Titus 1 глава

Titus
King James Bible → Толкование Далласской семинарии

King James Bible

Paul's Greeting to Titus

1 Paul, a servant of God, and an apostle of Jesus Christ, according to the faith of God's elect, and the acknowledging of the truth which is after godliness;
2 In hope of eternal life, which God, that cannot lie, promised before the world began;
3 But hath in due times manifested his word through preaching, which is committed unto me according to the commandment of God our Saviour;
4 To Titus, mine own son after the common faith: Grace, mercy, and peace, from God the Father and the Lord Jesus Christ our Saviour.
Appointment of Elders on Crete

5 For this cause left I thee in Crete, that thou shouldest set in order the things that are wanting, and ordain elders in every city, as I had appointed thee:
6 If any be blameless, the husband of one wife, having faithful children not accused of riot or unruly.
7 For a bishop must be blameless, as the steward of God; not selfwilled, not soon angry, not given to wine, no striker, not given to filthy lucre;
8 But a lover of hospitality, a lover of good men, sober, just, holy, temperate;
9 Holding fast the faithful word as he hath been taught, that he may be able by sound doctrine both to exhort and to convince the gainsayers.
Correcting False Teachers

10 For there are many unruly and vain talkers and deceivers, specially they of the circumcision:
11 Whose mouths must be stopped, who subvert whole houses, teaching things which they ought not, for filthy lucre's sake.
12 One of themselves, even a prophet of their own, said, The Cretians are alway liars, evil beasts, slow bellies.
13 This witness is true. Wherefore rebuke them sharply, that they may be sound in the faith;
14 Not giving heed to Jewish fables, and commandments of men, that turn from the truth.
15 Unto the pure all things are pure: but unto them that are defiled and unbelieving is nothing pure; but even their mind and conscience is defiled.
16 They profess that they know God; but in works they deny him, being abominable, and disobedient, and unto every good work reprobate.

Толкование Далласской семинарии

I. Приветствие (1:1−4)

Тит 1:1. Вначале Павел представляет себя как раба (слугу) Божий. Обычно (имея, несомненно, в виду то, что произошло с ним на пути в Дамаск; Деян 9:1−9) Павел называл себя «рабом Иисуса Христа». Только здесь он назвал себя «рабом Божиим». С другой стороны, представляться апостолом Иисуса Христа для Павла естественно и характерно. Оба эти титула («раб» и «апостол») подразумевали две его главные заботы: веру избранных Божиих (сравните Рим 8:33; Кол 3:12) и познание ими истины, ведущей к благочестию (сравните 1Тим 2:4; 2Тим 2:23; 2Тим 3:7).

Вторую часть первого стиха правильнее читать так: «ради веры избранных Божиих и познания истины, ведущей к благочестию». Бог пользовался Павлом, чтобы призывать к Себе тех, кого Он избрал (1Фес 1:2−10) и учить их истине, которая ведет к благочестивой жизни (сравните 1Тим 6:3). Иначе говоря, служение Павла было направлено как на спасение, так и на освящение Божьего народа.

Тит 1:2−3. И служение это осуществлялось им в свете надежды на вечную жизнь, которую обещал избранным своим неизменный в слове Бог еще до начала времен (сравните 2Тим 1:9). Однако лишь в определенное Им время сделалось возможным полностью уразуметь это слово Его через проповедь, вверенную Богом Павлу. Апостол и здесь, как это характерно для Пастырских посланий, называет Бога Спасителем (сравните 1Тим 1:1; 1Тим 2:3; 1Тим 4:10; Тит 2:10; Тит 3:4).

В центре Павловой проповеди — извечный план Бога спасти людей для Себя, в отличие от мирских планов «освободить» их посредством изменения социальных структур.

Тит 1:4. Тит был первым и формальным адресатом этого письма, которое, как и 1 и 2 Тимофею, предназначалось для прочтения широкой аудитории. Апостол называет его истинным сыном, возможно, потому, что Тит был его обращенным. То же словосочетание было употреблено Павлом и по отношению к Тимофею (1Тим 1:2). Но возможно оно лишь свидетельствует о том, что Павел был наставником и покровителем Тита; не исключаются и обе причины одновременно.

Приветствие — благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя вашего, — типично (сравните 1Тим 1:2; 2Тим 1:2), за исключением последних двух слов, которые ранее (Тит 1:3) были употреблены по отношению к Богу Отцу. В письме к Титу апостол прилагает термин «Спаситель» к первым двум Лицам Божества — попеременно (сравните 2:10 и 13; 3:4 и 6).

II. Характеристика пресвитеров и епископов (1:5−9)

Тит 1:5. Как Тимофея в Ефесе (1Тим 1:3), оставил Павел Тита на Крите, чтобы тот позаботился о назначении достойных руководителей для недавно возникших там христианских церквей. В письме апостол, видимо, повторял то, о чем уже говорил Титу лично, — как для него самого (для закрепления этого в его памяти), так и для общины в целом. Дело на Крите было не докончено по причине краткости пребывания там Павла.

И Титу надо было довершать его, поставив по всем городам пресвитеров. Следовательно, в отсутствие апостола Тит действовал как его представитель (сравните Деян 14:23). И власть, доверенная ему, была как бы продолжением Павловой власти. Этот феномен церковной власти прерывается с окончанием Апостольского века.

Тит 1:6. Как и в 1Тим 3:2−7, Павел характеризует тут пресвитеров и епископов — как с точки зрения того, что не должно, так и того, что должно быть им присуще (сравните толкование на 1Тим 3:1). Здесь этих «данных» насчитывается 17. В обоих посланиях, в сущности, перечисляются одни и те же «особенности»: пресвитер должен быть:

1) непорочен;

2) муж одной жены (вероятно, имеется в виду, что пресвитером мог быть человек, лишь однажды состоявший в браке; сравните толкование на 1Тим 3:2).

3) Дом пресвитера (епископа) должен быть под его контролем (подразумевается — не только житейским, но и духовным). Его дети должны быть верующими, не укоряемыми в распутстве или непокорности. Объяснение этим требованиям Павел дал в послании к Тимофею (1Тим 3:5).

Тит 1:7. В этом стихе Павел переходит на термин епископ; два эти слова — «пресвитер» и «епископ» — были для апостола синонимами, обозначавшими один и тот же вид церковного служения. Единственное число, в котором стоит слово «епископ», не означает, что в каждой общине должно было быть по одному такому служителю; им просто выражено это понятие — «епископ», каковые (сколько бы их ни было) должны были обладать перечисленными Павлом свойствами. «Непорочность» епископов подчеркивается (стих 6) — как домостроителей Божиих. Коль скоро страдает репутация церковного руководителя, страдает и репутация Бога.

Павел перечисляет пять пороков, которые не могут быть присущи епископу; он должен быть:

4) не дерзок;

5) не гневлив (сравните Иак 1:19−20);

6) не пьяница;

7) не бийца (т. е. не любитель драться; сравните пункты 6 и 7 с 1Тим 3:3);

8) не корыстолюбец (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:8. В 8 стих перечислены положительные свойства, которыми следует обладать епископу. Он должен быть:

9) страннолюбив (сравните 1Тим 3:2);

10) любящий добро (сравните Пс 14);

11) целомудрен (сравните 1Тим 3:2; Тит 2:2;

12) справедлив;

13) благочестив и

14) воздержан.

Тит 1:9. Имеющему эти обязательные для него нравственные и духовные свойства, епископу, кроме того, следует быть надежным человеком в его отношении к Слову.

15) он должен держаться истинного слова, согласного с учением (т. е. «которому он был научен»); по-гречески это «согласного с учением» подчеркнуто стоит в начале фразы. По мысли Павла, епископ — хранитель истины, которую должен глубоко разуметь и крепко держаться ее;

16) чтобы он был силен и наставлять (других) в здравом учении; и

17) противящихся ему обличать.

III. Характеристика лжеучителей (1:10−16)

Тит 1:10. Упомянув о тех, кто противятся истине, Павел дает им нелестную характеристику в глазах Тита, а затем советует, какого подхода к ним держаться. Вот главные их три особенности: непокорны (сравните Иуд 1:8), пустословы и обманщики. Особенности эти были присущи и противникам Тимофея в Ефесе (сравните 1Тим 1:3−11; 1Тим 6:3−10; 2Тим 2:14−18); на Крите же Тит столкнулся с их очевидным проявлением в группе евреев (обрезанных; сравните Деян 11:2; Гал 2:12).

Тит 1:11. Лжеучителям должно заграждать уста, т. е. так решительно их обличать, чтобы они вынуждены были умолкнуть; ведь они наносили вред целым семьям, входившим в общину (сравните 2 Тим. 3:6): Как и Тимофею, Титу следовало запрещать этим людям учить неким вредоносным вещам — под угрозой исключения из общины (сравните 1Тим 1:3−4; 2Тим 3:5). Вновь осуждает Павел мотивы, которыми руководствовались лжеучители: постыдную их корысть (сравните толкование на 1Тим 6:5).

Тит 1:12. С целью обосновать свое нелестное отношение к критянам Павел цитирует критского поэта и философа Эпименида, жившего в 6 веке до Р. Х., которого многие считали пророком, знавшимся с богами. У Эпименида слова, приводимые Павлом, относились к некоей конкретной выдумке критян (будто у них на острове погребен Зевс, что звучало кощунством для тех, кто считали этого верховного бога греков вечно живущим); В дни Павла эти слова сделались поговоркой, и апостол лишь хотел подчеркнуть ею незавидную репутацию критян. Конечно, среди христиан было в то время на острове много достойных людей, но Павел имел в виду, что критским лжеучителям в полной мере было присуще То, о чем писал в свое время поэт.

Тит 1:13−14. Как восприняли в критской общине столь откровенное высказывание Павла, неизвестно, но пройти мимо его слов: Свидетельство это справедливо там не могли. Лжеучители — увы! — вполне соответствовали критскому «стереотипу». А, значит, их отрицательное влияние следовало лишить силы, ради их собственного, в частности, спасения. Апостол наставлял Тита: обличай их строго, дабы они были здравы (сравните 1Тим 1:10; 1Тим 6:3−4) в вере. И перестали внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

Тит 1:15−16. «Постановления» из стиха 14 — особенно в свете еврейского и, возможно, гностического влияния на Крите — несомненно, предусматривали и аскетические правила в отношении еды, питья и очищения (сравните Кол 2:20−23; 1Тим 4:1−5). Павел говорит об этом без обиняков, напоминая своим читателям учение Господа о том, что очищение — проблема более внутреннего, чем внешнего порядка (сравните Мк 7:15; Лк 11:39−41).

Ничто извне не может осквернить человека, который внутренне чист; но нечистый внутренне оскверняет все, к чему прикасается. Лжеучители страдали именно «осквернением» ума и совести. А в результате, хоть и говорили они, что знают Бога, делами своими они от Него отрекались (сравните 1Ин 2:4). От нечистых ума своего и совести сделались они гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Снова ставит Павел богословские заблуждения и нравственную порочность в зависимость друг от друга.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.