От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Еп. Кассиана

 
 

И вот когда настал праздник иудейский, Иисус отправился в Иерусалим.
 
После этого был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

В Иерусалиме же, у Овечьих ворот, есть источник, по-еврейски называемый Вифзафа, окруженный пятью навесами;1
 
Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот водоём, называемый по-еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами.

под ними лежало множество недужных: слепых, увечных, параличных, которые ожидали волнения воды,
 
В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды.

ибо в источник время от времени сходил ангел Господень, и вода начинала бурлить.2 Тот же, кто после этого первым окунался в воду, исцелялся от любого недуга.
 
Ибо ангел Господень, время от времени, сходил в водоём и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.

И был там один человек, тридцать восемь лет страдавший от болезни своей.
 
Был там некий человек, тридцать восемь лет страдавший болезнью своей.

Увидев его, лежащего, и узнав, сколь долгое время он болен, Иисус спрашивает у него; хочешь быть здоровым?
 
Иисус, увидев его лежащим и узнав, что он уже много времени болен, говорит ему: хочешь ли стать здоровым?

Больной ответил Ему: нет у меня никого, кто опустил бы меня в источник, когда забурлит вода; а пока я сам иду, уже кто-нибудь заходит в воду прежде меня.
 
Ответил Ему больной: господин, нет у меня человека, чтобы опустить меня в водоём, когда возмутится вода. А пока я иду, другой раньше меня спускается.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель свою и иди.
 
Говорит ему Иисус: встань, возьми постель твою и ходи.

И человек этот тотчас выздоровел и, взяв постель свою, ушел. А произошло это в субботу.
 
И тотчас стал здоровым человек, и взял постель свою, и начал ходить. А была суббота в тот день.

Иудеи же говорят ему: сегодня суббота, ты не должен носить постель.
 
Поэтому говорили Иудеи исцеленному: сегодня суббота, и нельзя тебе брать постели.

А он отвечает им: Тот, Кто исцелил меня, сказал мне: возьми постель свою и иди.
 
Он же ответил им: Тот, Кто сделал меня здоровым. Он мне и сказал: «возьми постель твою и ходи».

Тогда они спросили его: кто Этот Человек, Который сказал тебе: возьми постель и иди?
 
Спросили его: кто этот Человек, Который сказал тебе: «возьми и ходи»?

Но исцеленный не мог указать Его, потому что Иисус затерялся среди собравшихся там людей.
 
Исцеленный же не знал, кто Он. Ибо Иисус скрылся, пользуясь тем, что на этом месте была толпа.

Когда же после этого Иисус встретил его в храме, Он сказал ему: теперь ты здоров: так вот — впредь не греши, чтобы не случилось с тобой ещё более худшего.
 
После этого нашел его Иисус в храме и сказал ему: вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего худшего.

А человек этот пошёл и рассказал иудеям, что его исцелил Иисус.
 
Пошел человек и сказал Иудеям, что здоровым сделал его Иисус.

И стали они обвинять Иисуса за то, что Он сделал это в субботу.
 
Потому и начали гнать Иудеи Иисуса, что Он это делал в субботу.

Иисус же ответил им: Отец Мой доныне делает, поэтому и Я делаю.
 
Но Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

Иудеи же из-за того, что Он не только нарушил заповедь о субботе, но и Отцом Своим назвал Бога, уравняв Себя с Богом, даже хотели убить Его.
 
И потому тем более искали Иудеи убить Его, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

Тогда Иисус сказал, обращаясь к ним: уверяю вас: если бы Отец не творил, то и Сын Сам по Себе ничего не мог бы сотворить, но поскольку Он видит, что Отец творит, то и Он творит то же самое.
 
Сказал же им Иисус в ответ: истинно, истинно говорю вам: не может Сын творить Сам по Себе ничего, если не видит Отца творящим: ибо, что Он творит, то и Сын творит так же.

Отец ведь любит Сына и являет Ему всё, что Сам творит, и в дальнейшем явит Ему все деяния Свои, что, конечно, удивительно для вас.
 
Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что Сам творит, и покажет Ему дела больше этих, чтобы вы удивлялись.

А так как Отец воскрешает и оживляет умерших, то и Сын может оживить кого угодно.
 
Ибо, как Отец воздвигает мертвых и животворит, так и Сын, кого хочет, животворит.

Отец никогда не судит, но всю власть судить предоставил Сыну,
 
Ибо и Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну,

чтобы все чтили Сына, как чтут Отца, а кто не чтит Сына, тот не чтит Того, Кто послал Его.
 
чтобы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, не чтит Отца, пославшего Его.

Уверяю Вас: кто внимает словам Моим и верует, что Отец послал Меня, тот наследует Жизнь Вечную; он не будет судим, ибо перешел из смерти в Жизнь.3
 
Истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь.

Уверяю вас также: настанет время, и оно совсем близко уже, когда умершие услышат зов Сына Божьего, и, услышав, — оживут,
 
Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и теперь есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышавшие оживут.

ибо как Отец имеет источник жизни в Самом Себе, так и Сын по воле Отца имеет источник жизни в Самом Себе.
 
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе,

А как Сыну Человеческому Он предоставил Ему право вершить суд;
 
и дал Ему власть суд творить, потому что Он — сын человека.

не удивляйтесь этому, ибо настанет время, когда все умершие услышат зов Сына Божьего,
 
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в могилах, услышат голос Его,

и поднимутся из могил; те, что творили добро, воскреснут для Жизни, а те, что творили зло, воскреснут для суда.
 
и выйдут: сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.

Сам по Себе Я ничего не могу совершить; Я вершу суд не своевольно, но повинуясь воле Отца, Который послал Меня, и суд Мой — справедлив.
 
Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня.

Если бы Я Сам свидетельствовал о Себе, то свидетельство Моё не было бы истинным,
 
Если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.

но Другой свидетельствует обо Мне, и Я знаю, что свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне, — истинно.
 
Свидетельствует о Мне Другой, и знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне.

Вы послали к Иоанну, и он засвидетельствовал истину.
 
Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

Мне же свидетельство человека не нужно, и говорю Я вам это в назидание.
 
Не от человека Я принимаю свидетельство, но говорю это, чтобы вы были спасены.

Иоанн был подобен светильнику, который и светит, и греет, и вы могли некоторое время радоваться свету его.
 
Он был светильник горящий и светящий, и вы хотели недолгое время возликовать при свете его.

Моё же свидетельство превосходит свидетельство Иоанна, ибо дела, которые Отец поручил совершить Мне, сами дела эти, которые Я творю, свидетельствуют обо Мне и о том, что Отец послал Меня.
 
Но у Меня свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые дал Мне Отец, чтобы Я совершил их, самые эти дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне, что Отец Меня послал.

И, Отец, Который послал Меня, Сам свидетельствовал обо Мне. Вы же ни голоса Его никогда не слышали, ни лика Его не видели,
 
И пославший Меня Отец, Он и засвидетельствовал о Мне. Вы и голоса Его никогда не слышали, и вида Его не видели,

и слово Его не храните в себе, а потому и не верите Тому, Кого Он послал.
 
и слова Его не имеете, в вас пребывающего, ибо Кого послал Он, Тому вы не верите.

Изучайте Писание: благодаря ему вы надеетесь получить Жизнь Вечную, а оно ведь свидетельствует обо Мне.4
 
Вы исследуете Писания, потому что думаете в них иметь жизнь вечную. А они и свидетельствуют о Мне.

Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы наследовать Жизнь (Вечную).
 
И вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Людская слава не нужна Мне,
 
Славы от людей Я не принимаю,

да и все Я знаю: у вас нет любви к Богу.
 
но Я знаю вас, что любви Божией вы не имеете в себе.

Я пришёл от имени Отца Моего, и вы не принимаете Меня, но если другой кто-нибудь придет от своего имени, того вы примите.
 
Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня; если другой придет во имя свое, того вы примете.

Разве можете вы уверовать, если воздаете почести друг другу, а о почитании Единого Бога забыли?
 
Как можете вы уверовать, если принимаете славу друг от друга, а славы, которая от единого Бога, не ищете?

Не думайте, что Я стану обвинять вас пред Отцом Моим: есть уже обвинитель — Моисей, на (писания) которого вы возлагаете надежды.
 
Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть обвинитель на вас — Моисей, на которого вы возложили упование.

Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.
 
Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, ибо о Мне он написал.

Но если вы Писанию не верите, то разве поверите словам Моим?
 
Если же вы его писаниям не верите, как Моим словам поверите?

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[5.1] «пятью навесами» — досл.: «пятью портиками». Трудно сказать, было ли это строение выполнено в греко-римском стиле; вероятнее всего, это были, по восточному обычаю, большие матерчатые навесы, чем-то напоминающие шатры.
[5.2] «вода начинала бурлить» — досл.: «ангел Господень возмущал воду».
[5.3] чтобы уточнить мысль Иисуса, слово «Отец» переводчик перенес в стих 24 из 23. (Иудеи, несомненно, веровали в Бога-Отца, но не веровали в Его Сына — Иисуса.)
[5.4] возм. перев.: «вы изучаете Писание, благодаря которому».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.