1 Timotheus 1 глава

1 Timotheus
Luther Bibel 1984 → Лингвистический. Роджерс

Luther Bibel 1984

1 Paulus, ein Apostel Christi Jesu nach dem Befehl Gottes, unseres Heilands, und Christi Jesu, der unsre Hoffnung ist,
2 an Timotheus, meinen rechten Sohn im Glauben: Gnade, Barmherzigkeit, Friede von Gott, dem Vater, und unserm Herrn Christus Jesus!
3 Du weißt, wie ich dich ermahnt habe, in Ephesus zu bleiben, als ich nach Mazedonien zog, und einigen zu gebieten, daß sie nicht anders lehren,
4 auch nicht achthaben auf die Fabeln und Geschlechtsregister, die kein Ende haben und eher Fragen aufbringen, als daß sie dem Ratschluß Gottes im Glauben dienen.
5 Die Hauptsumme aller Unterweisung aber ist Liebe aus reinem Herzen und aus gutem Gewissen und aus ungefärbtem Glauben.
6 Davon sind einige abgeirrt und haben sich hingewandt zu unnützem Geschwätz,
7 wollen die Schrift meistern und verstehen selber nicht, was sie sagen oder was sie so fest behaupten.
8 Wir wissen aber, daß das Gesetz gut ist, wenn es jemand recht gebraucht,
9 weil er weiß, daß dem Gerechten kein Gesetz gegeben ist, sondern den Ungerechten und Ungehorsamen, den Gottlosen und Sündern, den Unheiligen und Ungeistlichen, den Vatermördern und Muttermördern, den Totschlägern,
10 den Unzüchtigen, den Knabenschändern, den Menschenhändlern, den Lügnern, den Meineidigen und wenn noch etwas anderes der heilsamen Lehre zuwider ist,
11 nach dem Evangelium von der Herrlichkeit des seligen Gottes, das mir anvertraut ist.
12 Ich danke unserm Herrn Christus Jesus, der mich stark gemacht und für treu erachtet hat und in das Amt eingesetzt,
13 mich, der ich früher ein Lästerer und ein Verfolger und ein Frevler war; aber mir ist Barmherzigkeit widerfahren, denn ich habe es unwissend getan, im Unglauben.
14 Es ist aber desto reicher geworden die Gnade unseres Herrn samt dem Glauben und der Liebe, die in Christus Jesus ist.
15 Das ist gewißlich wahr und ein Wort, des Glaubens wert, daß Christus Jesus in die Welt gekommen ist, die Sünder selig zu machen, unter denen ich der erste bin.
16 Aber darum ist mir Barmherzigkeit widerfahren, daß Christus Jesus an mir als erstem alle Geduld erweise, zum Vorbild denen, die an ihn glauben sollten zum ewigen Leben.
17 Aber Gott, dem ewigen König, dem Unvergänglichen und Unsichtbaren, der allein Gott ist, sei Ehre und Preis in Ewigkeit! Amen.
18 Diese Botschaft vertraue ich dir an, mein Sohn Timotheus, nach den Weissagungen, die früher über dich ergangen sind, damit du in ihrer Kraft einen guten Kampf kämpfst
19 und den Glauben und ein gutes Gewissen hast. Das haben einige von sich gestoßen und am Glauben Schiffbruch erlitten.
20 Unter ihnen sind Hymenäus und Alexander, die ich dem Satan übergeben habe, damit sie in Zucht genommen werden und nicht mehr lästern.

Лингвистический. Роджерс

1 ἐπιταγή (G2003) приказ, поручение. Это слово обозначает повеление, и относится к царским приказам, которым следует повиноваться; в папирусах встречается также в знач. повеление бога (NDIEC*, 2:86; 3:23, 68; MM*; Kelly*; Spicq*; NIDNTT*).
2 γνήσιος (G1103) подлинный, истинный, законный, законнорожденный. Хотя отец Тимофея был язычником, а мать — иудейской, и его происхождение, по иудейским правилам, считалось незаконным, его отношения с Павлом, как сына с отцом, были подлинными (Schlatter*; Kelly*; см.* JTJ*, 275−76; Spicq*; ABD*, 558−60; Lea and Griffin*).
ἐν πίστει (G1722; G4102) в вере, в области христианской веры. Акцент ставится на духовности, вере и верности Христу (Lock*; Ellicott*).
ἔλεος (G1656) милость, сострадание, сопереживание. Это чувство сопереживания горестям, которые незаслуженно свалились на кого-л. Это особое, немедленное внимание к несчастью, которое является следствием греха, и попытка смягчить это несчастье, преодолеть его, которой может воспрепятствовать только упорство грешника (TLNT*; TDNT*; NIDNTT*; Trench, Synonyms*, 169).
3 καθώς (G2531) подобно тому, как. Используется в эллиптическом обороте, в котором акт написания рассматривается как последняя часть конструкции: «как я просил, так я и пишу» (Lock*; MM*).
παρεκάλεσα aor.* ind.* act.* от παρακαλέω (G3870) просить, побуждать.
προσμεῖναι aor.* act.* inf.* от προσμένω (G4357) оставаться, пребывать. Предложное сочетание указывает на место: «оставаться с кем-л.» (MH*, 324). Inf.* как дополнение гл.* παρεκάλεσα.
πορευόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от πορεύομαι (G4198) странствовать, путешествовать. Praes.* выражает действие, одновременное действию основного гл.*: «когда или пока я шел». Может означать, что он оставил Тимофея на пути в Ефес и велел ему оставаться там (Guthrie*). Если бы автором письма не был Павел, было бы странно, что упоминается такая специфическая географическая информация и указания.
παραγγείλῃς aor.* conj.* act.* от παραγγέλλω (G3853) повелевать, приказывать, наставлять, передавать чей-л. приказ. Это военный термин, обозначающий строгий приказ, исходящий от лица, облеченного властью (Guthrie*; Kelly*; Ellicott*). Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
ἑτεροδιδασκαλεῖν praes.* act.* inf.* от ἑτεροδιδασκαλέω (G2085) учить другой доктрине, учить чему-л. совершенно другому (Ellicott*). Inf.* как дополнение к основному гл.* Оппоненты, которые упоминаются в посланиях к пастве, — это не гностики, а скорее иудеи или христиане-иудеи, которые учили закону, иудейским мифам и генеалогии, говорили, что Воскресение уже имело место, запрещали брак и проповедовали воздержание от пищи.
4 προσέχειν praes.* act.* inf.* от προσέχω (G4337) занимать свой ум, обращать внимание, заботиться, заниматься; obj.* в dat.* (BAGD*). Inf.* как параллель к предшествующему inf.* (см.* ст. 3).
μῦθος (G3454) миф, сказка, легенда, выдумка (NIDNTT*, 2:643−47; TDNT*; Dibelius*).
γενεαλογία (G1076) генеалогия, прослеживание родословной, построение генеалогического древа. В иудаизме после изгнания процветал острый интерес к родословным, и это сыграло роль в противоречиях между иудеями и христианами (Kelly*; Jastrow*, 1:575; M*, Kidd. 4:1−14; Lea and Griffin*; обстоятельный рассказ о генеалогии в древнем мире см.* в RAC*, 9:1145−268). Формы dat.* являются прямыми дополнениями к гл.*
ἀπέραντος (G562) бесконечный, непрекращающийся (Guthrie*).
ἐκζήτησις (G7001) поиск, рассуждения, исследования, бесполезные раздумья (Lock*; BAGD*).
παρέχουσιν praes.* ind.* act.* от παρέχω (G3930) причинять, устраивать, развивать (BAGD*). Гномический praes.*, «они всегда устраивают».
μᾶλλον (G3123) скорее.
οἰκονομία (G3622) управление, передача ответственности доверенному лицу, служение; они не преуспевают в выполнении обязанностей, возложенных на них Богом (Lock*; Kelly*; TLNT*; TDNT*).
5 δέ (G1161) однако, напротив.
τέλος (G5056) цель, задача.
παραγγελία (G3852) наставление, приказ (см.* ст. 3).
συνειδήσεως (G4893) gen.* sing.* совесть. Это самосознание (Guthrie*; см.* Рим 2:15; PAT*, 458f).
ἀνυπόκριτος (G505) без лукавства (см.* 2Кор 6:6).
6 ἀστοχήσαντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀστοχέω (G795) не достигать цели, промахиваться, не удаваться. Имеется в виду, что они не стараются выйти на правильную дорогу (Lock*; Kelly*). Иосиф Флавий писал, что ессеи редко ошибаются (ἀστοχοῦσιν) в своих предсказаниях (Jos., JW*, 2:159; CCFJ*, 1:256; о других использованиях этого слова см.* NW*, 2,1:819; MM*; Spicq*). Aor.* указывает на действие, предшествующее действию основного гл.* Номинальное использование part.* выделает особенность.
ἐξετράπησαν aor.* ind.* pass.* от ἐκτρέπω (G1624) уклоняться в сторону, отворачиваться. Это слово использовалось как медицинский термин, «быть неправильно расположенным» (BAGD*; MM*).
ματαιολογία (G3150) бесполезный или пустой разговор, болтовня, бессмысленные речи (Kelly*; MM*).
7 θέλοντες praes.* act.* part.* от θέλω (G2309) желать, хотеть. Part.* может быть уступительным («несмотря на то, что они хотят») или причинным («так как они хотят»). Praes.* выражает одновременность действия.
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510) быть. Инфинитив-дополнение к предшествующему part.*
νομοδιδάσκαλος (G3547) учителя закона, иудейский термин (см.* Лк 5:17; Деян 5:34). Они добивались популярности не только за счет тонких и точных толкований, но также строгим отношением к исполнению закона и требованиями аскетизма (Jeremias*), используя закон как средство достижения праведности (LIF*, 174).
νοοῦντες praes.* act.* part.* от νοέω (G3539) понимать, воспринимать. Praes.* с отр. μή (G3361) подчеркивает их длительную неспособность к пониманию. Part.* имеет легкий оттенок противительного или даже уступительного значения (Ellicott*).
λέγουσιν praes.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Гномич.* praes.* описывает итеративное или текущее действие.
διαβεβαιοῦνται praes.* ind.* med.* (dep.*) от διαβεβαιόομαι (G1226) утверждать, настаивать, говорить уверенно. Гномич.* praes.* Гл.* означает делать заявление или высказывать свое мнение твердым, уверенным тоном (BAGD*; Fairbairn*). Предложное сочетание значит «тщательно» (MH*, 302).
8 οἴδαμεν praes.* ind.* act.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
καλός (G2570) хороший, подходящий, полезный (NIDNTT*; TDNT*).
νομίμως (G3545) законно; то есть согласно закону (Ellicott*).
χρῆται praes.* conj.* med.* (dep.*) от χράομαι (G5530) использовать, пользоваться, с dat.* в роли дополнения.
9 εἰδώς perf.* act.* part.* от οἶδα (G1492) знать. Def.* perf.* со знач. praes.* Используется для обозначения знания, непосредственно схватываемого умом (ND*, 344; VA*, 281−87).
κεῖται praes.* ind.* pass.* (dep.*) от κεῖμαι используется как pass.* от τίθημι (G5087) помещать (BAGD*). Здесь используется в знач. ввода закона в действие: «учреждать» (Fairbairn*).
ἀνυπότακτος (G506) непокоренный, независимый, недисциплинированный, непокорный, бунтарь (BAGD*).
ἀσεβής (G765) неверующий, непочтительный, нечестивый.
ἁμαρτωλός (G268) греховный.
ἀνόσιος (G462) нечистый. Тот, кому недостает внутренней чистоты (Ellicott*; NIDNTT*; TDNT*).
βέβηλος (G952) то, что доступно всем, в отличие от святого или недоступного, мирское (TLNT*; Spicq*). Речь идет о непочтительном поведении и неуважительном отношении к тому, что связано с именем Бога (Fairbairn*).
πατρολῴας (G3964) отцеубийца, тот, кто наносит удар отцу.
μητρολῴας (G3389) тот, кто бьет свою мать. Эти слова обозначают наиболее неестественные и позорные преступления против правила почитания родителей; независимо от наличия или отсутствия фатальных последствий, это нарушение пятой заповеди (Fairbairn*).
ἀνδροφόνος (G409) убийца.
10 πόρνος (G4205) блудник, аморальный человек (BAGD*; TDNT*; NIDNTT*).
ἀρσενοκοίτης (G733) гомосексуалист (см.* Рим 1:26,27; 1Кор 6:9; DPL*, 413−14).
ἀνδραποδιστής (G405) хватать человека за ногу; похититель людей. В том числе тот, кто эксплуатирует других ради своих эгоистичных целей (RWP*; EGT*; BBC*).
ψεύστης (G5583) лжец.
ἐπίορκος (G1965) лжесвидетель. Предложное сочетание может означать «против»; то есть вопреки своей клятве (MH*, 314f).
ὑγιαινούσῃ praes.* act.* part.* от ὑγιαίνω (G5198) быть здоровым, здравствовать. Это слово обозначает всю полноту и здравие истинного христианского учения (Guthrie*; Kelly*).
διδασκαλίᾳ (G1319) dat.* sing.* учение.
ἀντίκειται praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἀντίκειμαι (G480) сидеть напротив, противостоять.
11 μακάριος (G3107) блаженный. Все счастье заключено в Боге, и Он дарит его людям (Lock*).
δόξης gen.* sing.* от δόξα (G1391) слава. Атрибутивный gen.* описывает качество или атрибут: «славное евангелие». Часто используется как семитское влияние (BDF, #165).
θεοῦ (G2316) Бога. Этот gen.* указывает на источник.
ἐπιστεύθην aor.* ind.* pass.* от πιστεύω (G4100) верить; pass.* быть доверенным лицом с богосл.* pass.* указывающим, что действующее лицо — Бог.
12 ἔχω (G2192) praes.* ind.* act.* иметь.
χάριν ἔχω «я благодарю».
ἐνδυναμώσαντι aor.* act.* part.* от ἐνδυναμόω (G1743) усиливать, давать силу, давать возможность. Aor.* означает, что автор имеет в виду определенный момент в прошлом, когда его силы увеличились (EGT*). Это действие предшествует действию основного гл.* Присутствует также нюанс причинности: «потому что».
πιστός (G4103) преданный, доверенный.
ἡγήσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἡγέομαι (G2233) считать, полагать, заносить на счет. Используется с двойным acc.*, «считать кого-л. каким-л.».
θέμενος aor.* med.* (dep.*) part.* от τίθημι (G5087) помещать, назначать. Aor.* выражает предшествующее действие.
διακονία (G1248) служение, служба (TDNT*; NIDNTT*).
13 πρότερον (G4387) прежде, раньше; acc.* общей ссылки на сравнение в артиклем: «что до прошлого раза» (RWP*).
ὄντα praes.* act.* part.* от εἰμί (G1510) быть. Part.* может быть temp.*: «пока», «когда я был» — или уступительным: «хотя я был» (Ellicott*).
βλάσφημος (G989) богохульник, тот, кто хулит Бога. По иудейскому учению такие должны были попасть в ад (BBC*).
διώκτης (G1376) тот, кто преследует, гонитель.
ὑβριστής (G5197) садист, жестокий человек. Это слово обозначает человека, который, в гордости и наглости, сознательно и по собственной воле мучает, терзает и унижает другого человека, просто чтобы сделать ему больно. Это публичное сознательное оскорбление людей, чтобы унизить их. В Рим 1:30 это слово используется для обозначения высокомерного и наглого человека. Этот грех был типичен для языческого мира (MNTW*, 77−85; TDNT*; NIDNTT*; EDNT*). В Септ.* этим словом переводится евр.* ליץ, обозначающее презрение к другим людям и пренебрежение их мнениями (Michael V. Fox, “Words for Folly”, ZAH* 10 [1997]: 4−12, особ. 7−8).
ἠλεήθην aor.* ind.* pass.* от ἐλεέω (G1653) проявлять сострадание, сопереживать, жалеть; pass.* получать милость, заслужить сострадательное отношение (TDNT*; EDNT*; TLNT*). Богосл.* pass.* указывает, что милость проявляет Бог.
ἀγνοῶν praes.* act.* part.* от ἀγνοέω (G50) быть в неведении. Павел связывает свое неверие с неведением, пользуясь классификацией, принятой в иудаизме (Лев 22:14; Чис 15:22−31), а также в Кумранской общине, где неведение занимало место между глупостью и заносчивостью. Он не утверждает, что незнание освобождает его от вины, но упоминает этот факт, чтобы показать: его обращение было проявлением божественного сострадания, а не божественного гнева (Kelly*).
ἐποίησα aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать, поступать.
14 ὑπερεπλεόνασεν aor.* ind.* act.* от ὑπερπλεονάζω (G5250) изобиловать, присутствовать в избытке. Предложное сочетание означает: «сверх обычной меры» (Lock*; Guthrie*).
15 πιστὸς ὁ λόγος правдивое слово. Это первое из пяти правдивых слов в Пастырских посланиях. По поводу этого см.* George Knight III, The Faithful Sayings in the Pastoral Epistles (Grand Rapids: Baker, 1979). Артикль может относиться к ранее сказанному, но скорее к последующему (GGBB*, 220).
ἀποδοχή (G594) прием, принятие, одобрение. На греческом койне это слово обозначает принятие и признание, оказанное кому-л. или чему-л. (Dibelius*; MM*).
σῶσαι aor.* act.* inf.* от σῴζω (G4982) избавлять, спасать. Inf.* здесь выражает цель. Aor.* рассматривает процесс спасения целиком.
πρῶτος (G4413) первый, первейший, главный. Здесь это слово употребляется в знач. величайший (Fairbairn*). Praes.* «Я есть», а не «Я был». Грешник остается грешником даже после прощения; прошлое всегда должно быть стимулом для глубокого покаяния и служения (Lock*; Kelly*).
16 ἠλεήθην aor.* ind.* pass.* от ἐλεέω (G1653) проявлять милость; pass.* получать милость.
ἐνδείξηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от ἐνδείκνυμι (G1731) указывать, доказывать. Предложное сочетание указывает на более полное доказательство, чем простой гл.* Это указание пальцем на объект (MH*, 305). Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
μακροθυμία (G3115) долготерпение, выносливость (см.* Гал 5:22).
μελλόντων praes.* act.* part.* от μέλλω (G3195) собираться. С inf.* используется продолженное будущее (MKG*, 307).
πιστεύειν praes.* act.* inf.* от πιστεύω (G4100) доверять. Inf.* как дополнение к part.* Используется с предлогом, с dat.* в значении: «возлагать доверие на кого-л.» указывает более на состояние, в то время, как acc.* подчеркивает больше начало действия (M*, 68; Lock*).
αἰώνιον (G166) вечный. Вечная жизнь — это жизнь в грядущем веке, с временной ссылкой, но и с акцентом на качество. Хотя Павел относится к жизни вечной в основном в эсхатологическом понимании, он также рассматривает ее как текущее богатство верующего, результат пребывания в Духе Святом (GW*, 118ff).
17 ἄφθαρτος (G862) нетленный; то есть защищенный от тления, бессмертный (Kelly*).
ἀόρατος (G517) невидимый, незримый.
18 παρατίθεμαι praes.* ind.* med.* (dep.*) от παρατίθημι (G3908) ставить рядом; med.* доверять, поручать, вручать. Это банковский термин, доверение вклада или чего-л. ценного (RWP*; MM*).
προαγούσας praes.* act.* part.* от προάγω (G4254) предшествовать, вести вперед. Эта фраза может быть переведена как: «полагаясь на пророчества, когда-л. произнесенные о тебе» или «пророчества, которые указали мне на тебя» (Kelly*; Lock*).
στρατεύῃ praes.* conj.* act.* от στρατεύω (G4754) сражаться подобно солдату, воевать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
στρατεία (G4752) военная экспедиция, кампания, война. Здесь, родственный acc.* или acc.* содержимого: «боем биться» (MT*, 245; BD*, 84f; RG*, 477f).
19 ἔχων praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь, обладать (M*, 110).
ἀπωσάμενοι aor.* med.* part.* от ἀπωθέω (G683) отталкивать от себя, отвергать, отказываться. В НЗ это слово встречается только в med.* Это слово обозначает яростное отвержение (Guthrie*; BAGD*).
ἐναυάγησαν aor.* ind.* act.* от ναυαγέω (G3489) терпеть кораблекрушение. Сам Павел попадал в кораблекрушение по меньшей мере четыре раза к тому моменту, когда писал это письмо. Каждый раз он терял все, кроме своей жизни (EGT*; Деян 27).
20 παρέδωκα aor.* ind.* act.* от παραδίδωμι (G3860) передавать (TLNT*).
παιδευθῶσιν aor.* conj.* pass.* от παιδεύω (G3811) дисциплинировать. Это слово обозначает скорее строгое наказание за промахи, чем обучение (Kelly*). Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель и/или результат.
βλασφημεῖν praes.* act.* inf.* от βλασφημέω (G987) высмеивать, хулить, богохульствовать (TLNT*). Inf.* как дополнение гл.* παιδευθῶσιν.


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.