От Луки 4 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Комментарии Давида Стерна

В переводе Лутковского

1 И вот, исполненный Духа Святого, Иисус удалился за Иордан и был послан Духом в пустыню,
2 где сорок дней диавол искушал Его. Иисус же ничего не ел в эти дни и по прошествии их почувствовал сильный голод.
3 Диавол же сказал Ему: если Ты — Сын Божий, повели этому камню стать хлебом.
4 И сказал Иисус ему в ответ: написано: не только хлеб дает жизнь человеку, но каждое слово Божье. (Втор 8:3)
5 И, вознеся Его на высокую гору, диавол в одно мгновение показал Ему все царства мира
6 и сказал Ему: все богатства их я могу дать Тебе и полную власть над ними, потому что она мне передана, и я кому хочу, тому и даю её.
7 Итак, если Ты воздашь поклонение мне, всё это будет Твоим.
8 В ответ Иисус сказал ему: написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного. (Втор 5:9; Втор 6:13)
9 Тогда диавол перенес Его в Иерусалим и, поставив на крыше храма, говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься отсюда вниз;
10 ведь написано же: Он поручит ангелам Своим охранять Тебя,
11 и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею. (Пс 90:11−12)
12 В ответ сказал ему Иисус: сказано также: не искушай Господа Бога своего. (Втор 6:16)
13 На этом окончились все искушения, и диавол на некоторое время оставил Его.
14 Иисус же возвратился, исполненный могуществом Духа, и молва о Нём разнеслась по всем окрестностям Галилеи,
15 где Он проповедовал в синагогах, и все прославляли Его.
16 И отправился Он в Назарет, город, где Он вырос; в субботу по обыкновению Своему Он пришёл в синагогу и встал, чтобы читать Писание.
17 Ему подали книгу пророка Исайи, и Он, раскрыв книгу, отыскал то место, где было написано:
18 на Мне пребывает Дух Господень, Которым Он осенил Меня; Он послал Меня благовествовать бедным, утешать сокрушенных сердцем, возвещать пленным о возвращении и узникам — об освобождении, отпускать порабощенных на волю,
19 возвещать о благоприятном времени Господнем. (Ис 61:1-2; Ис 58:6)
20 Закрыв книгу, Он отдал её служителю и сел; глаза же у всех в синагоге были обращены на Него.
21 И стал Он говорить им о том, что именно теперь исполнилось все, услышанное ими в этом Писании.
22 Все соглашались с Ним, однако, удивляясь словам о благодати, которая исходит из уст Его, спрашивали: не сын ли Он Иосифа?
23 Он же сказал им: вы, конечно, можете ответить Мне известной пословицей: Врач, вылечи Себя Самого; и сказать: сотвори же здесь, в отечестве Своем, то, что, как мы услышали, было совершено Тобою в Капернауме.
24 И сказал Он: уверяю вас: нет такого пророка, который был бы принят в отечестве своем.
25 И ещё скажу вам: воистину много вдов1 было в Израиле во времена Илии, когда три года и шесть месяцев небо не давало дождя и наступил великий голод на всей земле,
26 но ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую;
27 и много прокаженных было в Израиле при пророке Елисее, но ни один из них не был очищен (от проказы), а только Нееман сириец.
28 Услышав это, все пришли в ярость;
29 выйдя из синагоги, они вывели Иисуса за город и, поднявшись на гору, около которой был основан их город, хотели сбросить Его с обрыва,
30 но Он, (невидимо) пройдя среди них, удалился оттуда.
31 И пришёл Он в Капернаум, один из городов Галилеи, и стал по субботам проповедовать (в синагоге).2
32 И поражались все учению Его, потому что речь Его казалась вдохновленной свыше.
33 И пришёл в синагогу человек, одержимый духом нечистым, то есть бесом, и вскричал во весь голос:
34 ну что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Пришёл погубить нас? Знаю, кто Ты — Святой Божий!
35 Но Иисус повелел ему: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув одержимого посреди синагоги, незамедлительно вышел из него.
36 Все пришли в изумление и стали спрашивать друг у друга: кто Он такой, что может с властью приказывать духам нечистым, и те выходят?
37 И разошлась молва о Нём по всем окрестным селениям.
38 Выйдя из синагоги, Он пришёл в дом Симона; теща же Симона была охвачена огнем лихорадки, и Ему сказали о ней.
39 Встав перед нею, Иисус повелел, чтобы недуг оставил её, и она сразу же поднялась и стала прислуживать им.
40 А когда зашло солнце, привели к Нему всех, кто страдал от различных болезней, и Он, возлагая на каждого из них руки Свои, исцелил их.
41 Из многих же выходили бесы, крича: Ты — Сын Божий! Но Он запрещал им разглашать, что Он — Христос и что они знают об этом.
42 А на рассвете Он вышел и удалился в пустынное место. Между тем все люди искали Его, и когда нашли, стали упрашивать Его, чтобы Он не уходил от них.
43 Он же сказал им: и в других городах Я должен благовествовать о Царстве Божьем, потому что для этого Я и послан.
44 И отправился Он проповедовать в синагогах Галилеи.

Комментарии Давида Стерна

1 Затем Йешуа, наполненный Руах ГаКодеш, возвратился с Ярдена, и Дух повёл его в пустыню 2 для испытания Противником в течение сорока дней. Всё это время он ничего не ел, и по прошествии этих дней был голоден. 3 Противник сказал ему: "Если ты Сын Бога, прикажи этому камню стать хлебом".

Противник. См. ком. к Мат. 4:1.

4 Йешуа ответил ему: "В Танахе сказано: 'Не хлебом одним жив человек'"'. 5 Противник поднял его вверх, показал в одно мгновение все царства мира 6 и сказал ему: "Я отдам тебе всю эту власть и славу. Она была передана мне, и я могу дать её, кому пожелаю. 7 Итак, если ты поклонишься мне, всё это станет твоим". 8 Йешуа ответил ему: "В Танахе сказано: 'Поклоняйся Адонаю Богу твоему и только Ему служи'" 9 3атем он взял его в Йерушалаим, поставил на самом верху Храма и сказал ему: "Если ты Божий Сын, прыгни отсюда вниз! 10 Ибо в Танахе сказано: 'Он возложит на ангелов Своих ответственность за тебя и прикажет охранять тебя. 11 Они поддержат тебя руками, Чтобы ты не ударился ногой о камни'". 12 Йешуа ответил ему: "Там также сказано: 'Не подвергай испытаниям Адоная Бога твоего'". 13 Когда Противник закончил все эти искушения, он оставил его до подходящего момента. 14 Йешуа вернулся в Галиль в силе Духа, и слухи о нём разошлись по всем окрестностям. 15 Он учил в их синагогах, и все относились к нему с почтением. 16 Когда же он направился в Нацерет, где был воспитан, то в Шабат, как обычно, пошёл в синагогу. Он поднялся для чтения 17 и ему подали свиток пророка Йешаягу. Развернув свиток, он нашёл место, где было написано:

Шабат См. ком. к Мат. 12:1.

Йешуа пошёл в синагогу, как любой порядочный еврей. Он поднялся для чтения вслух отрывка из свитка. В наши дни в синагоге принято в течение года прочитывать всю Тору (Пятикнижие; см. ком. к Мат. 5:17). Отрывки, состоящие из нескольких глав, читаются по утрам в понедельник, четверг и в Шабат, а годовой цикл заканчивается и начинается в праздник Симхат-Тора (Радость Торы), который наступает в конце праздника Сукот (ком. к Йн. 7:2). В древние времена требовалось три года, чтобы прочитать всю Тору.

Существует также второе чтение, называемое гафтара («завершение»): оно включает в себя отрывки из Пророков и Писаний, имеющие отношение к парашат-гашавуа («недельный отрывок Торы).

Хотя доподлинно и не известно, каковы были традиции в первом веке, похоже, что если Йешуа подали свиток пророка Йешаягу, значит, ему предложили чтение из гафтары. И поскольку мы не можем точно судить о традициях того времени, остается неясным, нашел ли он место, установленное календарем для чтения в этот Шабат, либо он сам его выбрал, либо прочитал там, где открылся свиток.

18 "Дух Адоная на мне; потому Он помазал меня провозгласить Добрую Весть нищим; Он послал меня объявить узникам освобождение и слепым прозрение, освободить сокрушённых, 19 возвестить год благоволения Адоная". 20 Закрыв свиток и возвратив его шамашу, он сел; и все в синагоге пристально посмотрели на него.

20 Шамашу на др.-евр. или шамесу на идише. Служитель или смотритель синагоги, «слуга» собрания (буквальное значение этого слова). Греческое уперетес («служитель, слуга»).

21 Он начал говорить им: "Сегодня, как вы слышали прочитанное, этот отрывок Танаха исполнился!"

Стихи 18−19 цитируют Книгу Исайи 61:1−2а, но не включают в себя идущие следом слова: «...и день мщения Бога нашего». Хотя обычно цитата из Писания подразумевает весь контекст (Мат. 2:6 и ком.), возможно, здесь Йешуа прервался, чтобы сказать: «Сегодня, как вы слышали прочитанное, этот отрывок Танаха (не включая «день мщения») исполнился — как это описано в 7:20−23, Мат. 11:2−6 и ком.

В своё Первое пришествие он исцелял и нёс Добрую Весть о Царстве и спасении (Мат. 4:17): время для мести или суда ещё не настало (Йн. 8:15, 12:47).

22 Все одобрили его и удивлялись тому, что из его уст исходят такие трогательные слова. Они даже спрашивали: "Неужели это сын Йосефа?" 23 3атем Йешуа обратился к ним: "Вы конечно процитируете мне поговорку — 'Врач, исцели самого себя!' Мы слышали обо всём, что происходило в Кфар-Нахуме; теперь соверши всё это в своём родном городе!' 24 'Да! — сказал он. — Говорю вам, что ни одного пророка не принимают в его родном городе.

Да! Или имен на древнем иврите. См. ком. к Мат. 5:18.

25 Верно, говорю вам, — в те дни, когда в Израиле был Элиягу, и небо было запечатано на полтора года, так что по всей Земле Израиля был сильный голод, там было много вдов; 26 однако ни к одной из них не был послан Элиягу, а только ко вдове в Цар-фат в земле Цидона.

Этот случай описан в 3-й Книге Царств 17:1, 7, 9−24; 18:1.

27 Также во времена пророка Элишы в Израиле было много людей, страдавших тяжёлыми кожными болезнями, но ни один из них не был исцелён, кроме Наамана-сирийца".

Тяжёлыми кожными болезнями. См. ком. к Мат. 8:2.
Элиша Нааман Сириец. Эта история рассказана в 4-й Книге Царств 5:1−14.

28 Услышав это, все находившиеся в синагоге пришли в ярость. 29 Они встали, вывели его за пределы города и подтащили к краю скалы, на которой был построен их город, собираясь сбросить его оттуда. 30 Но он прошёл сквозь толпу и удалился. 31 Он сошел в Кфар-Нахум, город в Галиле, и стал учить каждый Шабат. 32 Они удивлялись тому, как он учит, потому что его слово несло в себе власть. 33 В синагоге находился человек, в котором был нечистый бесовский дух, и он закричал во весь голос:

Нечистый бесовский дух. См. ком. к Мат. 4:24.

34 "А-а! Чего тебе надо от нас, Йешуа из Нацерета? Ты пришёл, чтобы уничтожить нас? Я знаю, кто ты — Святой Божий!" 35 Но Йешуа запретил ему: "Замолчи и выйди вон из него!" Бесовский дух бросил человека на землю посреди толпы и вышел из него, не причинив ему вреда. 36 Все они были поражены и говорили друг другу: "Что это за учение? Он приказывает нечистым духам с силой и властью, и они выходят!" 37 И молва о нём разошлась по всем окрестностям. 38 Покинув синагогу, он направился в дом Шимона. У тёщи Шимона был сильный жар, и они попросили его помочь ей. 39 Тогда, подойдя к ней, он запретил жару, и он оставил её. Она тут же поднялась и стала им помогать. 40 После захода солнца к Йешуа стали приносить людей, страдавших различными болезнями, и он возлагал на каждого из них руки и исцелял их;

После захода солнца. См. ком. к Map. 1:32.

41 также из многих выходили бесы, крича: "Ты Божий Сын!" Но он, запрещая им, не позволял им говорить о том, что они знают, что он Мессия. 42 Когда настал день, он ушёл оттуда и направился в уединённое место. Люди искали его, подошли к нему и хотели удержать его, чтобы он не оставлял их. 43 Но он сказал им: "Я должен провозглашать Добрую Весть Божьего Царства и другим городам -для этого я и был послан". 44 Он проповедовал ещё некоторое время в синагогах Йегуды.

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[4.1] вдова в Сарепте Сидонской, Нееман сириец — язычники. Именно этим обстоятельством вызвана ярость «правоверных» иудеев, считавших лишь себя избранниками Божьими. (См. 3 Цар. 17.9; 4 Цар. 5.8 — 14).
[4.2] Обращаясь к тексту первых трех с половиной глав Ев. Луки, даже неспециалист отметит резкое отличие этой части Евангелия от остального текста (обилие ветхозаветных цитат, усложненность стилистики, поэтичность, обостренное чувство хронологической точности и т.п.). Вероятно, на стыке 4 -5-й глав автор стал использовать тексты Ев. Матфея и Марка, по неизвестной причине не очень заботясь о сглаживании «острых углов». Так, из контекста 4.31 видно, что здесь говорится о первом посещении Капернаума, однако в 4.23 сказано, что Иисус уже был в Капернауме и совершил там какие-то чудеса, о чем Он и поведал в назаретской синагоге; в 4.38 Иисус приходит в дом Симона Петра, где исцеленная теща Симона стала прислуживать «им», то есть Иисусу с учениками, тогда как знакомство с Симоном и призвание учеников описано лишь в следующей, пятой главе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.