Josua 1 глава

Josua
Luther Bibel 1984 → Новой Женевской Библии

Luther Bibel 1984

1 Nachdem Mose, der Knecht des HERRN, gestorben war, sprach der HERR zu Josua, dem Sohn Nuns, Moses Diener:
2 Mein Knecht Mose ist gestorben; so mach dich nun auf und zieh über den Jordan, du und dies ganze Volk, in das Land, das ich ihnen, den Israeliten, gegeben habe.
3 Jede Stätte, auf die eure Fußsohlen treten werden, habe ich euch gegeben, wie ich Mose zugesagt habe.
4 Von der Wüste bis zum Libanon und von dem großen Strom Euphrat bis an das große Meer gegen Sonnenuntergang, das ganze Land der Hetiter, soll euer Gebiet sein.
5 Es soll dir niemand widerstehen dein Leben lang. Wie ich mit Mose gewesen bin, so will ich auch mit dir sein. Ich will dich nicht verlassen noch von dir weichen.
6 Sei getrost und unverzagt; denn du sollst diesem Volk das Land austeilen, das ich ihnen zum Erbe geben will, wie ich ihren Vätern geschworen habe.
7 Sei nur getrost und ganz unverzagt, daß du hältst und tust in allen Dingen nach dem Gesetz, das dir Mose, mein Knecht, geboten hat. Weiche nicht davon, weder zur Rechten noch zur Linken, damit du es recht ausrichten kannst, wohin du auch gehst.
8 Und laß das Buch dieses Gesetzes nicht von deinem Munde kommen, sondern betrachte es Tag und Nacht, daß du hältst und tust in allen Dingen nach dem, was darin geschrieben steht. Dann wird es dir auf deinen Wegen gelingen, und du wirst es recht ausrichten.
9 Siehe, ich habe dir geboten, daß du getrost und unverzagt seist. Laß dir nicht grauen und entsetze dich nicht; denn der HERR, dein Gott, ist mit dir in allem, was du tun wirst.
10 Da gebot Josua den Amtleuten des Volks und sprach:
11 Geht durch das Lager und gebietet dem Volk und sprecht: Schafft euch Vorrat; denn nach drei Tagen werdet ihr hier über den Jordan gehen, daß ihr hineinkommt und das Land einnehmt, das euch der HERR, euer Gott, geben wird.
12 Und zu den Rubenitern, Gaditern und dem halben Stamm Manasse sprach Josua:
13 Denkt an das Wort, das euch Mose, der Knecht des HERRN, geboten hat: Der HERR, euer Gott, hat euch zur Ruhe gebracht und euch dies Land gegeben.
14 Eure Frauen und Kinder und euer Vieh laßt im Land bleiben, das euch Mose gegeben hat, diesseits des Jordans. Ihr aber sollt, so viele von euch streitbare Männer sind, vor euren Brüdern gerüstet hinüberziehen und ihnen helfen,
15 bis der HERR eure Brüder auch zur Ruhe bringt wie euch, daß auch sie einnehmen das Land, das ihnen der HERR, euer Gott, geben wird. Dann sollt ihr wieder zurückkehren in euer Land, das euch Mose, der Knecht des HERRN, zum Besitz gegeben hat diesseits des Jordans, gegen den Aufgang der Sonne.
16 Und sie antworteten Josua und sprachen: Alles, was du uns geboten hast, das wollen wir tun, und wo du uns hinsendest, da wollen wir hingehen.
17 Wie wir Mose gehorsam gewesen sind, so wollen wir auch dir gehorsam sein; nur, daß der HERR, dein Gott, mit dir sei, wie er mit Mose war!
18 Wer deinem Mund ungehorsam ist und nicht gehorcht deinen Worten in allem, was du uns gebietest, der soll sterben. Sei nur getrost und unverzagt!

Новой Женевской Библии

1:1−18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5:4−6; Втор 1:35; Втор 32:51). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1−9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10:11).

1:1−9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину «по смерти Моисея», — это об обетовании, данном Аврааму (Быт 12:7; Быт 13:14−17). Обетование подтверждается в ст. 2−5.

1:1 раба Господня. Это почетное именование (Быт 26:24), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24:29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис 42:1).

Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина — Осия («спасение») — на новое — Иисус («Господь есть спасение», Чис 13:17). Впервые Осия — Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх, гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли (Чис 13:9); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему (Чис 14:6−9). Посему его, как и Халева (Втор 1:36), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта.

Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея (Чис 27:12−23; Втор 3:28; Втор 31:1−8), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1:8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1:7; 8:31; 11:12, 15; 14:2, 5; 20:2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой — некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений.

1:2 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана (Втор 1:1), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3:15).

даю. Земля обетованная — это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3:6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется «благодатью» (Еф 2:8; см. ком. к 21:43).

1:3 стопы ног ваших. Слово «ваших», как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

как Я сказал Моисею. Обетование Моисею подтверждало более раннее обетование, данное Аврааму (ст. 6; Исх 3:16−17).

1:4 Земля обетованная, о которой говорится здесь, по своим размерам превосходит территорию, которой израильтяне овладели в дни Иисуса Навина, и соответствует границам государства эпохи Давида и Соломона (3Цар 4:21). Обетование земли в Книге Иисуса Навина рассматривается как относящееся к грядущим временам (13:1 и ком.; 23:5, 12−13).

1:5−9 Обетование Божие адресуется непосредственно Иисусу Навину как преемнику Моисея.

1:5 буду и с тобою. См. Быт 26:3; Исх 3:12. Присутствие Бога — это не отвлеченное понятие и не мистическое переживание, но реальное, фактическое присутствие Его с целью исполнить данное Им обетование.

1:6 Будь тверд и мужествен. Уверенность, основанная на обетованиях Божиих, — суть библейской веры.

во владение. Это слово, как и родственные ему по смыслу слова «наследство» и «наследие», как правило, означает фактическое получение израильтянами земли обетованной, подразумевая обетование, данное прежде Аврааму, и наследование, которое дает определенные блага, равно как и налагает ответственность (1Пет 1:4).

отцам. Т.е. Аврааму, Исааку и Иакову.

1:7 исполняй. Здесь наглядно показана взаимосвязь между верой и смирением. Вера есть уверенность, основанная на обетованиях Божиих (ст. 6) и проявляющаяся в послушании Богу (ст. 7).

закон. В древнееврейском языке значение этого слова включает в себя и обетования Божии, и Его заповеди, а также записи деяний Божиих. В данном случае возможен перевод «учение». завещал. Букв.: «заповедал», «повелел».

1:8 книга закона. См. 8:34, 35; 24:26; Втор 31:24−26.

поучайся. Ср. Пс 1:2: «о законе Его размышляет он день и ночь». Размышления над книгой закона и точное выполнение всего, что в ней записано, ведут к смирению и успеху (ст. 8), укрепляют веру и вознаграждают присутствием Божиим (ст. 9).

1:11 три дня. Значительная часть книги не имеет строгой хронологической последовательности (см. Введение: Характерные особенности и темы). В древнееврейском языке выражение «три дня» может означать и «несколько дней».

взять. Бог предопределил, что народ Израиля должен овладеть землей обетованной, поэтому обретение израильтянами земли есть акт послушания и веры (см. ком. к 18:3).

1:12−15 В книге Числа (гл. 32) рассказывается об обстоятельствах, при которых два с половиной колена Израилевых (13:8) получили в свое владение уделы к востоку от Иордана. Тем не менее подразумевалось, что они в полной мере будут участвовать в завоевании Израилем земли обетованной (Чис 32:16−32; Втор 3:18−20). Весь Израиль, как единое целое, должен вступить во владение обетованной землей.

1:13 успокоил. См. также ст. 15. Цель Божиего дара — земли обетованной — часто обозначается в Писании как покой (напр., 11:23; 21:44; 22:4; 23:1). Ср. Быт 2:1−3; см. Евр 3:7 — 4:11.

1:16−18 В послушном ответе народа Иисусу Навину, а следовательно Богу, видна сущность связи между верой и послушанием: послушание народа является прямым свидетельством того, что Израиль верит обетованию.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.