I в. ожидали красноречия, которое требовало знания искусных приемов ораторского искусства, призванных произвести соответствующее впечатление на слушателей. Ораторское искусство, риторика, считалось «магией», поскольку могло заворожить слушателей. Содержание речи не имело значения вообще, главное — произвести впечатление на слушателей, как в спектакле. Они говорили, чтобы снискать обожание толпы.

Ст. 17б Павел не пользовался ораторскими приемами, потому что не стремился благовествовать в премудрости человеческого слова, букв, «посредством мудрости риторики». Чтобы быть принятым секулярным миром, оратор должен завоевать внимание аудитории, произвести впечатление на нее, как адвокат в суде, говорящий на публику. Это должно было отвлечь внимание от креста Христова, сосредоточив его на Павле, тем самым лишая слушателей возможности услышать об уникальном событии, посредством которого Бог спасает людей. Это авторитетное послание, Благая весть, в центре которой — крест Христов. Христос поручил ему возвещать Евангелие, а не создавать из себя кумира.

Ст. 18 В оригинале здесь игра слов: Павел называет Евангелие, благовестие — вестью, букв, «ораторским искусством» (словом, логосом) о кресте Христовом. Он подтверждает, что отклик на его благовестие двоякого рода: для одних эта весть абсурдна (ср.: Деян 26:24), но для других — это сила, посредством которой они приобщаются к Богу, становясь Его народом. Ст. 18−31 начинаются и завершаются ссылками на библейские тексты (Ис 29:14 и Иер 9:24). Вначале (19) говорится о Божьем замысле погубить чисто человеческую мудрость и упование на нее; в конце (31) приводится цитата, порицающая гордыню образованной, богатой и влиятельной элиты и призывающая хвалиться только в Господе.

Павел заявляет, что достойная восхищения риторика и богословские теории его времени оказались тщетными, потому что не привели людей к познанию Бога (20−25).

Ст. 20 Никого из мудрецов, т. е. философов, [иудейских] богословов, книжников или так называемых «совопросников века сего», т. е. ораторов, — всех, кто в то время олицетворял собой образование и просвещение, — не учили мудрости Божьей. Их мудрость была безумием (букв, глупостью).

Ст. 21 Вопреки высокоинтеллектуальным дебатам в сфере натурального богословия среди стоиков и эпикурейцев о «природе богов», этот интеллектуальный мир не знал Бога. Божий замысел осуществлялся через то, что считалось «юродством», т. е. весть, которую проповедовал Павел, была призвана спасти тех, кто с верой принял ее.

Ст. 23 Распятый Мессия поверг в прах все ожидания иудеев и был отвергнут как некий абсурд языческим миром.

Ст. 24 В Христе сосредоточены и Божественная мудрость, и Его сила.

Ст. 25 Хотя это можно обозначить как немудрое и слабое с человеческой точки зрения, Бог мудрее и сильнее людей.

Ст. 26−31 Павел призывает коринфян отражать статус или мировоззрение тех, кого Бог избрал, чтобы продемонстрировать природу Своей Божественной мудрости. К высшим слоям общества в I в. принадлежали люди, которых считали мудрыми, благородными и влиятельными в политической сфере. Не многие из них призваны Богом на служение (26). Бог избрал немудрое в противовес мирской мудрости, и немощное мира предпочел сильным, Он избрал тех, кто не имел веса в обществе {ничего не значащее), в противовес влиятельным и сильным (27, 28). Бог стремится пресечь всякое хвастовство, всякую гордость, возникающую на почве высокого социального положения (29, 30). Для того, чтобы: Божественное благорасположение определяется тем, что в человеке должны проявляться все качества, дарованные ему в Иисусе Христе, как это подчеркивает Павел в своих выражениях благодарности (1:4−7). Для Павла и для всех христиан мудрость, праведность, святость и искупление ассоциируются только с Христом. Таким образом, обращение к Иер 9:24, где пророк выступает против знати того времени, здесь весьма уместно, поскольку ни мудрый, ни могущественный, ни кичашийся своим благородным происхождением не может хвалиться ничем, но только познанием Господа (31).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.