1 That which was from the beginning, which we have heard, which we have seen with our eyes, which we have looked upon, and our hands have handled, of the Word of life;
5 This then is the message which we have heard of him, and declare unto you, that God is light, and in him is no darkness at all.
1:1−4 Иоанн начинает свое послание, подводя итог важнейшим событиям своей жизни и служения. Главное для него то, что он сподобился быть очевидцем Слова жизни вечной в лице Иисуса Христа. Иоанн был избран Богом стать одним из свидетелей земной жизни Иисуса Христа, видеть, слышать и осязать Его, предвечного Сына Божия, единство Которого с Отцом теперь может быть возвещено и другим людям. Благая Весть о том, что Отец един с Сыном, и составляла суть апостольской проповеди; об этом и написано в Первом послании Иоанна.
1:1 от начала. См. Ин 1:1 (стих, созвучный Быт 1:1). Подобный параллелизм подчеркивает, что воплощение Слова — событие, стоящее в одном ряду с сотворением мира.
слышали... видели... рассматривали... осязали. Эти слова — свидетельство очевидцев реальности человеческой природы Христа, против чего, собственно, были направлены доводы докетов. Их лжеучение апостол разоблачает ниже (2:22; 4:2−3).
о Слове жизни. Иоанн благовествует прежде всего об Иисусе, воплощенном в Слове Божием (Ин 1:1, 14), и о жизни вечной, дарованной нам в Иисусе и засвидетельствованной апостолами.
1:5−10 Как и Евангелие от Иоанна, Первое послание начинается с противопоставления «света» и «тьмы».
1:5 Бог есть свет. Этим определением Бога Иоанн выделяет абсолютную святость Божию.
1:7 Кровь Иисуса Христа. Как сказано в Евр 9:22, «без пролития крови не бывает прощения». Совершенное Христом пролитие Своей крови было добровольным заместительным жертвоприношением, бесценным для избранных; только такая жертва в очах Божиих могла быть достойной платой за грех (Евр 9:12−15).
1:9 Если исповедуем грехи наши. Прощение Божие даруется тем, кто осознает свою нужду в нем, причем даруется не на основании каких-либо заслуг просителя, но исключительно по благодати Божией. Бог приемлет (принимает) нас как праведников ради праведности Христа.
1:10 Если говорим, что мы не согрешили. Т.е. пребываем в состоянии упорной нераскаянности и самообольщения.