К Галатам 3 глава

Послание к Галатам святого апостола Павла
В переводе Лутковского → Толкования Августина

В переводе Лутковского

1 О неразумные галаты! Кто внушил вам, что не надо повиноваться истине, — вам, у которых прежде словно перед глазами Иисус Христос был изображен распятым?
2 Одно только хочу спросить у вас: исполнением предписаний закона получили вы Дух Святой или верою во услышанное?
3 Неужели вы столь неразумны, что, начав Духом, теперь завершаете плотью?
4 Неужели вы напрасно столько претерпели? Да и напрасно ли?
5 Ведь Тот, Кто посылает вам Дух и совершает у вас чудеса, ради исполнения вами предписаний закона или благодаря вере вашей во услышанное совершает это?
6 Так, Авраам поверил Богу, и это было зачтено ему в оправдание,
7 а потому знайте: именно верующие — сыновья Авраама,
8 и, если обратиться к Писанию, то в предвидении того, что Бог по вере оправдает народы, Аврааму было предвозвещено: в тебе благословятся все народы,
9 а потому верующие благословляются вместе с уверовавшим Авраамом,
10 над теми же, которые уповают на исполнение предписаний закона, тяготеет проклятие, ибо написано: проклят любой, кто не придерживается исполнения всех предписаний книги закона.
11 А потому ясно, что исполнение закона никого не оправдывает пред Богом, ибо праведник верою живёт;
12 но закон не по вере дан, человек же придерживается того, чем живёт он.
13 Христос освободил нас от проклятия закона, взяв проклятие на Себя, — ибо написано: проклят любой, повешенный на древе, —
14 дабы благословение, которое получил Авраам, чрез Христа Иисуса распространилось на все народы, и мы по вере получили обетование — Духа Святого.
15 Братья! Попросту говоря, даже человеком составленное завещание никто не отменяет и не дополняет,
16 Аврааму же и Потомку его обетование возвещено было Богом; Он не сказал: и потомкам, то есть многим, но одному: и Потомку твоему ; а Он — Христос.
17 Итак, я утверждаю: закон, появившийся спустя четыреста тридцать лет после установленного Богом завета, не устраняет и не упраздняет обетование,
18 ибо если наследство получают благодаря закону, то уже не по обетованию; Авраама же Бог благословил по обетованию.
19 Для чего же закон? Он предназначался против преступлений до времени пришествия Потомка, в Котором исполнилось обетование, и был установлен ангелами через посредника,
20 посредник же один сам по себе не существует, а Бог — один.
21 Так что же: закон противоположен обетованиям Божьим? Быть не может! Ведь если бы дан был закон, который мог даровать нам новую жизнь, — тогда, действительно, оправдание было бы от закона,
22 но Писание всё связало узами греха, дабы обетование дано было верующим по вере в Иисуса Христа.
23 А прежде чем пришла вера, мы были узниками под стражею закона, ожидающими откровения веры;
24 закон словно детей вел нас ко Христу, чтобы мы были оправданы верою,
25 но когда пришла вера, нас уже не надо вести как детей,
26 ибо по вере все вы — сыновья Божьи во Христе Иисусе;
27 все вы, крещенные во Христа, преисполнились Христом,
28 и нет среди вас ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины и женщины, ибо все вы — одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы — Христовы, стало быть, вы — потомство Авраама, наследники по обетованию.

Толкования Августина

Стих 2

Здесь Павел начинает показывать, каким образом благодать веры достаточна для оправдания без дел закона... Этот вопрос надо рассматривать аккуратно, чтобы никто не был обманут двусмысленностью; а для этого прежде следует знать, что дела закона двойственны: отчасти они объясняются таинствами, отчасти — нравами. К таинствам относятся обрезание плоти, еженедельная суббота, новомесячье, жертвы и все бесчисленные обряды такого рода (См. 16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе. Кол 2:16−17). К нравам относятся: не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй и т.п. (См. Исх 20; Втор 5). Разве может не волновать апостола, является ли христианин убийцей или прелюбодеем, целомудрен ли он и невинен, — подобно тому, как его не волнует, обрезан ли он по плоти или нет?

Теперь Павел обстоятельно рассматривает дела, связанные с таинствами, хотя указывает, что к ним иногда примешиваются и другие.

В конце послания он отдельно рассматривает дела, связанные с нравами, причем кратко, тогда как здесь говорит пространно...

Ничто не устрашает душу так, как непонятное таинство. Будучи понятным, оно несет духовную радость и весело празднуется, если это уместно; а когда этому не место, проводятся чтения и разъяснения с душевным трепетом. Любое таинство, когда оно понятно, относится либо к созерцанию истины, либо к добрым нравам. Созерцание истины основано на одной лишь любви к Богу, благонравие — на любви к Богу и любви к ближнему (Ср. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:37−40); а на этих двух заповедях стоит весь закон и пророки (См. 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? Мф 22:40−45; 28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. 32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Мк 12:28−33).

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 19. Сl. 0282, 19.76.9 [CSEL 84:76].

Стих 8

Величайшей победой в Аврааме было то, что прежде обрезания вера ему была вменена в праведность (См. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Быт 15:6). И это совершенно справедливо отнесено к данному ему обетованию: благословятся в тебе все народы (См. 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18), — в чем подразумевается, конечно, подражание вере его, которою он и оправдан даже прежде обряда обрезания, принятого им как знак веры, и прежде всякого рабства закона, данного много позже.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 20. Cl. 0282, 20.79.11.

Стих 11

Закон ведет к познанию греха и преступлению самого закона, так что с познанием и ростом греха благодать может быть обретена через веру.

Августин Иппонский, Против двух посланий Пелагия 1.8.14. Cl. 0346, 1.8.14.435.13.

Стих 15

Как смерть завещателя служит утверждению его завещания, поскольку он уже не может изменить своего решения, — так незыблемость обетования Бога служит утверждением наследия Авраама, которому вера вменена в праведность.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 23. Cl. 0282, 23.85.6.

Стих 17

Ведь если оправдывает закон, то Авраам не оправдан, поскольку жил задолго до закона. Такого они сказать не могут, значит, вынуждены допустить, что человек оправдывается не делами закона, а верою. Но Павел и нас заставляет осознать, что в древности все, кто оправдан, оправданы тою же верой: ибо как мы спасаемся, веря частью в случившееся (т.е. в первый приход Господа), частью в предстоящее (т.е. во второй приход Господа), — так и они верили во все это как в предстоящее, а Дух Святой открывал это во спасение им.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 23. Сl. 0282, 23.85.18.

Стих 19

Далее следует достаточно важный вопрос. Если вера оправдывает и прежних святых (оправданные перед Богом оправданы верой), то зачем было давать закон? Закон был дан народу возгордившемуся, а благодать любви нельзя обрести иначе, как через смирение, и без этой благодати невозможно исполнить заповеди закона. Народ принижен был преступлением, чтобы он искал благодать и не возомнил по гордости, будто спасется своими заслугами, ибо праведность не в его власти и не в его силах, но в руках Посредника, оправдывающего грешников.

Источник: Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 24. Cl. 0282, 24.86.5.

***

Весь Ветхий Завет преподан через ангелов при содействии Духа Святого и Самого Слова истины, еще не воплощенного, но никогда не отстранявшегося от возвещения истины. Закон дан был через ангелов, иногда действовавших от своего лица, иногда — от лица Бога, как обычно поступали и пророки...

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 24. Cl. 0282, 24.88.12.

Стих 22

Гордецам полезно быть крепче заключенными под грехом, дабы они при достижении праведности не полагались самонадеянно на свободу воли, как будто на собственные силы.

Источник: Августин Иппонский, О благодати Христа и первородном грехе 1.8.9. Cl. 0349, 1.8.9.132.23.

***

Преступление закона необходимо было, чтобы сломить гордость тех, кто, славясь отцом своим Авраамом, претендовал на что-то вроде природной праведности — настолько же вредоносно, насколько и грубо возносясь над язычниками заслугами своего обрезания. Но язычников легко было принизить и без такого рода преступления, ибо благодать Евангелия обнаружила, что люди эти, знавшие, что не получили ростков мудрости от отцов своих, являлись рабами идолов...

Итак, закон дан не для того, чтобы уничтожить грех, но чтобы всех заключить под грехом. Закон и показал: грехом является то, что иудеи в слепоте своей могли принимать за праведность, — чтобы через это унижение они познали: их спасение не в их руках, но в руке Посредника. Многое, конечно, может унижение, когда нас охватывает гордость. Такое смиренное состояние позволяло принять благодать Христа, Который есть сам образец смирения.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 25. Cl. 0282, 25.89.3.

Стих 23

Не найдется столь несведующего человека, который скажет: отчего не пошло на пользу иудеям то, что преданы они были в руку Посредника через ангелов, передававших закон? Ибо пошло им на пользу, да так, что не выразить в словах. Ради чего церкви язычников продавали свои владения и плату за них полагали к ногам апостолов (а это делали многие тысячи людей) (См. 34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Деян 4:34−35)?

...И когда Павел восхваляет церковь в Фессалониках перед другими церквами, то говорит, что они стали подобны церквам иудеев, потому что много пострадали от своего народа за веру, как другие пострадали от иудеев (См. 14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, 15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, 16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. 1Фес 2:14−16)... Осознание тяжелой болезни — когда обнаружилось, что они преступили сам закон, — пошло не на пагубу, но на пользу тем, кто поверил [во Христа], так что они страстно возжелали Исцелителя и сильно возлюбили Его.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 26. Сl. 0282, 26.90.20 [CSEL 84:90−91].

Стих 28

Теперь, когда уже получен начаток Духа, Который и есть жизнь в оправдание верою (при том что тело мертво для греха), различие такое (будь то различие между народами, или в условиях жизни, или между полами) уже отменяется, и отменяется единством веры. Но различие это сохраняется в общении смертных, и даже апостолы учат, что его надо учитывать на этом жизненном пути. Они же предлагают полезнейшие правила, как в жизни соблюдать различие между иудеями и греками, господином и рабом, мужем и женой и проч. А ранее и Сам Господь говорил: отдавайте кесарю кесарево, а Богу — Божиё (17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф 22:17−21; 14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? 15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. 16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. 17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. Мк 12:14−17; 20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. 23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. 25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; Лк 21:20−25).

Итак, одно дело — отсутствие этого различия в единстве веры; другое дело — путь этой жизни, по которому надо пройти так, чтобы не осквернить имя Божие и учение Его. И не только из-за гнева мы хотим избежать оскорбления людей, но и по сознанию того, что мы делаем это не для вида, а из чистой любви к Богу. Бог же хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины.

Августин Иппонский, Изложение Послания к Галатам 28. Cl. 0282, 28.93.5 [CSEL 84:93].



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.