От Марка 1 глава

Евангелие от Марка святое благовествование
В переводе Лутковского → Комментарии Давида Стерна

В переводе Лутковского

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего.
2 У пророков было написано: пред Тобою Я пошлю Своего вестника, который возвестит о пришествии Твоем; (Исх 23:20)
3 глас вопиющего в пустыне:1 готовьтесь к встрече Господа, прямые проложите дороги для Бога нашего. (Ис 40:3)
4 И вот, из пустыни, проповедуя крещение покаяния во оставление грехов, пришёл Иоанн Креститель,
5 к которому стали приходить жители Иерусалима и всей страны Иудейской, и все принимали крещение от него на реке Иордане, исповедуя ему грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьей шерсти, подпоясанную кожаным ремнем, а питался он саранчою и диким медом.
7 И говорил он, проповедуя: после меня придет Тот, Кто настолько превосходит меня, что я недостоин даже, склонившись, развязать ремни на сандалиях Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 В те самые дни пришёл к Иоанну на Иордан Иисус из Назарета Галилейского и принял крещение от него.
10 Едва Иисус вышел из воды, как увидел разверзающиеся небеса и голубку, в образе которой Дух (Божий) сошел на Него,
11 и раздался голос с небес: Ты — Сын Мой возлюбленный, в Тебе Моё благоволение; (Быт 22:2; Пс 2:7; Ис 42:1)
12 после чего, ведомый Духом, Он удалился в пустыню,
13 где, искушаемый сатаною, пробыл сорок дней среди зверей, и ангелы служили Ему.
14 После того как Иоанн был заключен в темницу, Иисус пошёл в Галилею и стал проповедовать, благовествуя о Царстве Божьем,
15 и так говорил Он: наступили времена, когда приблизилось Царство Божье; покайтесь и веруйте этой радостной вести.
16 Однажды, проходя близ озера Галилейского, увидел Он братьев Симона и Андрея, которые ловили рыбу, закидывая в озеро сети,
17 и сказал им: следуйте за Мною, Я научу вас ловить (души) человеческие.
18 И они, бросив сети свои, тотчас последовали за Ним.
19 Там же невдалеке увидел Он братьев Иакова и Иоанна, сыновей Заведея, которые в лодке чинили сети свои,
20 и тотчас призвал их. И они, оставив в лодке отца своего Заведея вместе с работниками, последовали за Ним.
21 И вот, приходят они в Капернаум; в первую же субботу пошёл Иисус в синагогу и проповедовал там.
22 И поражались все учению Его, потому что, в отличие от книжников, Он учил словно по вдохновению свыше.
23 И вдруг находившийся в этой синагоге человек, одержимый нечистым духом, вскричал:
24 что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Пришёл погубить нас? Знаю кто Ты — Святой Божий!
25 Но Иисус повелел ему: замолчи и выйди из него.
26 И дух нечистый, сотрясши одержимого так, что тот возопил громким голосом, вышел из него.
27 И все в изумлении говорили друг другу: что это? — Действительно новое учение. И духам нечистым Он повелевает, и они повинуются Ему.
28 И вскоре молва о Нём разнеслась по всем окрестностям Галилеи.
29 Выйдя из синагоги, пошли они вместе с Иаковом и Иоанном в дом Симона и Андрея.
30 А теща Симона лежала, горящая в лихорадке, и Ему сразу же сказали об этом.
31 Подойдя к ней, Иисус поднял её, взяв за руку, и недуг тотчас оставил её, и она стала прислуживать им.
32 А когда наступил вечер и зашло солнце, стали приводить к Нему всех больных и бесноватых,
33 так что вскоре весь город собрался у дверей,
34 и многих из тех, кто страдал от различных болезней, Он исцелил и изгнал множество бесов, не позволяя им разглашать, что Он — Христос и они знают об этом.
35 Рано утром, едва рассвело, Он тихо поднялся и вышел из дома и, удалясь в пустынное место, молился там.
36 Между тем стали искать Его Симон и все бывшие с Ним,
37 и когда нашли, говорят Ему: все разыскивают Тебя.
38 Он же сказал им: пойдемте отсюда в другие селения и города, чтобы и там проповедовать, потому что Я для этого и пришёл.
39 И прошел Он по всей Галилее, проповедуя в синагогах и изгоняя бесов.
40 Однажды подбегает к Нему прокаженный и, пав пред Ним на колени, обращается к Нему с мольбою: Господи, если захочешь, то сможешь меня очистить.
41 Сжалившись над ним, Иисус прикоснулся к нему рукой и сказал: хочу, очистись.
42 Едва Он произнес эти слова, как с того сошла проказа, и он очистился,
43 после чего Иисус тотчас отослал его, строго сказав ему:
44 смотри же, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и, как заповедал Моисей, за очищение своё принеси жертву2 во свидетельство всем.
45 А тот, едва отойдя, стал созывать людей и рассказывать всем о случившемся, поэтому Иисус уже не мог открыто войти в город,3 но пребывал вне его, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Комментарии Давида Стерна

1 Начало Доброй Вести Йешуа Мессии , Сына Божьего:

См. ком. к Матф. 1:1, ком. к Матф. 4:3, ком. к Матф. 4:23

2 Написано у пророка Йеша'ягу: "Вот, я посылаю своего вестника впереди тебя; он приготовит путь перед тобой. (Малахия 3:1) 3 Голос кричащего: 'В пустыне приготовьте путь Адонаю. Выпрямите тропы для него!' (Йешайягу — Исайя 40:3)

Стих 2−3. Написано у пророка Йешаягу. Только две последние процитированные строки взяты из Книги Исайи; первые две находятся в Книге Малахии. Свиток Пророков начинается Книгой Исайи, обычно же на весь свиток ссылались по первой книге; тем не менее, см. ком. к Мат. 27:9.

Адонаю. См. ком. к Мат. 1:20.

Стих 3. Голос кричащего. Этими словами начинается вторая часть книги Исайи (Главы 40−66), которая предлагает утешение Израилю и содержит множество упоминаний о Мессии. Кричащий — это Йоханан, духовно отождествляемый с Илией. Голос кричащего: "В пустыне приготовьте путь Адонаю!" В Синодальном переводе читаем: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу". Большинство других переводов, как и первые две версии ЕНЗ, утверждают, что кричащий находится в пустыне. Однако, изучив пунктуацию Масоретского текста Исайи, я пришёл к выводу, что это неверное прочтение. Пунктуация показывает, что слова "в пустыне" объединены с фразой "приготовьте путь" и не относятся к словам "голос кричащего". Хотя расстановка знаков не может считаться богодухновенной, она всё же указывают на то, как евреи читали и понимали текст в период до VIII века н.э. (примерно в это время были проставлены пунктуационные знаки). Если нет убедительных доказательств в пользу того, что текст надо читать по-другому, то лучшим решением было бы предположить, что такая расстановка знаков верна.

4 И вот в пустыне появился Йоханан Погружающий, который провозглашал водное погружение, символизирующее оставление грехов и обращение к Богу для получения прощения.

Стих 4. Йоханан Погружающий, см. ком. к Матф. 3:1.

Водное погружение, символизирующее оставление грехов и возвращение к Богу ради получения прощения, буквально «крещение покаяния», термин, для которого я применил расширенный перевод, более понятный современным читателям. Традиционный иудаизм различает погружение для очищения и для обращения в еврейскую религию, но погружение, провозглашенное Йохананом, не было ни тем, ни другим. См. Мат. 3:1−2 и ком.

5 К нему выходили люди из всей Й'гуды, а также все жители Йерушалаима. Исповедуя свои грехи, они принимали от него погружение в реке Ярден. 6 Йоханан носил одежду из верблюжьего волоса и перепоясывался кожаным ремнём; питался саранчой и диким мёдом. 7 Он возвещал: "Вслед за мной идёт тот, кто могущественнее меня. Я не достоин даже нагнуться и развязать его сандалии. 8 Я погружал вас в воду, а он погрузит вас в Руах ГаКодеш".

Стих 8. Руах ГаКодеш, "Дух Святой", Дух Божий. См. ком. к Мат. 3:11−12.

9 Вскоре после этого из Нацерета, что в Галиле, пришёл Йешуа и принял погружение от Йоханана в реке Ярден. 10 Как только он вышел из воды, он увидел, что небеса раскрылись, и Дух сошёл на него подобно голубю; 11 вслед за тем раздался голос с небес: "Ты Сын мой, любимый мною; я весьма доволен тобой".

Стих 11. Голос. См. ком. к Мат. 3:17.

12 И в тот же миг Дух повёл его в пустыню, 13 и он находился в ней сорок дней, и Противник искушал его. Он был там с дикими зверями, и ангелы заботились о нём.

Стих 13. Противник, Сатан, дьявол. См. ком. к Мат. 4:1.

14 После того, как Йоханана бросили в темницу, Йешуа пришёл в Галиль, возвещая Добрую Весть от Бога: 15 "Время пришло, Царство Божье близко! Отвернитесь от своих грехов и обратитесь к Богу и верьте Доброй Вести!"

Стих 15. Божье Царство. См. ком. к Мат. 3:2 о «Царстве Небес».

16 Идя вдоль озера Кинерет, он увидел Шим'она и Андрея, брата Шим'она, забрасывающих в озеро сети; так как они были рыбаками.

Стих 16. Вдоль озера Кинерет, Галилейского моря. См. ком. к Мат. 4:18.

17 Йешуа сказал им: "Пойдёмте, следуйте за мной, и я сделаю вас ловцами людей!" 18 Они тотчас оставили свои сети и пошли за ним. 19 Пройдя немного дальше, он увидел Я'акова Бен-Завдая и его брата Йоханана , чинящих сети.

Стих 19. См. ком. к Мат. 4:21.

20 Он тут же позвал их, и они оставили своего отца Завдая в лодке с наёмными работниками, и пошли за Йешуа. 21 Они направились в К'фар-Нахум , и в Шаббат Йешуа вошёл в синагогу и стал учить.

Стих 21. Кфар-Нахум, Капернаум. См. ком. к Мат. 4:13.

Шабат, суббота. См ком. к Мат. 12:1.

22 Они поразились тому, как он учит, потому что он не наставлял их, подобно учителям Торы , но так, будто у него были на то полномочия.

Стих 22. Учителя Торы (книжники) не проходили обряд с'миха (то есть не были рукоположены как раввины; см. Мат. 21:23) и потому не могли заниматься кидушим (введением новых интерпретаций) или производить галаху (принимать юридические постановления; см. Мат. 2:4). Именно поэтому люди поразились (можно даже сказать, "были в шоке"): Йешуа учил как раби, а не как книжник. Это первая причина для такого удивления. Второй же причиной было то, что он учил так, будто у него были на то полномочия. Каждый раввин должен был учить (или судить, пасак) в соответствии с галахой своего собственного раввина. Но Йешуа, у которого не было учителя, показал, что его власть превосходит власть любого из них (стихи 23−27 и ком.). Согласно его собственным словам (Йохн. 5−9 и особенно 12:44−50), его власть была непосредственно от Отца, Бога; см. также Даниил 7:14, Мат. 28:18). Наконец, в ст. 2:10, Йешуа заявляет, что обладает полномочиями прощать грехи. Это высшая "власть, данная людям" (Мат. 9:8), поэтому бывшие там "поразились" и этим словам (2:12).

23 В их синагоге в тот момент находился один человек, в котором был нечистый дух, и он закричал: 24 "Чего ты хочешь от нас, Йешуа из Нацерета? Ты пришёл погубить нас? Знаю, кто ты — Святой Божий!" 25 Но Йешуа запретил нечистому духу: "Замолчи и выйди вон из него!" 26 Вызвав у человека судороги, он испустил пронзительный крик и вышел из него. 27 Все они пришли в изумление и начали спрашивать друг у друга: "Что это? Новое учение и такая власть за ним! Он приказывает даже нечистым духам, и те ему подчиняются!"

Стих 23 — 27. В отличие от раввинов, у Йешуа была власть над бесами. Поэтому "Новое учение" (ст. 27) так поразило слушавших. Таргум Онкелос ("толковый перевод" на арамейский, выполненный Онкелосом), написанный в первом веке н.э., объясняет отрывок из Исайи 12:3, ставший песней для традиционного израильского танца ("Ушавтем майим 6'сассон ми ма'айяней гайешу'а", "И в радости будете черпать воду из источников спасения") следующим образом: "И вы получите новое учение от первородного праведного сына Божьего". Таким образом, Онкелос толкует Исайю 12:3 как Мессианское пророчество, определённо относящееся к Йешуа.

В Талмуде сказано, что Рабби Йоханан Бен-Заккай, собравший Совет (Сангедрин) в Явне около 90 г. н.э., на котором были разработаны основы иудаизма, развивавшегося после разрушения Храма, изучал речь шедим (бесы, Сукка 28а), но шедим ему не повиновались.

28 И весть об этом быстро разнеслась по всей области Галиля. 29 Они вышли из синагоги и направились вместе с Я'аковом и Йохананом в дом Шим'она и Андрея. 30 У тёщи Шим'она был сильный жар, и она лежала в постели, и они сказали о ней Йешуа. 31 Он подошёл, взял её за руку и поднял на ноги. Жар исчез, и она стала помогать им. 32 В тот вечер после захода солнца к Йешуа привели всех больных и людей, находившихся во власти бесов,

Стих 32. После захода солнца. Под влиянием прушим (фарисеев) люди считали исцеление в Шаббат нарушением постановлений о работе. Поэтому они ждали вечера после захода солнца. Согласно галахе, Шаббат (ст. 21) официально заканчивается, когда на небосклоне появляются три звезды среднего размера.

33 и весь город толпился у дверей. 34 Он исцелил многих страдавших различными болезнями и изгнал множество бесов, но не позволял бесам говорить, так как они знали, кто он.

Стих 34. Ибо они знали кто он. См. ком. к Мат. 8:4 о том, почему Йешуа не признавал открыто, что он Мессия.

35 Рано утром, когда ещё было темно, Йешуа поднялся, вышел, отправился в уединённое место и молился там. 36 Но Шим'он и те, кто были с ним, пошли за ним; 37 и, найдя его, сказали: "Все тебя ищут". 38 Он отвечал: "Пойдёмте куда-нибудь, в другие деревни поблизости. Мне нужно и там проповедовать весть, ведь для этого я и пришёл". 39 И они ходили по всему Галилю, проповедуя в их синагогах и изгоняя бесов. 40 Один человек, у которого была отталкивающая кожная болезнь, подошёл к Йешуа и умолял его, стоя на коленях: "Если ты хочешь, можешь очистить меня".

Стих 40. Человек, пораженный отталкивающей кожной болезнью. Обычно переводится «прокаженный», но см. ком к Мат. 8:2 о «чистоте».

41 Полный сострадания, Йешуа протянул руку, коснулся его и сказал: "Да, хочу! Очистись!" 42 В тот же миг кожная болезнь оставила его, и он очистился. 43 Йешуа отослал его, строго предупредив: 44 "Смотри, никому не говори ; лучше, для свидетельства людям, пойди и покажись когену , и принеси жертву за своё очищение, о которой заповедал Моше".

Стих 44. Никому не говори. См. ком. к Мат. 8:4. Пойди и покажись когену. См. ком. к Мат. 2:4.

45 Но он пошёл и стал распространять новость, ничего не утаивая; так что Йешуа не мог больше открыто входить в город, а оставался в сёлах, куда к нему отовсюду стекались люди.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[1.1] «глас вопиющего в пустыне» — возможен перевод: «глас вопиющего: в пустыне...».
[1.2] «за очищение свое принеси жертву» — о законе об очищении от проказы см. Лев. 14.2 — 32.
[1.3] «не мог открыто войти в город» — по той причине, что прокаженный, возвещая всем о своем исцелении, несомненно, рассказал и то, что Иисус коснулся его рукой. Прокаженные же считались «нечистыми», и всякое прикосновение к ним оскверняло, поэтому Иисус в глазах толпы Сам мог считаться «нечистым».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.