От Иоанна 7 глава

Евангелие от Иоанна святое благовествование
В переводе Лутковского → Перевод Еп. Кассиана

 
 

После этого Иисус отправился в путь по Галилее. В Иудею же Он решил не идти, потому что иудеи хотели убить Его.
 
И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что Иудеи искали Его убить.

А когда наступил иудейский праздник Кущей,
 
А был близко Иудейский праздник Кущей,

братья Его сказали Ему: пойди отсюда в Иудею, чтобы и ученики Твои смогли увидеть чудеса, которые Ты совершаешь.
 
Сказали Ему тогда братья Его: пойди отсюда и иди в Иудею, чтобы и ученики Твои увидели дела Твои, которые Ты творишь;

Никто другой, если бы он совершил такие чудеса, не стал бы скрываться, а старался бы стать известным. Так яви Себя миру!
 
ибо никто ничего не делает втайне, а хочет сам быть на виду: если Ты это делаешь, яви Себя миру.

Но сами братья не веровали в Него.
 
Ибо и братья Его не верили в Него.

На это Иисус сказал им: Моё время ещё не пришло, ваше же время — всегда.
 
Говорит им на это Иисус: время Мое еще не пришло; а для вас всегда время.

Мир не может вас ненавидеть, а Меня мир ненавидит, ибо Я обличаю его за то зло, которое в нём происходит.
 
Не может мир ненавидеть вас. Меня же ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его лукавы.

Идите сами на праздник, Я же на этот праздник пока не пойду, потому что время Моё ещё не пришло.
 
Вы пойдите на праздник. Я еще не пойду на этот праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

Сказав это, Он остался в Галилее.
 
И сказав им это. Он остался в Галилее.

Но после того как братья Его пошли на праздник, Он тоже пошёл, однако тайно, скрываясь (ото всех).
 
Когда же пошли братья Его на праздник, тогда и Он Сам пошел: не явно, а как бы втайне.

Иудеи же во время праздника искали Его и спрашивали: где Он?
 
Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

А среди народа о Нём ходили разные слухи: одни говорили, что Он праведник, другие говорили: нет, Он обманщик.
 
И толков было много о Нем в народе. Одни говорили: Он добр; другие говорили: нет, но вводит народ в заблуждение.

Впрочем, никто открыто не говорил о Нём из-за страха перед иудеями.
 
Однако, никто открыто не говорил о Нем из страха перед Иудеями.

Но на третий день праздника1 Иисус пришёл в храм и стал проповедовать.
 
Когда праздник был уже на половине, вошел Иисус в храм и учил.

Иудеи же спрашивали в изумлении: откуда Он знает Писание, если нигде не учился?
 
Удивлялись Иудеи, говоря: каким образом Он знает Писания, не пройдя учения?

Иисус же сказал, обращаясь к ним: Я проповедую не Своё учение, но Того, Кто послал Меня.
 
Ответил им Иисус и сказал: Мое учение не Мое, но Пославшего Меня.

Кто стремится исполнять волю Его, тот знает: от Бога это учение, или Я от Своего имени говорю.
 
Если кто хочет творить волю Его, он узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я от Себя говорю.

Кто от своего имени говорит, тот добивается славы для себя самого, а Кто добивается славы для Того, Кто послал Его, Тот искренен, и нет лжи в словах Его.
 
Говорящий от себя ищет собственной славы: но Ищущий славы Пославшего Его, Тот истинен, и неправды в Нем нет.

Не дал ли вам Моисей закон? Однако никто из вас не исполняет закон. За что же вы хотите убить Меня?
 
Не Моисей ли вам дал Закон? И никто из вас не исполняет Закона. Почему Меня ищете убить?

В толпе вскричали: не бесноватый ли Ты? Кто хочет убить Тебя?
 
Ответил народ: бес в Тебе, кто Тебя ищет убить?

В ответ Иисус сказал: из того, что Я сделал, всех вас возмущает лишь одно.
 
Ответил Иисус и сказал им: одно дело Я сотворил, и вы все удивляетесь ему.

Но вот Моисей установил вам обрезание, — хотя оно было и до Моисея, ещё при патриархах,2 — и вы в субботу совершаете обрезание.
 
Моисей дал вам обрезание, — не то, чтобы оно было от Моисея, оно от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека.

Если же вы считаете, что в субботу необходимо над человеком совершать обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, почему же на Меня негодуете за то, что Я в субботу полностью исцелил человека?
 
Если обрезание принимает человек в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисеев, на Меня ли вы злобствуете, что Я всего человека сделал здоровым в субботу?

Судите же по существу, и пусть суждения ваши будут справедливы.3
 
Не по виду судите, но судите праведным судом.

Некоторые же из жителей Иерусалима недоумевали: не Его ли разыскивают, чтобы убить?
 
Говорили тогда некоторые из Иерусалимлян: не Тот ли это, Кого ищут убить?

Но вот Он открыто говорит, и никто не запрещает Ему этого. Может быть, старейшины решили, что Он — Христос?
 
И вот Он открыто держит речь, и ничего Ему не говорят. Неужели же воистину узнали начальники, что это — Христос?

Так ведь мы знаем, откуда Он; а когда придет Христос, никому не будет известно, откуда Он.
 
Но Этого мы знаем, откуда Он. А когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он.

Тем временем, продолжая проповедовать в храме, Иисус сказал: вы знаете и Меня, и откуда Я, но ведь Я не Сам по Себе пришёл; Того же, Кто послал Меня, — (Бога) истинного — вы не знаете,
 
Возгласил тогда в храме Иисус, уча и говоря: и Меня знаете, и знаете, откуда Я, и не от Себя Я пришел, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.

тогда как Я знаю Его, ибо Я — от Него, и Он послал Меня.
 
Я знаю Его, потому что Я — от Него, и Он Меня послал,

Иудеи же хотели схватить Его, но никто даже руки на Него не поднял, потому что ещё не пришло время Его.
 
Искали Его схватить, и никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.

А среди собравшихся людей многие уверовали в Него, говоря при этом: неужели Христос, когда Он придет, совершит более великие чудеса, чем Этот совершил?
 
Из толпы же многие уверовали в Него и говорили: Христос, когда придет, неужели сотворит больше знамений, чем Этот сотворил?

Фарисеи же и первосвященники, узнав, что среди народа сложилось подобное мнение о Нём, послали слуг своих схватить Его.
 
Услышали фарисеи эти толки о Нем в толпе, и послали первосвященники и фарисеи служителей, чтобы схватить Его.

Иисус же говорил: недолго Мне осталось быть с вами: Я пойду к Тому, Кто послал Меня.
 
Тогда сказал Иисус: еще малое время Я с вами, и иду к Пославшему Меня;

Будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти.
 
будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти.

При этом иудеи спрашивали друг у друга: куда Он собирается пойти и почему мы не найдем Его? Уж не собирается ли Он уйти в языческие страны и проповедовать язычникам?
 
Сказали тогда друг другу Иудеи: куда Он собирается идти, что мы не найдем Его? Не в рассеяние ли среди Еллинов собирается Он идти и учить Еллинов?

Что означают слова, сказанные Им: будете искать Меня — и не найдете, а туда, где Я буду, — не сможете придти?
 
Что это за слово, которое Он сказал: вы будете искать Меня, и не найдете; и, где Я, туда вы не можете пойти?

В последний же, главный день праздника, Иисус встал (в храме) и провозгласил: кто жаждет, иди ко Мне!
 
В последний же, в великий день Праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: если кто жаждет, да идет ко Мне и да пьет.

Пей, кто верует в Меня! Ибо, как сказано в Писании, из недр Его хлынут потоки воды живой. (Зах 14:8)
 
Кто верует в Меня, как говорит Писание, из чрева его потекут реки воды живой.

А говорил Он это о Духе Святом, Который должен был снизойти на уверовавших в Него. Пока что же Дух не был дарован им, ибо Иисус ещё не был прославлен.
 
Это сказал Он о Духе, Которого должны были получить верующие в Него. Ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен.

Услышав эти слова, многие люди говорили: Он воистину пророк;
 
Некоторые из толпы, услышав эти слова, говорили: это, воистину, пророк.

другие же говорили: Он — Христос; а некоторые говорили: разве Христос должен придти из Галилеи?
 
Другие говорили: это — Христос. А иные говорили: разве из Галилеи придет Христос?

Не сказано ли в Писании, что Христос должен быть из рода Давида и придти из Вифлеема, города, в котором жил Давид? (Пс 88:4−5; Мих 5:1)
 
Не Писание ли сказало, что от семени Давидова и из Вифлеема, того селения, где был Давид, придет Христос?

И возник о Нём спор среди собравшихся людей.
 
И произошло тогда из-за Него разделение в толпе:

Некоторые даже хотели схватить Его, но никто и руки на Него не поднял.
 
некоторые из них хотели схватить Его, но никто не наложил на Него рук.

Между тем слуги возвратились к первосвященникам и фарисеям, и те спросили у них: почему вы не привели Его?
 
Итак, пришли служители к первосвященникам и фарисеям, и те им сказали: почему вы не привели Его?

Слуги ответили: ещё ни один человек так не говорил, как говорит Этот Человек.
 
Ответили служители: никогда еще так не говорил человек, как говорит Этот Человек.

Фарисеи же сказали им: может быть, и вас Он прельстил?
 
И ответили им фарисеи: неужели и вас ввели в заблуждение?

Разве кто-нибудь из старейшин или из фарисеев уверовал в Него?
 
Разве кто-нибудь из начальников уверовал в Него, или из фарисеев?

А народ этот проклят: он не знает закона.
 
Но толпа эта, не знающая Закона: прокляты они.

Тут один из фарисеев, Никодим, который однажды ночью приходил к Иисусу, говорит:
 
Говорит им Никодим, приходивший к Нему раньше (был он один из них):

разве закон наш позволяет выносить приговор человеку, прежде чем будет доказана вина его?
 
разве Закон наш судит человека, не выслушав его прежде и не узнав, что он делает?

В ответ они сказали ему: может быть и ты из Галилеи? Поищи в Писании, и ты убедишься, что из Галилеи пророки не приходили.4
 
Ответили и сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Исследуй и убедись, что из Галилеи пророк не приходит.

 
И отправились каждый в свой дом.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[7.1] «но на третий день праздника» — досл.: «но в половине праздника...».
[7.2] «хотя оно было и до Моисея, еще при патриархах» — досл.: «хотя оно не от Моисея есть, но от отцов».
[7.3] досл.: «не судите по тому, что видите».
[7.4] из Галилеи пророки не приходили — здесь первосвященники и фарисеи показали свое незнание Писания. По крайней мере, один пророк — Иона — был родом из Галилеи.
[7.5] Данный отрывок отсутствует в древних рукописях. Нет его и в толкованиях на Евангелия у Оригена, И. Златоуста, бл. Феодорита. Однако бл. Иероним и бл. Августин защищают подлинность этого рассказа. (Возможно, именно об этом эпизоде идет речь у Евсевия, когда он приводит свидетельства Папия — см. Церк. ист. 3.19.17.)
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.