Joshua 1 глава

Joshua
King James Bible → Новой Женевской Библии

King James Bible

God Commissions Joshua

1 Now after the death of Moses the servant of the LORD it came to pass, that the LORD spake unto Joshua the son of Nun, Moses' minister, saying,
2 Moses my servant is dead; now therefore arise, go over this Jordan, thou, and all this people, unto the land which I do give to them, even to the children of Israel.
3 Every place that the sole of your foot shall tread upon, that have I given unto you, as I said unto Moses.
4 From the wilderness and this Lebanon even unto the great river, the river Euphrates, all the land of the Hittites, and unto the great sea toward the going down of the sun, shall be your coast.
5 There shall not any man be able to stand before thee all the days of thy life: as I was with Moses, so I will be with thee: I will not fail thee, nor forsake thee.
6 Be strong and of a good courage: for unto this people shalt thou divide for an inheritance the land, which I sware unto their fathers to give them.
7 Only be thou strong and very courageous, that thou mayest observe to do according to all the law, which Moses my servant commanded thee: turn not from it to the right hand or to the left, that thou mayest prosper whithersoever thou goest.
8 This book of the law shall not depart out of thy mouth; but thou shalt meditate therein day and night, that thou mayest observe to do according to all that is written therein: for then thou shalt make thy way prosperous, and then thou shalt have good success.
9 Have not I commanded thee? Be strong and of a good courage; be not afraid, neither be thou dismayed: for the LORD thy God is with thee whithersoever thou goest.
Joshua Takes Charge

10 Then Joshua commanded the officers of the people, saying,
11 Pass through the host, and command the people, saying, Prepare you victuals; for within three days ye shall pass over this Jordan, to go in to possess the land, which the LORD your God giveth you to possess it.
12 And to the Reubenites, and to the Gadites, and to half the tribe of Manasseh, spake Joshua, saying,
13 Remember the word which Moses the servant of the LORD commanded you, saying, The LORD your God hath given you rest, and hath given you this land.
14 Your wives, your little ones, and your cattle, shall remain in the land which Moses gave you on this side Jordan; but ye shall pass before your brethren armed, all the mighty men of valour, and help them;
15 Until the LORD have given your brethren rest, as he hath given you, and they also have possessed the land which the LORD your God giveth them: then ye shall return unto the land of your possession, and enjoy it, which Moses the LORD'S servant gave you on this side Jordan toward the sunrising.
16 And they answered Joshua, saying, All that thou commandest us we will do, and whithersoever thou sendest us, we will go.
17 According as we hearkened unto Moses in all things, so will we hearken unto thee: only the LORD thy God be with thee, as he was with Moses.
18 Whosoever he be that doth rebel against thy commandment, and will not hearken unto thy words in all that thou commandest him, he shall be put to death: only be strong and of a good courage.

Новой Женевской Библии

1:1−18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5:4−6; Втор 1:35; Втор 32:51). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1−9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10:11).

1:1−9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину «по смерти Моисея», — это об обетовании, данном Аврааму (Быт 12:7; Быт 13:14−17). Обетование подтверждается в ст. 2−5.

1:1 раба Господня. Это почетное именование (Быт 26:24), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24:29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис 42:1).

Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина — Осия («спасение») — на новое — Иисус («Господь есть спасение», Чис 13:17). Впервые Осия — Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх, гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли (Чис 13:9); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему (Чис 14:6−9). Посему его, как и Халева (Втор 1:36), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта.

Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея (Чис 27:12−23; Втор 3:28; Втор 31:1−8), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1:8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1:7; 8:31; 11:12, 15; 14:2, 5; 20:2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой — некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений.

1:2 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана (Втор 1:1), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3:15).

даю. Земля обетованная — это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3:6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется «благодатью» (Еф 2:8; см. ком. к 21:43).

1:3 стопы ног ваших. Слово «ваших», как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

как Я сказал Моисею. Обетование Моисею подтверждало более раннее обетование, данное Аврааму (ст. 6; Исх 3:16−17).

1:4 Земля обетованная, о которой говорится здесь, по своим размерам превосходит территорию, которой израильтяне овладели в дни Иисуса Навина, и соответствует границам государства эпохи Давида и Соломона (3Цар 4:21). Обетование земли в Книге Иисуса Навина рассматривается как относящееся к грядущим временам (13:1 и ком.; 23:5, 12−13).

1:5−9 Обетование Божие адресуется непосредственно Иисусу Навину как преемнику Моисея.

1:5 буду и с тобою. См. Быт 26:3; Исх 3:12. Присутствие Бога — это не отвлеченное понятие и не мистическое переживание, но реальное, фактическое присутствие Его с целью исполнить данное Им обетование.

1:6 Будь тверд и мужествен. Уверенность, основанная на обетованиях Божиих, — суть библейской веры.

во владение. Это слово, как и родственные ему по смыслу слова «наследство» и «наследие», как правило, означает фактическое получение израильтянами земли обетованной, подразумевая обетование, данное прежде Аврааму, и наследование, которое дает определенные блага, равно как и налагает ответственность (1Пет 1:4).

отцам. Т.е. Аврааму, Исааку и Иакову.

1:7 исполняй. Здесь наглядно показана взаимосвязь между верой и смирением. Вера есть уверенность, основанная на обетованиях Божиих (ст. 6) и проявляющаяся в послушании Богу (ст. 7).

закон. В древнееврейском языке значение этого слова включает в себя и обетования Божии, и Его заповеди, а также записи деяний Божиих. В данном случае возможен перевод «учение». завещал. Букв.: «заповедал», «повелел».

1:8 книга закона. См. 8:34, 35; 24:26; Втор 31:24−26.

поучайся. Ср. Пс 1:2: «о законе Его размышляет он день и ночь». Размышления над книгой закона и точное выполнение всего, что в ней записано, ведут к смирению и успеху (ст. 8), укрепляют веру и вознаграждают присутствием Божиим (ст. 9).

1:11 три дня. Значительная часть книги не имеет строгой хронологической последовательности (см. Введение: Характерные особенности и темы). В древнееврейском языке выражение «три дня» может означать и «несколько дней».

взять. Бог предопределил, что народ Израиля должен овладеть землей обетованной, поэтому обретение израильтянами земли есть акт послушания и веры (см. ком. к 18:3).

1:12−15 В книге Числа (гл. 32) рассказывается об обстоятельствах, при которых два с половиной колена Израилевых (13:8) получили в свое владение уделы к востоку от Иордана. Тем не менее подразумевалось, что они в полной мере будут участвовать в завоевании Израилем земли обетованной (Чис 32:16−32; Втор 3:18−20). Весь Израиль, как единое целое, должен вступить во владение обетованной землей.

1:13 успокоил. См. также ст. 15. Цель Божиего дара — земли обетованной — часто обозначается в Писании как покой (напр., 11:23; 21:44; 22:4; 23:1). Ср. Быт 2:1−3; см. Евр 3:7 — 4:11.

1:16−18 В послушном ответе народа Иисусу Навину, а следовательно Богу, видна сущность связи между верой и послушанием: послушание народа является прямым свидетельством того, что Израиль верит обетованию.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.