2 Koenige 1 глава

2 Koenige
Luther Bibel 1545 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1545

1 Auch fielen die Moabiter ab von Israel, da Ahab tot war.
2 Und Ahasja fiel durchs Gitter in seinem Saal zu Samaria und ward krank; und sandte Boten und sprach zu ihnen: Gehet hin und fraget Baal-Sebub, den Gott zu Ekron, ob ich von dieser Krankheit genesen werde.
3 Aber der Engel des HErrn redete mit Elia, dem Thisbiten: Auf! und begegne den Boten des Königs zu Samaria und sprich zu ihnen: Ist denn nun kein GOtt in Israel, daß ihr hingehet zu fragen Baal-Sebub, den Gott zu Ekron?
4 Darum so spricht der HErr: Du sollst nicht von dem Bette kommen, darauf du dich geleget hast, sondern sollst des Todes sterben. Und Elia ging weg.
5 Und da die Boten wieder zu ihm kamen, sprach er zu ihnen: Warum kommt ihr wieder?
6 Sie sprachen zu ihm: Es kam uns ein Mann herauf entgegen und sprach zu uns: Gehet wiederum hin zu dem Könige, der euch gesandt hat, und sprechet zu ihm: So spricht der HErr: Ist denn kein GOtt in Israel, daß du hinsendest, zu fragen Baal-Sebub, den Gott zu Ekron? Darum sollst du nicht kommen von dem Bette, darauf du dich geleget hast, sondern sollst des Todes sterben.
7 Er sprach zu ihnen: Wie war der Mann gestaltet, der euch begegnete und solches zu euch sagte?
8 Sie sprachen zu ihm: Er hatte eine rauche Haut an und einen ledernen Gürtel um seine Lenden. Er aber sprach: Es ist Elia, der Thisbiter.
9 Und er sandte hin zu ihm einen Hauptmann über fünfzig samt denselben Fünfzigen. Und da der zu ihm hinaufkam, siehe, da saß er oben auf dem Berge. Er aber sprach zu ihm: Du Mann GOttes, der König sagt: Du sollst herabkommen.
10 Elia antwortete dem Hauptmann über fünfzig und sprach zu ihm: Bin ich ein Mann GOttes, so falle Feuer vom Himmel und fresse dich und deine Fünfzig. Da fiel Feuer vom Himmel und fraß ihn und seine Fünfzig.
11 Und er sandte wiederum einen andern Hauptmann über fünfzig zu ihm samt seinen Fünfzigen. Der antwortete und sprach zu ihm: Du Mann GOttes, so spricht der König: Komm eilends herab!
12 Elia antwortete und sprach: Bin ich ein Mann GOttes, so falle Feuer vom Himmel und fresse dich und deine Fünfzig. Da fiel das Feuer GOttes vom Himmel und fraß ihn und seine Fünfzig.
13 Da sandte er wiederum den dritten Hauptmann über fünfzig samt seinen Fünfzigen. Da der zu ihm hinaufkam, beugte er seine Kniee gegen Elia und flehete ihm und sprach zu ihm: Du Mann GOttes, laß meine Seele und die Seele deiner Knechte, dieser Fünfzig, vor dir etwas gelten!
14 Siehe, das Feuer ist vom Himmel gefallen und hat die ersten zween Hauptmänner über fünfzig mit ihren Fünfzigen gefressen; nun aber laß meine Seele etwas gelten vor dir!
15 Da sprach der Engel des HErrn zu Elia: Gehe mit ihm hinab und fürchte dich nicht vor ihm! Und er machte sich auf und ging mit ihm hinab zum Könige.
16 Und er sprach zu ihm: So spricht der HErr: Darum, daß du hast Boten hingesandt und lassen fragen Baal-Sebub, den Gott zu Ekron, als wäre kein GOtt in Israel, des Wort man fragen möchte, so sollst du von dem Bette nicht kommen, darauf du dich geleget hast, sondern sollst des Todes sterben.
17 Also starb er nach dem Wort des HErrn, das Elia geredet hatte. Und Joram ward König an seiner Statt im andern Jahr Jorams, des Sohns Josaphats, des Königs Judas; denn er hatte keinen Sohn.
18 Was aber mehr von Ahasja zu sagen ist, das er getan hat, siehe, das ist geschrieben in der Chronik der Könige Israels.

Толкование Далласской семинарии

I. Поздняя история разделившегося царства (главы 1−17)

В этом разделе 4-ой книги Царств продолжается изложение истории Израиля и Иудеи, начатое в двенадцатой главе 3-ей книги Царств. Заканчивается оно описанием того, как в 722 г. до Р. Х. ассирийцы увели в плен Израиля (Северное царство).

а. О нечестивом правлении Охозии в Израиле (глава 1)

Тут продолжается рассказ о правлении Охозии, старшего сына Ахава, прерванный в 3Цар 22:53.

1. ЗАПРОС ОХОЗИИ (1:1−2)

4Цар 1:1. После смерти Ахава моавитяне, которыми правил в то время царь Меса, восстали против Израиля. И отложился Моав от Израиля. Меса не захотел более быть данником Израиля; это бремя возложил на моавитян дед Охозии, Амврий, когда поставил их в вассальную зависимость от себя (толкование на 3Цар 16:21−24). Поначалу протесты моавитян не увенчались успехом, но при Охозии они вновь подняли мятеж: видимо, в глазах Месы Охозия не был столь же силен, как Ахав.

4Цар 1:2. Эпизод из жизни Охозии, с которого начинается этот стих, определяет содержание главы 1 до конца. Царь получил серьезную травму в результате падения чрез решетку (образовывавшую перила или ограждение) горницы, т. е. верхней комнаты на плоской крыше. Через какое-то время, полученное им повреждение свело его в могилу.

Царь Охозия поклонялся Ваалу, что видно из того, что со своим «запросом» он отправил послов в Аккарон, филистимский город, который находился более чем в 60 км от Самарии; именно от языческого бога, а не от Иеговы, Бога Израиля, хотел он получить ответ на вопрос, выздоровеет ли. И это свидетельствовало о глубине его вероотступничества.

Веельзевул, или Веельзевув, был одним из многих местных мужских божеств плодородия, носивших ту или иную форму имени Ваал (означающего «господин»). Так, Веельзевув буквально значит «господин (бог) мух», или «бог-муха» (идол его имел вид мухи). Этому божеству, помимо всего прочего, приписывали и силу исцеления. И вот Охозия надеялся услышать благоприятное для себя пророческое слово от оракула при капище Веельзевула.

2. ПРОРОЧЕСТВО ИЛИИ (1:3−8)

4Цар 1:3−4. Явление Ангела Господня (Христа до Его воплощения; толкование на Быт 16:9) Илии- один из многочисленных примеров явления Его выдающимся людям ветхозаветного времени (например, Аврааму, Моисею, Гедеону). Такие явления всегда влекли за собой какое-то важное откровение. В данном случае Ангел поручил Илии передать царю через людей, посланных им к Веельзевулу, пророчество весьма для Охозии печальное. Возможно, Охозия, как и отец его Ахав, не захотел обратиться к одному из истинных пророков, служивших Иегове, потому что те не очень-то жаловали обоих нечестивых царей. Так или иначе, но за его обращение к божеству Аккаронскому Охозии предстояло заплатить здоровьем и жизнью (4Цар 1:6, 16).

4Цар 1:5−8. И возвратились к Охозии посланные. И сообщили ему о встрече с Илией и о его пророчестве. Охозия хорошо знал Илию, который постоянно обличал его родителей — Ахава и Иезавель, за их поклонение Ваалу.

Человек тот весь в волосах… Илия носил власяницу, грубую одежду, вероятно, из темной козьей шерсти, и к ней — кожаный пояс. Это была типичная одежда пророков того времени, близкая по своей символике к вретищу (сравните 6:30; Быт 37:34; 2Цар 3:31); для Илии она была видимым выражением печали и покаяния, ибо к печали и покаянию звали пророки народ (об этом в Неем 9:1; Иер 6:26). Когда посланцы царя описали ему встреченного ими человека, тот немедленно признал в нем Илию.

3. ЦАРЬ ПОСЫЛАЕТ ЗА ИЛИЕЙ ВОИНОВ (1:9−16)

4Цар 1:9−12. Описанное здесь кому-то может показаться жестоким проявлением Божией силы, необходимости в котором не было. Однако, если присмотреться к происшедшему внимательней, то жестокость эта окажется оправданной. Дело в том, что, посылая за Илией воинский отряд во главе с его командиром, — с тем, что если не пойдет добровольно, то чтоб привели его силой, — Охозия продемонстрировал полное неуважение, как к пророку, так и к Богу, Которого тот представлял. Заметим, что «термин» человек Божий в 3-ей и 4-ой книгах Царств является синонимом пророка (он, в частности, употреблен по отношению к Самею в 3Цар 12:22; семь раз им назван Илия и более двух десятков раз — Елисей).

Символическим могло быть то обстоятельство, что Илия сидел на верху горы. Если бы командиры первого и второго «пятидесяткой» были более благочестивыми людьми, то, возможно, вспомнили бы о победе Илии над пророками Ваала на этой же самой горе Кармил (3Цар 18:20−40), а отсюда недолго было сделать вывод о том, что пророку Илии Бог дает особую силу. Однако первые два командира не уловили этой связи или не захотели уловить ее. Обращаясь к человеку Божию, первый приказывает ему сойти вниз (стих 9), а второй — сойти, да поскорее (стих 11).

Илия же, подчеркивая свой «статус» человека Божия (стихи 10, 12), показывает, что речь в возникшей ситуации идет о репутации Самого Иеговы. Кто дал Охозии право командовать Божьими слугами? Не Божие ли это право повелевать слугам Охозии, и не их ли это обязанность — смиряться перед Ним? Посылая огонь с неба (стихи 10, 12) на воинов царя, Бог напоминал Охозии, что действительным правителем Израиля является Он, а не царь, и царю остается лишь подчиниться Ему.

Однако внять голосу Бога Охозия не пожелал: трижды пытался он заставить Илию подчиниться ему. Два раза из этих трех дерзость царя стоила жизни его воинам.

4Цар 1:13−14. Ясно, что командир третьего «пятидесятка» с большим благоговением относился к Иегове и Его служителю, чем царь Охозия. Он не действовал с позиции мнимого превосходства перед пророком, требуя от него подчиниться, но сам склонился перед властью Илии, пророка Иеговы; пав перед ним на колена и признав, что огонь, поразивший два предыдущие отряда, был послан с неба, т. е. Богом, он молил пророка пощадить его жизнь и жизнь его воинов (стихи 13−14).

4Цар 1:15−16. И тогда Ангел Господень повелел Илии идти с этими воинами к царю, ничего не боясь. Появившись перед Охозией, пророк бесстрашно повторил ему слова Господа: за то, что царь обратился в своей нужде к чужому божеству как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, за дерзкое стремление его «обойтись без Иеговы», смерть настигнет его на этой постели, на которой он лежит теперь.

4Цар 1:17−18. По слову Господню, изреченному через Илию, Охозия так и не поднялся с одра болезни и, видимо, вскоре умер. Сына у Охозии не было, и после него над Израилем воцарялся его брат Иорам; произошло это на второй год правления Иорама Иудейского (точнее, на второй год его соправления с отцом его Иосафатом, а именно в 852 г. до Р. Х.). Цари Израиля и Иудеи носили в то время одинаковые имена.

б. Нечестивое правление Иорама в Израиле (2:1 — 8:15)

Правлению Иорама уделяется много места, потому что именно в его дни осуществлял свое служение пророк Елисей. Как всегда, автора 3-ей и 4-ой книг Царств более чем политические интересуют духовные аспекты жизни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.